Сенсорное развитие детей дошкольного возроста
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Бойкова Евгения Вячеславовна

В истории дошкольной педагогики - сенсорика занимает одно из центральных мест. Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensorika.doc132.18 КБ

Предварительный просмотр:

Большие и маленькие

Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по величине.

Материал: Четыре большие бусины (диаметром 2 см) и четыре маленькие (диаметром 1 см). Бусинки все одинаковой формы и цвета. Тонкие шнуры или толстые нити навощенными или предварительно опущенными в клей концами; кукла и резиночка.

Ход игры: Взрослый показывает ребёнку красивую куклу, рассказывает, что она пришла к нему и что-то принесла в корзиночке. Взрослый сажает куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает ребёнку: там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказав, что кукла просит сделать для неё красивые бусы, взрослый обращает внимание малыша на то, что бусы можно нанизывать по-разному.

Сначала взрослый берёт большую бусину и нанизывает её на нитку, затем маленькую, потом снова большую предлагает ребёнку собрать для куклы бусы, нанизывая поочерёдно большие и маленькие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

Если чередовать бусы в обратном порядке, то есть сначала брать маленькую, а затем большую, то ребёнку будет труднее справится с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины.

Взрослый следит за тем, как малыш нанизывает бусы, помогает ему продевать нитку в отверстие бусинки. Если у того не получается, напоминает о чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательнее!»

Во время самостоятельной игры ребёнку дают различные шнуры и предметы для нанизывания (например, кольца от пирамидок). Можно использовать и катушки, а вместо шнуров - прыгалки со снятой с одной стороны ручкой.

Какой это формы

Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по форме.

Материал: Четыре круглые и четыре квадратные бусины одного цвета. Диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины тоже 2 см; тонкие шнуры или толстые нитки для нанизания.

Ход игры: Кукла (или другая игрушка) приходит в гости к ребёнку и приносит с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребёнка с куклой и показывает, что у неё в корзиночке. Кукла просит у малыша сделать из бусинок украшения.

Взрослый показывает ребёнку форму бусины и говорит, ч то они разные но форме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, рассказывает, как их нужно нанизывать: вначале шарик, потом кубик. Затем предлагает ребёнку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их на нитку или шнур.

Внимание ребёнка фиксируется на том, что на нитке оказались: шарик, кубик, шарик, кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бусинку на нитке, приговаривая: «шарик, кубик», неправильно нанизанные бусинки снимает и помогает малышу верно выполнить задание.

Круг, квадрат

Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по форме.

Материал: пять картонных кругов и пять квадратов одного цвета.

Ход игры: Взрослый показывает пять кругов и пять квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит, что здесь разные фигурки: «Вот такая - это квадрат, а такая - круг». Сообщает, что одни фигурки (квадраты) будет класть в одну сторону, а другие фигурки (круги) - в другую.

Затем, держа в руке круг, спрашивает ребёнка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы её положили?» Накладывает круг на круг, а квадрат на квадрат, взрослый показывает, что в каждом столбике фигуры одинаковые.

Далее поручает ребёнку самому раскладывать фигуры. Взрослый ещё раз показывает, в какой стороне лежат одни фигурки (квадраты), в какой другие (круги), и предлагает ребёнку из общего материала выбрать любую фигурку и положить её к таким же. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, взрослый просит малыша наложить выбранную им фигурку на другую.

        Поручепия

Цель: Обучать ребёнка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Материал: Большая игрушечная собака и маленькая собачка (или медвежата); машинка; красный и синий мячи; большая чашка и маленькая; матрёшка.

Ход игры: Взрослый показывает ребёнку игрушки и посуду и предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем даёт следующие задания:

  • большую собаку напоить чаем из большой чашки(если ребёнок ошибается, собачка рычит или отворачивается, показывая своё неудовольствие: гак же при ошибках ведут себя и другие игрушки);
  • поставить матрёшку рядом с красным мячиком;
  • маленькой собачке подарить синий мячик;
  • поплясать вместе с матрёшкой;
  • взять маленькую. Собачку и посадить её на ковёр;
  • большую собачку посадить рядом с маленькой.

