Сущность современного речевого этикета и его значение в жизни ребенка.
консультация по логопедии (старшая группа)
В статье говорится о речевом этикете и его значении в жизни детей, о вербальных и не вербальных средствах общения. Этикет влияет на этическое и эстетическое развитие детей, способствует формированию эстетики чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_rechevoy_etiket_i_ego_znachenie_v_zhizni_rebenka.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность современного речевого этикета и его значение в жизни ребенка.
Проблема речевой культуры дошкольников является в наши дни очень актуальной. К сожалению, в нашем обществе наблюдается снижение языковой культуры. Даже на телевидении и радио, в многочисленных газетах и журналах нередко допускаются лексические, грамматические, орфоэпические, стилистические ошибки, употребляются жаргонизмы, лишние, ничего не значащие слова, речевые штампы, канцеляризмы. В последние годы распространились в речи некоторых людей несметное количество неуместных присловий типа «как бы», «на самом деле». Они искажают смысл речи, делают ее смешной и уродливой.
Написано немало книг о воспитании культуры поведения у дошкольников, в которых она рассматривается как «совокупность полезных для общества устойчивых форм нравственного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности» .
В основе поведенческой культуры лежат обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки. Именно они стали ее первичными составляющими. Затем в ходе исторического развития формировались связанные с поведением этические и эстетические взгляды. И только на основе этого появилось явление как этикет.
Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Речевой этикет— это правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.
Существуют различия между социальной и этикетной нормами поведения. Норма поведения, - это узаконенный порядок действий, признанный обязательным. Она конкретизируется в правилах поведения, т.е. в предписаниях, как действовать и поступать в каждом конкретном случае. «Словарь по этике» определяет понятие этикет так: «Этикет - это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Социальные нормы появились с возникновением общества. Человек - существо общественное, он не может жить вне общества, поэтому ему необходимо вести себя так, чтобы быть полезным обществу и принимаемым им.
С развитием интереса к человеческой личности появились такие этикетные нормы поведения, которые демонстрировали уважение к человеку и настраивали на приятное общение. Они основывались на том, что носитель такого поведения хочет нравиться окружающим. Иными словами, социальная норма дает человеку возможность жить в обществе; этикетная норма, будучи социальной, еще и способствует приятной жизни в обществе, приносящей удовлетворение и радость носителю такого поведения и окружающим людям.
Этикет играет в жизни современного общества весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую, воспитательную. Учитывая их, воспитатель имеет возможность осознанно строить свое профессиональное поведение. Он может создать благоприятные для общения условия, а это важно, поскольку они способствуют успешному воспитанию детей и налаживанию отношений с родителями на основе уважения к себе, а, следовательно, повышению авторитета педагога.
Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от их национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образовательного уровня. Соблюдение этикета дает воспитателю возможность учесть все эти различия и повести себя в каждом конкретном случае таким образом, чтобы наиболее эффективно влиять на воспитание детей.
Изучая содержание и сущность этикета, мы пришли к выводу: в основе этикетного поведения всегда лежат нравственные нормы, а эстетика поведения является необходимым условием. При соотношении этического, этикетного и эстетического в поведении выделяют три основных поведенческих критерия: вести себя правильно, нравственно и эстетично - в соответствии с принятым в обществе порядком поведения, нормами морали и эстетическими нормами.
Требования, предъявляемее современным обществом к педагогу разнообразны. Одно из них - хорошее воспитание, высокая внутренняя и внешняя культура. Перед дошкольным работником нередко возникают различные вопросы делового характера: как создать имидж делового человека, выбрать костюм, убедить в правильности своих взглядов.
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающих его правилам жизни в обществе, расширяющий кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нем.
Профессионализма педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями. Не умея определить допустимость тех или иных профессиональных выражений в публичном выступлении, не зная законы ораторского искусства, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек рискует попасть в смешное и неприятное положение, вызвать недоумение и раздражение окружающих.
Структура современного речевого этикета определяется как установленный порядок поведения, включающий в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, манерах поведения и речи, во внешнем облике человека.
Различают этикет на речевой и неречевой. Первый является вербальным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в речи, манере обращения, умении вести беседу, участвовать в споре, говорить комплименты. Не речевая форма этикета включает в себя поступки и действия, демонстрирующие уважительное отношение к окружающим. Как человек сидит, стоит, ходит, ведет себя за столом, все его действия и поступки характеризуют его или как хорошо воспитанную личность, или, наоборот недостаточно подготовленную к жизни в современном обществе. Выделяют и разновидности этикета: деловой, служебный, столовый, гостевой, подарочный, этикет дистантного общения, этикет телефонного разговора, этикет в общественных местах. Этикет можно разделить, но это разделение условно, так как правила этикета существуют не в отдельности, а в неразрывной совокупности.
Культурные и методические требования к речи педагога:
1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи,
учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
- Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
- Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
- Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
- Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчетливость понимания.
- Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь; она надоедает.
- Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
- Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
- Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
- Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.
В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства. Они выполняют важные функции:
-помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой), связанных с конкретными зрительными представлениями;
-помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (веселый, грустный, злой, ласковый);
-способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
-помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
-являются образцами поведения детей;
-выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию.
По проблемам культуры речи есть специальная литература, освещающая законы и правила родного языка, речевого взаимодействия. Однако мало изучить их, нужно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.
Таким образом, современный этикет - это емкое понятие, элементы которого четко структурированы и предполагают следование установленным нормам и правилам поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Хочу поделиться интересной статьей по применению в практике кейс-технологий. Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решен...
Современные технологии в освоении речевого этикета
Современные технологии в освоении речевого этикета...
Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками
Формирование навыков речевого этикета — неотъемлемая часть общей работы по развитию речи детей. Основное направление работы — обогащение речи ребенка словами и конструк...
Педагогическая мастерская «Использование современных педагогических технологий в освоении речевого этикета старшими дошкольниками»
Раскрывается сущность кейс-технологии, и её использования в освоении речевого этикета....
«Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками».
Современное общество ставит перед педагогами ДОУ задачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществляется чер...
"Современные технологии в освоении речевого этикета"
консультация...
Речевой этикет и его значение в дошкольном возрасте.
Консультация может быть использована в работе учителя-логопеда с родителями и воспитателями детей группы ОНР....