Использование презентаций Power Point и дидактической сказки в работе с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение.
статья по теме
В статье раскрывается актуальеость использования презентаций, подготовленных в программе Power Point с детьми, имеющими нарушения зрения. Дано описание данной технологии, необходимые требования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_statya.docx | 66.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование презентаций Power Point и дидактической сказки в работе с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение.
На сегодняшний день владение информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) и умение использовать их в образовательном процессе является важнейшим национальным приоритетом. Инновации в системе образования, её информатизация требуют от педагога быть компетентным в этой сфере, тем самым раскрывая перед ним широкие возможности для внедрения в процесс образования новых методических разработок. Ведь современный педагог, помимо владения компьютерными навыками и умения пользоваться современными мультимедийным оборудованием, должен уметь создавать собственные электронные образовательные ресурсы, применяя их в своей педагогической деятельности.
Электронные ресурсы значительно облегчают как процесс подготовки педагога к занятию, так и проведение совместной образовательной деятельности. Кроме того, в разы увеличивается интерес детей к образовательному процессу. Это в свою очередь обеспечивает активность ребёнка, а, следовательно, и более прочное усвоение знаний. Тем более эффективно применение этой технологии (в частности презентация Power Point), если использовать её в русле какой-нибудь, знакомой детям сказки. Зная сюжет, ребёнок будет чувствовать себя увереннее. А интерпретация сказки в таком необычном виде, интерактивность проводимого мероприятия, привлечёт ребёнка, заставит его «включить» произвольное внимание, без формирования которого нельзя строить образовательно-воспитательный процесс. Развитие внимания у детей, имеющих нарушенное зрение, несколько отстаёт по времени. Более длительное время непроизвольное внимание у них является преобладающим. Оно напрямую зависит от заинтересованности ребёнка к образовательному процессу, от отношения к окружающим предметам и к действиям, выполняемым с ними. То есть ребёнок сосредоточен и готов воспринимать информацию до тех пор, пока интерес не угаснет. Использование такого современного вида наглядности как презентация позволяет надолго привлечь внимание детей, а сменяющиеся яркие слайды, несущие в себе сказочный сюжет поддерживают интерес на протяжении долгого времени.
Кроме этого, для детей, имеющих дефекты зрения, главным условием развития внимания является активность ребёнка в различных видах деятельности. Педагог должен обеспечить активную позицию детей на протяжении всего занятия. Сюжет презентации служит лишь фоном, в котором, как в обёртке, скрываются коррекционные и дидактические задачи, поставленные педагогом. Дети же являются главными участниками сказочного сюжета. От их действий зависит то, как развернуться события, а, следовательно, правильность выполнения заданий приобретает смысл. Ребёнок не просто выполняет поручение педагога, он помогает героям сказки. Подбирая полоски одной длинны, строит мост для мишки. Складывая разрезные картинки, помогает поросятам починить домики, разрушенные волком.
Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий позволяет привлечь непроизвольное внимание ребёнка. Создание проблемных ситуаций, используя сюжет сказки, заставляет ребёнка «включать» внимание волевое (непроизвольное). Помогая сказочным героям, дети решают определённые дидактические задания, выполняют поставленные педагогом задачи.
Основной целью использования технологии дидактической сказки в рамках презентации в педагогическом процессе является повышение качества коррекционно-развивающей работы. Занятия с использованием данных технологий имеют эмоционально-окрашенный характер, являются более привлекательными для детей, стимулируя их познавательную активность. Следовательно, ребёнок лучше запечатлевает то, что воспринимал и делал во время занятия.
Основные этапы работы.
Структура занятия с использованием данных технологий соответствует типовым коррекционно-развивающим занятиям и подразделяется на три части: вводная, основная и заключительная.
В водной части первый слайд должен обозначить тему занятия. Это может быть иллюстрация или герои какой-либо сказки, которую дети должны угадать. Создаётся проблемная ситуация. Если презентация со звуковым наполнением и о помощи просит сам герой, то мотивация к выполнению заданий увеличивается в несколько раз.
Далее идёт основная часть. Задания основной части соответствуют определённому коррекционно-развивающему направлению (формирование сенсорных эталонов, формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве и т.д.). Если занятие имеет комплексный характер, то может включать в себя несколько направлений.
Слайды выступают руслом, по которому протекает занятие. Это зрительная опора для дальнейшего практического действия. Некоторые задания (но не все) могут выполняться непосредственно при восприятии слайда. Основная часть обязательно должна включать динамическую паузу. Физкультурная минутка или зрительная гимнастика может проводиться как с опорой на презентацию, так и самостоятельно. Хорошо, если она соответствует выбранной сказочной тематике.
Заключительная часть коррекционно-развивающего занятия должна содержать какое-либо задание на развитие мелкой моторики, графических функций. Это задание является результатом всего сказочного путешествия.
В конце занятия подводится итог, так называемая рефлексия. Педагог выясняет, понравилось ли детям занятие, что больше запомнилось, какое задание было сложно выполнить.
Таким образом, дети, следуя за героем сказки, помогая ему, незаметно для себя выполняют ряд дидактических заданий, решают задачи, поставленные педагогом.
Требования, необходимые для использования данных технологий.
