Система работы по развитию эмоционально - ценностного отношения детей к природе и основанного на ней нравственно - духовного воспитания.
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шушанова Светлана Владимировна

Система работы по духовно-нравственному развитию ребенка через ознакомление с миром складывается из тех методов и средств экологического воспитания,которые направлены на развитие эмоционально-чувственной сферы, развитие душевных качеств:

  • специально организованное обучение
  • совместную деятельность воспитателя с детьми
  • самостоятельную деятельность детей
  • совместную деятельность с родителями и детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_razvitiyu_emotsionalno.docx42.97 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по развитию эмоционально-ценностного

отношения детей к природе и основанного на ней  

 нравственно-духовного воспитания

    Работая над проблемой развития воспитательного воздействия природы на ребёнка, раскрытию его духовного мира, мы пришли к выводу, что эффективность этой работы напрямую зависит от оптимизации методов и форм, используемых в экологическом  воспитании, создании необходимых условий для достижения задач:

   

Совместная

деятельность

с родителями

и детьми

Специально

организованное

обучение

Задача развития духовно богатой,

 гуманной, социально активной,

творческой личности, способной

 любить окружающий мир, природу,

видеть его красоту и бережно

 относится к нему

 

Самостоятельная

деятельность

детей

Совместная

деятельность

воспитателя

с детьми

   

 

   Таким образом, система работы по духовно-нравственному развитию ребёнка через ознакомление с миром природы складывается из тех методов и средств экологического воспитания, которые направлены на развитие эмоционально-чувственной сферы, развитие его душевных качеств.

     Эти средства не новы и, как мы уже отметили выше, традиционно используются в экологическом воспитании дошкольников: наблюдения, беседы, художественная литература, художественное слово. Но их использование в работе по ознакомлению с природой и формированию на этой основе духовно-развитой личности, обуславливает их  нравственно-ориентированную направленность. Рассмотрим некоторые из них и особенности их использования.

   I.  Одним из наиболее действенных  таких средств, мы считаем использование в своей работе воспитательных возможностей народной педагогики. Природа в устном народном фольклоре представлена столь обширно и поэтично, что при желании воспитателю не составит труда подобрать материал по любой тематике и практически каждое занятие украсить пословицей, поговоркой, басней. Народная мудрость взяла у окружающей природы и трансформировала в природу человеческой души, личностных качеств то, что даёт представление о неразрывной связи этих двух миров: природы и человека.

   В народной педагогике с помощью устного народного творчества детям передавали опыт познания мира, накопленный в течение тысячелетий. Сегодня, используя красочные наглядные пособия, схемы и научные термины, мы можем познакомить ребят с круговоротом воды в природе. А в старину детям рассказывали сказку о девочке Снегурочке. И ребёнок, слушая эту поэтичную историю, не только знакомился со сложным природным явлением, но и учился сочувствовать, сопереживать людям, бережно относиться к природе, развивался не только интеллектуально, но и нравственно.  

   Кроме представлений об окружающем мире, воспитания бережного отношения к природе народная педагогика сказками и быличками, например, о леших и водяных, вооружала детей правилами поведения в лесу, на воде. Чаще забавные, но иногда и страшные истории служили предупреждением, уроком.

    Особенность использования средств народной педагогики в работе по духовно-нравственному воспитанию через общение с природой:

  • Приобщение к устному народному творчеству: ознакомление со сказками, былями, легендами, малыми фольклорными жанрами (загадки, пословицы, поговорки, заклички, потешки и т.д.)
  • Ознакомление с народным фенологическим календарём
  • Составление картотеки примет по итогам собственных наблюдений
  • Участие в фольклорных праздниках, посвящённых сезонным изменениям в природе

    II.  Большое значение в воспитании осознанного, эмоционально-ценностного отношения к природе, играет использование художественной литературы. Произведения художественной литературы знакомят детей с жизнью животных в природе, помогают детям увидеть и прочувствовать красоту окружающего мира, учат на примере литературных героев и персонажей различать добро и зло, правильные и неправильные поступки. Сочувствие и сопереживание, умение поставить себя на место другого живого существа или предмета дают детям богатый опыт в выборе нравственного пути.        

     Следует отметить, что более полного восприятия, как произведений художественной литературы, так и фольклорных необходимо иметь представление о традиционной культуре народа, в том числе и о мифологических воззрениях на природу. Чрезвычайно важно, чтобы воспитатели понимали те метафоры и сравнения, которыми изобилуют эти произведения.

