Консультация для родителей «Речевой этикет в семье»
консультация (младшая группа) на тему

Мы все стремимся к тому, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы наши дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями, доброжелательными собеседниками, одним словом, добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.

   Родители, должны помочь своему ребёнку  освоить правила  поведения  говорящего и слушающего, так как  основные проводники в мир речевой культуры – речевого общения только взрослые, от которых зависит организация содержательного детского общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевой этикет в семь19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

Колпинского района Санкт-Петербург

Консультация для родителей

«Речевой этикет в семье»

Воспитатель:

1 квалификационной категории

Соломка Валентина Николаевна

Санкт-Петербург

2017г

Цель: 

Систематизировать  знания родителей об обучении детей  приветствиям, правилам поведения в театре, в общественном транспорте, обращении друг к другу (взрослые), к ребёнку, ко всем членам семьи.

  Культура ребёнка рождается в семье, её не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребёнком правилами культуры речевого общения.

    Очень важно понимать то, что  культурно обращаться в семье а также вести себя в  обществе должен каждый  из нас. Ведь для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи. Знайте, что вы воспитываете ребёнка не только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его, приказываете ему, вы воспитываете ребёнка в каждый момент вашей жизни.  Как вы разговариваете с людьми, говорите о других людях, как вы радуетесь, печалитесь, смеётесь  – всё это для ребёнка имеет значение.

    Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал и правильную, и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Нередко родители называют сына «Сашка», дочь – «Машка». Ребёнок, конечно, не обижается, так как уверен в вашей любви. Так же речь некоторых детей изобилует разного рода оскорбительными кличками, конечно же, не ими придуманными. Если ребёнок в семье слышит «растяпа», «разгильдяй», «негодник» и так далее – эти слова прочно входят в его лексикон никак не  украшая его речь, и отношения с теми, кому они адресованы.

    Ребенок не может стать полноценным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Первостепенная роль воспитания ребенка лежит на родителях.

    Ребенка необходимо учить: общению с взрослыми и сверстниками, культуре речи и культуре поведения.

  Основные правила обучения этикету:

  Обучение этикету требует времени и системного подхода. Пытаясь преподать ускоренный курс, заставляя ребенка запоминать множество сложных правил, мы лишь вызовем его раздражение.

  Будьте позитивны и конкретны. Говорите о том, что нужно делать, а не о том, что не нужно. Вместо того, чтобы сказать: «Не держи ложку в кулаке" лучше показать: "Держи ложку вот так».

Ищите обоснования. Дети лучше запоминают правила, когда им объясняют конкретную причину, например: «Если ты будешь качаться на стульчике, ты упадёшь и стукнешься».

    Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас искренностью и непосредственностью. Взрослые обязаны сохранить эти кристаллики чистоты, доброты: бережно относиться к слову, к собеседнику, знакомить с правилами речевого общения. Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствуют взаимопониманию.  Необходимо обращаться к своему ребенку со словами «пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское одобрение по поводу проявленной вежливости. Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемой частью речевого этикета ребёнка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация порой имеют не меньший смысл, чем содержание высказывания. Так сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни. Слова приветствия – норма вежливости, показатель внимания к людям, способствуют установлению контакта, настраивают на дружелюбный лад. Приучайте ребёнка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения. Спрашивая разрешение, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого, а вежливая форма гарантирует успех. «Волшебное слово» - меткое выражение, известное нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте ребёнку о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым и сверстникам. Необходимо посоветовать своему ребёнку использовать такие выражения: «скажите, пожалуйста», «извините, пожалуйста» - затем изложить свою просьбу или вопрос.

       Есть ещё и «спасибо», которое ребёнок должен усвоить к двум годам. С четырёх лет дети уже должны говорить взрослому «Вы».

Подсказывайте своему малышу, он нуждается в постоянном напоминании правил хорошего тона. Старайтесь поправлять ребенка с глазу на глаз или, если вы находитесь на людях, делайте это шепотом или особым жестом - это избавит его от чувства неловкости.

Своих детей не нужно показательно воспитывать при посторонних. Не следует делать замечаний  чужим детям в присутствии их родителей или других людей.

Не жалейте похвалы. Хвалите даже за самые малые достижения. Ребенок хорошо запомнит такую реакцию с вашей стороны: "Конечно, я дам тебе печенье, ведь ты так вежливо попросила". Обратите внимание, как сияет ребёнок, когда его хвалят за хорошее поведение.

Личный пример. Самый простой способ научить малыша здороваться – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребёнок здоровался с соседями, - здоровайтесь с ними первыми и громко. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить «Привет!», нельзя требовать от малыша здороваться по-другому. Если хотите, чтобы ребенок ел, сидя за столом, а не на бегу, вы должны делать то же самое. И еще - чем чаще вы говорите "спасибо" и "пожалуйста" своим детям, тем скорее эти слова войдут в их собственный лексикон.

Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу.

Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом.

Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребёнку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали «Здравствуйте!», ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.

     С самого раннего возраста приучайте ребенка поддерживать порядок в своей комнате. Посильные и необременительные домашние дела дисциплинируют ребенка, приучают к труду. Ведь участие в домашних делах вместе с взрослыми позволяет маленькому человеку взглянуть на окружающую его привычную обстановку глазами родителей, почувствовать, как его собственные усилия в том или ином деле способствуют созданию в доме уюта и красоты.

    Мы все стремимся к тому, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы наши дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями, доброжелательными собеседниками, одним словом, добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.

      И вы, родители, должны помочь освоить правила  поведения  говорящего и слушающего, так как основные проводники в мир речевой культуры – речевого общения только взрослые, от которых зависит организация содержательного детского общения. В культурной семье никто ни на кого не кричит, даже не повышает голос, ибо каждый видит в другом личность. А развитие правильной речи – важное условие умственного развития детей.

       Всех особенностей человеческих отношений ребенок сразу же не поймет, но со временем все придет, если вы постоянно находитесь в общении с ребенком. Главное, что нужно от родителей, - терпение и еще раз терпение.

Удачи и все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевой этикет для детей"

Отдельное внимание стоит уделить речевоу этикету у детей. Правила общения с окружающими должен усвоить каждый ребенок,соответственно своему возрасту....

Консультация для родителей: "Речевой этикет дошкольника"

                                                      ...

Консультация для родителей "Речевой этикет дошкольника"

Немаловажная сторона речевого развития ребёнка- дошкольника – культура речевого поведения – речевой этикет....

Консультация для родителей "Речевой этикет и правила общения"

Консультация для родителей старших дошкольников о том, как правильно закладывать основы культуры детской речи....

Консультация для родителей «Речевой этикет дошкольника»

Консультация для родителей «Речевой этикет дошкольника»...

Консультация для родителей «Речевой этикет и правила общения. Пример взрослого ребенку»

ЭтЭтикет - (в переводе с фр. — ярлык, этикетка).  Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям...