Семинар-практикум для воспитателей «Веселый карандаш»
методическая разработка по теме
Овладение письмом – длительный, трудоемкий процесс. Значительное число 6 и 7 летних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
для воспитателей «Веселый карандаш»
составила воспитатель
Привалова Н.А.
Братск, 2013 г.
План
- Развитие ручной умелости:
а) показ игр, книг по рукоделию, материалов для работы.
б) проигрывание пальчиковых игр (2), игр с бумагой (1), со спичками с карандашами, с орехами.
в) приговорки.
г) рекомендации по проведению работы.
- Развитие пространственной ориентации
а) использование песен, стихов, игр при знакомстве с левой и правой рукой; с названиями пальцев (проигрывание);
б) упражнения по знакомству с тетрадью.
в) игры с графическими заданиями (проигрывание).
- Развитие чувства ритма и умения согласовывать темп и ритм упражнения.
а) игровые упражнения Питер, 2 подружки.
б) рассказывание стихов руками.
- Развитие изобразительных и графических умений.
а) изобразительная деятельность.
б) специальные упражнения (проигрывание игровых упражнений)
в) рекомендации по организации занятий по подготовке руки ребенка к письму.
Овладение письмом – длительный, трудоемкий процесс. Значительное число 6 и 7 летних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма.
Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.
Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
Работа по подготовке детей к письму включает в себя ряд взаимно связанных моментов.
- Развитие ручной умелости - выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развивается точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.
- Развитие пространственной ориентации детей на листе бумаги и в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.)
- Развитие чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
- Развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений).
Рассмотрим работу по всем этим направлениям более подробно.
I. Развитие ручной умелости
Разнообразная практическая деятельность, заключает в себе большие возможности для подготовки к овладению письмом в школе.
Письмо – сложный навык, включающий выполнение тонкоориентированных графических движений, техника письма требует:
а) слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки;
б) правильной координации движений тела;
в) зрительной сосредоточенности;
г) способности к произвольной регуляции деятельности;
д) определенной функциональной зрелости коры головного мозга;
Для развития кистей рук организовываются игры с мелкими игрушками с мозаикой, с конструкторами, с волчками.
Показ мозаики, пазлы, конструктор, волчки и игрушки Киндерсюрприз, попрыгунчик и пр.
Особую роль играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Эта работа приучает к аккуратности, точности, настойчивости, внимательности.
(книги по рукоделию).
Таких упражнений с пальцами печатается очень много, есть выбор.
Проигрываем
Засолка капусты
Мы капусту рубили (резкие движения кистями)
мы морковку трем
мы капусту солим
мы капусту жмем.
Или пальцы в кулаке (по одному показывая).
этот пальчик на рынок пошел
этот пальчик копейку нашел
этот пальчик конфеты купил
этот всех угостил
А этот пальчик наелся так,
что в дверь не пролезет никак.
Евгения Синицына, предлагает пальчиковые игры с пластилином, глиной, орехами, крупой, с бумагой, со спичками, со шкурками, с прищепками и пр. Список этот можно продолжать.
Проигрываем
«Комочек бумаги»:
- пользуясь пальцами обеих рук, нужно его разгладить;
- то же самое сделать одной рукой;
- то же самое указательными пальцами, средними пальцами;
- разгладить лист кулаками обеих рук;
- повторить все движения с закрытыми глазами и пр.
Со спичками:
Игра «Зеркальные спички» (в паре)
Один кладет, другой на своей стороне
также кладет спичку, повторяет движение первого.
С карандашами:
а) зажать карандаш средним и указательным пальцами – сгибать и разгибать их;
б) зажать карандаш между средним и указательными пальцами. Движения выполняются так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
С орехами:
а) покатать между ладонями (пальцы прямые);
б) перекатывать пальцами одной руки – вращая то в одну сторону, то в другую4
в) с горки на горку – катаем орешек между пальчиками;
Чтобы повысить интерес к данным играм, эмоциональный настрой, можно использовать приговорки, например:
а) Научился 2 ореха между пальцами держать
Это в школе мне поможет буквы ровные писать;
б) Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу;
в) Покатаю я в руках бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей пальчика, ладошки.
Все перечисленные игры активизируют работу пальцев.
