«Формирование выразительной речи у дошкольника».
статья (старшая группа) по теме
Аннотация.
«Голос красоты звучит тихо:
он проникает только в самые чуткие уши».
Фридрих Ницше.
В представленном материале содержится обобщение опыта «Формирование выразительности речи дошкольника». Поэзия, а именно выразительное чтение стихов – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Стихи развивают речевой слух, дикцию, обогащают словарный запас, вызывают у детей эмоциональный отклик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_vyrazitelnoy_rechi_u_doshkolnikov.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время педагоги дошкольных учреждений часто сталкиваются с проблемой монотонности и не выразительности речи. Особенно заметно это при подготовке дошкольников к праздникам, к конкурсам чтецов. Поэтому необходимо педагогам уделять большое внимание ознакомлению детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову.
Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп речи, ритм речи, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Для решения данной задачи, в своей практике, я использую приёмы:
образное сравнение: «голос поднимается и спускается с горки»; наглядный материал, схемы; действенные – наглядные; образец выразительного чтения произведения; объяснения; чтение по ролям;
игры-упражнения:
«Дирижёры», «Вопрос - ответ», «Быстро, медленно», «Барабанщик». «Отхлопывание ритма», «Стихи под мяч», «Угадай - ка», «Хоровод», «Круг», и другие.
Приёмы и игры я использую не только на занятиях, но и в совместной, свободной деятельности с детьми, показывая образец разной интонационной окраски речи. Закрепляю знания детей в разучивании стихотворных диалогов, в сюжетах по ролям, в этюдах.
Одной из форм работы по ознакомлению детей с художественной литературой, разными её жанрами, в данном случае, поэзии - считаю просветительская работа с родителями. Предлагаю родителям вместе с детьми посещать библиотеки, ведь приходя в библиотеку, ребёнок встречается с новой для него средой: стеллажи с книгами, читальные залы, где ребёнок может посмотреть интересные ему книги.. После познавательных посещений библиотеки , родители более заинтересовано и активно принимают участие в жизни своих детей в детском саду: делятся впечатлениями о интересных встречах, принимают участие в подготовке различных праздников, конкурсов чтецов, поддерживают своих детей. Стихотворения к конкурсу чтецов подбираются уже не только педагогами, но и родителями, по рекомендации воспитателей, стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту.
Можно отметить и то, что ко многим взрослым пришло понимание того, что важно не только заучить с малышом текст, но и прочитать стихотворение выразительно и эмоционально. Это доставит радость не только слушателям, но и самому чтецу.
Одной из форм организации досуговой деятельности дошкольников - конкурс чтецов, который дает каждому ребёнку возможность для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
При чтении стихов, дети учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Кроме того, при организации конкурса, объединяются разные виды искусств – музыки, живописи, литературы, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.
Стихотворения к конкурсу чтецов подбираются педагогами и родителями, по рекомендации воспитателей. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность.
Конкурсы чтецов имеют разнообразную тематику: по временам года, стихи, посвященные предстоящему празднику; по произведениям одного или разных авторов.
Как правило, конкурс чтецов проводится перед детскими праздниками, чтобы дать возможность всем детям прочесть праздничные стихотворения сверстникам, детям другой группы. Победители получают возможность выступить со своими стихотворениями перед гостями на празднике. Систематическое проведение такого вида деятельности, с уверенностью можно сказать, что у дошкольников улучшилось качество чтения стихотворений. Важным показателем является и то, что дети стали более раскрепощенными, не боятся публичных выступлений, охотно читают стихи на конкурсах. Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании.
Победители конкурса в различных номинациях получают грамоты, поощрительные призы.
С большой благодарностью отзываются о конкурсах и родители.
Литературные конкурсы, мероприятия занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса.
Предлагаю сценарий конкурса чтецов.
Литература:
- Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. «Детская литература» (учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений), М., 2005г.
- Чуковский К.И. «От двух до пяти», М., 1999г.
- Родионова Ю.Н. методика: «Обучение правильному построению интонационной выразительности речи»
- Развитие словесного творчества в условиях литературно-музыкальной композиции // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Проблемы дошкольного образования на современном этапе. - Тольятти, 1998г.
- Развитие словесного творчества дошкольников: Программа для курсов повышения квалификации работников дошкольных учреждений. - Тольятти, 1999 - 1 п.л.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 1989г.
- Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.
8. Максимов В.И. Точность и выразительность слова. - Л.: Просвещение, 1968.
9.Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. / Дошкольное воспитание. 1972 г. №
Сценарий конкурса чтецов для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Поклонимся великим тем годам"
Задачи:
- Создать атмосферу литературного праздника, посвящённого Дню Победы.
- Расширить исторические знания детей.
- Воспитать чувство патриотизма, уважение к ветеранам войны, через стихотворные произведения.
Предварительная работа:
- Тематические занятия и беседы о героях-земляках.
- Экскурсии в городской краеведческий музей и музеи славы.
- Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
- Оформление выставки детских рисунков.
- Просмотр документального фильма "Обыкновенный фашизм"
- Оформление совместной выставки (родителей и детей) в выставочной галерее детского сада.
- Выставка детской художественной литературы.
(два ведущих: ведущий взрослый, ведущий ребенок)
1вед.- Вот и наступил долгожданный День Победы – светлый и радостный праздник. Много лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом. Но прошлое, уже ставшее историей, живет в сердцах ветеранов. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Время залечило страшные раны войны, но память о великом подвиге нашего народа не угасла в наших сердцах!
