проект о здоровье
материал (средняя группа) по теме

Дергач Татьяна Владимировна

Проект о здоровье "Самая здоровая группа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_zdorove_v_detskom_sadu.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект о здоровье в детском саду.

«Самая здоровая группа».

Авторы: творческая группа педагогов МДОАУ «Детский сад №2»

Михайлова Т. А., Залящина Т.В.

Тип проекта: Групповой, экспериментальный, долгосрочный

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатели

Содержание.

1. Актуальность и новизна проекта.

2. Здоровьесберегающие педагогические технологии используемые в ДОУ

3. Организация двигательного режима .

4. Система закаливания.

5. Оздоровительно-профилактические мероприятия

6. Работа с родителями.

Прогнозирующий результат: Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста; становление и проявление здоровьесберегающей компетенции; укрепление психического здоровья; повышение уровня адаптации к окружающему миру; совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.

Актуальность проблемы: Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, хотим чтобы дети год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, только благодаря двигательной активности, человек может чувствовать себя здоровым и счастливым. Проект предполагает систематическую разноплановую работу,  ознакомление родителей и детей с разными видами гимнастики,  способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях; создание условий для обмена семейным опытом по физическому воспитанию дошкольников; сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.

Задачи:

  1. Повышение грамотности родителей в области физического развития детей, организации совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников;
  2. Внедрить здоровьесберегающие технологии, способствующие развитию личностных качеств и сохранению здоровья воспитанников;  
  3. Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения по организации физического воспитания детей в условиях семейного быта;
  4. Воспитание потребности в физических упражнениях и подвижных играх;
  5. Гармонизация детско-родительских отношений;
  6. Поддерживать интерес детей к своему здоровью, через занятия физической культурой.

Методы проекта:  анкетирование родителей, изучение показателей здоровья детей, проведение консультаций «Спортивный уголок дома», «Утренняя гимнастика в домашних условиях», подготовка памяток «Зарядка позитивного мышления», семинар – практикум с родителями, выставка рисунков «Наша здоровая семья», фотографий «Мы самые здоровые», проведение родительского собрания «Спасибо зарядке- здоровье в порядке».

Этапы работы над проектом

На первом этапе работы над проектом воспитателями группы была поставлена проблема: привлечение родителей к физическому воспитанию детей вне ДОУ, поддержание интереса детей к своему здоровью, через различные виды гимнастик и подвижные игры спортивного характера.   Задачами детей на данном этапе проекта является вхождение в проблемную ситуацию посредством рассматривания иллюстраций о физических упражнениях, просмотр детских программ о пользе гимнастики, чтение художественной литературы, использование различных видов гимнастик: пальчиковая, дыхательная. Подвижные игры с использованием атрибутов. Освоение спортивного инвентаря: гимнастические палки, мячи, кубы трех видов, гимнастические скамейки, скакалки, ленточки, кегли, резиновые мячи с шипами, дуги для подлезания, обручи, перекладина для прыжков в высоту, канат. Работа на данном этапе проекта формирует у детей активную жизненную позицию, потому что дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг. Задачами родителей на данном этапе проекта является: активное взаимодействие с воспитателями группы, участие в физических развлечениях «мама, папа, я – спортивная семья», посещение семинаров-практикумов, участие в различных конкурсах спортивного характера «Физкультурное оборудование своими руками», конкурсе рисунков «Наша здоровая семья», посещение родительских собраний, всеобучей о здоровом образе жизни, изучение родителями уголка «Здоровый образ жизни».

Таким образом, данный этап позволил участникам проекта «Самая здоровая группа» расширить кругозор родителей о физической культуре, сблизить педагогов и родителей в освоение поставленных задач проекта, путем применения различных видов гимнастик в домашних условиях со своими детьми.

 Дети, как участники проекта, освоили новые физические упражнения на физкультурных занятиях с различным спортивным инвентарем - им нравиться играть в подвижные игры различного характера: с использованием атрибутов, спортивного пособия, с использованием сюрпризных моментов в качестве которых используются загадки, стихи. Им нравиться заниматься утренней гимнастикой, различными ее комплексами где их ждет сказочный герой, обыгрываемый воспитателями, по пособию Т.Е. Харченко.

Педагоги, посредством проведенной работы добились тесного взаимодействия с родителями по физкультурно-оздоровительной работе в домашних условиях. Новизной проекта на данном этапе являлись личные консультации с показом игр, применением различных методик.