    Особенность использования:

  • Отбор произведений художественной литературы о мире природы нравственно-ориентированной направленности
  • Проведение литературных композиций, праздников, конкурсов чтецов
  • Создание детьми иллюстраций к прочитанным книгам
  • Игровая мотивация детей с помощью литературных персонажей

   III. Особенность использования наблюдений за миром природы в целях нравственного и духовного развития ребёнка заключается также в нравственно-ориентированной направленности этого метода. Организуя наблюдения за растениями и животными, необходимо обращать внимание детей на их характерные и отличительные признаки с учётом нравственного и эмоционального критерия.  Например, отмечать такие признаки, как трудолюбие пчёлки, ласковость кошки, преданность собаки, трогательную хрупкость первого весеннего росточка, стройность берёзки, крепость и основательность дуба. В наблюдении за явлениями природы активнее использовать эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры и сравнения, объясняя детям их значение.

    Особенность использования:

  • Отбор содержания,  форм и способов наблюдений нравственно-ориентированной и эмоциональной направленности
  • Преобладание визуального источника наблюдений
  • Использование двигательной активности детей

      IV. В работе по нравственному и духовному развитию детей через экологическое воспитание   также актуален метод использования трудовых действий в природе. Труд доставляет много радости, воспитывает бережное отношение к природе, формирует у детей осознание причастности к миру природы. Труд в природе, как созидательный процесс, побуждает детей к тем действиям, которые не причиняют вреда никому и ничему, и соответственно формирует нравственную позицию по отношении к миру.

     V.  Большое значение для развития духовного мира ребёнка оказывает непосредственное общение его со взрослым, с воспитателем. Поэтому мы в своей работе по ознакомлению с миром природы уделяем большое внимание организации бесед, как групповых, так и индивидуальных. Особенность этой работы заключается в том, что необходимо организовать взаимодействие педагога с ребёнком так, чтобы они оказались друзьями, сотрудниками, спутниками на дороге познания. А это, в свою очередь, предъявляет высокие требования к личности самого педагога. В работу по наведению порядка в душе надо включать и себя самих, и родителей воспитанников. Если педагог удивляется тому, что открывает в самом себе с помощью своих питомцев, он продолжает развиваться, а не функционирует по схеме «подготовил-рассказал-выслушал-оценил». И общение с таким педагогом поможет ребёнку вырасти в духовно богатую, творческую, саморазвивающуюся личность, характеризующуюся нравственным отношением к миру.

   Особенность использования:

  • Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми
  • Осуществление тактичной коррекции в поиске  и выборе ребёнком нравственного пути
  • Высокие требования к личности педагога

VI.   Использование игровых обучающих ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Через игровую деятельность ребёнок упражняется в умении анализировать ситуацию, решать проблемные вопросы.

     Особенность использования:

  • Использование игрушек-аналогов. Сопоставление живого объекта с неживым аналогом помогает ребёнку осознать специфику живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом.
  • Использование сюжетных игрушек, с помощью которых, педагог может создать различные игровые ситуации, позволяющие уточнить и расширить представления детей, вызвать добрые чувства к живой природе.
  • Игры-путешествия

VII.   Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников на ребёнка велико. Праздники, развлечения, театрализованные занятия пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Принимая участие в постановке спектакля, ребёнок имеет возможность выражать в игре своё представление о мире.  

Шушанова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей

Система работы в ДОУ по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей 5 - 7 лет и родителей...

Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей.

Программа коррекции детско-родительских отношений, состоящая из нескольких этапов : 1 этап -психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаци...

Система работы по развитию эмоциональной отзывчивости посредством художественной литературы детей 7-го года жизни

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной отзывчивости, очень актуальна и важна.Сегодня проблемы эмоционального развития дошкол...

ПРОЕКТ «Развитие эмоционально-ценностного отношения к духовному наследию средствами музыкального фольклора и народных игр»

Название проекта  «Яркий мир фольклора» («Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста») Тип проекта: по доминирующему виду деятельности -  познавател...

Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности

Система педагогической работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности...

Презентация «Развитие эмоционально-ценностного отношения к духовному наследию через музыкальный фольклор»

Развитие эмоционально-ценностного отношения  к духовному наследию  через музыкальный фольклор...