Консультация для воспитателей "Формирование выразительной речи дошкольников"
методическая разработка на тему
Автором представлен практический материал для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкоольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_vyrazitelnoy_rechi_doshkolnikov.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий.
Что же означает «выразительность речи»? Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации - унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а необходимость.
Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.
Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, свойств и особенностей языковых стилей; сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно.
Выразительность разных стилей достигается не одними и теми же средствами - она специфична для каждого стиля. Для научно - учебного стиля речи характерна подчёркнутая логичность изложения. В речи широко употребляются термины, обозначающие научные понятия, а также слова, обозначающие переход к следующей части предложения, слова типа «поэтому, потому», подчёркивающие причинно - следственные отношения. Для разговорного стиля характерно употребление эмоционально окрашенных языковых средств, оценочных слов и конструкций типа «Ой ли? Вот как!» Художественный стиль отличается образностью, эмоциональностью, неповторимостью и свежестью выражений, яркостью, зримостью описаний. Пример. «Как мама мне не поверила». 1. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, - удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» 2. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать. Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Оба текста - разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством». Нам кажется, что этот случай только что произошёл.
Поговорим об интонационной окрашенности речи.
Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация усиливает выразительность речи. Для понимания речи, теста, которое приближало бы читателя к писателю, к его художественному замыслу, требуется, в числе других условий, хорошее знание интонаций родного языка читателем. Нельзя «передать» слушателям богатство художественного текста, если «передающий» плохо владеет национальным богатством языка. К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову - и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя.
Выразительность рождается таким подбором слов, предложений, интонаций, таким их применением, которые помогают разбудить не только логическую, но также эмоциональную, волевую, эстетическую области нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.
Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:
- Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).
- Пауза (временная остановка голоса в речи).
- Мелодия (движения голоса по высоте и силе).
- Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).
- Изменения громкости голоса.
- Тембр.
Упражнения на формирование интонационной выразительности речи.
1. Прочтите фразы, подчёркивая голосом выделенные слова.
Девочка играет в саду. (Играет девочка, а не мальчик).
Девочка играет в саду. (А не просто ушла туда).
Девочка играет в саду. (А не в парке, в лесу).
2. Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.
Мальчик прочитал интересную книгу.
На нашей улице открылся кинотеатр.
3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.
Всякому овощу своё время.
Солнце сияет, а месяц только светит.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков).
5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.
За правое дело стой смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Не верь началу, верь концу.
6. Прочитайте вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.
Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам - и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался. Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держаться. Даже не заметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. (Н. Носов).
7. Прочтите фразы, в зависимости, от текста повышая и понижая голос (с восходящей или с нисходящей мелодией).
Он почувствовал себя прекрасно!
Ты был в Севастополе?
- Нет, я в Севастополе не был.
8. Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении: медленно, умеренно, быстро.
Трое трубачей трубят в трубы.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
9. Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, громко.
Без дела жить - только небо коптить.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, чёткость, ясность произнесения звуков и слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Формирование интонационной выразительности речи дошкольников"
Содержит работу по формированию выразительности речи дошкольников. ...
Консультация для педагогов на тему: "Качественные характеристики интонационной выразительности речи дошкольников"
Одной из главных задач ДОУ является речевое развитие детей. В эту задачу входит, в частности, развитие интонационной выразительности речи. Что мы вкладываем в это понятие представлено в консультации.....
Консультация "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников"
Консультация предназначена воспитателям ДОУ. Она познакомит их с просодическими компонентами, формирующими интонационную выразительностьречи детей, поможет выстроить систему работы, сделать ее л...
Мастер – класс «Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»
Конспект мастер-класса "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи педагога"...
Консультация для педагогов "Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи дошкольников"
Создание условий для развития выразительности речи...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речь педагога как образец, эталон, инструмент для воспитания эмоциональной и интонационной выразительности речи дошкольников»
мастер-класс для педагогов по развитию речи...
мастер-класс для педагогов "Речь педагога как образец и инструмент для воспитания выразительности речи дошкольника
мастер - класс для педагогов по развитию ритма, темпа, выразительности речи и развитию речевого дыхания...