Аналитический отчёт Смирновой Татьяны Петровны.
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchyot_-_2012_god.doc | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 15 с приоритетным осуществлением
деятельности по социально – личностному развитию детей
Аналитический отчёт
по результатам профессиональной деятельности
Смирновой Татьяны Петровны,
воспитателя Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
детский сад общеразвивающего вида № 15 с приоритетным осуществлением
деятельности по социально – личностному развитию детей
Красноуфимск
2013
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………3
Теоретические основания аналитической деятельности педагога…………………………...6
Анализ результатов педагогической деятельности ………………………………………….13
Планирование деятельности на следующий межаттестационный период…………………21
Заключение……………………………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………………………..28
Введение
Федеральные государственные требования обозначают одной из приоритетных целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач: развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Старший дошкольник познает уже «большой мир». Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».
Познавательное развитие ребенка связано с его знаниями и представлениями о мире. Источником познания детьми является сама природа. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Наиболее эффективным, по мнению Кравченко И. В., Теплюк С. Н., будет использование метода наблюдений на прогулках. Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы. Именно в процессе наблюдения дети старшего дошкольного возраста познают различные объекты, события, явления, ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.
Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Наблюдение – это один из основополагающих методов в природе. Наблюдение за естественными процессами способствует более тесному общению человека с природой. Это оказывает благоприятное влияние на состояние здоровья и эмоциональную сферу ребёнка.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в психологических и педагогических исследованиях. К ней обращались многие психологи и педагоги прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Изучением различных аспектов проблемы познавательного развития дошкольников занимались такие психологи, как Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова, Г.И. Щукина и др. Анализ этой проблемы в практике работы ДОУ показал, что недостаточно обеспечивается познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, возникают противоречия:
- воспитатели недостаточно используют метод наблюдения для изучения природных объектов, в то же время метод наблюдения позволяет расширить представления детей о природе;
- педагоги и родители осознают важность познавательного развития детей, но не знают, как это организовать;
- между современными требованиями общества к познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста и недостаточным уровнем сформированности познания дошкольников;
- между объемом поступающей к человеку информации и его способностью к восприятию и запоминанию.
Эти противоречия делают сегодня одной из актуальных проблему познавательного развития детей старшего дошкольного возраста: насколько эффектно включение детей в процесс наблюдения на прогулках для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Работая над данной проблемой, определила следующую тему :
«Организационно-содержательная система наблюдений на прогулках как необходимое условие познавательного развития детей старшего дошкольного возраста».
Выбор темы определен также тем, что задача дошкольных учреждений – развивать у дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. В реальной жизни, особенно в современных условиях, она наблюдается не у всех детей.
Важным условием познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация познавательного развития в дошкольном образовании требует творческого подхода, обновления методики.
Объект – процесс познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - система наблюдений на прогулках в дошкольном образовательном учреждении.
Цель – оценить эффективность (результативность) применяемых педагогических технологий в процессе организации образовательной деятельности на прогулках с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-выбрать наиболее эффективные педагогические технологии, которые будут способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста;
-разработать организационно – содержательную систему и апробировать её с детьми старшего дошкольного возраста на базе МКДОУ детский сад 15;
-разработать систему мониторинга познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
-установить систему взаимодействия с учреждениями дополнительного образования;
-оценить эффективность и результативность собственной педагогической деятельности, определяя её перспективные направления.
Теоретические основания аналитической деятельности педагога
Обеспечивая качество образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, СанПиН 2.4.1.2660-10 и работая над темой: «Организационно-содержательная система наблюдений на прогулках - как необходимое условие познавательного развития детей старшего дошкольного возраста». В качестве объекта анализа мною выбран процесс познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.
Методологической основой исследования являются основополагающие принципы отечественной психологии о роли деятельности в формировании психики (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); ключевые положения теория развития высших психических функций и концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); теоретические положения, раскрывающие специфику психического развития детей дошкольного возраста Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина; понимание роли общения, взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в его личностном и интеллектуальном развитии, нашедшие отражение в исследованиях М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой.
Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.
Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.
Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако периоду дошкольного детства в нем отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Познавательное развитие ребенка связано с его знаниями и представлениями о мире. Они обеспечивают успех умственного развития. В первую очередь ребенка волнует предметное содержание мира — природы и общества (человека).
В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познаётся окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и других показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, её способности и характер.
Исследования педагогов и психологов показали, что дети 4—7 лет способны освоить самые разнообразные знания и в достаточно большом объеме. Большая роль в этом процессе отводится стихийному опыту ребенка. Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».
Главная задача познавательного развития ребёнка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Основной недостаток детских знаний заключается в их хаотичности и отрывочности. Это происходит потому, что имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Информационная перегрузка в этом возрасте может привести к снижению познавательных интересов и активности.
В связи с этим взрослым (педагогам и родителям) необходимо серьезно отнестись к отбору оптимального содержания для полноценного познавательного развития ребенка.
Важным условием познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.
Источником познания, способствующим познавательному развитию детей, является природа, поэтому большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка, заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.
Прогулки - непосредственное общение с природой, вызвали у детей большой интерес. Важным компонентом на прогулках, являются наблюдения за природными объектами.
Наблюдения – основа чувственного познания природы. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в ряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их взаимосвязь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом.
Они способствуют развитию умственной и речевой активности детей, развивают интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы.
Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи. В организации наблюдений предусматривается системность, что обеспечивает их взаимосвязь.
Система наблюдений – это систематическое накопление дошкольниками конкретных чувственных представлений о природе, непосредственно окружающей ребёнка, что возможно при условии чёткого определения содержания наблюдений, организационно и структурно упорядоченного их проведения. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, станут его основой.
Наблюдая за одним и тем же объектом периодически, дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.
Цели и задачи наблюдения формулируются четко и конкретно. Во всех случаях задача имеет познавательный характер, заставляет ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы. Поэтому составлению циклов, подбору приёмов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.
Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, закрепляются, уточняются, обобщаются и систематизируются. Как компонент наблюдение включается в другие формы работы: занятия, целевые прогулки, акции, экскурсии.
Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Дети приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине. После экскурсии, все систематические наблюдения за явлениями природы фиксируются в календарь природы. В нём прослеживаются различные изменения явлений живой и неживой природы с помощью картинок и значков. Это помогает детям закрепить представления и впечатления от непосредственных наблюдений. Например, идя утром в детский сад, дети видят первый выпавший снег, это событие вызывает у них восторг и, придя в группу, они рассказывают мне о своих впечатлениях. Я вместе с детьми выставляю на календаре число, месяц, картинку с изображением первого снега. Работа с календарём вызывает у детей наглядно – образное и схематическое мышление, а также долговременную память.
Одним из эффективных средств формирования познавательной активности детей является проведение элементарной поисково-экспериментальной деятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развивает собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей). Становление поисково-экспериментальной деятельности старших дошкольников зависит от сотрудничества с партнёром-взрослым.
Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества ребят сам процесс поиска.
Наличие материалов, их разнообразие в экспериментально-творческой лаборатории не только позволяет поддерживать изначально присущую ребёнку любознательность, но и развивать его познавательные интересы.
Организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. При этом необходим постепенный переход от усвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей.
Организация систематической поисково-экспериментальной деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
На занятиях познавательного цикла широко используется приём разбора и решения проблемных ситуаций для активизации познавательно-мыслительной деятельности детей, уточнения и конкретизации имеющихся сведений о мире, понимания взаимосвязи и взаимозависимости всего происходящего в нашем мире. Работа проводится поэтапно, от простого к сложному. На первом этапе анализируются готовые ситуации: случаи из жизни детей, их опыта. Постепенно задания усложняются: из 2-3 вариантов, предложенных воспитателем, дети выбирают один, обосновывая свой выбор, определяют результат, делают выводы.
Разбор проблемных ситуаций первоначально осуществляется вместе с воспитателем. Постепенно дети приучаются к самостоятельному их решению. Это дает возможность ребятам рассуждать, сравнивать, активизировать их умственную деятельность. В ходе разбора проблемных задач совершенствуются умения вычленять проблему, осуществлять поиск решения, делать выводы и аргументировать их.
