МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_metodika_marii_mantessori_-_kopiya_2.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»
Подготовила: учитель-дефектолог Е. Г. Доронина
структурное подразделение «Детский сад №18 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Цель: Познакомить родителей с методикой Марии Монтессори и представить игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
План:
- Приветствие членов клуба «Содружество».
- Рассказать о методике Марии Монтессори
- Демонстрация набора 14 в 1 и рекомендации по применению
- Отработка вариантов игровых упражнений
- Заключение
Вступление. Теоретическая часть.
Развитие дошкольника по системе Марии Монтессори
Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори, основной идеей которой является фраза ребенка, обращенная к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!». В своем мастер-классе я представлю игровой набор Монтессори 14 в 1 предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Немного из истории.
Изначально методика М. Монтессори была направлена на обучение детей с отклонениями в развитии. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.
Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространенных в мире, получивший колоссальное признание.
Педагогика Марии Монтессори основана на природном любопытстве детей. Давно известна потребность ребёнка в освоении окружающей действительности с помощью всех данных природой органов чувств. Поэтому согласно системе Монтессори обучение и развитие детей происходит через собственные действия. Именно поэтому процесс самостоятельного выполнения вызывает у ребёнка чувство удовлетворения и интерес.
Главная идея методики Монтессори: Ребёнок учится легко, не замечая, что учится!
В основе методики Марии Монтессори лежит: развитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально разработанного и предложенного дидактического материала.
Каждый предложенный материал преследует 2 цели:
- Прямая цель- самостоятельная цель ребёнка.
- Косвенная цель – усвоение необходимых способов для развития координации движений, концентрации внимания, развития речи.
Данная методика позволяет достичь более высокого развития всех психических процессов, расширить и организовать опыт ребёнка.
Практическая часть.
Игровой набор Монтессори 14 в 1:
-представляет широкое поле «общение» ребёнка с деталями-манипуляторами под руководством педагога.
- предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, развитию речи.
- позволяет педагогу выстраивать индивидуальную работу с ребёнком в соответствии с его возможностями и потребностями,
- даёт возможность организовать одновременную игру нескольких детей.
- Модуль №1 состоит из квадратной основы со штырьками и четырёх видов геометрических фигур с прорезями.
С помощью этого модуля улучшается не только моторика, но и сенсорное восприятие. Движения станут точными, что поможет малышам в будущем справляться с простыми бытовыми, практическими и интеллектуальными задачами.
- Модуль№2. Это квадратная дощечка с невысокими бортиками, пространство которой заполняется геометрическими фигурами. Головоломка с помощью которой можно развивать не только мелкую моторику пальцев рук, но и логическое мышление, сообразительность.
- Модуль №3. Разноцветные фигуры дают представление о форме, цвете. Ребёнок учится логически мыслить, подбирать одинаковые цвета и сочетать несколько цветов, создавая единое целое.
- Модуль №4. Разные по размеру и цвету цилиндры. Учат ребёнка выстраивать логические цепочки. Движения становятся точными, тренируется глазомер.
- Модуль №5. Разноцветные прямоугольники. Развивают образное мышление, это хороший тренажёр для мелкой моторики рук. Это модуль формирует представление о понятиях «больше», «меньше», «ниже», «выше».
- Модуль №6. Пирамиды и цифры закладывают первые представления о счёте. Ребёнок учится выполнять действия по алгоритму, если перед ним будет стоять такая задача.
- Модуль №7.Разные по форме и объёму фигуры. Можно использовать для формирования таких понятий как «форма», «размер», «цвет». Модуль формирует представление о цветопередаче.
- Модуль №8. Головоломка в которой задействованы 4 куба. Формирует логическое мышление, представление о цвете и форме. Отличный тренажёр для тренировки внимательности и усидчивости.
- Модуль №9. Дощечка со штырьками, на каждый из которых нанизываются колечки. С помощью модуля формируются и закрепляются навыки по работе с мелкими предметами. Улучшается мелкая моторика рук.
- Модуль №10 Включает в себя основание с бортиками и параллелепипеды разной длины. Простые счёты, с помощью которых формируются элементарные математические понятия и представления
- Модуль №11 Разные по цвету и форме фигуры формируют логическое и образное мышление, развивают фантазию. Отличный тренажёр для формирования творческих задатков, умения логически мыслить.
- Модуль №12 Цветные призмы, состоящие из нескольких частей, помогают развивать логическое и образное мышление. Отличный тренажёр на внимательность.
- Модуль №13 Головоломка из частей фигур, способствующая развитию исследовательских навыков, умению быстро находить решение в сложных ситуациях. С помощью таких фигур формируется понятие «целое», «часть».
- Модуль №14. Набор объёмных треугольников. Головоломка способствует развитию познавательной деятельности.
Заключение
Благодаря продуманному подбору разнообразных элементов, игровой набор Монтессори 14 в 1 позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений
(зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических). Не случайно в игровом наборе особое место отведено материалу, направленному на обогащение анализаторных систем, так как на основе полученных образов в дальнейшем будут развиваться внимание, мышление, эмоции ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...
Опыт применения программы песочной терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Ключевые слова : РАС,программа песочной терапии...
Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....
«Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра»
описание практики работы с детьми с РАС...
Работа с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, в детском саду.
Данная статья содержит рекомендации, которые могут помочь педагогам организовать работу с ребенком с РАС в группах, не специализирующихся на работе с детьми с аутизмом....
Описание практики «Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра»
Описание практики будет изложено на примере цикла коррекционных занятий с ребенком с РАС. За основу взята методика АВА терапия, описание применения визуального плана и чек-листа....
Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.
Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....