Для создания презентации недостаточно умения работы только в программе Power Point. Для того, чтобы создать качественные и необходимые вам слайды следует так же овладеть навыками работы в программе Paint, Photoshop.
При использовании технологий данного вида необходимо соблюдение ряда требований, как к сюжету дидактической сказки, так и к самой презентации Power Point:
1. Наличие единого сюжета.
Сюжет дидактической сказки должен быть целостным и последовательным. Задания должны вытекать одно из другого, согласно сюжету. Для того чтобы ребёнок мог проследить важность и необходимость выполнения заданий, ради оказания помощи герою сказки.
2. Целесообразность использования каждого слайда.
Важно продумать содержание и дидактическую цель каждого слайда. Ни в коем случае нельзя набирать для демонстрации просто красивые картинки, более или менее подходящие по тематике. Ведь на восприятие их впустую будет затрачено внимание ребёнка, каждая секунда которого для нас дорога.
3. Наполняемость слайда.
Необходимо следить за качеством, изображённых на слайде предметов. Они должны быть понятными, чёткими. Не допускаются «размытые» картинки (картинки «в клеточку»). На слайде не должно быть изображено лишних предметов, только то, что требуется по сюжету и для решения поставленных дидактических задач. Особенно значимым является соблюдение этого требования в работе с детьми, имеющими нарушенное зрение.
4. Обеспечение смены видов деятельности.
На протяжении всего занятия с использованием данных технологий необходимо обеспечить активность детей. Ребёнок не должен пассивно наблюдать смену слайдов, отвечать на вопросы. Слайд выступает как основа для какого-либо задания, которое должно выполнятся либо за столом, либо в пространстве группового помещения. Тем самым мы обеспечиваем необходимую двигательную активность детей, а так же выполняем условие, необходимое для работы с детьми, имеющими зрительные нарушения – это смена плана восприятия (ближний, дальний).
5. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Это требование предполагает учёт индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. Подбор слайдов, вопросы к ним, раздаточный материал для выполнения дидактических заданий должен быть различного уровня сложности. Педагог должен спланировать, кому из детей какое задание будет адресовано. Это необходимо для того, чтобы каждый ребёнок смог самостоятельно, либо при небольшой помощи педагога выполнить, предложенное задание, тем самым помогая герою сказки. Это придаст уверенность ребёнку в своих силах, позволит ощутить себя успешным в данном виде деятельности.
Анализ результативности применения данных технологий показал, что использование презентаций, подготовленных в программе Power Point, без сомнения повышает эффективность проводимых коррекционно-развивающих занятий. Через использование информационных технологий данного вида мы реализуем принцип наглядности, являющийся одним из ведущих принципов педагогики. Для детей дошкольного возраста наиболее характерным является наглядно-образное мышление. Всё, о чём мы говорим с детьми, ими должно быть увидено. Используя ИКТ, мы открываем перед ребёнком новые горизонты. Ребёнку предлагается не просто иллюстрация, изображение, которое может ожить, измениться, может обратиться к ребёнку. И эта интерактивность наглядности естественно заинтересовывает ребёнка, позволяет надолго привлечь его внимание.
Второй составляющей занятий данного типа является сказочный сюжет. Ребёнок погружается в мир сказки и незаметно, как бы исподволь, выполняет все дидактические задачи, поставленные педагогом. То есть сказка является своеобразной «упаковкой» учебного материала. При включении сказки в образовательный процесс значительно повышается мотивация детей, выполнение заданий приобретает смысл.
Результативность проведения занятий с использованием данных технологий можно отразить в следующей схеме.
Занятия такого плана приобретают необычную окраску, перестают быть обыденными, скучными. Следовательно, интерес к занятию возрастает. Это, соответственно, влечёт за собой увеличение внимания к происходящей деятельности. Сказочная канва всего происходящего придаёт смысл выполняемым детьми заданиям. Что в свою очередь увеличивает мотивацию детей. Ребёнок погружён в мир сказки, ему интересно всё, что происходит вокруг, он сам часть этой сказки, действует в ней и эти действия мотивированы. Такая благоприятная почва, естественно, положительно сказывается на развитии таких психических процессов, как память, мышление, речь и на развитии зрительного восприятия в целом.
Литература:
1. Ермаков В. П., Якунин Т. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения, М., 1990 г.
2. Коджаспирова Г.М. Использование Технических средств в дошкольном образовании. - М., "Просвещение", 2001 г.
3. Майер А.: «Управление инновационными процессами в ДОУ», Методическое пособие. - М., «Сфера», 2008 г.
4. «Специальная психология» Учебное пособие. Под редакцией Лубовского В.И., М., «Академия», 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения
Технология позволяет не сообщать информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских основывается на решении проблемы, которая стимули...
Применение пособия "Прозрачный мольберт" в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.
В статье описываются игры и упражнения с пособием "Прозрачный мольберт", используемые учителем-дефектологом в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения....
Использование нетрадиционной техники рисования солью - в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.
Введение.Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальну...
«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения».
Стремительное развитие инновационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение ...
Специфика работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
Материал знакомит педагогов с трудностями, которые характерны для детей с нарушениями зрения; содержит рекомендации по работе с такими детьми....
Использование логопедической ритмики на музыкальных занятиях в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи
Статья по музыке...
Полисенсорный способ обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
Первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование согласованной работы всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, слух, осязание, э...