Без друзей прожить нельзя
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей используя художественное слово, музыку, искусство. Учить оценивать поступки в ситуационных задачах, формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, себялюбию, трусости.
Закрепить навыки культуры поведения в общественных местах, применяя вежливые слова.
Словарная работа:
Совершенствовать умение использовать слова только по смыслу в нужном моменте.
Предшествующая работа:
- Чтение художественной литературы.
- Заучивание половиц, поговорок, применяя их в жизни.
- Этическая беседа на тему: «Что значит быть добрым»
- Разбор ситуационных моментов.
- Сюжетные ролевые игры.
- Настольная игра «Оцени поступок».
Материал для занятия:
- Грам.запись «Если с другом вышел в путь» Шианского
- Книга Осеевой «Три товарища»
- Игрушка «Ушастик»
- Костюм для ребенка – «Каркуша»
Список используемой литературы:
1. « Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» - Е.А.Алябьева
2. «Хрестоматия детей старшего дошкольного возраста» - Рез З.Я.,Гурович Л.М., Береговая Л.Б.
3. «Пословицы русского народа» - В.В.Даль
4. «Дошкольное воспитание» - №10/90; №4/88; №10/89.
Ход Нод.
Ребята сегодня у нас с вами будет необычное начало занятия. Тему нашего занятия вы узнаете из песни, которую сейчас услышите. О чем она? (Звучит песня в грам.записи «Если с другом вышел в путь» Шаинского).
Так о чем эта песня? Какие слова вам больше всего запомнились и понравились в этой песни?
«Без друзей меня чуть-чуть
А с друзьями много.
Что мне снег, что мне зной
Что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной»
Кто же такой друг? Кого можно назвать своим другом?
Ответы детей: Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость и твое горе, поделиться всем, что у него есть. Друг всегда первый придет на помощь, выручит из беды.
Ребята а как вы сами должны относиться к другу? (Остановить товарища, если он поступает плохо, помочь товарищу не ждать когда он тебя попросит о помощи).
Дети, а почему дружба так ценится? Даже в народных пословицах говорится: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» или «Верный друг самое большое богатство». /Порознь, по одиночке не сделать того, что сделать можно вместе, дружно. Один посадит дерево, все вместе – сад. Соединяет людей дружба. Делает их счастливыми/.
Ребята а какие пословицы о дружбе вы знаете?
- Чтобы у тебя были друзья, ты должен сам уметь дружить.
- Дружба заботой и подмогой крепка.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Сам погибай, а друга выручай.
- Друга ищи, а найдешь береги.
- Человек без дружбы – что дерево без корней.
- Только одному тяжело жить на свете.
- Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
- Не та дружба сильна, что в словах заключена.
Ребята о дружбе написано много стихов и песен. Сейчас мы с вами споем одну из них /Песня о дружбе/.
Дети, а сейчас я вам прочитаю рассказ Осеевой «Три товарища». Послушайте и скажите, кто из этих мальчиков был настоящим другом? /читает рассказ/
С кем бы из этих мальчиков вы хотели дружить? Почему?
Ребята, а вот послушайте рассказ о мальчиках, которые называют себя друзьями и оцените их взаимоотношения: «Саша и Андрюша так расшалились и разбегались, что помяли цветы на клумбе. Это Андрейка виноват! Сразу же закричал Саша, увидев воспитателя. Андрей это ты виноват? Строго спросила воспитательница, мальчика. – Я, ответил Андрейка и отвернулся от Саши. Хотя виноват только Андрей, но я вижу вас обоих – сказала Ольга Ивановна и усадила детей около веранды. А меня за что? Захныкал Саша. Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отвернулся от Саши чуть ли не спиной. То же мне друг еще называется, пробурчал Саша, но Андрей никак не среагировал на его ворчание.
Почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрейку? Почему вздохнула? Хотели бы вы чтобы Саша был вашим другом?
Ребята давайте разберемся еще в одной ситуации /сценка/.
- У Юры был день рождения, пришли дети, принесли подарки. А Оля самый лучший друг забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику /дойдя до этого, сценка останавливается, дети думают и говорят, что ответил девочке Юра/ после высказанного – Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок повод для огорчения? Я же тебя звал в гости, а не подарок».
Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Можно ли его считать настоящим другом?
Ребята, еще в одном случае нам нужно разобраться /инсценировка с игрушкой/ «Ушастик принес в детский сад чудесный автомобиль. Какой красивый восхитились звери-малыши. Можно покататься на нем? Конечно, конечно, играйте – разрешил Ушастик. Еж, заяц и утенок забрались в машину. Они так веселились, разъезжая в автомобиле, что Ушастику захотелось покататься вместе с друзьями. Он сел в кузов и автомобиль развалился.
В каком случае Ушастик поступил правильно?
I Вариант: Ушастик увидев изуродованную автомашину, рассердился и закричал: Зачем вы полезли в мою машину, вы нарочно захотели ее раздавить, потому что у вас не было такого красивого автомобиля. Ежик возразил ему: Ну и ты влез в автомашину. А там ведь уже не было места- ты же видел! Это моя машина, опять закричал Ушастик. – захотел и влез в нее. А с вами я не хочу больше водиться! Уходите отсюда! И приятели отошли.
II Вариант: Ушастик увидев сломанную машину, чуть было не заплакал и не закричал на друзей, но спохватился: «Они же не нарочно это сделали. Я же сам тоже влез к ним в кузов. Уж очень у них была веселая игра. Жалко автомобиль, но может быть еще удастся его починить? Не огорчайтесь друзья».
Ребята, в каком случае Ушастик поступил правильно? /во втором случае Ушастик поступил справедливо и за это его друзья будут больше любить и уважать/.
Стук в дверь.
Дети, посмотрите к нам в гости прилетел Каркуша.
Каркуша: Ребята, вы меня узнали?
Постой, Каркуша, ты же забыла поздороваться с нами.
Каркуша: Вот опять забыла, поэтому у меня нет друзей, я не знаю как себя вести.
Ребята давайте научим Каркушу быть вежливой и воспитанной. У нас Каркуша, есть «Книга добрых правил», где записаны правила хорошего поведения. Давайте о них поговорим.
Каркуша: Если в дверях встретились мальчик и девочка, кто кого должен пропустить? / дети показывают /
Правило: Мужчина всегда уступает дорогу женщине.
Каркуша: А если в дверях встретились дети взрослые? /Дети должны не задумываясь уступить дорогу старшим сказав «Проходите пожалуйста» - дети показывают/.
Каркуша: А как быть в этой ситуации? /иллюстрация в автобусе/. /Дети решают как поступить./ В транспорте нужно уступать места: пожилым, инвалидам, с детьми.
Все эти правила Каркуша, наши дети знают и учат им своих кукол.
Чтение стихотворения С.Папутикян. /Слушай хорошенько/ см Мажанова «Правильно ли говорит ваш ребенок» - стр 145.
А сейчас дети нарисуйте портрет своего лучшего друга, а ты, Каркуша, может быть узнаешь кого?
ИТОГ НОД
О чем мы с вами сегодня беседовали? /о дружбе/. Какое правило можно записать в «книгу добрых правил?» Правило: Всем советуем дружить. Ссорится не смейте. Без друзей нам не прожить. Ни за что на свете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Без друзей жить нельзя!
Конспект беседы поможет сформировать у старших дошкольников привычку выполнять общепринятые правила вежливости, научить культуре общения, дружеским взаимоотношениям....
"Без друзей жить нельзя"
Беседа для детей старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Без игр ребенку никак прожить нельзя"
Конспект семинара-практикума "Без игр ребенку никак прожить нельзя"...
Занятие по окружающему миру "Без воды прожить нельзя"
беседа об окружающем мире. Почему надо беречь воду, кому она нужна. Что произойдет если вода исчезнет.Пополнять знания детей о рациональном использовании воды, развивать любознательность....
Проект по экологическому воспитанию дошкольников "Без природы нам друзья, прожить никак нельзя."
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в к...
Конспект занятия " Без труда прожить нельзя"
Формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста, приобщение их к труду взрослого, к самостоятельному посильному труду. Расширение представление детей оь значении труда о жизни ...
Квест «Знаки дорожные- наши друзья, нам без них прожить нельзя!»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественн...