Проект "С малой родины моей начинается Россия"
проект
Проект содержит несколько туристических маршрутов на интерактивном ландшафтном комплексе "В гостях у Солнышка" в рамках работы музея народного быта "Русская изба"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
туристические маршруты в расмках работы музея народного быта "Русская изба" | 61.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Солнышко»
Областной конкурс
«Региональные практики организации туристскокраеведческой деятельности с обучающимися»
Номинация: «Туристский культурно-познавательный маршрут»
Проект
«С малой Родины моей начинается Россия»
(Создание и освоение малых туристических маршрутов в рамках работы музея народного быта в ДОУ, как средство воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников)
Разработчики: Муравьева Т.В.-воспитатель, руководитель музея
Татевосян Т.Ю.-инструктор по физической культуре,
член актива музея
р.п. Некрасовское
2023 г.
Пояснительная записка
Согласно современным образовательным тенденциям, работа в детском саду выстраивается главным образом на основе патриотического и духовно-нравственного воспитания. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) – нормативный документ, позволяющий реализовывать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, наш педагогический коллектив, работая над поиском эффективных технологий, выбрал приоритетным направлением: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
В наши дни дети получают мало информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьёзно задумались над этой проблемой. Безусловно, и раньше в этом направлении велась определённая работа: в группах оформлены уголки, создающие атмосферу деревенского быта, созданы развивающие зоны художественного творчества, где представлены народные промыслы, детям читают сказки, их знакомят с пословицами, поговорками, народными песнями и играми. Однако было очевидно, что система работы требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому наш коллектив на протяжении нескольких лет создавал предметно-пространственную среду, для интерактивного погружения и приобщения к истокам малой Родины. Так в 2011 году в ДОУ создан музей народного быта «Русская изба», где уже собрано более 120 экспонатов, представляющих ценность в познании детьми быта прошлых времен. Осенью 2017 года на территории детского сада состоялось торжественное открытие интерактивного ландшафтного комплекса «В гостях у Солнышка», где представлена возможность проведение календарных, обрядовых праздников с привлечением большего количества участников. С созданием такого комплекса появилась возможность разработать туристические музейные маршруты на территории ДОУ. Чем больше ребёнок узнает о наследии своего края в дошкольном детстве, тем ближе к нему он будет и, тем свободнее будет использовать его ресурсы на следующих уровнях образования.
Актуальность:
Каждый человек – своего рода открыватель, он идёт к старым, как мир истинам своим путём. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина со своим обликом, со своей красотой. Предстаёт она в детстве и остаётся с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, семьи, корни. Каждый, кто любит свою малую Родину, должен знать не только её настоящее, но и её прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каков был быт, обычаи, обряды.
Проблема: В связи со сменой приоритетов в современном обществе происходит отдаленность от истоков русской народной культуры, традиций русского народа.
Сегодня, изменившиеся условия существования и новые требования, диктуемые системой образования, заставляют педагогов, работающих в данном направлении, постепенно переосмысливать подходы к реализации задач патриотического и духовно-нравственного воспитания, искать пути и выстраивать новые модели использования условий созданной среды в ДОУ.
Музейные маршруты являются современным инновационным подходом к реализации образовательной технологии «Музейная педагогика», что способствует патриотическому, духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Цель проекта: Использование предметно-пространственной среды, как средства развития внутреннего туризма «малой Родины».
Задачи проекта:
1. Обогатить предметно-развивающую среду новыми экспозициями в музее и на территории ДОУ;
2. Разработать туристические музейные маршруты на территории ДОУ;
3. Расширять познавательную сферу деятельности старших дошкольников;
4. Обогащать знания воспитанников путем знакомства с ближайшим микросоциумом;
5. Формировать у старших дошкольников желание узнавать о культурном наследии и событиях прошлого своей малой Родины;
6. Воспитывать чувство любви к малой Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, уважение к своим землякам и их труду;
7. Использовать новые формы работы с детьми и родителями.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: январь 2023 г. – декабрь 2023 г.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста группы №4 «Ладушки», законные представители воспитанников, педагоги ДОУ.
Место проведения: территория детского сада №1 «Солнышко»
п. Некрасовское.
Методы:
1. Практические:
-создание развивающей среды
-экскурсии, наблюдения
-оформление уголков в группах для познавательного развития
2.Словестные:
-беседы, наблюдения
-чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
-дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры
3.Наглядные:
-выставки, конкурсы
-сбор фотоматериалов
-рассматривание иллюстраций
-ознакомление с художественными образами искусства
-личный пример взрослых
Формы организации образовательной деятельности:
-подгрупповые
-групповые
-фронтальные
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный (январь2023 г. - март 2023 г.)
1.1. Объявление о начале проекта в ДОУ
1.2. Создание проектной группы, реализующий инновационный проект
1.3.Анализ литературы по образовательной технологии «Музейная педагогика» и разработка музейных маршрутов (приложение 1)
1.4.Установка и оформление новых экспозиций
1.5. Привлечение родителей, спонсоров к сотрудничеству
2.Основной (апрель 2023 г. - ноябрь 2023 г.)
Апробирование разработанных музейных маршрутов (приложение 2, 3, 4,5)
3. Заключительный (декабрь 2023 г.)
3.1.Анализ достигнутых результатов.
3.2. Презентация проекта на педсовете ДОУ, на методическом объединении среди педагогов Некрасовского МР.
Ожидаемые результаты:
- созданы новые туристические музейные маршруты,
- разработаны сценарии фольклорных посиделок, народно-календарных праздников,
- изготовлены наглядные пособия,
- обогащена материально –техническая база детского сада, изготовлены макеты, буклеты экспозиций музея.
Эффективность проекта:
Разработка туристических музейных маршрутов позволит значительно расширить деятельность музея. Интерактивный ландшафтный комплекс станет отправной точкой в развитии целого комплекса мероприятий в ДОУ по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, воспитанию патриотических и духовно-нравственных чувств. Мы надеемся, что наш музей станет площадкой для развития детского, точнее дошкольного туризма и войдет в кольцо туристических маршрутов Некрасовского района.
Используемая литература
1. Князева О.Л., Махеева М.Д. «Приобщение детей к истокам руской народной культуры» Программа, Учебно - методическое пособие, - 2-е изд., перераб, и доп. - СПб;
Детство - Пресс. 1998.- 304 с.
2. Косарев В.Н. «Народная культура и традиции» 2012г.Волгоград
3.Железнова Е.Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси» 2011 Санкт-Петербург
4.Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» 2005г. Москва
5. Чебан А.Я. «Знакомим дошкольников с народной культурой 2011г. Москва
6. Интернет-ресурсhttps://zueva-mdou8pod.edumsko.ru/articles/post/2856313
Приложение 1
Значение музейной педагогики в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
В соответствии с ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях происходят серьезные преобразования, дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в обучении и характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.)
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Общество, в котором живет современное дошкольное образовательное учреждение – это общество социальных перемен. Дошкольное учреждение – начальный этап социального института образования. В связи с этим существенной задачей педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности по обновлению содержания работы с детьми и ДОУ.
При этом основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста, От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств, Это, свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений,
на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. с, становится социально компетентным.
В детском саду необходимо обеспечить единый процесс социализации – индивидуализации личности дошкольника через процесс осознания ребенком своей связи с социальным миром, вхождения ребенка в культуру, присвоения достигнутого содержания культурно – исторического опыта в субъектной роли в разных видах детской деятельности, общения и познания.
Неразрывна связь процесса социального развития детей и освоения ими соответствующих нравственных и эстетических ценностей. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят задачи нравственного воспитания детей и их социальной компетенции.
Программы дошкольного образования определяют следующие задачи социально – нравственного воспитания:
- развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности к людям, населяющим ее, преданности, ответственности по отношению к ним;
- способствовать усвоению детьми нравственных ценностей;
- воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда;
- воспитывать этически ценные способы общения;
- развивать интерес к самопознанию и воспитывать уважение к себе.
Эти задачи решаются в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого в игре, в художественной, музыкальной, театрализованной деятельности, т. е. специфических видах деятельности детей дошкольного возраста.
Социальное воспитание дошкольников также рассматривается на основе приобщения детей к культурно – историческим традициям. Традициям, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, творчество, фольклор, воспитание и учение, архитектура и т. д. – все то, чем наполнена культурно – историческая среда.
В плане организации работы в данном направлении основным моментом является проектирование культурно – образовательной среды ДОУ, которое необходимо осуществлять, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе. Отсюда основное требование – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию.
Основополагающим фактором интеграции социальных и педагогических условий в социально – нравственном воспитании дошкольников является национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
На современном этапе развития дошкольного образования в рамках реализации
государственной программы патриотического воспитания граждан РФ и внедрения национально – регионального компонента в образовании наметилась тенденция к более плодотворному сотрудничеству музея и дошкольных образовательных учреждений, которые начинают видеть в музее надежного союзника, помогающего передавать исторический и художественный опыт от поколения к поколению. Ускорить этот процесс может внедрение достижений новой науки, возникшей на стыке музееведения, педагогики и психологии -
«Музейной педагогики», при этом в научно – просветительской деятельности музеев используются современные педагогические технологии с учетом
психологии возраста детей.
В настоящее время городской краеведческий музей и детское образовательное учреждение, наряду с другими учреждениями культуры и образовательными учреждениями, являются ответственными за создание единого культурного пространства, укрепление живых исторических связей, воспитание чувства патриотизма, социально – нравственное воспитание будущих граждан
города и страны.
Городской краеведческий музей является надежным помощником детского образовательного учреждения в:
- в расширении социального опыта и раскрепощении детей, в закреплении навыков их культурного поведения;
- в обогащении предметно – пространственной развивающей среды ребенка (уникальность здания и внутреннего интерьера музея, обилие необычных, ярких, западающих в душу экспонатов и уголков);
- во внесении своей лепты в здоровье сбережение детей, создание психологически благоприятной среды, обилие положительных эмоций:
a) при воздействии на душу ребенка экспоната – подлинника с его достоверностью, убедительностью и красотой;
б) при совершении ребенком с помощью музейных педагогов субъективных открытий в окружающем его мире, на его малой родине;
в) при обилии игровых моментов, элементов театрализации, других современных методических приемов, что делает каждое музейное мероприятие интересным для ребенка.
- в обогащении и расширении содержания образовательных областей (познавательное развитие, художественно – эстетическое воспитание, развитие речи, экологическое воспитание и т. д.)
- в решении проблем духовно – нравственного воспитания.
Сегодня музей рассматривается не только как одно из средств достижения
многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребенка к этому миру. Общеизвестно: умение видеть, замечать, наблюдать и анализировать, размышлять об увиденном формируется с раннего детства.
Современный детский сад все в большей степени становится открытой в социум культурной системе. Кругозор современных детей значительно шире, чем был у их сверстников 15 - 20 лет назад. Поддержание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.
Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное
воздействие на детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно – историческому и художественному наследию. Музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.
Сделать мир музейных экспонатов понятным, значимым для ребенка помогает тесное сотрудничество педагогов ДОУ и музейных работников. Метод музейной педагогики, используемый в процессе воспитательно – образовательной работы в нашем ДОУ, способствует насыщению процесса образования различными видами детской деятельности, развитию познавательной активности каждого ребенка, расширяет способы взаимодействия ребенка – дошкольника с взрослыми, что в итоге способствует задачам социально – нравственного воспитания детей.