Под музыку «Священная война звучат слова»
(слайды – немецкие самолёты бомбят русские города)
2вед.- Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!
«Вставай, народ!» – услышав клич Земли,
На фронт солдаты – герои ушли,
Отважно и смело рвались они в бой,
Сражаться за Родину, за нас с тобой!
Хотели отомстить врагу поскорей
За стариков, женщин, детей!
( слайды как русские воины идут в атаку)
1вед.- И все от мала - до велика, поднялись на защиту своей Родины, послушайте, как сражались наши защитники.
- Ребёнок: сл. В.Лебедева – Кумача.
Труден был путь к Победе,
Жесток был смертельный бой,
Но просчитались фашисты,
Не сломлен народ войной!
Как с рёвом рвались танки в бой,
Свистели снаряды, ракеты,
Пугали расправой мирных людей, –
Нельзя нам вовек позабыть об этом.
Дети исполняют песню «Военная игра»
( слайды - женщин во время войны)
1вед.- женщина- это чья- то сестра, жена, друг, но самое главное – нежная мать. Война не обошла и её стороной. На этой страшной войне женщине – матери пришлось стать солдатом.
2вед. – Она не только спасала, перевязывала раненых, Нои ходила в разведку.
- Ребенок: М.Исаковский
Да разве об этом расскажешь-
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
Рубила, возила, копала,-
Да разве же всё перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла, что будто б отлично живёшь.
Дети исполняют песню «Ты не бойся, мама»
1вед.- Провожали солдатки в солдаты
Ненаглядных своих детей.
Много их, этих милых,
Добровольцев великой войны,
Похоронены в братских могилах
Под широким шатром тишины. (Л.Татьяничева)
2 вед. – Уходили на войну, думали ненадолго, а получилось на целых четыре года. А некоторые совсем не вернулись, отдали жизнь за наше счастье, за наше будущее.
- Ребенок: «Навек запомни» М.Исаковский.
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, –
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог.
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
.
(слайды – русские солдаты отбивают города оккупированные немцами)
1вед. - Вечная слава героям!
Дети: Вечная слава!
2вед.-
За страну родную люди
Отдавали жизнь свою,
Никогда мы не забудем
Павших, в доблестном бою.
(слайды – могил русским солдатам)
1вед.-
Вспомним гордо
Погибших солдат в борьбе,
Наш долг – не забывать
Никогда о войне!
1вед.- Почтим память героев минутой молчания…
Инсценировка: (дети в военных накидках и пилотках)
- 1ребёнок:
Ещё тогда нас небыло на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
- 2ребёнок:
Ещё тогда нас небыло на свете,
Когда в военной туче огневой
Судьбу, решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
- 3ребёнок:
Ещё тогда нас небыло на свете,
Когда с победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки,
От всей земли, от всей земли!
- 4ребёнок:
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
1вед. – Победа и мир – это два слова неотделимы.
2вед.-
Нам нужен мир: тебе и мне,
И сем на свете людям.
И должен мирным быть рассвет,
Который, завтра встретим.
- 5-й ребенок.
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно уснут города,
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
Пусть спокойно проходят года…
Все вместе: Пусть не будет войны никогда!
(слайды – парад на Красной площади)
1вед.-
День Победы – это праздник,
Это вечером салют,
Много флагов на параде.
Люди радостно поют.
Ветераны с орденами
Вспоминают о войне,
Разговаривают с нами
О победной той весне.
Там, в Берлине, в сорок пятом,
После натиска атак
Взвился соколом крылатым
Высоко советский флаг.
Все кричали: «Мир, Победа!
Возвращаемся домой!»
Кому радость, кому беды,
Кто погиб, а кто живой.
Никогда забыть не сможем
Мы про подвиги солдат.
2вед.: С праздником вас, дорогие гости! С Днем Победы!
На нашем литературном вечере прозвучали стихи и песни в исполнении детей старшего возраста детского сада «Топ - топ»
Звучит музыка песни “День Победы”, дети и взрослые поют песню.
Вручают цветы ветеранам.
Составила воспитатель
первой квалификационной категории
Балдина Светлана Васильевна.
Норильск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование выразительной речи дошкольников"
Автором представлен практический материал для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкоольников....
Система работы по формированию выразительности речи дошкольников
Раскрывается методика работы с детьми: испозование специальных упражнений, игр-драматизаций, идивидуальное заучивание стихотворения, образец выразительного чтения произведенияПредставлены этапы работы...
Система работы по формированию выразительности речи дошкольников.
Система работы по формированию выразительности речи дошкольников....
Доклад на тему: «Система работы по формированию выразительности речи дошкольников при чтении стихотворений».
В настоящее время педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Особенно это заметно при подготовке воспитанников к выступлениям...
Семинар-практикум: «Решение задач по формированию выразительности речи дошкольников через театрализованную игру»
Одним из главных отличий человека от остальных представителей живого мира является речь. Речь необходима человеку для передачи своих мыслей другим людям, для общения. В современном мире востребован ус...
Система работы по формированию выразительности речи дошкольников
Представление опыта...
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье предоставлен краткий теоретический материал, а также игры для развития выразительности речи старших дошкольников...