Сенсорное развитие детей раннего возроста
статья

Мшецян Лилит Сасуниковна

Именно сенсорное развитие состовляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшого обучения. С восприятия предметов и явлениий окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов,зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.В раннем возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания являются дидактические игры,основная задача которых - это накопление разнообразного сенсорного опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mshetsyan_l._s.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мшецян Лилит Сасуниковна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 98 Невского района Санкт-Петербурга

Город Сакнт-Петербург

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРОСТА

Аннотация

Именно сенсорное развитие состовляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшого успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В раннем возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания являются дидактические игры, основная задача которых - это накопление разнообразного сенсорного опыта.

Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорное воспитание, дидактическая игра, окружающий мир, дидактический материал.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие – это непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

        Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необхадима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

        Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

        Существует следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Факторы, влияющие на развитие восприятия

        Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от следующих факторов:

  • наследственности. Например, абсолютный  слух, особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врожденными;
  • состояния органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травмы или вражденной аномалии, то чувствительность будет снижена или полностью отсутствовать;
  • развития органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в процессе спонтанного изучения мира, так и в ходе специального обучения. И то и другое подразумевает представление для восприятия разнообразных сенсорных раздражителей. Например , тонкий вкус лучше разовьется у того человека, который с детства употреблял в пищу разнообразные продукты и изысканные блюда.

Значимость сенсорных ощущений для человека

        Ребенка необхадимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощушений. Но при этом нельзя не признать, что сенсорные ощушения имеют разное значение для человека. Невозмжно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощушений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения. С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т. д. Слух (аудиоощущения) также очень важен для человека. С его помощю человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источнк и направление, слушает музыку и т. д. Жизнь без зрения или слуха делает человека инвалидом, потому что он не может вести полноценную жизнь.

        Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

Сенсорные эталоны

        Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощю которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

        Сенсорные эталоны – это обшепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве этлонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного обьекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

        В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

Задачи сенсорного воспитания

        Сенсорное развитие ребенка первого года жизни. Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. Известно, что при недостатке впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к задержкам общего развития.

        Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет. В этот период жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый), формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произвидения, человеческая речь различной громкости) и т. д. Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.

        В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Сенсорное развитие ребенка старше трех лет. Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. При этом сенсорное развитие происходит как во время специальных занятий, так и в повседневной жизни. Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) и в процессе конструирования; представления о величине и количестве предметов – на занятиях по формированию элементарных математических представлений и т. д. Осязание, вкус и обоняние продолжают развиваться в повседневной жизни.

        Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Способы действий ребенка с предметами

        Чувственный опыт ребенок приобретает в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Познавая мир, малыш использует следующие способы действий:

  • хаотические действия, в процессе которых он действует с предметом независимо от его функции – стучит, хватает, бросает, тянет в рот и т. п. Такие действия присущи младенцам, но могут присутствовать и у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, аутичных малышей;
  • метод проб и ошибок. Используя этот способ действия, ребенок в ходе исследования предмета осуществляет большое число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты. Например, вставляя фигурку в углубление такой же формы (доска Сегена), малыш пытается по очереди вставить ее в каждое из углублений, пока не найдет правильное;
  • практическое примеривание – перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане), в ходе которого ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости и действует в соответствии с результатами примеривания. Например, при работе с доской Сегена, малыш поочередно прикладывает фигурку к углублениям, не пытаясь вставить ее, пока не подберет подходящее отверстие;
  • зрительное соотнесение – перцептивный способ ориентировки, при котором ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи срения. Например, при работе с доской Сегена он смотрит на фигурку, затем ищет глазами такое же углубление и вставляет фигурку.

Опыт, полученный в процессе чувственного познания мира, закрепляется в представлении при помощи слова (ребенок может восстановить в памяти свойства предметов по их названию, сам называет свойства предметов по их названию, сам называет свойства и качества предметов). Например, при работе с доской Сегена ребенок может найти нужную фигурку по просьбе взрослого, самостаятельно назвать фигуры и углубления для них.

Особенности занятий с детьми раннего возраста

        Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им неинтересны.

        В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться: 1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов, как форма); 2) организуя веселые подвижение игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учета определенного признака предмета. Кроме этого, следует помнить и о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.

        Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.

        Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Моя задача, как воспитателя – обеспечить ознокомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи.

        Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, по изодеятельности, развитию речи. Однако в этих случаях задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Для упорядочения опыта детей мною проводятся занятия с преобладанием сенсорных задач.

        Использование различного дидактического материала позволяет вносить разнобразие в занятия и открывает простор для творчества педагога.

        За время своей работы по ознакомлению детей раннего возраста с величиной, формой, цветом предметов, я отметила, что успешность занятий зависит при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осущестлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов при работе с отверстиями «занимательной коробочки», мозаикой, вкладышами, рисования красками и т. д. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Родина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На каждом занятии дети приучаются выполнять элементарные трудовые поручения.

        Особенно хочу отметить, что важным фактором является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение задания. Вначале величина и форма предметов, как вполне осязаемыми сенсорными свойствами, а уже потом цвет (зрительное восприятие). Повторное предьявление одних и тех же задач я стараюсь представить на новом материале. Это обеспечивает умственную активность.

        На практике я отметила, что сенсорное развитие может происходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни: на прогулке, в игровой, самостоятельной деятельности детей и в быту.

        В своей работе я много внимания уделяю играм и игровым упражнениям различного характера. В играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки – свойства песка. Собирая матрешну, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, дети знакомятся с величиной предметов.

В сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста игры и игрушки, по существу, являются ведущими средствами. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, сравнивать предметы по цвету, группировать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете.

        Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с одним-двумя сенсорными признаками. Оно тербует широкий орентировки в цвете, форме, величине охватывающей по возможности все основные варианты этих признаков.

        При подборе дидактического материала всегда обращаю внимание на чистату цветовых тонов, их яркость.

        В процессе работы и по результатам проведения мониторинга сенсорного развития отмечено, что дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета, как явлением реальной действительности и его словесным обозначением. Не требуя от детей специального запоминания и употребления соответствующих названий, стараюсь всякий раз исправлять допущенную ребенком ошибку. Использую эффективный прием, когда то или иное понятие связывается в представлении малышс среальным предметом, для которого данный признак является характерным (любой предмет округлой формы - «мяч», прямоугольный брусок - «кирпичик», треугольная призма - «крыша», предмет красного цвета «ягодка», «помидор», желтого - «цыпленок», «лимон» и т. п.).

        На первых занятиях дети выполняют задания по раскладыванию однородных предметов на две группы по величине. Форма и цвет предметов должны быть одинаковыми. Разница в величине может достигать 1,5 см, но при этом маленький предмет не должен быть менее 3см. В задачи обучения фходит формировать у детей умения фиксировать внимание на величине предметов, понимать слова: «такой, не такой, большой, маленький».

        Материалом служат деревянные круги и квадраты двух размеров: маленькие и большие. Диаметр маленького круга – 3 см, большого – 4,5 см: высота обоих квадратов – 1.5 см.

        В начале занятия демонстрирую пять больших и пять малых кругов. Обьясняю, что круги разные, показываю сначала большие, затем маленькие круги по одному («это круги большие, а это маленькие»). Говорю, что маленькие круги буду класть в одну сторону, а большие – в другую, на соответствующие «дорожки» (полоски бумаги). Показав детям маленький круг, спрашиваю: «где должен лежать этот круг? Куда его положить?» На широкую полоску кладу большой круг. Затем прикладываю к маленькому кругу другой, такой же величины, подчеркиваю что они одинаковые. Так раскладываю две пары кругов. При сортировке третьей пары предлагаю ребенку показать, куда надо поместить большой и маленький круги. Далее дети по очереди выходят к столу и раскладывают по одной паре кругов.

        После обьяснения и показа раздаю детям индивидуальный материал: по пять больших и пять маленьких кругов или квадратов, перемешанных произвольно.

        На последующих занятиях учу детей группировать предметы по форме.

В качестве дидактического материала для этих занятий служат круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине и цвету.

В начале занятия показываю детям пять кругов и пять квадратов, перемешанных произвольно, обьясняю, что игрушки разные. Далее начинаю группировать их по форме, раскладывая круги в одну сторону, а квадраты – в другую. Далее дети по одному подходят к столу и раскладывают по две разные игрушки в соответствии с образцом.

Затем каждый ребенок получает материал для самостоятельной работы.

На последующих занятиях дети размешают резко отличающиеся друг от друга по форме вкладыши в соответствующих отверстиях решоток. В ходе занятий решаются следующие дидактические задачи: закреплять у детей умение группировать обьекты по форме и учить их соотносить разнородные предметы по этому признаку. Дидактическим материалом служат вкладыши круглой и квадратной формы (по пять на ребенка) и решетка с соответствующими отверстиями.

Далее каждый ребенок получает решетку с комплектом вкладышей круглуй и квадратной или круглой и треугольной формы.