Тренировке тонких движений пальцев руки можно уделять 1,5 – 2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на других занятиях. Такие упражнения в детском саде проводят воспитатели, дома – родители.
Следить, чтобы не было перетренировки. Упражнения давать малышам порциями, с оптимальной нагрузкой, большое внимание уделять таким движениям, которые пальцы не делают в повседневной жизни. Таким образом, развитие ручной умелости - важный этап в подготовке детей к школе.
II. Развитие пространственной ориентации.
Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в старшей и подготовительной группе воспитатель уделяет значительное внимание развитию пространственных ориентировок.
Дошкольники должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений и расположения предметов.
Воспитатель использует игры на развитие и закрепление умения ориентироваться в пространстве. В его речи обращенной к детям часто употребляются точные пространственные термины.
При знакомстве с левой и правой рукой использовать стихотворение о правой и левой руке.
Проиграть
Смотрите–ка, вот 2 руки, правая и левая.
Они в ладошки могут бить правая и левая.
Они мне могут нос зажать, и правая и левая.
Ладошкой могут рот прикрыть и правая и левая.
Дорогу могут показать и правая и левая.
В носу умеют ковырять и правая и левая.
А если кто-то завопит и правая и левая помогут уши мне заткнуть.
С руками я всегда дружу и с правою и с левою.
Могу я друга подразнить и правою и левою.
Но могут ласковыми быть и правая и левая.
Обнимут вас, к себе прижмут и правая и левая.
Стихи по знакомству с названиями пальцев с использованием картинки.
5 пальцев на руке своей
назвать по имени сумей.
1-ый палец – боковой
Называется – большой.
Палец второй, указчик старательный
Не зря называют его указательный.
Третий твой палец –
Как раз посредине,
Поэтому, средний
Дано ему имя.
Палец четвертый зовут безымынный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье.
братец младший – любимец!
По счету он пятый,
Зовется - мизинец!
Проиграть
Игра «Птички»
В гнезде правом птички спят (зажимают правый кулак),
В гнезде левом птички спят (зажимают левый кулак).
Утром крылышки расправят (раскрывают пальцы веером),
И по небу полетят (машут руками над головой).
Игра «Муха»
Летает по листу бумаги вправо, влево, к себе, от себя и т.д.
Игры
а\ Раскрась желтым цветом всех гусей, которые смотрят в левую сторону.
б\ Отметь крестиком улиток, которые ползут направо.
в\ Закрой фишкой обезьянок, которые протягивают правую руку.
г\ Покажи пальчиком обезьянок, которые держат банан в левой руке.
д\ Раскрась красным цветом, все перчатки, которые подойдут на левую руку.
е\ Раскрась зеленым те , что предназначены для правой руки.
В играх с комочком бумаги можно давать задания:
- правой рукой листочек сминается, а левой – расправляется.
«Змея шипит – (правая рука сминает лист),
А жук жужжит» - (левая рука разворачивает лист).
Или перед ребенком два листа бумаги: один ровный, другой – скомканный. Правой рукой нужно скомкать ровный лист, а левой – одновременно развернуть скомканный. Затем руки меняются.
Игра «Найди пару» (с варежками)
Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей, расположением строк, с листом в клетку, в линейку, рабочей строкой). Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый-левый) угол», «нижний (правый- левый) угол», середина первая, вторая строка, широкая и узкая строка и т.д. должны быть хорошо знакомы будущим школьникам. Для закрепления этих выражений и пространственных ориентировок, используются игровые упражнения:
«Куда ускакал зайчик»?
(Передвигается фигурка зайки – дети называют где он). Сначала упражнение выполняется воспитателем на доске, а потом на листочках детей.
Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания:
Проиграть
- Графические диктанты: Поставили карандашом точку. Проведите линию на 3 клетки вверх. А теперь – две клетки направо, две – вниз, одну - налево, одну – вниз, две – направо и повторить с самого начала.
- У детей четыре карточки, где изображены:
а) Положите ; справа от него ; слева от - .
б) Положите точку, ниже Х, справа от Точки – Кружок, слева от Х – квадрат и т.д.
Развитие пространственной ориентировки помогают и веселые прописи Карельской
Показать
III. Развитие чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений.
Овладение письмом связано с освоение чувства ритма. Его развитию способствуют различные танцевальные и физкультурные движения под музыку и игровые упражнения, где согласовываются движения и речь.
