Приобщение детей к истокам народной культуры через создание предметно-развивающей среды в ДОУ
статья (подготовительная группа)
Цель: формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пуляевская Алла Витальевна,
МБДОУ ЦРР Д/сад №33 «Теремок»
Воспитатели.
Приобщение детей к истокам народной культуры через создание предметно-развивающей среды в ДОУ
Цель: формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Побуждать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, осознания себя частью великого русского народа;
- Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
- Развивать интерес к исконно русским традициям, промыслам;
- Знакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.
- Знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами искусства;
- Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность;
- Использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы;
- Развивать речь, воображение, художественный вкус, моторику рук;
- Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям и русскому народу;
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной, домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
Одним из важнейших направлений деятельности в дополнительном образовании является изучение традиционного национального искусства народов нашей страны и региона.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях….» [9, ].
Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «…мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития. Речь идет о воспитании внимательного и ответственного отношения к родному - родной земле, родному языку, родному народу» [9, ].
С 2012 наше дошкольное учреждение детский сад №33 «Теремок» является участником проекта «7 народов,7 алмазов», подпроекта программы «Северное сияние», посвященного «Единению и дружбе народов Республики Саха (Якутия)», автором которого является Лебедева Надежда Николаевна, заведующая кафедры дошкольного образования «Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н.Донского- ;. На проекте наш детский сад предоставляет культуру старорусского народа.
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов- авторитет, достойно завоеванный русским искусством.
Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразие форм знакомства ребенка с народной культурой позволяет ему приобщиться к национальным традициям, испытывать удовольствие от своих чувств, эмоций, дает возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества складывается для ребенка образ Родины.
Немаловажную роль в приобщении к русской культуре играет создание развивающей среды. Ведь предметы, которые окружают ребенка должны воспитывать в нем чувство красоты, любознательность. Дети с самого детства должны понять, что предметы быта- часть великого русского народа. Работа в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, средствами яркой образности и наглядности, обеспечивающий детей особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Педагогическая целесообразность предметно-пространственной среды, позволяет предусмотреть необходимость и достаточность ее наполнения (музей, костюмы, наглядный материал), а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка при познании русской культуры.
В нашем саду создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству:
#1057;оздан мини-музей «Русская изба», где для визуального представления детьми о жилище русского народа находятся предметы домашней утвари, русская печь с дровами.
Экспонатами мини-музея предоставлены: иконы в красном углу, коромысло, телега, сани, грабли, коса, топоры и молотки, чугунок, самовар, деревянные ложки, кадка, расшитые полотенца-рушники, колыбель и люлька, прялка и веретено, лавки, расписной русский сундук, в котором хранились сарафаны, кокошники, русские рубахи-косоворотки, платки, лапти и многое другое. Дети с удовольствием наряжаются в них и прочно запоминают их названия и принадлежности. На стене закреплены полки-разиньки (название произошло от того, что она без дверок).На одной полке-разиньке расположена посуда из глины, соломы, дерева, керамики. На другой полке находятся русские народные инструменты: балалайка, ложки, трещотки, колокольчики, свистульки, гармонь. В музее имеются реальные предметы народного быта и интерьера, но и есть некоторые предметы, изготовленные в современном мире, стилизованные под старину.
Во время занятий, проводимых в мини-музее дети знакомятся с предметами быта. Их названиями, предназначением, способами действия с ними. При посещении, дети узнают не только названия предметов, но и их функциональное использование, познают зависимость предметов от образа жизни, догадываются, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадывают соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки, интерактивные игры. При знакомстве с русским народным фольклором используются игрушечные животные, которые наиболее часто встречаются в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок, мышка. Дети совместно с педагогом изготавливают куклы-обереги из ткани и ниток, посуду из папье-маше, матрешек из разных материалов, плетут коврики и половички.
#1056;ядом с Русской избой создан «Музей-витрина сменной экспозиции». Где в зависимости от изучаемого материала меняются экспонаты.
Лестничные марши также поддерживают тематику знакомства с русской народной культурой. Дети проходят по коридорам детского сада придя утром, в свободное время, отправляясь на занятия в музыкальный зал или другие развивающие центры видят:
- картины русских художников, изображающих красоту русской природы;
- обучающий стенд в виде карты России, с изображением проживающих народов и предметами народного промысла;
- матрешки в русских народных костюмах по видам росписи (хохлома, гжель, дымка, городецкая, жестовская);
- шторы с изображением русских узоров;
- выставки рисунков воспитанников, выполняемые дома с родителями и в группах, по теме изучаемого материала на занятиях по РНК.
3. В каждой группе имеются центры патриотического воспитания, направленные на ознакомление дошкольников с большой Родиной- Россией и малой Родиной –Якутией. Содержащие географические карты, флаги, фотографии, куклы в национальных костюмах, настольные игры, книги, картины, иллюстрации и другое.
#1057;менные декорации (плоскостная печь, баннеры изображения русской избы, деревья, забор, плакаты с изображением массовых действий и другое) используются при проведении праздников, развлечений, мероприятий.
Принцип интегративности, позволяет использовать материалы и оборудование по изучению русской культуры в ходе реализации разных образовательных областей.
Родители воспитанников поддерживают этот проект и пополняют предметно-развивающую среду детского сада новыми экспонатами.
Окружая ребенка предметами национального характера, мы помогаем ему с самого раннего возраста понять, что он- часть великого русского народа.
За несколько лет работы коллектив детского сада накопил значительный опыт по знакомству детей с русской народной культурой. Разработана программа «Возвращение к Берегине», выпущено методическое пособие «Сказка как средство речевого развития ребенка», издана Хрестоматия для детей дошкольного возраста к программе «Северное сияние».
Таким образом, если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию учащихся. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество
Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. припевки, песенки, потешки дети с...
Презентация. Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Южного Урала
acute;Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с дв...
Консультация для воспитателей Приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовност...
Приобщение детей к здоровому образу жизни через создания предметно развивающей среды
Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание предметно – развивающей среды».Воспитатель: Ерина С.С.Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательн...
«Приобщение детей к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок»
приобщение к театрализованной деятельности детей...
МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуры через башкирские народные игры»
Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании башкирских народных игр, как средство приобщения к истокам народной культуры....