Коррекционно - развивающая программа"Путешествие по стране Добра"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: снижение уровня агрессивности у дошкольников путем снятия эмоционального напряжения, повышение самооценки.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;
- повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии ;
- закрепить положительные коммуникативные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающая программа
« Путешествие по стране Добра»
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, с точки зрения гештальт-психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения. Итак, что же такое агрессия?
Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Виды агрессии:
*физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта
*вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
*прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта
*косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании
ногами, битье кулаками по столу)
*инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели
враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгигих.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
Ø скандалы в семье
Ø применение физической силы во время семейных ссор (драки)
Ø грубое, жестокое обращение с ребенком
Ø привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.
Ø просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах
Ø одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.
Ø Отказывается от коллективной игры.
Ø Слишком говорлив.
Ø Чрезмерно подвижен.
Ø Не понимает чувств и переживаний других детей
Одним из способов оказания психологической помощи детям 5-7 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения является реализация коррекционно - развивающей программы « Путешествие по стране Добра»
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: снижение уровня агрессивности у дошкольников путем снятия эмоционального напряжения, повышение самооценки.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;
- повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии ;
- закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.
КРИТЕРИИ ОТБОРА
Дети дошкольного возраста (5-7 лет) с высоким уровнем агрессивности и повышенной тревожностью.
РЕЖИМ РАБОТЫ
Занятия проводят 1раз в неделю, время – 20-30 минут, в первую половину дня после основных занятий примерно в 10.30-11.00 индивидуально. На каждом занятии решают определенную задачу по снижению уровня агрессивности. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторят 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на 1-ом занятии педагог-психолог рассказывает, как «это делать», показывает, т.е. действует как учитель, на 2-ом занятии педагог-психолог выступает ,как партнер (совместная деятельность), на 3-ем занятии - дети действуют самостоятельно. Взрослый - организатор среды. Общее количество занятий – 10 . Рассчитаны на 2.5 месяца.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности предполагает учет психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
4 Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ:
- Игры с песком,
- Игры с водой,
- Арттерапия,
- Психогимнастика,
- Сказкотерапия,
- Этюды и игры релаксационной направленности,
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Дети Родители Педагоги | метод, автор наблюдение за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре Н.В. Клюева тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях Тест « Руки» Э.Вагнера Тест « АСВ» Анкета для выявления эмоционально –личностных проблем детей Хельбрюгеля Тест « Руки» Анкета « Признаки агрессивности» Е.К. Лютова, Г.Б. Монина |
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Вводная часть
1.Особое приветствие
2. правила работы с песком, водой . глиной
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.упражнения на развитие тактильно –кинестетической чувствительности
4.упражнения или игры, направленные на отработку проблем ребенка.
5.расслабляющие упражнения с использованием музыки и шумов природы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
6.подведение итогов
7.диагностика психоэмоционального состояния ребенка( оценка эффективности занятия)
Домашнее задание
Ритуал прощания
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1этап - Диагностический
Задача : изучение нарушений психологического здоровья
2. этап – информационный
Задача: информирование родителей и педагогов о имеющихся проблемах в развитии ребенка
3 этап – коррекционный
Задача – коррекционно-развивающая работа с ребенком
1 блок – ( 1 занятие) – контактный. Обеспечивают создание доброй , безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблемы.
2блок – ( 9 занятий) – коррекционно – направленный.Осуществляет коррекцию негативных личностных черт, обучение социально желаемым формам общения.
3 блок – (2 занятия) – контрольный + обучающий + контрольный. Обеспечивает закрепление полученных навыков и форм общения . Используются игровые и неигровые приемы , которые развлекают ребенка, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников , рефлексии и контролю своего поведения.
4 этап – контрольный
Задача: определение эффективности коррекционно-развивающей работы.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ : аудиокассеты (с музыкальными фрагментами соответствующего характера - для расслабления и снятия эмоционального напряжения. Песочница, маленький бассейн, доски для лепки, глина.
Для положительного результата по снижению уровня агрессивности у детей дошкольного возраста, необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, воспитателя и детей
Работа с воспитателями включает в себя:
1. Профилактическую цель, т.е. педагог - психолог информирует воспитателей о том, что такое агрессивность, как работать с агрессивными детьми.
2. Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по снижению уровня агрессивности. Нацеливание их на совместную с педагогом-психологом деятельность.
3.Рекомендации по работе с агрессивными детьми.
Работа с родителями детей, имеющих высокий уровень агрессивности
1. Организация совместной работы педагога-психолога, воспитателей и родителей по оказанию положительного результата :
- ознакомление с программой,
- групповая консультация.
2. Использование педагогом-психологом домашних заданий. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении этих заданий.
3.Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих высокий уровень агрессивности
Критерием эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы может служить :
- Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
- Преобладание положительных эмоций;
- Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления ( не причинная вреда другим).
Тематика занятий может быть расширена и дополнена – в зависимости от проблем конкретных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к коррекционно-развивающей программе "Путешествие по стране Добра"
презентация программы по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста...
Коррекционно - развивающее мероприятие "Путешествие в страну сказок"
Мероприятие помогает ввести детей в сложный мир человеческих отношений, помочь прожить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они обозначают, и дать им словесное наименование....
Конспект коррекционно-развивающее занятие«Путешествие в страну Фантазилию»
Преодоление чувства тревоги, и страха, укрепление нервно-психическое здоровье детей. ...
Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в страну чувств"
laquo;Путешествие в волшебную страну»Предлагаемое занятие рассчитано на работу с детьми 5-6 летФорма работы: подгрупповая (5-6 человек) ·...
Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в страну чувств"
Участники: дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы. Цель занятия: совершенствование представлений об основных эмоциональных состояний....
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие с ручейком» по программе "Сказочная страна"
Цель: повышение адаптационных возможностей ребенкаЗадачи:Понизить уровень психоэмоционального напряжения посредством методов арттерпии и игровой терапии.Создать условия для положител...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с обучающимися старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья на тему «Путешествие в страну Добрых и Вежливых слов»
Цель: формирование знаний о доброте, вежливости у обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (5-7 лет), посредством стимуляции речевой активности. ....