Проиграть
Упражнение «Питер»
Питер играет с одним молотком (кулак стучит по коленке),
Питер играет двумя молотками (два кулака по обеим коленкам),
Питер играет с тремя молотками (два кулака и нога),
Питер играет четырьмя молотками (два кулака и две ноги притопывают),
Питер играет с пятью молотками (+ кивание головой).
«Две подружки»
На лужайке две подружки (похлопать по коленям),
Ква – ква – ква – ква (хлопки в ладоши),
Две зеленые лягушки (по коленям),
Ква – ква – ква – ква (в ладоши),
Ква! (притопнуть одной ногой).
Хором песни распевают (сложить ладони, чуть их приоткрыв),
Ква –ква – ква – ква (притопнуть ногой),
Ква! (притопнуть одной ногой),
И спокойно спать мешают (погрозить пальцем),
Ква – ква – ква – ква (хлопки в ладоши),
Ква! (притопнут одной ногой)
Упражнения выполняются сначала в медленном темпе, затем быстрее.
Чувство ритма развивается в упражнениях «Дождь» - дети рисуют разны дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной, капельками и т.д.
Показать таблицы
И рассказывание стихов руками.
IV. Развитие изобразительных и графических умений.
В подготовке детей к письму важную роль играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.
У части детей формируется не правильный навык обращения с пишущими предметами.
а) Неправильное положение пальцев. Держат карандаш щепотью, горсточкой и др.
б) Ребенок держит карандаш или далеко, или очень близко к пишущему кончику.
в) Неправильное положение руки (кисть, локоть зависают над столом).
г) Писчий спазм (напряженное сжимание пишущего предмета).
д) Неправильная поза.
Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?
- Все виды изобразительной деятельности (аппликация, рисование, лепка, оригами)
(Показать детские работы)
- Раскрашивание – используются раскраски. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было закрашено тщательно, ровно, аккуратно. Приучать надо детей не спешить, раскрашивать старательно, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления. Одну картинку дети раскрашивают по очереди: один раскрашивает, другой в это время отдыхает.
- Обводка трафаретов
(Показать трафареты)
- Штриховка – выполняется под руководством воспитателя, он показывает, как выполняется штриховка, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка, как он держит карандаш. Правила штриховки: не выходить за контуры, соблюдать параллельность линий, расстояние между ними
(Показ штриховок)
Для развития точности и уверенности движения руки используются игры. Например, нарисовать 10-15 точек и звездочек и не отрывая карандаша от бумаги соединить линией все точки и все звездочки. Или игра «От дома к дому» (На листе разные домики и в разных местах. Задача ребенка – точными прямыми линиями соединить между собой домики одинакового цвета или формы).
Можно предложить детям игры:
- Парашютисты,
- Я самый меткий,
- Проведи свой кораблик,
- Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг,
- Быстро пробеги по лабиринту,
- Попади мячом в баскетбольную корзину,
- Попади мячом, сбей палочку и др.
Таким образом графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо.
Для развития графических навыков в старших группах хорошо иметь доску, на которой дети пишут мелом, цветными мелками.
К ежедневным занятиям по подготовке руки ребенка к письму надо приступать в 5 лет. Заниматься 2-3 раза в неделю (первая или вторая половина дня). Длительность каждого занятия 20-25 минут, через каждые 3-5 минут делать перерыв (упражнения для пальцев, обсуждение сделанного и продолжать).
Литература
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1990
- Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. –М., 2007
- Косинова Е. Уроки логопеда. –М.,2007
- Синицына Е. Умные пальчики. –М., 1998
- Разумова Е.Д. Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики// Воспитатель ДОУ. -№8.-2010-10-03
- Лопухина А. Игры с пальцами. –Л., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для родителей "Мой веселый звонкий мяч"
Семинар - практикум для родителей "Мой веселый звонкий мяч"...
Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"
Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа
Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...
Семинар-практикум для младших воспитателей "Роль младшего воспитателя в формировании здорового образа жизни дошкольников"
https://youtu.be/X-3oz-jP7CY...
Семинар-практикум для родителей «Сказки веселого язычка»
Обучение выполнению артикуляционной гимнастики...