Особенности воспитания гражданских чувств и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Гаврильева Мария Федоровна

        Патриотизм – это любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, истории, к своему дому. Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая по–своему стремится создать для него условия эмоционального благополучия и спокойствия. Так в семье образуется основа патриотического воспитания.

        Жизнь в определенной среде позволяет ребенку «впитывать» культуру своего народа: мама поет ему народные песни, рассказывает сказки, легенды, предания, а папа играет с ним в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это – базовый компонент патриотического воспитания.

        Гражданственность и патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, терпимость и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.

        Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимали в педагогической науке одно из ведущих мест. Проблема воспитания гражданственности и чувства любви к Родине – одна из сложнейших в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самими понятиями патриотического и гражданственного воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в них в определенный период времени, и которое определяет методы, средства и формы работы с детьми.

        Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. О сути патриотизма хорошо сказал писатель Григорий Бакланов: «Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери...»

        Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям другой национальности, расы, страны, социальной принадлежности. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно помнить, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно: коллективизм, гуманизм, патриотизм, трудолюбие – все лишь зарождается, формируется, но тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало именно в дошкольном возраста.

        Чувство любви к Родине у ребенка сродни чувству любви к родному дому, роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию, в него входит и ответственность перед Родиной, и желание трудиться на ее благо, и эмоционально-эстетические чувства к ней и т.д. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е. воспитывается такое качество личности как бережливость: детей учат трудиться на благо своей группы и товарищей, детей приобщают к восхищению красотой окружающей природы. Таким образом, базой формирования чувства любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной навсегда.

        На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привыкнуть, что успел полюбить, т.е. о дошкольном учреждении, о его собственном доме, улице, на которой живет, о городе и, наконец, о стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к культуре и искусству. Дети на занятиях должны не только узнавать о традициях и обычаях, но и участвовать в них, привыкать к ним.

        Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

        Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни под влиянием патриотической атмосферы в семье, в детском саду, во всем окружающем среде. Внимание детей привлекает труд людей, которые трудятся на благо Родины, происходящее в стране события и явления общественной жизни; всенародные общественно-политические праздники, полеты в космос, искусство разных национальностей, спортивные соревнования и т.д. Глубокий эмоциональный отклик вызывает общение с природой.

        Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю.

        Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер, их захватывает прежде всего то, что воздействует на их чувства. Средствами, также служат та или иная деятельность (например: игры, труд, экскурсии), праздники, отмечаемые в детском саду.

        Не следует ждать от детей «взрослых» форм проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о том, как называется страна, город, республика, в которой он живет, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретенным знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача по формированию чувства любви к Родине выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

        Программа воспитания, обучения и развития в детском саду предполагает для детей старшей дошкольной группы в рамках патриотического и гражданского воспитания следующие моменты:

- Родная страна.

- Расширять представления о родном крае.

- Углублять и уточнять представления о Родине.

- Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, в мире, городе.

- Воспитывать чувство гордости за свою страну, знакомить с флагом, гербом и гимном. Знать, что гимн исполняется по праздникам или другим торжественным событиям, им открывается день. Надо приучать вставать во время исполнения гимна в публичных местах, а мальчикам – снимать головные уборы.

- Расширять представления детей о Москве – столице России, главном городе Родины.

- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

- Приобщать детей к истокам народной культуры.

        Патриотическое воспитание для воспитанников осуществляется, прежде всего, через знакомство детей с подвигами их родных и близких, строится на обязательном учете эмоционального фактора, позволяет сочетать военно-патриотическое просвещение с элементарными формами военно-патриотической деятельности.

        Художественные средства, беседы, рассказы, наблюдения, экскурсии наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. Эффективность воспитания достигается подбором яркого, убедительного по содержанию материала и разнообразными организационными формами работы.

        Далеко не все нас устраивает сегодня в патриотическом воспитании. Никто не станет спорить: только в труде можно сформировать личность, только воспитав трудолюбие в ребенке, можно надеяться на то, что вырастим хорошего человека.

 

Использованная литература:

  1. Воспитателю о работе с семьей/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М: Просвещение, 1989.
  2. Проблемы прогнозирования развития образования Республики Саха (Якутия).
  3. Патриотическое воспитание дошкольника. Воспитателю о работе с семьей. Н. Ф. Виноградова - М: Просвещение, 1989
  4.  Воспитание начал патриотизма и гражданственности/ Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М: Академия, 2003
  5. Жуковская Р. И. О воспитании чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Советская педагогика – 1972 - №4.

       

       

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаврильева Мария Федоровна

Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №21 «Кэнчээри»

Особенности воспитания гражданских чувств и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста.

        Патриотизм – это любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, истории, к своему дому. Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая по–своему стремится создать для него условия эмоционального благополучия и спокойствия. Так в семье образуется основа патриотического воспитания.