Второй этап проекта – внедрение в воспитательно – образовательный процесс проекта «Самая здоровая группа». В ходе реализации данного этапа были проведены: родительское собрание «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» (см. Приложение 1); семинар-практикум «Различные виды гимнастик» (см. Приложение 2); индивидуальные консультации с родителями о подвижных играх на улице, консультации по подгруппам «Здоровый образ жизни» (см. Приложение 6); конкурс рисунков «Наша здоровая семья» (см. приложение 3); изготовление родителями нестандартного физкультурного оборудования своими руками: перекладина для прыжков в высоту, кубы для упражнений, коврики для стопотерапии с нашитыми пуговицами на плотную ткань, для профилактики плоскостопия игра «Собери ногами»,  паралоновые квадраты обшитые тканью для игры «Кто быстрее прыгнет и назовет геометрическую фигуру» (эту игру мы проводим с интеграцией в области познание «математика» и познание «ознакомление с окружающим миром»); подготовка и проведение фотовыставки (см. Приложение 7).

На протяжении всего проекта проходили различные мероприятия физкультурного направления, в которых дети принимали активное участие, каждый ребенок смог проявить себя, свою самостоятельность. В ходе проекта было создано совместно с родителями многообразие физкультурного оборудования. Все это используется воспитателями группы для дальнейшей физкультурно-оздоровительной работы с детьми до выпуска их из детского сада и приобретенные детьми навыки в ДОУ по данной работе были использованы ими в школьной, послешкольной и взрослой жизни.

Третьим этапом проекта является – защита проекта «Самая здоровая группа», подведение итогов реализации проекта, эффективность работы консультационного пункта для родителей, который в себя включает:

Такой подход к взаимодействию: дети-родители-воспитатели повышает родительскую ответственность за воспитание здоровых детей в семье, развивает педагогическую активность, а это показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей быть здоровыми и физически развитыми. Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между педагогами и родителями, что обеспечивает совместный успех в деле физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, а значит и успех каждого ребенка в отдельности, вырасти здоровой личностью. В завершении проекта из рисунков, которые были нарисована к конкурсу мы создали альбом «Самая здоровая группа – это наша здоровая семья». Где дети могут в повседневной жизни смотреть этот альбом. Воспитатели поблагодарили родителей почетными грамотами за «Лучшее физкультурное оборудование».

Используемая литература:

  1. Е.С. Евдокимова. Технология проектирования в ДОУ.-М.:ТЦ Сфера, 2006.-64с.- (Библиотека руководителя ДОУ).
  2. Н.Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольного учреждений. -М.: Мозаика – синтез, 2008.-112 с.
  3. Н. В. Микляева. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания. –М.:ТЦ Сфера, 2011.-128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  4. // Дошкольная педагогика. № 8. 2011
  5. //Справочник старшего воспитателя ДОУ №5. 2010 г.
  6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  7. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.  
  8. В.И. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников. – 2006. – 176 с.
  9. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proektnaya-deyatelnost-v-dou-1

Приложения

Приложение 1. Родительское собрание «Спасибо зарядке – здоровье в порядке»

Тема: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Цель: формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни

Задачи: познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях; создать условия для обмена семейным опытом по физическому воспитанию дошкольников

Форма проведения: семинар- практикум направленный на освоение родителями конкретных примеров по здоровому образу жизни

Участники родительского собрания: воспитатели группы:

                                                         Т.А. Михайлова, Т.В. Залящина, родители, ст. медицинская сестра Т.П. Михайлова, детский врач-терапевт  городской детской поликлиники Т.В. Арсенёва

План проведения родительского собрания

1.Вступительная часть

2.Педагогический всеобуч «Движение-это жизнь»

3.Практикум

4.Организационные вопросы

5.Заключительная часть

Предварительная работа

  1. Подготовить литературу, карточки, различные виды гимнастик используемые  в данной группе в работе с детьми.

2.Оформить уголок «Здоровый образ жизни»

Использовать плакаты «Правильная осанка» , «Строение тела человека», книгу «Тело человека» автор Элиза Прати

3.Оформить фотовыставку «Мы самые здоровые»

4.Выставка рисунков в совместной работе детей и родителей на тему «Наша здоровая семья»

5. Оформление плаката- эпиграфа: «Забота о здоровье – это важнейший труд»

6.Изготовление анкет для родителей «Как мы укрепляем здоровье в своей семье»

7. Изготовление памятки для родителей «Зарядка позитивного мышления»

Организационный момент

Здороваемся с родителями

В подготовленную группу для родительского собрания по теме: «Здоровье в порядке- спасибо зарядке» и необходимого оборудования для его проведения педагоги приглашают ст. медсестру Т.П. Михайлову и родителей; перед началом собрания приглашённые знакомятся  с:

*фотовыставкой «Мы самые здоровые»

*выставкой рисунков по данной теме

*с различным видом гимнастик « Гимнастика-это здоровье» -карточки.