В конце занятия взрослый просит ребёнка помочь ему убрать игрушки и другие предметы, использованные в игре. Затем спрашивает малыша: «Где хранится посуда? В какой коробке лежат кубики?» и т. д.

Необходимо следить за правильным использованием в речи детей глаголов: посадить, поставить, положить.

Сделаем матрёшке бусы

Цель: Закрепить умение чередовать предметы по цвету..

Материал: деревянные или глиняные бусинки восьми цветов, по шес ть штук каждого цвета; рисунок с матрёшками, одетыми в однотонные платья этих же цветов; нити и шнуры для нанизывания бус.

Ход игры: Взрослый показывает матрёшку и говорит, что они пришли в гости и принесли с собой бусинки и нити (шнуры, верёвочки) разного цвета (один конец шнура можно накрахмалить, чтобы легче было нанизывать бусы, а на другом конце сделать узелок, чтобы они не соскальзывали).

Сначала взрослый просит ребёнка выбрать бусины одного цвета из предложенных четырёх цветов, когда малыш выберет понравившиеся бусинки, ему дают шнур и предлагают нанизывать на него бусинки. Если ребёнку трудно делать это, взрослый помогает ему.

Затем малышу предлагается найти матрёшку, для которой он сделал бусы. Взрослый называет цвет бус и подчёркивает, что платье у матрёшки должно быть такого же цвета.

Так же подбираются бусы других цветов. Когда всем матрёшкам будут подобраны бусы, взрослый спрашивает, показывая матрёшку в красном платье: «Кто знает, какого цвета платье у этой матрёшки? (Ребёнок отвечает.) Правильно, красного». Показывая другую матрёшку, взрослый сам называет цвет платья: «А у этой куклы синее платье». Взрослый показывает других матрёшек и задаёт вопросы о цвете их нарядов. Если ребёнок не может назвать цвет, взрослый сам его называет.

Показывая матрёшку в зелёном платье, объясняет: «У этой матрёшки платье и бусы зелёного цвета. Такого цвета бывают листья и трава». Так же можно рассказать и о других цветах.

В конце занятия взрослый хвалит ребёнка за то, что он сделал для матрёшек бусы и матрешки стали ещё красивее.

Найди палочку.

Цель: Научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырёх возможных. Закрепить умение группировать предметы по цвету. Знакомить с последовательностью размещения цветов в спектре.

Материал: палочки семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового; чёрного и белого (в нескольких экземплярах). Вместо палочек можно взять карандаши или полоски цветной бумаги.

Ход игры: Ребёнку дают произвольно перемешать палочки четырёх цветов и предлагают взять палочку любого цвета и потом найти ещё такую же, затем все оставшиеся палочки такого же цвета.

После выполнения первого задания малышу предлагают сортировать палочки двух цветов (например, если в первом случае это были палочки красного, синего, жёлтого и голубого цвета, то в следующий раз ребёнок занимается с зелёными, синими, оранжевыми и фиолетовыми палочками).

Особенности этой игры в том, что ребёнок выбирает палочки того цвета, которые ему больше нравится. И если игра пришлась по вкусу малышу, можно предложить ему выбрать другие цветовые сочетания.

В конце занятия взрослый размещает палочки в следующем порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Ребёнок видит гармоничное сочетание цветов и раскладывает свои палочки так, как расположены цвета радуги.

Помоги матрёшке найти свои игрушки

Цель: Закрепление умения группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал: Матрёшки, бусинки и палочки разных цветов.

Ход игры: Взрослый поочерёдно, в соответствии с последовательностью цветов спектра, показывает ребёнку матрёшек, одетых в платья - красное, оранжевое, жёлтое, зелёное, голубое, синее, фиолетовое. Вместе с малышом он любуется их красивыми нарядами. Чёрную и белую матрёшек рассматриваю'1 после цветных.

Взрослый обращает внимание ребёнка на то, что у каждой матрёшки красивое платье, и когда они все вместе, кажется, будто светит яркое солнышко и сияет радуга.

Затем сообщает своему маленькому собеседнику, что у каждой матрёшки есть свои игрушки: мячики (бусинки) и палочки. Но все игрушки перепутались, и надо помочь матрёшкам найти свои.

