Система работы по развитию эмоционально - ценностного отношения детей к природе и основанного на ней нравственно - духовного воспитания.
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Система работы по духовно-нравственному развитию ребенка через ознакомление с миром складывается из тех методов и средств экологического воспитания,которые направлены на развитие эмоционально-чувственной сферы, развитие душевных качеств:
- специально организованное обучение
- совместную деятельность воспитателя с детьми
- самостоятельную деятельность детей
- совместную деятельность с родителями и детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_razvitiyu_emotsionalno.docx | 42.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию эмоционально-ценностного
отношения детей к природе и основанного на ней
нравственно-духовного воспитания
Работая над проблемой развития воспитательного воздействия природы на ребёнка, раскрытию его духовного мира, мы пришли к выводу, что эффективность этой работы напрямую зависит от оптимизации методов и форм, используемых в экологическом воспитании, создании необходимых условий для достижения задач:
Совместная
деятельность
с родителями
и детьми
Специально
организованное
обучение
Задача развития духовно богатой,
гуманной, социально активной,
творческой личности, способной
любить окружающий мир, природу,
видеть его красоту и бережно
относится к нему
Самостоятельная
деятельность
детей
Совместная
деятельность
воспитателя
с детьми
Таким образом, система работы по духовно-нравственному развитию ребёнка через ознакомление с миром природы складывается из тех методов и средств экологического воспитания, которые направлены на развитие эмоционально-чувственной сферы, развитие его душевных качеств.
Эти средства не новы и, как мы уже отметили выше, традиционно используются в экологическом воспитании дошкольников: наблюдения, беседы, художественная литература, художественное слово. Но их использование в работе по ознакомлению с природой и формированию на этой основе духовно-развитой личности, обуславливает их нравственно-ориентированную направленность. Рассмотрим некоторые из них и особенности их использования.
I. Одним из наиболее действенных таких средств, мы считаем использование в своей работе воспитательных возможностей народной педагогики. Природа в устном народном фольклоре представлена столь обширно и поэтично, что при желании воспитателю не составит труда подобрать материал по любой тематике и практически каждое занятие украсить пословицей, поговоркой, басней. Народная мудрость взяла у окружающей природы и трансформировала в природу человеческой души, личностных качеств то, что даёт представление о неразрывной связи этих двух миров: природы и человека.
В народной педагогике с помощью устного народного творчества детям передавали опыт познания мира, накопленный в течение тысячелетий. Сегодня, используя красочные наглядные пособия, схемы и научные термины, мы можем познакомить ребят с круговоротом воды в природе. А в старину детям рассказывали сказку о девочке Снегурочке. И ребёнок, слушая эту поэтичную историю, не только знакомился со сложным природным явлением, но и учился сочувствовать, сопереживать людям, бережно относиться к природе, развивался не только интеллектуально, но и нравственно.
Кроме представлений об окружающем мире, воспитания бережного отношения к природе народная педагогика сказками и быличками, например, о леших и водяных, вооружала детей правилами поведения в лесу, на воде. Чаще забавные, но иногда и страшные истории служили предупреждением, уроком.
Особенность использования средств народной педагогики в работе по духовно-нравственному воспитанию через общение с природой:
- Приобщение к устному народному творчеству: ознакомление со сказками, былями, легендами, малыми фольклорными жанрами (загадки, пословицы, поговорки, заклички, потешки и т.д.)
- Ознакомление с народным фенологическим календарём
- Составление картотеки примет по итогам собственных наблюдений
- Участие в фольклорных праздниках, посвящённых сезонным изменениям в природе
II. Большое значение в воспитании осознанного, эмоционально-ценностного отношения к природе, играет использование художественной литературы. Произведения художественной литературы знакомят детей с жизнью животных в природе, помогают детям увидеть и прочувствовать красоту окружающего мира, учат на примере литературных героев и персонажей различать добро и зло, правильные и неправильные поступки. Сочувствие и сопереживание, умение поставить себя на место другого живого существа или предмета дают детям богатый опыт в выборе нравственного пути.
Следует отметить, что более полного восприятия, как произведений художественной литературы, так и фольклорных необходимо иметь представление о традиционной культуре народа, в том числе и о мифологических воззрениях на природу. Чрезвычайно важно, чтобы воспитатели понимали те метафоры и сравнения, которыми изобилуют эти произведения.
