РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ЖИЗНИ СЕМЬИ
материал (средняя группа) по теме

Что такое «речевой этикет»?

  • Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации.

                                                 « Толковый словарь русского речевого этикета»

  • Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)

                                                   «Толковый словарь русского речевого этикета»

  • Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

                                                                              «Русский язык. Энциклопедия»

                                         Из истории  речевого этикета

  • Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».
  • Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...
  • «Что надо сказать?» -  с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.
  • «Безобычному человеку с людьми не жить», - гласит русская пословица.
  • Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие  разными способами учили младших.

 

            Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125), мудрый правитель и доблестный военачальник, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им:

  1. «Иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.
  2. ... При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться...
  3. ... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе...
  4. ...Не много смеяться, стыдиться старших...
  5. ...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»

             Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси.

В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».

Домостро́й (полное наз-вание - Книга, называемая «Домострой») — анонимный па-мятник русской литературы XV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяй-ственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на старо-славянском языке приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.

                   image

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных :богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».

Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы.

         Можно найти более 300 пословиц, поговорок, афоризмов, так или иначе связанных с этой темой.

  • Без языка и колокол нем.
  • В добрый час молвить, в худой промолчать.
  • Говорить не устать, было бы что сказать.
  • Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
  • На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

       Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий.

В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды  старик, взмолился:

                            «Что ты, баба, белены объелась?

                            Ни ступить, ни молвить не умеешь ,

                            Насмешишь ты целое царство».

 

Аналогичные примеры не только из литературы, но  из жизни каждый вспомнит  великое множество. Но дело не в количестве примеров, а в том, что за ними стоит. Меняются времена и нравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к речевому этикету, уважительному обхождению, доброму слову.

 

Считаете ли Вы проблему речевого этикета  актуальной сегодня?

Вопросы для родителей:

1.Считаете ли вы, что проблема речевого этикета актуальна в наши дни? В чём её актуальность?

2.Какие решения этой проблемы видите вы?

3.Считаете ли вы, что ваш ребёнок овладел навыками речевого этикета в достаточной степени?

4. Употребляет ли ваш ребенок сленговые слова? Как вы к этому относитесь?

5.Понимаете ли вы его? Употребляете ли вы сленговые выражения в общении с ребёнком? Назовите наиболее употребляемые.

6.С какой целью вы это делаете?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников

Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое общение со сверстниками  и взрослыми людьми. Воспитатель должен убедить детей, что соблюдение речевого этикета способствует развитию ...

Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников

Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др...

Консультация для родителей «Речевой этикет в семье»

Мы все стремимся к тому, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы наши дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргум...

Семинар-практикум для педагогов: "Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников".

Семинар-практикум для педагогов: "Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников".Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этически...

Речевой этикет: особенности речевого этикета

Где бы мы с вами не находились-на улице, дома, в офисе, в поездке мы ежедневно и многократно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, поздравляем и соболезнуем, просим и предлагаем, приглашае...

Сущность современного речевого этикета и его значение в жизни ребенка.

В статье говорится о речевом этикете и его значении в жизни детей, о вербальных и не вербальных средствах общения. Этикет влияет на этическое и эстетическое развитие детей, способствует формиров...