Музейно – образовательная программа по социально – нравственному и
патриотическому воспитанию предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его истории и обычаях, профессиях людей, и на этой основе формирование основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Цель программы: разностороннее развитие ребенка: формирование основ экологической культуры и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Задачи программы:
- формировать основы гражданственности;
- воспитывать патриотические чувства, чуткость, сопереживание горю и радости ближних;
- развивать познавательный интерес и бережное отношение к памятникам и ценностям материальной культуры;
- развивать познавательный интерес к истории родного города и государства, воспитывать чувства ? малой родины;
- воспитывать эмоционально – личностное отношение к взаимодействию человека и природы;
- формировать познавательный интерес к произведениям изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Отбор познавательных задач осуществлен исходя из современных требований к
обучению старших дошкольников:
- придание обучению развивающего характера;
- обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания;
- интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.
Разделы программы содержат актуальные познавательные темы, направленные на повышение уровня социально – нравственной ориентации ребенка в современных условиях жизни. Работа по взаимодействию с музеем начинается с 5 - летнего возраста детей, продумана тематика занятий с детьми, педагогами ДОУ, а также совместных мероприятий «дети - родители - педагоги», бесед, экскурсий, периодичность посещения.
Приложение 2
Музейный маршрут
«Русь деревянная»
Интерактивный ландшафтный комплекс стилизован под русскую деревню, звучат русские народные песни.
Звучат фанфары
1.Скоморох:
- К нам сюда, собирайся, народ, сегодня вас много интересного ждёт! Непременно все должны быть на этом празднике!
2.Скоморох:
-Это событие отпраздновать нужно, очень весело и дружно! Веселиться все должны. Каждый гость - желанный! - Кто умеет хорошо трудиться, Тот сумеет и повеселиться!
1.Скоморох: -Собирайтесь! Не стесняйтесь! Веселитесь! Развлекайтесь! - О! Народу! –
2 Скоморох: -Ого! Народищу!
(Скоморохи сталкиваются спинами, оборачиваются друг к другу, удивляются.) –
1 Скоморох: Ты куда?
2 Скоморох: -А ты куда?
- Я сюда! –
-И я сюда!
Оба Скомороха: - Туда, где ждет нас русская изба!
1 Скоморох: Эге гей, народ честной! Испить водицы ключевой, не хотите? Тогда к колодцу подходите ,и жажду смело утолите!
2 Скоморох: Я скажу вам по секрету, а вы дальше всему свету ,в этой русской деревушке все по правде, я не врушка. Словно гром средь неба бахнет
оба Скомороха : Всё здесь русским духом пахнет!
1 Скоморох:
Но глядите-ка, народ!
Здесь преграда у ворот!
Ленточкой закрыта дверь…
Как же быть – то нам теперь?
Подскажите, научите
Узел крепкий развяжите!
2 Скоморох:
Как же быть нам? Что же делать?
Надо ленточку разрезать!
(Звучит музыка ленточку перерезают)
Гости проходят ,рассматривают, звучат русские народные мелодии.
(как только все просмотрели:)
1 Скоморох: Проходи, честной народ, занимайте место!
2.Скоморох: Ждет нас кое-что еще, что-то интересное!
( Гости садятся на лавки)
1Ведущая :
Ой, вы,гости, господа
К нам приехали не зря
В детский сад ранёшенько
Нареченным «Солнышко».
А уйдете вы отсюда
Пронесите весть повсюду
Что стоит в Больших Солях
Славный сад для дошколят
Он красивый и просторный
Малышам привольно здесь
Для народного искусства
Уголок особый есть.
Избу славную срубили
Да музей в ней разместили
Чтоб жила во все века
Наша гордость-старина
2 Ведущая:
А музей наш без сомненья
Очень просить расширенья
Скажем, наша детвора
Быт народа знать должна.
Как прадеды в старину
Утварь делали свою.
Как ходили за водою,
Как водили хороводы
Все от мала до велика…
Праздники встречали лихо!
Для познанья всесторонне
Комплекс этот и построен.
(Выходит Хозяйка )
Хозяйка:
Деревенская изба и уютна и светла
Сей избы хозяйка я, велика моя семья:
Есть девчонки-веселушки, озорные хохотушки,(подходят девочки)
Есть ребята-молодцы, озорные удальцы. (подходят мальчики)
Пока все пошли гулять в избе я буду прибирать.(уходит в избу)
(дети расходятся по местам: мальчики за ворота , девочки за избу )
(хозяйка метет избу, прибирается. Звучит народная мелодия девочки исполняют хоровод, затем подходят к Хозяйке)
Хозяйка: девочки-беляночки, где вы набелилися?
Девочка 1: -мы сейчас коров доили, молоком умылися.
Песня: «Ой, вставала я ранёшенько»
Хозяйка: А мальчишек не видать? Может, стоит их позвать!
Девочка 2 : мы уже позвали их, наших братьев дорогих
Слышишь, скрипнули ворота, возвращаются с работы
(звучит русская народная мелодия, входят мальчики, несут молоты)
Хозяйка: Добры молодцы, где были, далеко ли ходили?
Мальчики: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!
Песня «Во кузнице».
Хозяйка:
Хорошо вы потрудились, слава Богу, не ленились .
А того кто любит труд, того люди тоже чтут.
Очень дети рада я, в сборе вся моя семья.
Потрудились, отдыхайте, а хотите, поиграйте.
Становитесь детвора, ждет нас русская игра
Ира «Мельница».
Играющие встают в круг, в центре водящий(мельник).
Дети идут по кругу ,водящий в другую сторону, все поют:
Мели, мели мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели засыпай
И в мешочки набивай!
На последнем слове возле кого водящий остановится поднимает над ними мешок, двое детей поворачиваются спиной друг другу и бегут по кругу. Кто первый выхватит мешок, тот водящий
(Дети садятся на лавки)
Хозяйка: Намололи мы муки, значит, будут пироги!
Дело, стало быть, за чаем, ароматным с Иван-чаем!
(Хозяйка смотрит в ведра)
Что такое, вот беда
Вся закончилась вода
Пошлю- ка я молодицу под горушку, по водицу
А водица далеко, а ведерко велико!
Песня «С речки Аннушка идет».
Хозяйка: Ну, теперь, мои друзья, чаем напою вас я!
Где же самовар пузатый, очень важный, очень статный?
(Выходит ребёнок- самовар)
Самовар:
Я русский, тульский самовар
Во мне бурлит и пар и жар
В золотой пузатый бок
Глухо бьется кипяток!
1 Ведущая :
В прежне годы чай любили.
С сахаром да с медком пили.
И в прикуску, и внакладку,
А бывало и вприглядку.
- До чего же вкусный чай,
Разгонит скуку и печаль.
Он и с медом, и с вареньем
и с чудесным настроением.
Песня «Самовар».
1 Ведущий:
Стучал топор, летели щепки,
Со стоном падали стволы,
Ломалися сучки и ветки,
И капли падали смолы.
Затем бревно к бревну ложилось,
Крыльцо, наличники, окно.
Наверно, так изба рубилась,
Но это было так давно.
Входящий в избу клал поклоны,
Смотрел на образа, крестясь,
И пахло хлебом испеченным,
И ждали щи, в печи томясь.
А печь в избе была главою,
Сложить ее лишь мастер мог.
Ведущий 2:
Крестьянский труд всегда нелегкий:
То шерсть напрясть, то лапти сплесть,
Пошить на всю семью обновки,
Конечно, всех забот не счесть.
Изба жила всей полной жизнью:
Труды, заботы, радость, грусть,
Ей приходилось за Отчизну,
Отдать сынов, спасая Русь.
Ждала с войны, изба, старея,
Просев на бок за много лет,
Но, помня всё до поколенья,
Смотрела окнами им вслед.
Да, Русь могуча и едина,
И это не пришло извне.
Большая роль, неоспоримо,
Принадлежит простой ИЗБЕ.
(«Русская изба» Савельева Елена Александровна)
Дети встают полукругом перед гостями
Ребенок:
Русь деревянная края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные
Раздольные песни поют
Ребенок:
Мы гордимся тобой, деревянная Русь,
Где взвеваются ввысь купала.
И тебе всей душой, до земли поклон
Со светелкой простая изба!
Песня «Русская изба»
Дети уходят на места, садятся
Ребенок:
Раскинулись российские просторы:
Леса, равнины, степи и поля,
Озера, реки, города и села
Всё это наша русская земля!
Ребенок :
Нам здесь посчастливилось родиться
И я, признаться честно, не боюсь,
Что буду этим, я всегда гордится
Моя любовь, моя святая Русь
Песня «Родные просторы».
Звучит « Величальная»
Дети берутся за руки , гости присоединяются, по территории комплекса хороводным шагом двигаются под музыку.
Ведущая:
Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим!
И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим!
Общайтесь, беседуйте, помните наши традиции и:
Коли будет мимо дорога – не обходите нашего порога!
А сейчас по старой русской традиции приглашаем всех на чай!
Приложение 3
Музейный маршрут
«Двор Мастеров».
На территории Интерактивного ландшафтного комплекса «В гостях у Солнышка» расставлены лавки, столы с предметами и орудиями труда разных старинных профессий и ремесел. Дети-представители разных профессий на территории комплекса. Гости находятся за территорией, у ворот.
Звучит аудиозапись «Звучание гуслей»
Ведущая: Уважаемые коллеги! Сегодня я буду вашим гидом по одной из экспозиций нашего музея. Здесь под открытым небом расположилась экспозиция «Двор мастеров». И сейчас мы с вами как будто бы, перенесемся в далекое прошлое. И разговор сегодня пойдет о старинных русских ремеслах.
Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси? Русский народ любил трудиться, никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. И сейчас мы с вами в этом убедимся. Я предлагаю вам заглянуть на Двор Мастеров.
(гости проходят на территорию двора)
Ведущая (девочка) выходит из избы, встречает гостей
Добрый день, гости, званные да желанные!
Мы рады гостям , как добрым вестям!
Лаской, добротой сердечной будет каждый наделен!
Рады, рады бесконечно передать вам всем поклон! (кланяется)
Дворик наш хоть небольшой,
И народ в нём озорной.
Мастера не любят скуки,
Приложить умеют руки.
Ведущая (девочка) подводит гостей к гончару:
Вот Сидит тут старый дед ,
Глину месит много лет.
Он найдётся не повсюду -
Лепит, льёт из глин посуду.
Мы под властью его чар:
Мастер дела тот гончар.
Экскурсовод: С древних времен люди занимаются гончарным ремеслом. Гончарный круг появился у наших предков в одиннадцатом веке. Это позволило древним умельцам создавать прекрасные изделия. Устройство станка было несложным, он вращался с помощью ножного привода, но посуда, которую удавалось сотворить гончарам того времени, поражает мастерством создания и разнообразием форм. Давайте послушаем, что скажет сам гончар о своей работе.
Ребенок (дед): Круг гончарный, глина, вода:
Будет посуда - будет еда!
Я –Гончар, своё дело знаю,
Глину в руках разминаю.
На круг, насадив, начинаю вращенье,
И вот оно сказочное превращенье,
Из глины как сказка, как диво, как чудо
Выходит различного рода посуда.
Гости: ай, да посуда, хороша!
Ведущая (девочка) : пройдемте сейчас к следующему стенду
Пламя пышет жаром, льётся пот с лица
Звонко бьёт по стали молот …Кузнеца.
Экскурсовод: Профессия кузнеца появилась много тысяч лет назад. Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. В каждом городе и селе обязательно была своя кузня. Металл ковали с помощью специальных инструментов – молота и наковальни. Эти приспособления до сих пор используются в любой кузне. С давних времен профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением. Пламя, искры раскаленного металла — всё это превращало ремесло в священнодействие. Посмотрите, какие удивительные вещи изготовили русские кузнецы, мастера по металлу
А что скажет об этом сам кузнец?
Ребенок( Кузнец):
Я кузнец - Молодец! На все руки удалец!
Кую гвозди и подковы –
Раз, два, три и все готово!
Мое ремесло не простое:
У наковальни стоять,
Молот крепко держать, да железо ковать
Экскурсовод предлагает пройти к следующему стенду
Ведущая (девочка) : А в этой загадке еще одно ремесло скрывается.