Особенность использования:
- Отбор произведений художественной литературы о мире природы нравственно-ориентированной направленности
- Проведение литературных композиций, праздников, конкурсов чтецов
- Создание детьми иллюстраций к прочитанным книгам
- Игровая мотивация детей с помощью литературных персонажей
III. Особенность использования наблюдений за миром природы в целях нравственного и духовного развития ребёнка заключается также в нравственно-ориентированной направленности этого метода. Организуя наблюдения за растениями и животными, необходимо обращать внимание детей на их характерные и отличительные признаки с учётом нравственного и эмоционального критерия. Например, отмечать такие признаки, как трудолюбие пчёлки, ласковость кошки, преданность собаки, трогательную хрупкость первого весеннего росточка, стройность берёзки, крепость и основательность дуба. В наблюдении за явлениями природы активнее использовать эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры и сравнения, объясняя детям их значение.
Особенность использования:
- Отбор содержания, форм и способов наблюдений нравственно-ориентированной и эмоциональной направленности
- Преобладание визуального источника наблюдений
- Использование двигательной активности детей
IV. В работе по нравственному и духовному развитию детей через экологическое воспитание также актуален метод использования трудовых действий в природе. Труд доставляет много радости, воспитывает бережное отношение к природе, формирует у детей осознание причастности к миру природы. Труд в природе, как созидательный процесс, побуждает детей к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, и соответственно формирует нравственную позицию по отношении к миру.
V. Большое значение для развития духовного мира ребёнка оказывает непосредственное общение его со взрослым, с воспитателем. Поэтому мы в своей работе по ознакомлению с миром природы уделяем большое внимание организации бесед, как групповых, так и индивидуальных. Особенность этой работы заключается в том, что необходимо организовать взаимодействие педагога с ребёнком так, чтобы они оказались друзьями, сотрудниками, спутниками на дороге познания. А это, в свою очередь, предъявляет высокие требования к личности самого педагога. В работу по наведению порядка в душе надо включать и себя самих, и родителей воспитанников. Если педагог удивляется тому, что открывает в самом себе с помощью своих питомцев, он продолжает развиваться, а не функционирует по схеме «подготовил-рассказал-выслушал-оценил». И общение с таким педагогом поможет ребёнку вырасти в духовно богатую, творческую, саморазвивающуюся личность, характеризующуюся нравственным отношением к миру.
Особенность использования:
- Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми
- Осуществление тактичной коррекции в поиске и выборе ребёнком нравственного пути
- Высокие требования к личности педагога
VI. Использование игровых обучающих ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Через игровую деятельность ребёнок упражняется в умении анализировать ситуацию, решать проблемные вопросы.
Особенность использования:
- Использование игрушек-аналогов. Сопоставление живого объекта с неживым аналогом помогает ребёнку осознать специфику живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом.
- Использование сюжетных игрушек, с помощью которых, педагог может создать различные игровые ситуации, позволяющие уточнить и расширить представления детей, вызвать добрые чувства к живой природе.
- Игры-путешествия
VII. Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников на ребёнка велико. Праздники, развлечения, театрализованные занятия пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Принимая участие в постановке спектакля, ребёнок имеет возможность выражать в игре своё представление о мире.
Шушанова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей
Система работы в ДОУ по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей 5 - 7 лет и родителей...
Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей.
Программа коррекции детско-родительских отношений, состоящая из нескольких этапов : 1 этап -психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаци...
Статья «О системе работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»
В статье кратко представлена методика развития музыкального мышления у детей Н. В. Сусловой....
Система работы по развитию эмоциональной отзывчивости посредством художественной литературы детей 7-го года жизни
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной отзывчивости, очень актуальна и важна.Сегодня проблемы эмоционального развития дошкол...
ПРОЕКТ «Развитие эмоционально-ценностного отношения к духовному наследию средствами музыкального фольклора и народных игр»
Название проекта «Яркий мир фольклора» («Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста») Тип проекта: по доминирующему виду деятельности - познавател...
Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности
Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности...
Презентация «Развитие эмоционально-ценностного отношения к духовному наследию через музыкальный фольклор»
Развитие эмоционально-ценностного отношения к духовному наследию через музыкальный фольклор...