        Жизнь в определенной среде позволяет ребенку «впитывать» культуру своего народа: мама поет ему народные песни, рассказывает сказки, легенды, предания, а папа играет с ним в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это – базовый компонент патриотического воспитания.

        Гражданственность и патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, терпимость и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.

        Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимали в педагогической науке одно из ведущих мест. Проблема воспитания гражданственности и чувства любви к Родине – одна из сложнейших в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самими понятиями патриотического и гражданственного воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в них в определенный период времени, и которое определяет методы, средства и формы работы с детьми.

        Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. О сути патриотизма хорошо сказал писатель Григорий Бакланов: «Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери...»

        Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям другой национальности, расы, страны, социальной принадлежности. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно помнить, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно: коллективизм, гуманизм, патриотизм, трудолюбие – все лишь зарождается, формируется, но тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало именно в дошкольном возраста.

        Чувство любви к Родине у ребенка сродни чувству любви к родному дому, роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию, в него входит и ответственность перед Родиной, и желание трудиться на ее благо, и эмоционально-эстетические чувства к ней и т.д. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е. воспитывается такое качество личности как бережливость: детей учат трудиться на благо своей группы и товарищей, детей приобщают к восхищению красотой окружающей природы. Таким образом, базой формирования чувства любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной навсегда.

        На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привыкнуть, что успел полюбить, т.е. о дошкольном учреждении, о его собственном доме, улице, на которой живет, о городе и, наконец, о стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к культуре и искусству. Дети на занятиях должны не только узнавать о традициях и обычаях, но и участвовать в них, привыкать к ним.

        Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

        Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни под влиянием патриотической атмосферы в семье, в детском саду, во всем окружающем среде. Внимание детей привлекает труд людей, которые трудятся на благо Родины, происходящее в стране события и явления общественной жизни; всенародные общественно-политические праздники, полеты в космос, искусство разных национальностей, спортивные соревнования и т.д. Глубокий эмоциональный отклик вызывает общение с природой.

        Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю.

        Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер, их захватывает прежде всего то, что воздействует на их чувства. Средствами, также служат та или иная деятельность (например: игры, труд, экскурсии), праздники, отмечаемые в детском саду.

        Не следует ждать от детей «взрослых» форм проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о том, как называется страна, город, республика, в которой он живет, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретенным знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача по формированию чувства любви к Родине выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

        Программа воспитания, обучения и развития в детском саду предполагает для детей старшей дошкольной группы в рамках патриотического и гражданского воспитания следующие моменты:

- Родная страна.

- Расширять представления о родном крае.

- Углублять и уточнять представления о Родине.

- Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, в мире, городе.

- Воспитывать чувство гордости за свою страну, знакомить с флагом, гербом и гимном. Знать, что гимн исполняется по праздникам или другим торжественным событиям, им открывается день. Надо приучать вставать во время исполнения гимна в публичных местах, а мальчикам – снимать головные уборы.

- Расширять представления детей о Москве – столице России, главном городе Родины.

- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

- Приобщать детей к истокам народной культуры.

        Патриотическое воспитание для воспитанников осуществляется, прежде всего, через знакомство детей с подвигами их родных и близких, строится на обязательном учете эмоционального фактора, позволяет сочетать военно-патриотическое просвещение с элементарными формами военно-патриотической деятельности.

        Художественные средства, беседы, рассказы, наблюдения, экскурсии наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. Эффективность воспитания достигается подбором яркого, убедительного по содержанию материала и разнообразными организационными формами работы.

        Далеко не все нас устраивает сегодня в патриотическом воспитании. Никто не станет спорить: только в труде можно сформировать личность, только воспитав трудолюбие в ребенке, можно надеяться на то, что вырастим хорошего человека.

Использованная литература:

  1. Воспитателю о работе с семьей/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М: Просвещение, 1989.
  2. Проблемы прогнозирования развития образования Республики Саха (Якутия).
  3. Патриотическое воспитание дошкольника. Воспитателю о работе с семьей. Н. Ф. Виноградова - М: Просвещение, 1989
  4.  Воспитание начал патриотизма и гражданственности/ Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М: Академия, 2003
  5. Жуковская Р. И. О воспитании чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Советская педагогика – 1972 - №4.

       

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»...

«Формирование любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем»

Ведь понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия – родина для многих народов и народностей. Но для ...

«Формирование чувства принадлежности к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

«Формирование чувства принадлежности к  малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»...

Роль сказки в развитии патриотического чувства любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста.

Статья посвящена вопросу формирования патриотических чувств дошкольников; раскрываются методы работы с детьми и семьями воспитанников....

"Воспитание любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Доклад на методическое обьединение по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Воспитание любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста....

«Формирование чувства принадлежности к своей семье и малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» Нет сомнения в том...