Система работы по формированию выразительности речи дошкольников.
консультация на тему
Система работы по формированию выразительности речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы по формированию выразительности речи дошкольников. | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию выразительности речи дошкольников.
Интонационная выразительность речи имеет особое значение для передачи мыслей и чувств говорящего. В последнее время специалисты всё чаще указывают на проблему монотонности и невыразительности речи подрастающего поколения. Решать ее необходимо в дошкольном возрасте, когда происходит активное усвоение средств родного языка.
Особенно заметно это при подготовке воспитанников к выступлениям на праздниках, исполнении ролей в играх-драмматизациях. Очевидна необходимость пересмотра подходов к формированию выразительной речи дошкольников. Для решения данной проблемы мы взяли за основу методику кандидата педагогических наук Ю.Н. Родионовой – обучение правильному построению интонационной выразительности речи с помощью таких компонентов, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение. Методика предусматривает поэтапную работу и сопровождается подбором игр-упражнений для каждого этапа с разъяснениями автора по их применению.
На первом этапе формируется способность восприятия интонации. Для этого при чтении одного и того же текста педагог использует прием сопоставительного анализа образцов выразительного и невыразительного чтения. Навыки восприятия каждого интонационного компонента формируются отдельно.
Для привлечения внимания к мелодике используется прием образного сравнения: «голос поднимается и спускается с горки» и сопровождается плавными движениями рук вверх и вниз, так называемым «дирижированием». С помощью игр упражнений «Дирижеры», «Вопрос-ответ» закрепляются навыки восприятия мелодики повествовательных, вопросительных, восклицательных фраз и предложений.
В работе над восприятием темпа дошкольники знакомятся с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно», выполняя серии хлопков, прыжков, взмахов рук.
Ритм речи дети усваивают с помощью игр-упражнений на развитие умений различать на слух равномерно повторяющийся или неожиданный акцент и воспринимать ритмический рисунок.
Для развития восприятия тембровой окраски голоса проводится игра «Угадай-ка». Задача детей – охарактеризовать голос педагога: радостный, грустный, злой, испуганный, удивленный. Изучение воспитанниками логического ударения начинается с объяснения звуковых средств его выражения. Детей подводят к пониманию, что слова, особенно важные в предложении, произносятся громче или медленнее остальных. В связи с этим требуется большая работа по разъяснению смысла фраз, анализу и оценке текста. Дети неоднократно прослушивают речевой материал, затем выделяют главное слово, объясняют свой выбор.
На втором этапе формируются навыки использования правильной интонации в собственной речи. Выполняются серии упражнений на воспроизведение всех компонентов выразительности в экспрессивной речи. Например, закрепить умение передавать мелодику интонации завершенности в речи помогает игра-упражнение «Что кому нужно для работы?».
Другая игра-упражнение «Хоровод» помогает закрепить умение координировать темп движений и речи. Дети водят хоровод, взявшись за руки и произносят в медленном темпе слова любой знакомой потешки. По мере ускорения движения ускоряется и темп речи.
Сформировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи помогает игра «Кто твой сосед?». Предложенные автором методики игры-упражнения органично вплетаются в структуру НОД по развитию речи и обучению грамоте, а так же повторно проводятся в утренние и вечерние часы.
Таким образом обучение выразительной речи становится частью режимных моментов, свободного общения взрослого с детьми, когда педагоги показывают образец разной интонационной окраски своей речи в обращениях, приглашениях, одобрениях и др. высказываниях.
Закреплению приобретенных навыков способствует совместная деятельность с детьми по разучиванию диалогов разыгрыванию сюжетов по ролям, игр-драматизаций.
Развитию интонационной выразительности речи дошкольников способствовало акция среди родителей «Пять минут поэзии на ночь» .
Завершением работы по формированию навыков выразительного чтения стал праздник «конкурс чтецов»
Таким образом посредством организованной в ДОУ деятельности удалось повысить педагогическую компетентность родителей, привлечь их к участию в воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения; выявить литературные предпочтения детей; улучшить работу по развитию выразительности речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование выразительной речи дошкольников"
Автором представлен практический материал для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкоольников....
Система работы по формированию выразительности речи дошкольников
Раскрывается методика работы с детьми: испозование специальных упражнений, игр-драматизаций, идивидуальное заучивание стихотворения, образец выразительного чтения произведенияПредставлены этапы работы...
Доклад на тему: «Система работы по формированию выразительности речи дошкольников при чтении стихотворений».
В настоящее время педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Особенно это заметно при подготовке воспитанников к выступлениям...
Семинар-практикум: «Решение задач по формированию выразительности речи дошкольников через театрализованную игру»
Одним из главных отличий человека от остальных представителей живого мира является речь. Речь необходима человеку для передачи своих мыслей другим людям, для общения. В современном мире востребован ус...
Система работы по формированию выразительности речи дошкольников
Представление опыта...
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье предоставлен краткий теоретический материал, а также игры для развития выразительности речи старших дошкольников...
Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста
Данный материал содержит информацию для педагого дощкольного образования по теме "Система работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста"...