Ниточка, иголочка, полотно – светёлочка.
Нить в светёлочку войдет –
Там цветочек расцветет.
Экскурсовод: Ну, конечно же, это вышивальщицы. Искусство вышивания – очень древнее. Еще в 9 – 12 веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняли иглой на различных тканях нитями льна, конопли, шелка, шерсти, серебра, золота, украшали ее драгоценными камнями. Все женщины на Руси, из поколения в поколение, передавали не только свое мастерство, но и знания узоров, их сакральное значение и использование их на тех или иных бытовых предметах.
Обучались вышивке девочки с 5-6 лет, как только могли держать иголку в руке.
Давайте послушаем, что об этом сами говорят вышивальщицы
Девушки вышивальщицы:
1 вышивальщица :
Вышивала девушка кружевной платок.
Завязала ,милая, на счастье узелок.
Разложила рядышком нитки мулине.
Белые ромашки на ее окне.
2 вышивальщица:
Улыбнулось девице солнце из-за туч
И скользнул по вышивке ярко красный луч.
Расплескалось озеро голубой каймой.
Выткались березки с молодой листвой.
3 вышивальщица:
Вышивала девушка милому платок.
О любви расскажет каждый лепесток.
Расцветали нежностью яркие цветы
И в узор вплетались девичьи мечты.
Экскурсовод приглашаем пройти дальше
Ведущая(девочка ) дальше предлагает пройти к следующему мастеру.
А вот под окошком старуха сидит
То мрачно, то смело кудель свой вертит
Старинная прялка на лавке стоит.
Шерсти моточек напрясть нам велит.
Экскурсовод: Для производства пряжи использовались деревянные прялки. Прялки очень часто украшали резьбой и росписью. Волокно для пряжи закреплялось на лопаске прялки с помощью веревки. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой работала с куделью, а правой с веретеном. Давайте послушаем саму пряху.
Ребенок (Старуха):
Я пряду, пряду кудель,
Я качаю колыбель.
Прялка, прялка не гуди,
Мою Настю не буди.
Ты тянись, тянись мой лён,
Ты сойди на Настю, сон.
Баю, баю, баю, бай,
Сонных глаз не размыкай!
Экскурсовод : Невелико веретено, а всех одевает оно.
Ведущая (девочка) предлагает пройти к следующим мастерам
Бить баклуши с давних пор
Приучался наш народ.
Дело, знамо, не простое
Очень нужное такое!
Экскурсовод: А что, по вашему мнению, означает выражение «бить баклуши»? Да, в нашем понимании это означает бездельничать. А на самом деле баклушами называли заготовки из дерева для ложек. Были на Руси мастера, которые били баклуши -это ложкари или ложечники
Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.
Давайте послушаем ложкарей
Выходят дети с расписными ложками
1 реб :Прадед наш баклуши бил, деда с папой научил.
Папа научил меня-бьет баклуши вся семья!
2 реб: Проще самого простого – по полену топором.
Раз и чурочка готова, будет ложкою потом
3 реб: Дед наш ложкорез искусный. Ложки чудо, все с них вкусно!
Каши, щи, кисель компот. Раскрывай пошире рот!
Ведущие провожают гостей к следующему мастеру
Ведущая (девочка)
В поле сеять семена-
Это дело не пустяк
И, поэтому, в хозяйстве
без плевальщиков никак
Экскурсовод: Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.
Давайте послушаем плевальщика.
В рот семян я наберу
Во все стороны плюю
Репа вырастет крупна,
Будет в доме нам еда.
Экскурсовод и Ведущая (девочка):
Уважаемые коллеги, мы предлагаем вам пройти в наш зрительный зал экспозиции.(гости садятся на лавки).Здесь в этом зале вы познакомитесь с древними профессиями иного характера. Давайте посмотрим.
Ведущая (девочка):
Они на базарах, на княжьих пирах
На игрищах тон задавали.
Играя на гуслях, волынках, гудках
На ярмарках люд потешали
Экскурсовод: Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.
Выходят скоморохи:
Девочка : Эге-гей, народ честной, заходи скорей, не стой!
Начинаем своё представление, заходите, вас ждут с нетерпением.
Мальчик : Заходите, торопитесь, наши милые друзья,
Отдыхайте, веселитесь, здесь скучать никак нельзя!
Экскурсовод:
Славный русский наш народ
Жить не может без хлопот:
Шьет, рисует, вышивает,
Пилит, рубит и строгает,
Лапти новые плетет,
Печку русскую кладет.
Скоморох(девочка) :
Куманек, зови народ,
Кто играет и поет,
Тех, кто любит песни, пляски,
Прибаутки, игры, сказки,
Хороводы чтоб водили
Душу песней усладили,
Скоморох (мальчик):
Мастера все удалые,
А в гулянье – озорные.
Коль веселье – веселись,
Коль работа – потрудись!
Петь частушки выходи,
Радость всем нам подари.
(Дети становятся перед гостями полукругом, поют частушки):
Частушки про ремесла
Мы веселые ребята,
Интересно все живем,
Про народные ремесла
Вам частушки пропоем
Дайте лен, дайте лен,
Дайте сорок веретен,
Стану прясть - попрядывать,
На дружка поглядывать.
Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица.
Моя прялка не прядет,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идет,
Видно, долго сердится.
Шила, шила сарафан,
Исколола пальчики.
А надела сарафан –
За мной гурьбою мальчики.
Повстречались мы с миленком
У лесочка на мосту.
Про лесочек, про мосточек
Нынче кружева сплету!
Посоветую подружке:
«Без Петрушки не грусти!
Лучше сядем за коклюшки,
Будем кружево плести».
Экскурсовод:
Русские люди всегда много трудились, пахали землю, выращивали хлеб, а еще изготавливали различные изделия для украшения своего дома, сувениры, игрушки для продажи на ярмарке. Природа давала людям главный материал для изделий - это глина и дерево. В старину зарождались народные промыслы, им занимались целые деревни на Руси. А с приходом весны везли свои товары на ярмарку. Ну и кто же работал на ярмарке? Сейчас мы увидим представителя еще одной древней профессии. Кто же он?
