Развитие интеллекта и творческого воображения дошкольников
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме
Проблемы детской одаренности, развития творческого мышления дошкольников являются актуальными проблемами современного дошкольного образования. Однако, в современных ДОУ в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Дети с ускоренным умственным развитием, умеющие творчески мыслить, обычно ставятся в пример другим, специально работа по развитию их способностей не ведется, поэтому со временем их талант угасает, и развитие затормаживается. Для развития общей одаренности дошкольников в нашем детском саду было решено своевременно выявить детей с предпосылками одаренности, и провести специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей. Для решения этой задачи была разработана модифицированная программа познавательно - интеллектуальной направленности «Одаренные дети» на основе программы В.И. Ковалева «10 шагов к успеху».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prez.pptx | 99.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ребенок – непризнанный гений Средь буднично –серых людей» М. Волошин АКТУАЛЬНОСТЬ Проблемы детской одаренности, развития творческого мышления дошкольников являются актуальными проблемами современного дошкольного образования. Однако, в современных ДОУ в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Дети с ускоренным умственным развитием, умеющие творчески мыслить, обычно ставятся в пример другим, специально работа по развитию их способностей не ведется, поэтому со временем их талант угасает, и развитие затормаживается. Для развития общей одаренности дошкольников в нашем детском саду было решено своевременно выявить детей с предпосылками одаренности, и провести специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей. Для решения этой задачи была разработана модифицированная программа познавательно - интеллектуальной направленности «Одаренные дети» на основе программы В.И. Ковалева «10 шагов к успеху».
Цель Развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, имеющих повышенные образовательные потребности, посредством игр и упражнений.
Задачи Развивать познавательную сферу, знакомя с окружающей действительностью, произведениями художественной литературы. Развивать эмоционально-чувственную сферу, воспитывая адекватность эмоциональных проявлений на события с выраженной положительной и отрицательной окраской. Формировать способности к самостоятельному творчеству в условиях произвольно данной деятельности.
Основные принципы развивающей работы Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается). Принцип вовлеченности детей в работу, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается. Принцип доступности. Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Методические приемы Совместная творческая деятельность. «Подвязывание» одной сказки к другой. Прием сквозного прохождения полюбившегося героя через сюжеты известных литературных произведений. Использование схем, карточек –моделей, кроссвордов.
Средства, условия достижения цели, выполнения поставленных задач Для определения базового уровня развития способностей детей, отслеживания динамики изменений проводится предварительная и итоговая скрининг – диагностика развития психических процессов, творческого мышления у детей. Комплекс занятий (25) направлен на развитие творческого мышления, воображения, основных мыслительных операций у детей. Групповые занятия проводятся педагогом-психологом 1 раз в неделю, воспитателями групп – 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Групповые занятия проводятся в игровой форме, в форме интеллектуально-познавательных викторин. Индивидуальная работа проводится педагогом-психологом 1 раз в неделю (продолжительность 10 минут).
Прогнозируемые результаты Повышение уровня развития творческого мышления, воображения. Активизация мыслительных способностей. Повышение познавательной активности.
Оценка результатов работы Проводится на основе сравнительного анализа данных диагностического обследования креативных способностей детей по модифицированному варианту методики Е.П.Торренса «Дорисовывание фигур» (модификация О.М.Дьяченко) и когнитивных способностей по методике Д. Векслера.
Диаграмма показателей интеллектуального развития детей подготовительных к школе групп №9 и №12 (Программа В. Ковалева «Одаренные дети») В основе мониторинга: методика Д. Векслера
Диаграмма показателей уровня развития воображения детей подготовительных к школе групп № 9 и № 12 В основе мониторинга: методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко)
ИТОГИ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ Мониторинг итогов работы выявил увеличение количества детей с высоким уровнем развития интеллекта (с ОИП - 115 до ОИП – 118) и коэффициента оригинальности мышления ( с Кор – 27 до Кор – 50)
Выводы Анализ итогов работы позволил сделать вывод о том, что благодаря продуманному педагогическому воздействию у детей активизировалось развитие творческого воображения и мыслительных способностей. Возросло желание узнать новое и развивать свои способности.
Методическое обеспечение Адаптированный вариант методики Д. Векслера Модифицированный вариант методики Е.П. Торренса «Дорисовывание фигур» ( модификация О.М. Дьяченко)
Литература Ковалев В.И. Развивающие игры.10 шагов к успеху/ М.: «Просвещение»,2000 г. Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет / Волгоград: «Учитель», 2010 г. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 увлекательных игр и заданий для детей 5-8 лет/ М.: АСТ «Астрель», 2003 г. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет / М.: «Генезис», 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой
Воображение является основой развития творческой, уникальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существен...
Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
Развитие творческого воображениядошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса нами была выбрана тема кружковой работы: «Развитие творческого в...
Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования
Влияние нетрадиционных техник изодеятельности на развитие творческого воображения у дошкольников...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель данного пособия: Показать, какое место в педагогическом процессе отведено сказке, какими средствами она преподносится детям; помочь педагогу овладеть основными формами работы со сказками,...
Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. Из опыта работы
Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хо...
Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"
Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...