*с физкультурным оборудованием- обычным и нестандартным.

Зачитывание эпиграфа  к собранию

1часть      В задачах воспитания и обучения по программе которой работает наше дошкольное учреждение  прописано, о том , что на пятом году жизни продолжается работа по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, формированию умения и навыков  правильного выполнения  основных  движений. Приучать следить за осанкой во всех видах деятельности. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности. Воспитывать культурно- гигиенические навыки, все эти факторы очень благоприятно сказываются на здоровье детей.

    Кто не знает, что  движение полезно для здоровья?! И о важности здорового питания все мы тоже наслышаны. Ну а то, что расслабление это бальзам для души и тела, каждый наверняка испытал на себе. Лишь тот, кто занимался спортом и много двигается, действительно заботиться о своём здоровье.

     Главная задача детского сада –это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , их физическое развитие. Двигательная активность детей проявляется в разных формах: физкультурные и музыкальные занятия ,подвижные игры, физ. досуги, дни здоровья, которые проходят в нашем детском саду

     Одним из основных направлений развития дошкольника является физкультурно-оздоровительное .Ребёнка нужно приучать с самого рождения к закаливанию: воздушные ванны, массаж ручек и ножек, включать в физ. развитие ребёнка различные гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики. Закаливание – это одно из средств  физического воспитания. Здоровье и счастливое детство дружит с физкультурой и спортом. Движение – это не только жизнь, но и радость от удовлетворения естественной потребности двигаться от познания окружающего мира от сознания, что тело подчиняется разуму и воле человека. Достаточно длительный здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы.

    В утреннее время в группе проводится утренняя гимнастика, каждые четыре недели комплекс утренней гимнастики обновляется. Физические упражнения играют немаловажную роль для формирования опорно-двигательного аппарата. Осанка – один из важнейших показателей здоровья. Фундамент здоровой осанки тоже закладывается с раннего детства посредством физических упражнений, правильного питания, закаливания. В ДОУ проведение утренней гимнастики тесно связано с организованным началом дня, переключения внимания детей на совместные формы деятельности во время режимных процессов, самообслуживания , непосредственно-образовательной деятельности.

     Во время непосредственно-образовательной деятельности в обязательном порядке проводятся физ. минутки. После дневного сна, мы с детьми делаем зарядку на кроватках с элементами речевого произношения, например: Жук летит, жук жужжит -ж-ж-ж-ж. Воздушные ванны в течении 5-6 минут, занимаемся босохождением , для профилактики плоскостопия ходим по коврикам  с нашитыми на них пуговицами, по спортивным мешочкам наполненными горохом, фасолью, песком, камешками. Играя в игру «Собери ногами» дети укрепляют мышцы пальчиков на ногах.

    Во второй половине дня проводим закаливающие процедуры для полости рта, полоскаем с детьми горлышко, в течении 2-3 минут прохладной водой. Для профилактики гриппа осенью и весной пьём чай заваренный из плодов шиповника, сироп шиповника, а в эпидемию гриппа в группе и приёмной расставляем розетки со свеже -нарезанным луком

2 часть

 Выступление ст. медсестры д.сада Т.П. Михайловой 10-15 минут

3 часть

 Продолжая собрание хотелось бы остановиться более подробно на некоторых видах гимнастики и показать на практике ,как мы занимаемся с детьми

     УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Как было сказано выше, проводится ежедневно по длительности 8-10 мин. Для детей каждой возрастной группы разработаны комплексы, которые родители могут использовать дома.

Вопросы для родителей:

1.Расскажите,как сформировать у дошкольников привычку к здоровому образу жизни?

2.Как сделать утреннюю гимнастику и занятия физкультурой более интересными для детей?    ответы родителей

Использование различных видов  утренней гимнастики это как средство повышения интереса к физкультуре у дошкольника.

(демонстрация инвентаря с которым дети занимаются на утр. гимнастике. показ воспитателя: ленточки, скакалки, мячи, гимнастические палки, кегли.) Сделать 2-3 упражнения.