Ведущая (девочка) :
Однажды в понедельник,
Крича на весь базар,
Мальчишка-коробейник
Расхваливал товар
(под музыку «Эх полным полна моя коробушка».. выходит Коробейник)
Экскурсовод: Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.
Коробейник 3: Подходи дивиться чуду,
Добрых рук умению.
Удивляться долго будем
Земляков творению
У меня товары дельные,
Подходи-ка веселей.
Плату я беру не деньгами,
А улыбками гостей!
Коробейник проходит к гостям, раздает подарки.
Экскурсовод:
Крестьянский труд всегда нелегкий:
То шерсть напрясть, то лапти сплесть,
Пошить на всю семью обновки,
Конечно, всех забот не счесть.
Да так уж на Руси идет, что талантливый народ
Сам себе и жнец и швец, и на дудочке игрец!
Дети все встают полукругом перед гостями , исполняют песню
Песня «Русский сувенир»
Дорогие гости, как вы уже догадались, на нашей экспозиции сегодня были представлены некоторые ремёсла и профессии древней Руси, со временем экспозиция старинных ремесел будет меняться, будут представлены другие ремесла и профессии ,так ,что приходите к нам еще
Приложение 4
Музейный маршрут
«Как на Руси хлеб выращивали»
Хозяйка встречает гостей: Здравствуйте гости званные, да желанные. Мы рады гостям, как хорошим вестям. А еще на Руси говорили: «Гость на порог-счастье в дом».
Хозяйка проводит гостей на территорию комплекса. А вот наш двор, что вы здесь видите? (ответы детей)
Хозяйка : я гостей весь день ждала, в избе порядок навела. И сама принарядилась. Посмотрите ,как в моей избе уютно, красиво, светло и тепло. А вы знаете , дети , из чего сделана моя изба? (ответы детей)
Хозяйка: правильно из дерева. Избы строили из сосны и ели. Рубили прямые ровные деревья, получались бревна, из них строили сруб ( от слова рубить). Избы строили не используя ни одного гвоздя. Затем прорубали окна, крышу крыли соломой.(показ картин, фото)
Как вы думаете, почему сложили такую поговорку : «Дом построить-не не шапку надеть?» (ответы детей).
Хозяйка: А вы знаете, что окна в доме- это лицо дома?. А дорога, которая проходила под окнами, т.е. у «лица» дома ,называется –улица. Так появилась улица.
Хозяйка: вот в каких домах, избах, жили раньше люди на Руси.
Раздается шум ( за избой),
Игра: «Мельница»
Играющие встают в круг, в центре водящий(мельник) .Дети идут по кругу , водящий в другую сторону, все поют:
Мели, мели мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели засыпай
И в мешочки набивай!
На последнем слове возле кого водящий остановится, поднимает над ними мешок, двое детей поворачиваются спиной друг другу и бегут по кругу. Кто первый выхватит мешок, тот водящий
Хозяйка и Домовенок рассаживают гостей на лавки.
Хозяйка: намололи мы муки, значит будут пироги. А еще про избу говорят: Не красна изба углами, а красна пирогами».
Хозяйка: Ребята, скажите , когда приходят гости, чем хозяева их угощают? Мы с Кузей приготовили вам угощение, оно спрятано под салфеткой
(Кузя держит на подносе каравай)
Хозяйка: отгадайте ка , загадку и узнаете, что спрятано под салфеткой
Отгадай легко и быстро
Мягкий быстрый и душистый
Он и черный, он и белый
А бывает подгорелый (хлеб)
Хозяйка: правильно, это хлеб ( показ каравая).Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий, душистый. Он самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусны, но питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается.
О хлебе есть очень много пословиц и поговорок:
«Хлеб- всему голова»,
«Хлеб –начало всех начал»,
« Много снега- много хлеба» ,
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда
«Без хлеба – нет обеда»
«Хлеб – батюшка, вода – матушка»
«Будет хлеб – будет и песня»
«Много свету – много хлеба»
«Хлеба надо брать столько – сколько съешь»
«Хлеб надо всегда доедать»
«Хлеб нельзя бросать на пол»
Хозяйка: Ребята, а вы знаете, откуда берется хлеб?
(ответы детей)
Хозяйка: Вот из такого зернышка получается хлеб.( показ зерна)
Раньше в давние времена землю пахали плугом, сохой.(показ картинки). Хлеб сеяли вручную. Людей, которые сеяли хлеб, называли Сеятели.
Домовенок показывает (разбрасывает зерна из сумки)
Хозяйка : Из маленького зернышка вырастали колосья
(Домовенок показывает колосья)
Хозяйка: Колосья срезали серпом .Уборка урожая называлась «Жатва» Таких людей называли «Жнецы»
Домовенок имитирует ( срезает серпом колосья)
Хозяйка :А дальше срезанные колосья вязали в пучки и ставили в большой сноп для просушки. Этим занимались в основном женщины
(Домовенок показывает сноп)
Хозяйка: А что же потом происходило? А дальше нужно было вытащить зернышки из колосьев. Как же это делали? А вот как: Высушенные колосья расстилали на холщовой тряпочке и начинали бить Цепом. Цеп-ручное орудие для молотьбы , состоящая из длинной ручки и прикрепленного к ней ремнем короткого деревянного била (дощечка плоская)
Домовенок показывает( бьет цепом по колосьям)
Хозяйка: Дальше собирали зерна в мешки и везли на мельницу к мельнику. Что же с зерном делал мельник? (ответы детей). Перемалывал.
Домовенок подходит к мельнице и объясняет как работала мельница: при сильном ветре крутились лопасти , внутри мельницы крутились жернова и зерна превращались в муку.(показывает принцип на кофемолке ).Достает муку и показывает детям.
Хозяйка: Ну а затем, что нужно делать с мукой? (ответы детей)
Сейчас мы с вами будем работать пекарями. Поиграем в шуточную игру
«Замесим тесто» (физкультминутка)
Ой, ладошки, ладушки.
Мы печем оладушки (хлопки ладонями)
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно ( имитируют помешивание по кругу)
Тесто выпало на стол,
Тесто выпало на пол (присели)
Тесто убежало (легкий бег на месте)
Начинай сначала.
Хозяйка : трудный путь проходит хлеб от зерна до вот такого каравая. Сколько людей принимает участие в выращивании и производстве хлеба. Давайте вспомним, какие профессии вы запомнили (сеятель, жнец, мельник, пекарь).
А какие орудия труда используют для выращивания хлеба (соха, серп, цеп, жернова)
Хозяйка и Домовенок угощают детей чаем.
Приложение 5
Музейный маршрут.
Календарные народные игры.
Зимние игры на Новый год, Рождество, Святки:
«Примерзли». В игру смогут играть как ребятишки, так и их родители. Смысл забавы простой. На листках бумаги надо написать названия частей тела. Далее все листки надо положить в красивый мешок. После того как все подготовлено, участники по очереди начинают доставать из мешка по 1 листку и примерзать друг к другу указанными на листке частями тела. Это очень весело и интересно.
«Меткий метатель». Игровая для этой забавы не подойдет, только улица, открытое пространство. Играют 2 команды. На расстоянии от одной и другой команды, напротив устанавливаются 2 ведерка. Суть в том, что на скорость надо лепить снежки и пытаться закинуть их в ведро. Игра по времени. Как только время кончится, подсчитываются снежки в ведре. Побеждает та команда, у которой, больше снежков в ведре.
«Варежки». Необходимо предварительно приготовить мешочек с игрушками и варежки. Ребенку вручают не тонкие варежки, который необходимо одеть, а после опустить их в мешок с игрушками. Главная цель на ощупь угадать то, что он взял .
«Два Мороза» .На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбираются двое водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз-Красный нос и Мороз Синий нос.
Вместе произносят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые.
Я Мороз-Красный нос.
Я Мороз- Синий нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают Морозам:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам Мороз!
После этих слов играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е осалить.
«Льдинка». Играют зимой. Дети встают в круг. На середину выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. Ему напевают:
Капитан, капитан,
Не бей льдинкой по ногам,
По кривым сапогам!
У тебя нос сучком,
Голова лучком,
Спина ящичком!
На это водящий отвечает:
Скачу по дорожке на одной ножке,
В старом лапоточке,
По пенькам, по кочкам,
По холмам, по горкам.
Бух! По норкам!
С последними словами водящий старается попасть льдинкой в ноги игроков. Дети подпрыгивают, пропуская льдинку. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.
Весенние игры на Пасху, Красную горку, Герасим Грачевник:
«Сдувание яйца». Необходимо подготовить яйцо для игры. Для этого в сыром яйце пробиваем небольшое отверстие и выливаем из него содержимое. Промываем скорлупку изнутри. Здорово, если яйцо будет окрашено или расписано, как полагается настоящему пасхальному атрибуту!
Кладем пустое яйцо в центр стола. Все гости - дети и взрослые - садятся вокруг стола как можно плотнее друг к другу, делясь на две команды. На счет «три-четыре» одна из команд начинает дуть на яйцо. Каждый игрок пытается сдуть его на противоположный конец стола, так, чтобы, в конце концов, оно упало на пол. Вторая команда должна сопротивляться и изо всех сил сдувать яйцо в сторону соперников.
Кому же все-таки удастся сдуть яйцо со стола?
«В каточки». Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось. Можно катать яйца и по земле, взобравшись на пригорок.
«Родничок». Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок. У -ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой. У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам. У-ух!
Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.
«Грачи летят». Дети становятся в круг. Один выходит на середину и поет:
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
-Гу-гу-гу-
Мы несем весну!
Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки
Журавли летят
На всю Русь кричат.
Гу-гу-гу!
Не догнать нас никому!
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки.
Поросята летят,
Полосаты визжат.
Хрю-хрю-хрю
Надоело нам в хлеву!
Летят, ле… - ошибаются некоторые дети и поднимают руки вверх. Кто ошибается – тот выходит из игры. Далее можно называть и других птиц и животных.
«Дедушка Мазай». Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.
Летние игры на Троицу, День Ивана Купалы:
«Плетень». Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплетены. Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень" (взяться за руки крест-накрест).
1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:
От плетня упала тень-
В зной прохлада радует.
1и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова:
Хорошо, что сам плетень
На меня не падает
3 и 4 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие же слова.
«Горелки с платочком». Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.
«Ручеёк» Участники (теоретически от 4-5, чем больше, тем лучше) разделяются на пары (чаще разнополые), взявшись за руки, они встают в две колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель. Водящий входит в коридор, где, беря за руку, выбирает себе пару, разбивая одну из старых пар, новая пара встаёт в противоположной входу стороне «ручейка», а освободившийся человек становится водящим, и т. Д.
«Водяной». Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий — «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центре круга. Играющие идут по кругу и говорят:
Дедушка-водяной,
Что стоишь ты под водой?
Выйди хоть на час
И поймай кого из нас!
Затем произносят: «Ночь»,— и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав кого-нибудь, «водяной» старается узнать, кого он поймал: ощупывает голову, одежду. Если «водяной» узнал пойманного, то становится на его место, а пойманный и узнанный становится «водяным». Если пойманного «водяной» не узнал, то он еще раз выполняет эту роль.
«Ворон». Матка ведет «караван» игроков по кругу. Игроки держатся друг за дружку, за пояса. Ворон (голящий) сидит в центре круга, травку щиплет, землю роет.
М а т к а (начинает игру). Что, Ворон, делаешь-то?
В о р о н. Ямку рою.
М а т к а. А на что тебе ямка?
В о р о н. Иголочку ищу.
М а т к а. А зачем иголочка-то?
В о р о н. Мешочек сошью.
