Воспитание любви к матери у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по теме
Начало начал патриотического воспитания-родное гнездышко, дом, родные и близкие, а в частности мамочка, именно здесь начинает формироваться любовь, доброта и забота. Мама-самый родной и близкий каждому из нас человек. Она учит нас морали, духовности, вкладывает в наши уста добрые слова. Ближайшей, родной душой на земле является для нас мама.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lyubvi_k_materi_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 141.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Воспитание любви к матери у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Стельманова Елена Ивановна
Воспитатель МДОУ №30 п.Кипень
Ломоносовского района, Лен. обл.
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители (мамы), музыкальный работник.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Цель проекта:
Формировать у детей целостное представление об образе матери – хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека. Углублять знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений.
Гипотеза проекта: если детский сад будет содействовать сближению матерей и детей, то в семьях установятся близкие, теплые, доверительные отношения.
Воспитание любви к матери
у старших дошкольников
Мама…… как много в этом
слове нежности и любви.
Какое безграничное тепло
излучают эти звуки…
Мама – самая любимая, нежная,
ласковая, добрая, заботливая…
Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. В сложных современных условиях, приведших к упадку духовных ценностей, в том числе и к членам семьи, особое значение приобретает работа в детском саду по формированию у детей нравственных качеств к самым близким и родным людям, а в особенности к своей маме. Ведь близкие отношения между ребенком дошкольного возраста и мамой имеют огромное значение для развития личности ребенка, ребенок дошкольник особенно испытывает потребность в любви самого близкого человека – его матери. Недолюбленные дети вырастают во взрослых с нездоровой психикой, подорванным здоровьем и искаженным взглядом на жизнь.
Материнство и материнская любовь - неразделимые понятия. Женщина является главной движущей силой любви в нашем мире, но как часто мы забываем об этом. Главная и самая приятная миссия женщины - быть матерью, хранительницей домашнего уюта и тепла, мудрости и памяти поколений, об этом надо помнить, и если кто-то забыл – напоминать…
проблема:
1)Преобладание у современных детей потребительского отношения к матери.
2)В последнее время мало внимания родители уделяют детям, а дети в свою очередь, забывают это делать по отношению к родителям. Мамы избегают разговоров с детьми о жизни, о счастье, не вникают в детские проблемы, не делятся с ними впечатлениями. Дети же не ценят родителей, их труд и терпение. И, к сожалению, часто свою любовь к маме дети связывают с материальными ценностями, а не с духовными.
Мама – самый родной и близкий каждому ребенку человек. Это человек, перед которым мы в вечном долгу.
Актуальность формирования любви к матери у старших дошкольников я вижу в следующем: укрепить близкие, доверительные отношения между ребенком и мамой. Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нем. Но если ребенок не приобретает в дошкольном возрасте опыта сопереживания, заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным. Народная мудрость гласит: «Три беды у человека – смерть, старость, плохие дети». Старость - неизбежна, смерть – неумолима, перед ней нельзя закрыть дверь, а от плохих детей можно дом сохранить. И это зависит не только от родителей, но и от самих детей. Мне очень хочется, чтобы детки были более чуткими, добрыми, отзывчивыми, послушными, воспитанными, беспокоились о своих матерях и не приносили им неприятности, поэтому я считаю, что необходимо сформировать у них ценностное отношение, любовь, привязанность к самому родному и близкому человеку – МАМЕ.
Почитание матери – одно из самых святых обязанностей человека и неоплатных долгов детей. Она нас растила, воспитывала, научила добру, лелеяла и любила … И как же не отблагодарить ее уважением, любовью, лаской и помощью. Чем больше наша любовь к матери, тем светлее и радостнее жизнь.
Работая углубленно по данной теме, я ставила следующие задачи:
- Дать детям представление о женщине – матери, как хранительнице семьи, семейного очага.
- Познакомить детей, с тем, что существуют общие качества, свойственные всем матерям (нежность, ласковость, любовь к детям, терпение и т.д.).
- Укрепить детско-материнские отношения.
- Сформировать у детей понятия о роли матери в родственных отношениях (мама может быть женой, сестрой, бабушкой).
- Воспитывать культуру в уважительном и внимательном отношении к матери, бабушке, сестре, женщине вообще. Воспитывать уважение к женщине, как человеку, дарующему жизнь, хранительнице домашнего очага, носительнице культурных ценностей этноса, цивилизации в целом
Предполагаемыми итогами мне хотелось видеть:
- позитивную обратную связь от родителей;
- развитие партнерских отношений, действенной любви к матери;
- применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
Вся моя работа состоит из блоков, в которые входят разные виды деятельности, а также инновационные формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.
По окончании проведения мероприятий по всем блокам, стал очевиден результат проделанной работы. Дети с теплотой и нежностью стали отзываться о маме, начали думать о том, как создать для нее что-то, чтобы порадовать: рассказать стихотворение, нарисовать рисунок, сделать поделку... В отношениях ребенок-мама стали более ощутимы партнерские отношения, любовь к матери стала действенной. Родители в свою очередь научились любить и уважать своего ребенка таким, каков он есть, приняли его как личность, раскрыли душу ребенка, создали положительную атмосферу в семье, а значит все для полноценного развития ребенка. В итоге идея любви, из желания быть любимым, перешла в желание любить и в сотворение любви.
Любите своих матерей!
Любите красивых и добрых
И просто родных, без затей
Любите и строгих, суровых.
