Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.
проект (старшая группа) на тему

Грачева Надежда Викторовна

Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Тип проекта – педагогический

Масштаб – долгосрочный  (сентябрь 2015г. – май 2016г.)

Актуальность:

У каждого из нас на свете есть места,

Куда приходим мы на миг объединиться,

Где память, как строка почтового листа,

Нам сердце исцелит, когда оно томиться.

Игорь Тальков

 

Читая эти знаменитые строки,  мысленно возвращаешься в самые дорогие и милые сердцу места. Туда, где человек родился и вырос, где промчалось его детство.  Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и счастливые воспоминания.

Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к родному городу.

К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций.  Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.

Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

 

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель: 

Осуществление нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим, с растительным и животным миром родного края.

 

Задачи:

v Знакомить детей с  культурой и искусством народов Прикамья, с достопримечательностями, с названиями улиц, носящих имена известных людей.

v Формировать представления детей о праздниках, обычаях и традициях своего народа.

v Расширять знания детей о профессиях города  и значимости их труда.

v Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к растительному и животному миру уральского края.

v Повысить уровень компетентности  родителей по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников через использование активных форм взаимодействия.

Стратегии и механизмы реализации проекта

I этап - Подготовительный (сентябрь-ноябрь 2015г.)

v определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;

v формирование интереса  детей к знакомству с историей и культурой родного города, его достопримечательностями, растительным и животным миром Урала;

II этап – Основной (декабрь 2015г. - апрель 2016г.)

v образовательная деятельность с детьми и родителями;

v исследовательская деятельность с детьми;

v проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города.

III этап - Заключительный  (май 2015г.)

v выявление уровня знаний, умений, навыков по данной  теме;

v систематизация собранного материала по  теме;

v презентация проекта.

Планируемые результаты реализации проекта:

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Березники, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Перспективы развития проекта:

Продолжать работу в оборудовании  уголка  по патриотическому воспитанию.

Список литературы:

- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005г;

- Г.Н.Данилина, Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. – М.: АРКТИ, 2004;

- О.В. Дыбина Предметный мир как средство формирования творчества  детей;

- Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010,

 - Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России», Москва 2010.

- Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», ТЦ Сфера, 2007;

- Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2005.

- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2005;

- Сапрыкина А. Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири./ Урал. Гос. Пед. Ун-т, Сост. А. Р. Сапрыкина. – Екатеринбург, 2003;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 49»

Проект

«Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем»

 для детей старшей группы.

                                                               

Разработала: Грачёва

Надежда Викторовна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Березники, 2016г.

Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Тип проекта – педагогический

Масштаб – долгосрочный  (сентябрь 2016г. – май 2017г.)

Актуальность:

У каждого из нас на свете есть места,

Куда приходим мы на миг объединиться,

Где память, как строка почтового листа,

Нам сердце исцелит, когда оно томиться.

Игорь Тальков

Читая эти знаменитые строки,  мысленно возвращаешься в самые дорогие и милые сердцу места. Туда, где человек родился и вырос, где промчалось его детство.  Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и счастливые воспоминания.

Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к родному городу.

К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций.  Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.

Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель:  

Осуществление нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим, с растительным и животным миром родного края.

Задачи:

  • Знакомить детей с  культурой и искусством народов Прикамья, с достопримечательностями, с названиями улиц, носящих имена известных людей.
  • Формировать представления детей о праздниках, обычаях и традициях своего народа.
  • Расширять знания детей о профессиях города  и значимости их труда.
  • Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к растительному и животному миру уральского края.
  • Повысить уровень компетентности  родителей по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников через использование активных форм взаимодействия.

Стратегии и механизмы реализации проекта

I этап - Подготовительный (сентябрь-ноябрь 2016г.)

  • определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
  • формирование интереса  детей к знакомству с историей и культурой родного города, его достопримечательностями, растительным и животным миром Урала;

II этап – Основной (декабрь 2016г. - апрель 2017г.)

  • образовательная деятельность с детьми и родителями;
  • исследовательская деятельность с детьми;
  • проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города.

III этап - Заключительный  (май 2017г.)

  • выявление уровня знаний, умений, навыков по данной  теме;
  • систематизация собранного материала по  теме;
  • презентация проекта.

Планируемые результаты реализации проекта:

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Березники, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Перспективы развития проекта:

Продолжать работу в оборудовании  уголка  по патриотическому воспитанию.

Список литературы:

- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005г;

- Г.Н.Данилина, Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. – М.: АРКТИ, 2004;

- О.В. Дыбина Предметный мир как средство формирования творчества  детей;

- Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010,

 - Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России», Москва 2010.

- Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», ТЦ Сфера, 2007;

- Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2005.

- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2005;

- Сапрыкина А. Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири./ Урал. Гос. Пед. Ун-т, Сост. А. Р. Сапрыкина. – Екатеринбург, 2003;

План

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Месяц

Тема

Формы работы

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками  детского сада.

2.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

3.Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Цель: развивать речь детей

4. Беседа «Наш детский сад»

Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.

5.Изготовление поделок из природного материала в подарок детям младшей группы

6. Занятие «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

7.Выставка детских рисунков на тему  «Мой любимый детский сад».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.

Октябрь

«Моя семья»

1.Беседа «Моя семья».

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

 

2. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.

3. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.

4. Рисование на тему «Моя семья»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

5. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Ноябрь

«Мой город»

1.Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

 Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях.

2.С/р игра «Экскурсия по городу на «автобусе» (по фотографиям).

Цель: знакомить детей с достопримечательностями, воспитывать любовь к родному городу.

3.Занятие «Государственный флаг РФ».

Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

4.Беседа «Наша Родина-Россия»

Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).

     

 5. Чтение стихов о родном городе.

Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.

     

6.Рисование на тему «Мой город»

 Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и     представления. Воспитывать любовь и уважение к  малой Родине.

7.Беседа «Дом, улица, адрес».

Цель: продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения.

8.Беседа «Природа родного края».

Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

9.Праздник «Мамочка милая, мама моя»

Цель: Воспитывать у дошкольников любовь, заботу, уважение к самому дорогому человеку - к матери.  Способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье.  Развивать артистичность и творческие способности.   Создать праздничное весёлое настроение, вызвать желание заботиться о маме, помогать ей.

10.Изготовление условной карты-схемы «Улицы моего города».

Декабрь

«Зима»

1.Беседа: «Встреча Нового года в других странах»
Цель:
 расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике - семейном, добром, весёлом.

2. Чтение стихов уральского поэта Алексея Решетова.

Цель: воспитывать чувства любви, уважения к стихам уральского  поэта А. Решетова.    

3. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

4.Рисование на тему «Наша новогодняя елка»

5 Аппликация «Новогодняя открытка»

6.Праздник «Новогодний карнавал».

Цель: создать у детей радостное настроение.

7.Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.

Январь

«Народные праздники»

1.Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество»

 Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

2. Развлечение «В гости коляда пришла».

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.

3. Занятие «Доведи дело до конца».

Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.

4. Беседа «История моего города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».

5. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Цель: прививать интерес и любовь к родному городу, району.

6. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления;

Февраль

«Наши защитники» (ко Дню защитника Отечества).

1.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

Цель: расширение кругозора.

2.Пение песен  об армии.

3. Фотовыставка «Мой папа служил в армии»

4. Беседа «Мои друзья».

Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям.

5. Занятие «Государственный герб России».

Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.

6 . Изготовление подарков для пап и дедушек.

Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных

7. Беседа «Кто сторожит тишину?».

Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск;

8. Спортивный досуг «Папа может!».

Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.

Март

«Моя мама»

1.Беседа «О мамах родных и очень важных».

Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

2.День рождения города

 Цель: расширять знания детей о родном крае, прививать любовь к нашей малой Родине, гордость за нее.

3. Изготовление подарка мамам, бабушкам.

Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

4. Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта».

Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.

5. Рисование портрета «Моя мама»

Цель: воспитывать любовь и уважение к маме.

6. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери».

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

7.Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».

 Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Апрель

«Наши космонавты»

1.Занятие «Покорение космоса».

Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

2. Беседа «Герб, флаг России»
Цель:
 познакомить с изображением флага и герба России, изображением герба и флага г. Березники, Пермского края. Знакомить детей со значением символов, символикой цветов.

3. Праздник «Славится Россия чудо – мастерами».

Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

 

4. Развлечение « Пасхальное чаепитие»

Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности. 

Май

«Этот День Победы»

1. Беседа «Знамя Победы».

Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

2. Беседа «Этот день Победы».

Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

3. Экскурсия к Вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.

Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

4. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества».

 Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

5. Беседа «День защиты детей»

Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

6. Экскурсия в ЦНТТ «Танкового корпуса»

Работа с родителями

1. Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции групповых уголков краеведения.

2. Провести семинары – практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края».

3. Организовать консультации на следующие темы:

«Роль родителей в воспитание у детей любви к родному городу»

«Куда повести малыша в выходной»

«Как рассказать ребенку о своей работе» 

«Расскажите детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили».

4. Открытое мероприятие: Викторина «Мы – патриоты»

5. Круглый стол «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье».

6. Подготовить вместе с родителями фотовыставку «Мы из г.Березников Пермского края» фотографии детей в самых красивых местах города.

7. Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав «как играли наши бабушки и дедушки» (игры, упражнения в смекалке, ловкости)

8. Провести викторину «Что? Где? Когда?». Соревнуются команды детей старшей группы и родителей – кто лучше знает родной город, край (с вручением призов, дипломов).

9. Оформить выставки творческих работ по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»

"Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»...

Проект «Развитие патриотических чувств у старших до-школьников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.

Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный  (сентябрь 2016г. – май 2017г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»

Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...

«Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой» консультация для педагогов

laquo;Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»...

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой».

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено неск...