М а т к а. А мешочек зачем?
В о р о н. Камешки класть.
М а т к а. А камешки-то зачем?
В о р о н. Твоих детей сшибать.
М а т к а. А чем тебе детки мои досадили?
В о р о н. Лук да чеснок погубили.
М а т к а. Ты бы загораживал.
В о р о н. А они перескакивают.
М а т к а. Ты бы блин вешал.
В о р о н. А они блин съедят.
Ворон вскакивает и давай за «детками» гоняться. Матка их руками прикрывает, не дает ворону сцапать; ну а если он кого схватит да от каравана оторвет – тому быть вороном, и игра начинается сначала.
Осенние игры на Покров Пресвятой Богородицы, Воздвиженье, Кузьминки, Семенов День:
Игровой хоровод «Кто с нами»: дети идут навстречу друг к другу шеренгами и поют: 1-я колонна спрашивает, 2-я – отвечает):
-Кто с нами, кто с нами жито молотити?
-Мы с вами, мы с вами жито молотити!
-Кто с нами, кто с нами муку просевати?
-Мы с вами, мы с вами муку просевати!
-Кто с нами, кто с нами тесто замесити?
-Мы с вами. Мы с вами тесто замесити!
-Кто с нами, кто с нами пирог выпекати?
-Мы с вами, мы с вами пирог выпекати!
(Образуют большой круг, берутся за руки и говорят):
Вот такой вышины! (поднимают сцепленные руки вверх)
Вот такой ширины! (отходят назад, расширяя круг).
«Завивайся, капустка»
Дети встают в круг, берутся за руки и под песню за ведущим (Капустой) начинают движение по кругу, поют:
Завивайся, капустка, Развивайся, капустка,
Завивайся, белая, Развивайся, белая.
Становись вот такая, Становись вот такая
Вот такая тугая! Вот такая большая!
Ведущий с каждым кругом все более сужает круг («завивает капусту»). Во втором куплете дети поворачиваются за последним в цепочке и идут обратно топающим шагом («развивает капусту»).
Капуста: Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи – меня в них ищи!
«У медведя во бору». Выбранный медведь спит в берлоге, дети идут в лес за грибами, ягодами и поют песню:
-У медведя во бору, грибы, ягоды беру.
Медведь постыл, на печи застыл!
Медведь просыпается, бежит за игроками, пойманный становится медведем.
«Бояре, а мы к вам пришли». Играющие делятся на две группы, которые встают стенками друг против друга, держась под руки. «Стенка» парней — «бояр» подходит к «стенке» девушек -"боярынь" на первый куплет песни(«Бояры, а мы к вам пришли»); притопывают ногой и отходят на прежнее место («Молодые, а мы к вам пришли»). Следом подходит «стенка» девушек с пением («Бояры. вы зачем пришли») и отходят на своё место («Молодые, вы зачем пригали'»). Дальше следует поочередное движение стенок друг на друга. На словах "Нам вот эта мила (т.е. невеста), парни выбирают девушку и ставят её к себе в «стенку». На словах «Она у нас дурочка», «стенка» медленно приближается к «боярам», кланяется им одновременно и отходит на своё место («Ой, ди — младо...»). Таким же образом действует «стенка» парней. Это движение продолжается до конца хоровода.
Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Бояре, вы зачем пришли,
Молодые, вы зачем пришли.
Бояре, мы невест выбирать,
Молодые, мы невест выбирать.
Бояре, вам какая мила,
Молодые, вам какая мила.
Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
Она у нас дурочка, дурочка,
Ой, дим-ладо, дурочка.
А мы ее выучим, выучим,
Ой, дим-ладо, выучим, выучим.
А чем-же вы вывчите, вывчите,
Ой, дим-ладо, вывчите, вывчите.
А мы ее плеточкой, плеточкой,
Ой, дим-ладо плеточкой, плеточкой.
Она будет плакати, плакати,
Ой, дим-ладо плакати, плакати.
А мы ее пряничком, пряничком,
Ой, дим-ладо пряничком, пряничком.
В нашем полку убыло, убыло,
Ой, дим-ладо убыло, убыло,
В нашем полку прибыло, прибыло,
Ой, дим-ладо прибыло, прибыло.
В нашем полку слезы льют, слезы льют,
Ой, дим-ладо слезы льгот, слезы льют.
В нашем полку вино пьют, вино пьют,
Ой, дим-ладо вино пьют, вино пьют.
«Мельница». Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют:
Мели, мели мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели засыпай
И в мешочки набивай!
На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый. Он и выигрывает.
«Огородник». Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем. Все становятся в круг. Один — «огородник» — выходит в середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
-Кто там?
Он отвечает:
-Огородник.
-Зачем пришел?
-За репой!
После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:
Сверху репа зелена, Посередине толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней ни подойдет,
Всяк за вихор возьмет.
«Огородник» должен назвать, кто из ребят репа. Если угадает, то «репа» от него убегает, а он за ней.
В данном пособии приведены лишь некоторые игры, подходящие к проведению народных праздников на интерактивном ландшафтном комплексе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С малой Родины моей - начинается Россия!
Интегрированное мероприятие для стажировки и слушателей курсов повышения квалификации детских домов и школ - интернатов....
Конспект занятия к Дню России «Государственные символы России и моей малой Родины»
Номинация "Сценарий патриотического мероприятия""Государственные символы России и моей малой Родины"(посвящается дню России)Цель: Использование нетрадиционных форм гражданско-патриотической работы с д...
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»
С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
"Моя малая Родина - часть огромной России!"
quot;Моя малая Родина - часть огромной России!" г.Соль-Илецк...
Квест-игра "Путешествие по малой Родине моей".
Проект включает в себя квест-игру, воспитывающую чувство патриотизма у детей дошкольного возраста....
Проект "С малой родины моей начинается Россия"
В проекте представлены несколько туристических маршрутов на интерактивном ландшафтном комплексе "В гостях у Солнышка" в рамках работы музея народного быта "Русская изба"...