Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Вольская Наталья Михайловна

Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников

       Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми. Воспитатель должен убедить детей, что соблюдение речевого этикета способствует развитию доброжелательных отношений с людьми, поскольку с его помощью можно не только выразить уважение к людям, но и проявить различные чувства (радость, недовольство, обиду), высказать желание, отстоять своё мнение, никого при этом не обидев.

        Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования. Например, он обращает внимание на такие вопросы: кого и как мы приветствуем при встрече? Какие вежливые слова и почему помогают установлению добрых отношений, проявлению любви к близким и родным людям? Освоение правил происходит и на занятиях по этикету, и в повседневной жизни, не прекращаясь ни на минуту. Например, утром дети приветствуют воспитателя, вечером прощаются, в течение дня употребляют необходимые в доброжелательном общении слова. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни ребенка много раз в день, в детском саду и за его пределами. Вот почему так важна совместная работа воспитателя, родителей и других людей, близких ребенку. То, что он узнал в детском саду, постоянно используется, закрепляется, становится его потребностью.

          С дошкольниками проводятся индивидуальные и групповые беседы. Круг обсуждаемых вопросов весьма разнообразен: что значит соблюдать этикет? Кто из детей группы его соблюдает и не соблюдает? Кто из ребят уважает других людей и почему об этом ребенке можно так сказать? Как в словах и поступках проявляется любовь к близким людям и друзьям? Можно также обсудить вопрос взаимоотношений детей с воспитателем: в чем проявляется их уважение друг к другу.

Педагогу следует обращать внимание на то, как дети обращаются друг к другу (по именам, фамилиям или используют прозвища), как приветствуют друг друга и старших при встрече.  Поощрение хороших поступков детей добрым словом не только усиливает их уверенность в правильности выполнения правила, но и является примером соблюдения воспитателем речевого этикета. Таким образом у детей воспитывается потребность в словах, способствующих установлению хороших отношений между людьми.

         От воспитателя требуется постоянное внимание к манере общения детей друг с другом и со взрослыми. Давая позитивным поступкам и словам дошкольников доброжелательную оценку, педагог формирует в каждом ребенке внутреннюю потребность строить общение с помощью вежливой речи.

Работа с родителями.   Участие родителей в обучении детей правилам речевого этикета базируется на широких возможностях, поскольку все общение родителя с ребенком основано на соблюдении речевого этикета.

         Желательно, чтобы родители рассказали ребенку о том, что означает его имя и почему его так назвали, как звучит полное имя мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, имя самого ребенка. важно, чтобы ребенок гордился своим именем и помнил: оно дано ему самыми близкими людьми. Развивая способности дошкольника к творчеству, родители вместе с ребенком могут придумать сказку о том, как однажды мальчик или девочка забыли свое имя и что с ними из-за этого произошло.

         Необходимо поговорить с родителями о важности умения детей устанавливать добрые отношения с товарищами, расширять круг своих знакомств. Можно порекомендовать родителям использовать жизненные ситуации или создавать таковые для обучения ребенка тому или иному правилу речевого этикета. Например: ребенок привел в дом своего друга и познакомил его с родителями (как он это сделал?); гуляя с родителями, мальчик повстречался с девочкой из своей группы (что он скажет при встрече?); оказавшись с ребенком в гостях, можно предоставить ему возможность самому познакомиться с детьми хозяев дома.

         В родительском коллективе целесообразно обсудить вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значении для формирования у ребенка убеждения в необходимости доброжелательных отношений, для развития умения устанавливать их с помощью вежливых слов, выяснить, говорят ли в семье слова приветствия, желают ли друг другу спокойной ночи, сопровождают  ли просьбу словом «пожалуйста», благодарят ли за помощь и услугу. Как часто члены семьи обращаются друг  к другу по именам, применяют ли прозвища и как, произносят ли комплименты, соблюдают ли тактичность высказывания критического замечания?