Движения необходимы  не только телу ребёнка, правильно произносить различные звуки нам помогает хорошая подвижность органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика

Её цель- выработать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков. В детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно. Часто в этот комплекс мы включаем упражнения на развитие мелкой моторики.

    Научить наши пальчики двигаться и писать закорючки, крючочки, точки, и конечно же слова поможет:

   Пальчиковая гимнастика

(выполняется с родителями)

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

 Безымянный и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался о порог

Вместе пальчики- друзья

Друг без друга им нельзя.

Восстановить дыхание после подвижных игр отработать длительный выдох  помогает:

Дыхательная гимнастика

Она играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей. гимнастика проводится на физ. занятиях, в процессе утренней гимнастики, в непосредственно – образовательной деятельности по коммуникации. Для того что бы ребенок научился правильно и красиво говорить, необходимо научить его речевому дыханию.

        Под речевым дыханием понимают способность человека в процессе высказывания производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать выдох. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Например:  «кошечки» – 4 раза, «насос» – 4 раза, «пружинка» - 4 раза.

Гимнастика после  сна.

Кровать вцепилась мне в плечо:

Не отпущу, поспи еще!

Я вырвался. Тут простыня.

Схватила за ногу меня:

Постой, дружок, не убежишь!

Еще немножко полежишь!

- Вставанье дело не приятное, -

Шепнуло одеяло ватное.

Подушки слышен голосок

Не торопись, поспи часок

Хоть полчаса, хоть пол минутки

Но я вскочил и крикнул:

Дудки!                (В.Данько)

Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно в хорошо проветренном помещении, сначала в спальне. А затем в игровой комнате. Ее цель: поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся коррекционные упражнения.

Упражнения рекомендуемые детям с плоскостопьем. (Выполняется с родителями)

  1. Ходить на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.
  2. Ходить по гимнастической палке, лежащей на полу пристанным шагом.
  3. Ходить на внешней стороне стопы.
  4. Попеременно катать ногами резиновые, шипованные мячи в течение трех минут.
  5. «Мельница»: сидя на стульчике или коврике, ноги вытянуть вперед, производить круговые движения ступнями в разных направлениях.

Суставная гимнастика.

  1. Потирание ладоней.
  2. Самомассаж ушей.
  3. Покалачивание пальчиками ног и рук.
  4. Покалачивание кулачками.

Подведение итогов.

Все знают, что валеология (наука о здоровье) строиться на трех китах: движение, питание, расслабление. Двигательная активность детей в нашем детском саду соответствует нормам. Питание так же в последнее время не вызывает озабоченности. Расслабляются все по разному: кто-то предпочитает дружеское общение; кто-то ищет уединения и покоя на лоне природу, а для кого-то нет ничего лучше расслабляющей ванны или интересной книги, а кто-то достигает внутренней гармонии через движение, например танец или игра.

В конце родителям предлагается высказать свое мнение о проведенном собрании. Благодарим родителей за активное участие и в память о собрании дарим каждому родителю памятку «Зарядка позитивного мышления».

Решение текущих вопросов.

Индивидуальное консультирование.

Длительность родительского собрания 1 час 30мин.

Приложение 2. Семинар – практикум

Приложение 3. Конкурс рисунков «Наша здоровая семья»

Приложение 4. Различные виды гимнастик.

Приложение 5. Художественная литература (загадки, стихи)

Приложение 6. Уголок здорового образа жизни.

Приложение 7. Фотовыставка «Мы самые здоровые».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ», ТЕМА ПРОЕКТА «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ВСЕ МОГУТ- СПОРТ И ОТДЫХ НАМ ПОМОГУТ!»

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТ: СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ, ЖЕЛАНИЕ ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ОБЕСПЕЧИТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ. ...

Проект "В здоровом теле - здоровый дух", Тема "Спорт движенье и игра, нам поможет быть здоровыми всегда"

В семейном  проекте участвовали семьи, которые очень любят спорт. Родители сами занимались спортом и сейчас своим детям прививают любовь к спорту. Этот проект также направлен на ознакомление с ра...

Проект «Сохранить здоровье чтоб… (В.И.Федорук, А.Е. Андреева) Тема проекта: «Гигиена, здоровое питание, выполнение двигательного режима».

Одной из приоритетных задач деятельности дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечивающая качество образования при введении ФГОС. Важно, что...

Педагогический проект, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, понятно, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но...

Проект "В здоровом теле-здоровый дух" проект (средняя группа)

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, осн...