С малой Родины моей - начинается Россия!
материал (подготовительная группа) по теме
Интегрированное мероприятие для стажировки и слушателей курсов повышения квалификации детских домов и школ - интернатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_maloy_rodiny_moey_-_nachinaetsya_rossiya.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
- I часть: «Что мы знаем о мордве?»
(Звучат фанфары)
1. (На экране появляется надпись «С малой родины моей - начинается Россия!»)
2. Начинается показ мультипликационного фильма «Что мы знаем о Мордве?»
(Звучат народные наигрыши)
Ведущая: Вот и солнце взощло! Проснулась родная Матушка Земля!
И дарит новый день.
Шачема крайнязе! – признаются ему в любви мокшане.
Тирень енксонок!- называют его эрзяне.
Родина, родная земля – как клятву верности произносим мы.
Дружба между нашими народами, веками испытанная, закалённая в
ратных и трудовых делах главное богатство многонационального
народа. Так сохраним же, обогатим и приумножим нашу Россию,
частицей, которой мы с вами являемся!
А начиналось этот так!
(Звучат позывные «Торамо»)
1 чтец: Саранск! Рассветной ранней синью
В глубинах старины седой
По воле матери-России
Ты встал, как град сторожевой,
2 чтец: Вскипала жизнь в избушках курных,
И над острожною грядой
Елей струился смолокурный.
И пахло мёдом и пенькой.
3 чтец: В местах болотистых и топких
Определив себе простор
Ты жил трудом своим нелёгким,
Умел врагу давать отпор.
4 чтец: Шумела в дебрях непогода,
В потоках жизненных невзгод.
Ты рос, мой город, год от года.
В борьбе, труде мужал народ.
5 чтец: …Прежде был ты глухоманью дикой
Может, самый сирой на Руси:
Курица и та давалась диву,
Как ты грязен был и не красив…
6 чтец: И пыль годов твоих тридцатых
Настилы досок тротуарных,
И окна в мир подслеповато
Смотрели из полуподвалов
1 чтец: Столица рознилась с деревней
Десятком улиц и кварталов,
Мешалось с шелестом деревьев
Коров мычанье, шум вокзала.
2 чтец: Приумножалась гордость чувства
От жизни, прежде непривычной,
А город рос из захолустья,
Врастая в облик свой столичный.
3 чтец: Менялся стиль архитектуры
В сплетенье красок и асфальта,
И вот уже – не кубатура,
А геометрия азарта!
4 чтец: В сердцах сливаются эпохи,
3
И жизнь не ставиться без драмы
Но если души не оглохли,
Они найдут дорогу к храму.
5 чтец: Теперь Саранск не узнаваем,
И статью может он гордиться:
От центра и до всех окраин
Он настоящей стал столицей.
(На экране идут картинки праздников) (Звучит национальная музыка)
1 чтец: Мы сегодня всей России
2 чтец: Свой привет горячий шлём
3 чтец: Ведь Россия – дом родной наш,
4 чтец: Дом, в котором мы живём!
5 чтец: Места всем хватает в доме.
6 чтец: Дом уютный и большой!
1 чтец: Светом солнечным согретый,
Все вместе: Любит нас он всей душой!
(На экране показывается: природа Мордовского края, народные празднования)
- II часть: «В семье единой!»
Ведущая: На Российских огромных просторах
Есть зелёный затерянный рай –
Это, светлый, уютный и скромный,
Наш любимый Мордовский край.
Я, родилась в Мордовии, в России,
В прекрасном уголке родной земли
С её людьми достойными, красивыми,
Судьбой начертано мне в новый век войти.
(Меняется декорация: «Домик и ворота»)
Дети в национальных костюмах встают за домик и берут ложки, бубен, трещётки)
(Национальная музыка) (Сюжет реки Суры, мордовских праздников)
За горами, за лесами,
Где течёт река Сура,
Жили-были два села
И хотя и говорили,
Там на разных языках -
Это делу не мешало,
Все друг другу помогали
В горе, радости, в делах.
Вот эрзянское село, правый берег заняло
Левый берег – русский друг
Сеял и пахал вокруг
Но на празднике всегда, выходили два села
Левый – в балалаечку играет,
Правый – пляску затевает
(В центр зала выходит русская женщина)
(Картинка «Девушки в национальных костюмах»)
Ведущая: Шумбратадо, вечкевикс сазор! (Здравствуй, дорогая сестра!)
Русская: Здравствуйте, уважаемые гости, друзья! Все мы являемся гражданами
большой, необъятной страны – Россия!
(На экране карта Российской Федерации)
Россия – могучая держава, и многонациональная страна. Если посмотреть на карту нашей Родины, то мы увидим множество городов, областей и регионов, вот и Республика Мордовия, является маленькой частичкой Российской Федерации, которая в 2012 году отмечает 1000 лет вхождение в состав Государства Российского.
4
Россия - как у песни слово
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя моя Россия –
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей.
Люблю всем сердцем, понимаю –
Степей таинственную грусть
Люблю всё то, что называют –
Одним широким словом – Русь!
(Картинка из мультфильма «Сказка»)
(Два мальчика выходят из избы и открывают ворота)
Русский мальчик: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись народ!
Мордовский мальчик: Открываются ворота,
Выходи кому охота!
(Звучат национальные наигрыши, выходят из избы девочки - мордовочки)
1 девочка: Выходили девушки на лужок,
Собирались девушки во кружок.
Срывали цветочки, надевали веночки –
Где, муравонька – цветок,
Дружно встали в хоровод!
2 девочка: В хороводе веселились
И красиво нарядились,
Песни славно запевали,
Всех подружек созывали!
3 девочка: Собирайтесь, во един кружок,
Запоём песню нову,
Про радость нашу к хороводу!
Ведущая – мордовка: Детушки – малолетушки
В наш терем заходите,
В гости к нам приходите!
Здравствуйте!
Красны девицы, да добры молодцы!
Собираются, наряжаются,
На гулянье отправляются.
Ведущая - русская: Мы, сегодня с вами собрались песни попеть,
Поплясать да повеселиться!
Так в России уж идёт, что талантливый народ –
Сам себе и чтец, и певец, и на дуде игрец!
1 мальчик: Заиграй-ка, балалайка!
Заиграй-ка, звончата!
2 мальчик: Дома ль Марья, дома ль Дарья,
Дома ль душенька – Катюшенька?
(В окно домика смотрят девочки - русские и под музыку выходят за околицу)
Девочки: Мы здесь! (Выходят под музыку)
(Звучат народные наигрыши)
1 девочка Мы, пойдём гулять на улицу.
2 девочка На улицу, на широкую!
3 девочка На людей посмотрим, да себя покажем!
Ведущая – русская: Как у наших, у ворот собирается народ,
Все с гармошками да с ложками,
5
Бубенцами да лебёдками,
Да, звонки, резные, ложки расписные,
От зари, до зари, веселятся ложкари!
(Картинка на экран деревенского домика)
Песня: «Как у наших, у ворот!»
1. Как у наших у ворот, собирается народ
Ай, люли у ворот, ай люли у ворот
- Мы ребята молодцы – певуны и плясуны
Ай, люли плясуны, ай люли плясуны
- Под музыку за ведущим идём друг за другом по кругу,
(стучим ложками), встаём на свои места.
4. Постукиваем в правой стороне, в левой
Затем ложками по центру
5. Мальчики идут вперёд, руки на поясе - присядка
(девочки им стучат ложками)
Назад, руки на поясе
- Пятка носик топ-топ-топ
Пружинка (в право, в лево)
- Девочка с бубном громко стучит бубном (ложкари молчат)
На припев (перекличка – бубен, ложки)
- Как у наших у ворот – солнце яркое встаёт
Ай, люли вот встаёт, ай, люли вот встаёт
- Песни звонкие поём, и друзей к себе зовём
Ай, люли мы зовём, ай люли мы зовём.