           Круг детского чтения: А. Барто. «Имя и фамилия», «Шла вчера я по Садовой…», «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…»; В. Голяховский. «Одно слово»; М. Дружинина. «Кто знает  волшебное слово»; А. Кондратьев. «Добрый день!»; В. Кривошеев. «Доброе утро»;  С. Маршак. «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок вежливости»; С. Михалков. «Сашина каша» (о четкости произношения слов); В. Осеева. «Волшебное слово»; Г. Остер. «Будем знакомы» (из книги «Как хорошо дарить подарки»); И. Пивоварова. «Был ослик очень вежливый…»; И. Токмакова. «Маша знала слов немало…»; Н. Юсупова. «Кто кого любит»; А. Шибаев. «Дядя Саша огорчен…»; А. Яшин. «Я люблю, когда при встрече…».

Игры, в которых дети запоминают правила речевого этикета:

«Наши имена»

 Во время этой игры дети рассаживаются на стульях в кружок. Каждый ребенок должен хлопнуть три раза (сначала правой, потом левой рукой по коленке, в ладоши). Затем он поворачивает голову к сидящему рядом, улыбается ему и громко, четко называет свое имя. Воспитатель играет вместе с детьми и отмечает, кто произнес свое имя четко, с гордостью, кто тихо, словно стесняется его, кто красиво продекламировал, кто при произношении имени по-доброму улыбнулся и т.д.

Игра, проводимая в новой группе, помогает педагогу и его воспитанникам быстрее запомнить имена; кроме того, эта игра способствует развитию внимания, координации движений. Произнося свое имя четко и ясно, ребенок учится правильно выполнять одно из важнейших правил знакомства.

«Вежливый ребенок»

Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг  мягкой игрушки, например котенка, и приговаривают:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам, котята,

Рады видеть вас всегда.

Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов.

Чтобы быть готовым к игре с детьми, воспитателю надо составить список возможных приветственных слов и словосочетаний, например: «как я рада тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «я бесконечно счастлив, видя тебя», «как хорошо, что мы встретились» и др.

«Цветок любви»  

Игра заключается в следующем: дети должны вырастить «цветок любви», расцветающий от комплиментов. Воспитатель говорит рядом сидящему ребенку комплимент и дает ему в руки бутон нераспустившегося цветка, сделанный руками воспитателя, тот передает его следующему со своим комплиментом. Воспитатель положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на добрые слова, умение видеть в других хорошие качества, произносить комплимент с улыбкой и глядя в глаза, благодарить за него. В конце игры она показывает детям «цветок любви», распустившийся из бутона.

«Вежливый ручеек»

Это известная детская игра: дети стоят по двое, друг за другом, держась за руки, поднятые вверх. Ведущий проходит сквозь пары, выбирает себе партнера. Новая пара становится в конце ручейка. Тот, кто остался один, становится ведущим. Новое условие игры: у ведущего в руках «золотой ключик», который он дарит оставшемуся без пары, а своему избраннику говорит любое доброе слово.

Дети в этой игре проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их друг другу, помогают тому, кто забыл слово. Игра способствует осознанию детьми того, что вежливые слова нужны для построения доброжелательных отношений и проявления любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников

Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику строить свое общение со сверстниками  и взрослыми людьми. Воспитатель должен убедить детей, что соблюдение речевого этикета способствует развитию ...

Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника.»

В учебно-методической статье для воспитателей говориться о влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь ребенка в ДОУ....

«Столовый этикет на занятиях и в повседневной жизни дошкольников»

Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным участником застольного общения. Учить этому следует с самых ...

Музыка в повседневной жизни дошкольников

Методические рекомендации по использованию музыки в повседневной жизни ДО для обогащения музыкальной среды и развития эмоциональной сферы дошкольников...

Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

Дети очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому развивать музыкальные способности, пробуждать интерес к музыкальному искусству...

Семинар-практикум для педагогов: "Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников".

Семинар-практикум для педагогов: "Речевой этикет в повседневной жизни дошкольников".Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этически...