Взрослый показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусинки такого же цвета, как у неё платье. После того как ребёнок выберет все бусинки и положит их рядом с матрёшкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

В ходе игры взрослый следит за тем, чтобы ребёнок не торопился, не хватал руками все игрушки подряд, а сначала внимательно посмотрел на них, нашёл глазами нужные и только тогда откладывал их для матрёшки. В конце занятия взрослый ещё раз называет цвета матрёшек, бусинок и палочек.

Бусинки и палочки можно заменить мозаикой, колечками от пирамидки, карандашами, фигурками из цветной бумаги и т. д.

Ежики

Цель: Закрепление знания цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики рук. Обучение ориентированию в помещении.

Материал: прищепки четырёх цветов (красные, зелёные, синие). Они выполняют роль колючек. Ёжики тех же четырёх цветов. Плюшевый или резиновый ёжик несколько большего размера, чем ёжики-малыши.

Подготовка к занятию: По группе в укромных местах расставлены игрушки ёжики (по числу детей). На столах лежат цветные картонки, на каждой из них но четыре прищепки, того же цвета, что и картонка.

Ход занятия: Начинаем с пальчиковой гимнастики, сопровождаемой текстом:

Повстречал ежонка ёж:        Упражнение проводится сначала

«Здравствуй, братец! Как живёшь?» одной рукой, затем - другой,

потом - обеими руками.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришёл сегодня ёж. (Показывает детям игрушку - ежа, дети его трогают, здороваются с ним.) Ёжик, а почему гы такой грустный?

Ёж. Я шёл к вам в гости со своими друзьями. А они по дороге потерялись.

Воспитатель. Ребята, поможем ёжику найти его друзей?

Дети ищут по группе ежей, и, найдя их, приносят воспитателю. Тот рассматривает вместе с ними ежат. Выясняет, какого они цвета.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а у ежат колючек нет! Ёжик, а где же их колючки?

Ёж. Они их дома забыли.

Воспитатель. Поможем ежатам вернуть иголки на спину? Но для этого нужно найти домик такого же цвета, как и ежонок. Посмотрите на столы - там лежат картонки разного цвета - это домики наших ежат. Саша, у тебя ёжик какого цвета'.' (Ребёнок отвечает). Значит, иди к столу и ищи домик такого же цвета. (Воспитатель выясняет, какого цвета у ребят ёжики, и предлагает каждому найти домик такого же цвета).

Воспитатель. Посмотрите, в каждом домике лежат потерянные иголки, давайте их прикрепим к каждому из ежат.

Дети выполняют задание. А воспитатель помогает сам или просит уже выполнивших задание помочь остальным.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Ёжик, а тебе понравилось?

Ёж. Да!

Воспитатель. А теперь давайте отнесём наших ёжиков на коврик и станцуем для них.

В конце занятия дети исполняют любой известный им танец под весёлую, ритмическую  музыку.

Мгрушка-матрёшка

Цель: учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, состоявшими из двух однотипных и взаимосвязанных частей. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Познакомить детей с уголком ряженья.

Ход занятия.

  • Ребята, у нас в группе живёт русская народная игрушка - матрёшка. Посмотрите, какая она красивая. У неё жёлтая косыночка и нарядный сарафанчик. Предлагаю детям рассмотреть матрёшку, а затем трясу игрушку. Внутри у неё что-то гремит.
  • Что это? (Дети удивлённо смотрят на меня).

Я открываю матрёшку и достаю из неё другую, поменьше. (Дети радуются.) Я совмещаю части большой матрёшки и ставлю её на стол. Обращаю внимание ребят на то, что вторая матрёшка очень маленькая и её можно спрятать в ладони. У неё тоже жёлтая косыночка и красивый сарафанчик. Затем ставлю её рядом с большой матрёшкой и говорю, что большая матрёшка - это мама. А другая, маленькая, - это дочка. Они обе любят, когда с ними играют дети.

Даю каждому ребёнку по очереди закрыть матрёшку, предлагаю открыть её и достать маленькую, поздороваться с ней, опять вложить в большую и закрыть её. Обращаю внимание малышей на то, что игрушки должны быть правильно совмещены, то есть руки и сарафанчик должны находиться на месте. При этом помогаю детям по мере необходимости.

После того, как все справятся с заданием, я приглашаю детей пойти за мной и показываю им сундук. Открываю его и говорю, что там лежат разноцветные косыночки, юбочки, фартучки и самые разные бусы. Разрешаю детям нарядиться в матрёшек, посмотреть на себя в зеркало. Теперь самое время спеть знакомую и любимую песенку:

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

Этим кончается занятие.

Разноцветные пирамидки

Цель: познакомить детей со сборно-разборной игрушкой - пирамидкой. Учить их выполнять простые действия (снимать и нанизывать кольца); обращать внимание на величину колец. Формировать умение правильно ориентироваться на слова «большое колечко - маленькое колечко».

Ход занятия.

  • Ребята, на этой полочке у нас стоят пирамидки. Они разного цвета и очень красивые. Сейчас я вам покажу, как с ними надо играть. Стоя !' они здесь давно и на вас смотрят. Надоело им так стоять, захотелось полежать. 11оможем пирамидкам отдохнуть.

Предлагаю детям сесть за стол. Беру одну пирамидку, ставлю её на стол и фиксирую внимание ребят на том, что кольца у пирамидки разные. Освобождаю пирамидку от колпачка и передвигаю его ближе к себе. После чего снимаю первое колечко, показываю его детям и объясняю, что оно совсем маленькое кладу его рядом с основанием пирамидки. Затем снимаю следующее кольцо, снова показываю его детям и поясняю, что оно побольше, кладу справа от первого. Последовательно демонстрирую каждое следующее колечко, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большее кольцо, вот какое».

Когда все кольца будут сняты со стержня и разложены на столе вы порядке возрастающей величины, предлагаю детям полюбоваться этими цветными колечками. Спрашиваю: «Где же пирамидка?» Нет её, осталась только палочка с подставочкой.

  • Холодно и одиноко палочке голенькой стоять. Пора позвать колечки домой. В самом низу у пирамидки самое большое колечко. Значит, палочка его первым и позовёт, а потом позовёт колечко поменьше. Вот оно, вот ещё поменьше, а это самое маленькое.

Так постепенно собирают колечки по убывающей величине. Закрыв пирамидку колпачком, предлагаю детям провести рукой вдоль её поверхности снизу верх, чтобы они почувствовали, что пирамидка расширяется книзу. Говорю, что теперь все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.

Даю всем малышам поиграть с пирамидками: пусть погуляют, попрыгают в руках у хозяев, а потом лягут отдыхать. Для этого надо будет снова снять со стержней все колечки и положить их в ряд.

Дети выполняют задание. Пирамидки чуть-чуть отдохнули. Пора колечкам возвращаться на свои места. Малыши опять собирают пирамидки, начиная с самого большого кольца. Правильно собранные пирамидки ставим на полочку.

Следующие занятия по этой теме можно усложнить такими заданиями:

  1. Собрать пирамидку, выбирая колечки нужного размера из произвольно перемещённых колец.
  2. Собрать одноцветную пирамидку из перемещённых колец любых двух типов.

Дидактическая игра «Найди пару»

(размещение предметов по группам в соответствии с их цветом)

Задачи. Обучать детей группировать объекты по цвету (куклам подбирать юбочки, платочки, домики). Учить малышей работать со следующими цветами: красный - синий, зелёный - жёлтый, оранжевый - фиолетовый, чёрный - белый. Развивать моторику пальцев кисти рук (натянуть кукле юбочку повыше, пониже, завязать платочек и т. п.)

На заметку воспитателю. К исправлению ошибок, допущенных одними детьми, я привлекаю других. За правильное выполнение задания участники игры поощряются. Продолжительность игры, как и всех последующих, не более 10 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Сенсорное развитие детей раннего возроста

Именно сенсорное развитие состовляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшого обучения. С восприятия предметов и явлениий окружающего мира начинается познание. От того,...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Дидактические материалы М. Монтессори в сенсорном воспитании детей дошкольного возроста.

Презентация дедактических материалов Марии Монтессори в сенсорном воспитании детей дошкольного возроста....

Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...