- Уж мы рады поплясать, громко в ложки поиграть
Ай, люли поиграть, ай, люли поиграть.
Мальчики вместе громко: Ну-ка дайте ходику, весёлому народику!
(Фонограмма продолжается начинается: « Хороводная пляска»
(Картинка детского теремка)
- III часть: Финал. «Навеки с Россией»
(Все участники выходят на финальную заключительную часть)
Ведущая – русская: Вот и посидели, вот и поплясали,
На весёлом празднике, вместе побывали
Ведущая – мордовка: Собирались мы позабавиться, да потешиться
Пошутить, посмеяться, поиграть,
Смех вам, да веселье!
(В руке рушник с караваем) А за хлебом – солью, любое дело ладится!
(На экране идёт картинка развивающих флагов России и Мордовии)
1 чтец: Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья…
Мы, твои дети, славим тебя
2 чтец: Будь славен, край наш, и хлебом и песней.
Духом свободы и мирным трудом!
Ты - наша гордость, ты наша вера,
Ты – наш святой, родительский дом.
Ведущая-мордовка: Дружба народов тебя величает
Щедрость души и тепло матерей
Дух Сияжара всех нас питает
Мудростью отчей твоих сыновей.
Ведущая-русская: Флаги родные парят в небе синем
В час испытанья и радости час.
Неразделимы Мы и Россия –
6
Время на прочность проверило нас!
(На экране идёт презентация детских мордовских праздников)
Песня: «Эх земля, ты матушка Россия»
1. Шальная песня полустанка
На пустой легла перрон.
Край Мордовский прославляем,
Горды мы все её судьбой,
Ковыльной степью кони скачут,
На папахи солнце льёт:
Цветёт Мордовия, а значит:
И счастлив весь её народ!
Припев: Эх, земля ты, матушка – Россия!
Золотые вольные поля!
Руки сильны и глаза красивы
И в резных серёжках тополя!
Эх, земля, ты матушка – Россия!
Слышишь, льётся песня журавля.
Богатырской силой льют дожди косые
И поёт сударыня – земля.
2. Качает ветер дух дубравы,
Сон берёзовых кудрей.
И летит орёл двуглавый
Под щетиною полей.
Просторы русские свободны,
Мордовский край - ты краше всех!
Народ российский – мы едины!
Гордимся дружбою навек!
(На экране картинка «Навеки с Россией»)
Ведущая: Нашу дружбу никто не сумеет сломить
Только крепнет она с каждым годом,
И Мордовия будет всегда процветать
Все вместе: Только вместе с Российским народом!!!
- На память о сегодняшней встречи примите от нас сувениры сделанные руками детей.
(Дети дарят гостям сувенир- матрёшка: «В семье единой»)
(Общее фото)
5
Программное содержание:
- Создание условий для духовно – патриотического становления личности, на основе
национально – регионального содержания краеведческого материала.
- Посредством реабилитационной деятельности воспитывать у детей
соответствующие нравственные и моральные ценности гражданина своей Родины;
обеспечить подрастающее поколение знаниями базовых основ национальной культуры, происходящих в различное историческое время.
- Формировать чувство любви к своей Отчизне, малой Родине, уважительно относиться к национальной культуре, её обычаям и традициям, побуждать чувство гордости за свой (пусть даже немногочисленный) народ.
Испытывать чувство гордости за достижение народов, проживающей на территории
Республики Мордовия.
- Вызвать интерес к жизни народа на современном этапе развития к его истории, культуре, достижениям науки, спорта; на конкретных примерах развивать представление об истинных ценностях, смысле человеческой жизни.
- Сформировать мотивацию к саморазвитию, умение самостоятельно расширять
кругозор, углублять представление об окружающем мире.
- Развивать у воспитанников творческие способности в различных видах
деятельности: учебно-познавательной, речевой, музыкально-ритмической,
продуктивной и т.д.
