Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. Из опыта работы
опыты и эксперименты по рисованию по теме

Ербулатова Надежда Владимировна
Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хорошую технику рисования такие бедные по замыслу рисунки. Или о рисунке, не представляющем для некоторых ничего интересного, ребенок может много интересного рассказать? Мне самой нравится рисовать, я очень хорошо понимаю детей, которым трудно "оторваться" от любимого рисования, особенно "мямликам", которые медлительны, но терпеливы. Для того, чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, я решила найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки. Организация работы на фронтальных занятиях меня мало устраивала, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятие ограничивалось временем и темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx7.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования.

 

        Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать.

       Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хорошую технику рисования такие бедные по замыслу рисунки. Или о рисунке, не представляющем для некоторых ничего интересного, ребенок может много интересного рассказать? Мне самой нравится рисовать, я очень хорошо понимаю детей, которым трудно "оторваться" от любимого рисования, особенно "мямликам", которые медлительны, но терпеливы.

         Для того, чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, я решила найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки. Организация работы на фронтальных занятиях меня мало устраивала, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятие ограничивалось временем и темой.

        Для подтверждения своих мыслей пришлось прочитать много педагогической литературы по развитию художественного творчества у детей, чтобы правильно построить такие занятия.

        Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства.

          Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость), я определила задачи:  

1. Создание в группе условий для творческой изодеятельности.

2. Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования.

3. Налаживание межличностностного общения в процессе изобразительной деятельности.

4. Помочь усвоить основные нравственно-этические понятия (добро и зло) через сказочные образы.

           Для решения этих задач нужно было создать соответствующую развивающую среду. В группе выбрала достаточно освещенное место для занятий изодеятельностью. Создала небольшую выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. С помощью родителей приобрела весь необходимый для рисования материал, различную бумагу, краски, карандаши.

           Руководство изобразительной деятельностью детей группы осуществляла через планирование занятий, материальное обеспечение, использование несловесных средств общения. Часто я выступала в роли советчика, экспериментатора и просто партнёра.

          На первых занятиях мы с детьми играли с цветом и красками, познакомились с возможностями гуаши и акварели. Я заметила, что у детей уже появился интерес к цвету. Они различали многие цвета и оттенки. Но очень немногие умели смешивать краску для получения оттенков светлых и тёмных. Первые занятия посвятила этой теме. Сначала мы с детьми смешивали краски в банке с водой, в пакете с кремом, затем на палитре, создавали "Колесо цвета", а потом гуашью "создавали" новые цвета, затем занялись экспериментированием с краской, различными материалами.

          Затем мы познакомились с рисованием по сырой бумаге. Продолжая рисовать по мокрой бумаге, предлагала детям эксперимент. Что произойдёт, если посыпать солью ещё мокрый рисунок? Нужно дать ему высохнуть, а затем смахнуть соль. Соль придаст деталям рисунка различные очертания и формы. Эксперименты проводились с разными материалами.

          Смешали краску с крупой и получили "зернистую" фактуру. Краска, крахмал и соль – получилась густая масса, похожая на пудинг. Можно было рисовать клеевой кистью или даже палочкой на гладкой поверхности картона, где не ложилась акварель и гуашь. Также рисовали с детьми по картону восковыми мелками и пастелью.  

            Неожиданным открытием для детей было рисование мыльной пеной. Когда размывали краску под пленкой, придумывали различные образы. Создавали новогодние рисунки на фольге салфетками, блестками – это новогодняя тема. С помощью оттиска рисовали различные узоры, цветы, звезды.

           Таким образом постепенно знакомила детей с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге с солью, размыванием краски под плёнкой, рисованием чернильными кляксами, мыльными пузырями, разбрызгиванием по фону с маской, рисованием ниткой, ватными палочками, рельефной краской, восковыми мелками по картону, пастелью, рисованием по фольге тающими карандашами, созданием коллажей, рисованием с помощью оттиска, познакомила детей с техникой рисования на ткани.

          Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создавала ситуации, где дети рисовали коллективно. Предлагала им всем вместе выполнить ту работу, которая не под силу одному. Например, рисование гуашью картин холодных и светлых тонов. Объединению детей способствовало создание общих коллективных работ. А при рисовании цветов на ткани (водный батик), ребята уже сами решили выполнить общую работу, совместно договорились, как лучше нарисовать – кистью маки или "узелками" астры. Моей помощи уже не требовалось. Поддерживая интерес к искусству, поощряла детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, рассматривание картин, работа над оформлением настольного театра, ваз из бутылок – все это способствовало развитию опыта общения между детьми. И если раньше многие дети испытывали трудности в общении, не все могли сразу договориться о совместной работе, то сейчас эти проблемы практически устранены. Думаю, что наша кружковая работа тоже сыграла в этом существенную роль.

          В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Дети склонны одухотворять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных, растения. Поэтому ребята легко принимают условия игры-рисования. Вначале мы мысленно отправляемся в сказочную ситуацию (конечно, соответствующие сказки были прочитаны раньше) и оказываемся то на празднике овощей с Чипполино, то во дворце с Золушкой, то у колыбели маленькой принцессы с Волшебницами, то у заколдованной подземной царевны Змейки. "Погуляв" в сказке, мы рисуем "увиденное", точнее, представленное. Часто, рассказывая, беседуя, я сама рисовала, не нацеливая детей на внимательное наблюдение за процессом моего выполнения. Дети свободно выбирали время, когда можно приступить к работе (в ходе рассказа – сказки, или после ее окончания). Если что-то не получилось сразу, можно было повторить эту работу на новом листе, но поощрялась та работа, которая выполнена до конца. Часто рисовали под музыкальное сопровождение. Классическая музыка, записанная на аудиокассету, создает положительный настрой работе, помогает лучше представить образ, будит воображение.

           В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий я предлагаю детям на выбор бумагу разного формата. Художественное описание образа усиливает восприятие изображения. Поэтому в ходе рисования спрашивала ребят: "Покажи мне, как твой динозавр передвигается?", "Твоя принцесса умеет петь, а она весёлая, добрая или грустная?", "А дождик долгий и тёплый или холодный, осенний, поэтому он белый, немного ледяной". Так, играя, дети могут выбирать нужный цвет краски, форму линий.

          Используя природу формообразования капли, лучистость формы, нацеливала детей на угадывание образов. Остаётся только видоизменить форму кляксы "выдувая" чернила через трубочку в разные направления. Работа фантазии объединяла случайный набросок клякс в изображения весёлых персонажей сказок. Используя технику набрызга на фон, работу выполняли в несколько этапов, и, по ходу, воображение детей изменяло первоначальный задум.

           Кроме этого, мы вместе с ними готовили материал: разрезали бумагу, оформляли работы в рамки. Читали с детьми сказки, на сюжеты которых я опиралась при выборе темы занятия. Также читали стихотворения, развивающие фантазию, выдумку. Придумывали рассказы и к ним рисовали рисунки.

          Наша работа интересовала и родителей. Некоторых мам и пап заинтересовали нетрадиционные приёмы изображения (мыльной пеной, рельефной краской, оттиском). Они с удовольствием познакомились с литературой, которую я рекомендовала, предложенными статьями. Они наши первые помощники.… Всегда с пониманием относились к просьбам помочь краской или бумагой.

          Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их.

          Дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.

Показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем выставки рисунков, оформляем декорации к спектаклям, украшаем группу и детский сад своими картинами и панно, готовим подарки малышам и взрослым к праздникам. "Нетрадиционные приемы рисования"; оформила статьи для родителей по разделу изодеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования

Влияние нетрадиционных техник изодеятельности на развитие творческого воображения у дошкольников...

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования

      Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в...

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психо...

Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"

Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...