Любите их просто так,
Без всякого оправдания
Без матери жизнь – пустяк,
А мама для нас – мироздание!
Мониторинг
Приложение
Приложение 1
Анкета для родителей
- Хотели бы Вы, чтобы с Вашим ребенком проводилась специальная работа по воспитанию любви к матери?
- Считаете ли Вы, что в детском саду должна проводиться такая работа?
- Готовы ли Вы сотрудничать по этому вопросу с педагогами детского сада?
Приложение 2
Анкета для родителей
- Как отразились занятия и беседы о маме, проводимые в детском саду, дома? (в играх, в отношении к близким людям, в выполнении обязанностей по дому, в рассказах; пели ли дети песни, разученные в детском саду и др.)
- Что, по вашему мнению, было самым нужным в проведенной работе?
- Что, по вашему мнению, было самым интересным в проведенной работе?
- Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?
- Ваши пожелания и предложения…
Приложение 3
Вопросник для детей № 1
1. Назови полное имя и отчество твоей мамы?
2. Где работает твоя мама?
3. Кем она работает?
4. Чем занимается мама дома?
5. Назови, пожалуйста, любимое мамино занятие.
6. Как ты думаешь: трудно быть мамой?
7. А ты хочешь быть мамой, когда вырастишь?
(вопрос только для девочек).
Вопросник для детей № 2
1. Ты любишь свою маму?
2. За что ты любишь свою маму?
3. Как ты проявляешь свою любовь?
4. Как ты поступаешь, если:
• Мама устала;
• Маме нездоровиться;
• Пришли гости, а в доме беспорядок?
5. Что будешь делать, если ты играешь в очень интересную игру, а мама просит ей помочь?
6. Можешь ли ты понять, какое настроение у мамы?
7. Как ты это определяешь?
8. Хочешь ли ты быть похожей (вопрос для девочек) на маму?
9. Составление устного портрета мамы.
10. «Представьте себе, что я никогда не видела твоей мамы. Расскажи, какая она, чтобы я
смогла её сразу узнать.
Проектный тест
«Определение психологического климата семьи»
Ребенку предлагается нарисовать свою семью.
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно?
5. Кто из нарисованных – самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый – несчастный? Почему?
Оцениваются:
*общий размер рисунка (его площадь);
*количество членов семьи;
*соответствующие размеры того или иного члена семьи: мать, отец, сестра, брат, дедушка, бабушка;
*расстояние между членами семьи;
*наличие каких-либо предметов между ними;
*наличие животных.
Проектный тест
«Нарисуй человека, которого ты любишь больше всех»
Ребенку предлагается нарисовать человека, которого он больше всего любит.
1. Кого ты нарисовал?
2. Почему ты нарисовал именно его?
3. Кого ты любишь больше всех?
4. Проблемная ситуация: «Представь себе, что у тебя есть старший брат Сережа. Он предложил тебе пойти с ним либо в цирк, либо к маме в больницу» (начало представления в цирке и посещения больницы совпадают).
Приложение 5
Социометрический метод «Выбор в действии»
Каждому ребенку дают 3 игрушки. Ему предлагают выбрать ту игрушку, которая ему больше всех нравится, ту, которая нравится меньше, и ту, которая совсем не нравится. Затем ребенка просят подарить каждую «по секрету» кому-либо из членов семьи. Этот метод дает представление о взаимоотношениях ребенка с членами его семьи.
Приложение 6
- Игра « Кто больше назовет добрых, ласковых, нежных слов своей маме»
- Игра «Пирамида любви»
- Игра «Мамочка»
- Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
- Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
- Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
- Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
- Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!
- Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!
- Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
- Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
- Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
4. Игра «Диалог с мамой»
Приложение 7
Пословицы о маме
- Маменька родимая – свеча неугасимая.
- Без матушки родной и цветы не цветно растут.
- Всякой матери свое дитя.
- Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Материнская рука на ласку, что пух, мягка.
- Материнская забота на дне моря спасет.
- У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце.
- Кто матери не слушает, тот в беду попадет.
- Береги отца и мать – других не сыщешь.
- Нет милее дружка, чем родима матушка.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Все купишь, а отца и матери не купишь.
- При солнышке светло, при матери добро.
- Птица рада весне, а младенец – матери.
- Нет милее дружка, чем родная матушка
- Матушкин гнев – что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.
- Природа-мать – начало всех начал.
- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Приложение 8
Права ребёнка – соблюдение их в семье
• Ребенок - не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и сознав условия для их реализации.
• Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семь.
• Ребёнок ни в чём не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
• Во многих капризах и шалостях ребёнка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
• Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребёнке. В то лучшее, что в нём ещё будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Приложение 9
Семь правил для взрослых
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
- За один раз – одно. Даже если проступков сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый. Наказание не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
- Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за поступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
- Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
- Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
- Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения .
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Приложение 10
Письмо моей мамочке
Добрый день, моя…………………………………………………………………… мамочка.
Я давно хочу тебе сказать, что ты у меня самая…………………………………
Я не всегда бываю……………………………………………………………………………….
но я всегда ……………………………………………………………………………………………
Я люблю тебя, потому что…………………………………………………………………..
Всегда любящая (ий) тебя …………………………………………………………………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем»
Ведь понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия – родина для многих народов и народностей. Но для ...
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшейго дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой род...
"Воспитание любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста"
Доклад на методическое обьединение по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Воспитание любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста"...
Особенности воспитания гражданских чувств и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Патриотизм – это любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, истории, к своему дому. Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матер...