Методика проведения: интегрированная праздничная программа (мастер-класс).
Предварительная работа:
- Экскурсия по достопримечательным местам города Саранска, знакомство с памятниками, архитектурно – просветительскими центрами, поездки в Республиканский Краеведческий музей им. Д.И.Воронина, музей С.Д.Эрзи, выставочный зал художеств им. Ф.В.Сычкова; экскурсии на Советскую площадь, парк культуры и отдыха им А.С.Пушкина.
- Посещение Кафедрального Собора Ф.Ушакова.
- Разучивание мордовских национальных песен, танцев, стихов посвящённых мордовскому народу прославивших нашу Республику.
- Знакомство с серией детских ярко-иллюстрированных книг-энциклопедий из цикла «Рассказы о родном крае», «Здравствуй, Мордовия!», «Боги и сказания Мордвы», «Природа родного края», «Древняя мордва», «Саранск – столица Мордовии», «Храмы Мордовии», «Промыслы Мордовии», «География Мордовии», «Легенды и Боги древней мордвы» и т.д., рассматривание открыток с достопримечательностями города Саранска, ознакомление с географической картой России и Мордовии.
- Ознакомление с Государственной символикой, её значение и исторической преемственности в жизни граждан Российской Федерации (Герб, Флаг, Гимн).
- Занятия по ручному труду: изготовление декоративно-прикладных предметов и их украшенные национальным мордовским орнаментом (тарелочки, дощечки, полотенца, салфетки и.т.);
- Знакомство с историей происхождения национального мордовского костюма, название принадлежностей одежды (эрзян и мокшан), их отличие. И.т.д.
- Изготовление памятного сувенира – матрёшка «В семье единой» из картона и ламинированной цветной бумаги (объёмная аппликация).
Техническое оборудование, материалы и декорации:
- Слайды, фоновое музыкальное сопровождение (мордовские наигрыши, русские народные композиции, инструментальная музыка), фонограммы песен.
- Экран, проектор, музыкальный центр, ноутбук.
- Стойки – 6 штук: (2 шт., высокие с мордовским национальным орнаментом,
1
2 шт., средние с русским орнаментом,
2 шт., маленькие смешенный узор)
4. Декорация домик и забор с воротцами «Сюжет околицы»
5. Шумовые инструменты.
6. Костюмы:
1 мордовский (взрослый), 1 русский (взрослый);
- Подростковые костюмы (для чтецов):
1 комплект (мальчик, девочка) - мордовский национальный костюм для старших детей;
1 комплект русский народный костюм (мальчик, девочка) – для средней группы детей;
1 комплект классические костюмы (мальчик, девочка) – для детей дошкольной группы.
8. Костюмы для дошкольников:
1 мордовский национальный костюм для мальчика, 1 русский костюм для мальчика;
3 мордовских национальных костюма для девочек,
3 русских народных костюма для девочек.
Место проведения: музыкальный зал
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия к Дню России «Государственные символы России и моей малой Родины»
Номинация "Сценарий патриотического мероприятия""Государственные символы России и моей малой Родины"(посвящается дню России)Цель: Использование нетрадиционных форм гражданско-патриотической работы с д...
Конспект занятия "Государственные символы России и моей малой Родины".
Данный конспект занятия проводится с детьми подготовительной группы с использованием нетрадиционных форм гражданско — патриотической работы. Задачами данного конспекта являются, ознакомление детей с г...
Проект творческо-исследовательской деятельности на тему "Моё село - одно на всю Россию" (природа и заповедные места моей малой Родины)
Участники проекта:• дети 5-7 лет;• родители;• воспитатели.Предполагаемые результаты реализации проекта:1. Формирование бережного отношения к природе родного края...
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»
С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
"Моя малая Родина - часть огромной России!"
quot;Моя малая Родина - часть огромной России!" г.Соль-Илецк...
Квест-игра "Путешествие по малой Родине моей".
Проект включает в себя квест-игру, воспитывающую чувство патриотизма у детей дошкольного возраста....