Особого внимания требуют занятия ознакамлению детей с цветом.

Первоначально малыши учатся раскладывать предметы на две групы. Материалом служат палочки восьми цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетого, черного и белого. Для группы из восьми детей необходимо иметь восемьдесят палочек, по десять каждого цвета.

В ходе занятия демонстрирую пять палочек черного цвета и пять желтого, перемешанных произвольно. Обьясняю, что палочки разного цвета. Предлагаю разложить палочки одного цвета в одну сторону, дрогого цвета – в другую. Сначала выполняю эти действия сама, спрашивая малышей, куда положить предмет того или иного цвета, после чего задание выполняют все дети поочередно.

Далее раздаю детям материал для индивидуальной работы – палочки разного цвета и в разнообразных сочетаниях.

Дальнейшее сенсорное развитие детей осуществляется в процессе обучения рисованию красками.

Знакомлю детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности: предметной, элементарной, конструктивной. Например, действуя со строительным материалом, малыши овладевают умением учитывать форму и величину предметов: играя с кубиками – вкладышами, они закрепляют умение соотносить субьекты по величине.

В повседневной жизни фиксирую внимание воспитанников на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое. Практическими путем они знакомятся и со свойствами снега (воды).

Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях. С другой – вне занятий у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях.

Занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста

        Тема занятия

Цель занятия

  • Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы.

фиксировать внимание детей на величине предметов; формировать простейшие приемы установления тождества и различия величины учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».

  • Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях

закреплять умение детей группировать предметы по величине; учить соотносить разнородные предметы, выбирая из двух величин одинаковой формы.

  • Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы.

обратить вмимание детей на форму предметов; учить простейшим приемам установления тождества и различия формы однородных предметов, сопоставлению предмета с образцом, ориентируясь при этом на слова «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

  • Размещение вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях.

закреплять умение группировать однородные предметы по форме; учить соотносить разнородные предметы, выбирая из двух заданных форм.

  • Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех.

        учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств (величина и форма) из четырех возможных; закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

  • Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.

продолжать учить выбирать предметы двух заданных форм из четырех возможных; закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме; приучать выполнять задания совместно с другими ребенком.

  • Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.

закреплять у детей умение группировать однородные обьекты по цвету.

  • Размещение палочек двух цветов стаканчиках соответствующего цвета.

закреплять умение группировать и соотносить по цвету разные предметы.

  • Соотнесение двух заданных цветов при выборе из четырех.

учить выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных; закреплять умение соотносить разные предметы по цвету.

  • Выкладывание цветной мозаики на тему: «Курочка и цыплята».

фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

  • Выкладывание цветной мозаики на тему: «Домики и флажки».

        Продолжать формировать представление о том, что один и тот же цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

  • Выкладывание цветной мозаики на тему: «Гуси с гусятами».

Продолжать фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов; учить чередовать обьекты по цвету, выбирая три заданных цвета из пяти предложенных.

  • Изготовление бус.

Закреплять умение группировать предметы по цвету; учить нанизывать бусинки на шнурок.

  • Группирование и соотнесение предметов по цвету.

Закреплять умение группировать однородные предметы и соотносить по цвету разнородные.

  • Нанизывание больших и малых бусин.

Учить чередовать предметы по величине.

  • Нанизывание бусин разной формы.

Учить чередовать предметы по форме.

  • Нанизывание бусин разного цвета.

Учить чередовать предметы по цвету.

Заключение

Мир ребенка состоит из реальных обьектов и предметов. Он познает мир, постоянно используя его экспериментируя с его обьектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребенок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда восхищает и потрясает, радует и удивляет. Чем больше в жизни ребенка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.

Задача взрослых – педагогов и родителей, помочь ребенку познать этот огромный мир, поддерживать доброе познавательное отношение малыша к миру.

Литература

  1. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей  раннего возраста Москва 2013
  2. Павлова О. В. Художественное творчество Комплексные занятия первая младшая группа Волгоград 2013
  3. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет Москва 2013
  4. Под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Москва. 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей дошкольного возроста

В истории дошкольной педагогики - сенсорика занимает одно из центральных мест. Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка процессов восприятия и получение представлений о предметах и явлени...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Конспект занятий Сенсорное развитие для раннего возроста

Конспект занятий Сенсорное развитие для раннего возроста...

Использование ковролинографа для развития детей раннего возроста

Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, а следовательно, и речевого развития является метод ковролинографии...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...

Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».

                                        Проект по сенсорному развитию«Современные метод...