Конкретизация, уточнение и расширение познавательных представлений детей о взаимоотношениях и взаимосвязи живой и неживой природы помогает использование приёма моделирования.
Благодаря моделированию дети становятся способными к опосредованному решению познавательных задач, у них расширяется диапазон моделируемых отношений. Они выстраивают логические, временные цепочки, для моделирования скрытых связей используют условно-символические изображения графические схемы.
Используемые в организационно-содержательной системе наблюдений на прогулках, различные методы и приемы являются наиболее эффективными для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
В своей педагогической деятельности использую следующие технологии: Николаевой С. Н., Ивановой А. И.
Технология Николаевой С. Н. построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растёт и живёт рядом с ребёнком. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человека имеет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
Познание явлений живой и неживой природы, окружающих детей, их практическая деятельность с растениями и животными, разные формы взаимодействия и отражения впечатлений о них выстраиваются вокруг чтения книг.
Методика работы А. И. Ивановой построена на усилении практической направленности, это может способствовать организации фенологических наблюдений. Данная методика даёт богатый справочный материал по сезонным изменениям в природе, срокам наступления того или иного времени года и приметам, позволяющим прогнозировать развитие процессов в живой и неживой природе. Большое внимание уделяется организации самостоятельной исследовательской деятельности детей по изучению природных явлений и процессов. Эта методика позволяет формировать у обучаемых способности рассуждать, логически мыслить, делать выводы и умозаключения о скрытых свойствах объектов и процессов. Наблюдения является одним из наиболее эффективных способов достижения указанных целей. Оно оказывает благоприятное влияние на состояние здоровья и эмоциональную сферу ребёнка.
Так же в работе используются игровые технологии, которые позволяют сделать процесс наблюдения более интересным. Игра способна перерасти в обучение, в творчество. Игровая форма наблюдений создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Особое место в работе занимает технология проблемного обучения. Под проблемным обучением понимается такая организация наблюдений, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями. Данная технология предлагает рассмотреть явление с различных позиций, побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Перечисленные методики, являются наиболее интересными и эффективными в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Выбор методик зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью используются наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ презентаций. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Итогом проведенных наблюдений на экскурсиях, целевых прогулках, прогулках являются следующие мероприятия: выставки, праздники, игры – путешествия, организация акций, викторин, конкурсов.
Предыдущая деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний, и действий для решения следующей новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.
Анализ результатов педагогической деятельности
Реализация данного исследования осуществлялась в три этапа в период 2009 – 2012 на базе МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 15 с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей.
На первом этапе (2009 – 2010) происходило осмысление проблемы и определение темы исследования, проводился анализ психолого – педагогической литературы; изучила нормативно – правовую базу, что позволило уточнить задачи, определить методологические основы и исходные теоретические положения.
Было осуществлено:
-изучение диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста;
-выявление уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мною был разработан мониторинг отслеживания результатов познавательного развития. Критерии для диагностики взяты из карты индивидуального маршрута развития ребёнка дошкольного возраста./ Сост. Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. Екатеринбург: ИРРО, 2002. – 43 с.
На этом же этапе определила уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Анализ полученных результатов оценивается тремя уровнями: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Рассмотрим характеристику каждого из них.
Высокий уровень. Имеет конкретное представление о предметах живой и неживой природы. Умеет определять по внешнему виду объекты живой и неживой природы. Имеет представления о каждом сезоне. Умеет пользоваться календарём природы, в котором фиксируются различные состояния меняющихся природных объектов, благодаря этому, может одновременно видеть все этапы изменения. Понимает зависимость роста растений от наличия условий. Умеет определить по виду растения недостаток тех или иных условий и подобрать соответствующие способы ухода. Имеет обобщённое представление о том, что животное – это живое существо с определённым строением тела; оно может двигаться, чувствовать , его необходимо кормить. Знает, что животные имеют приспособительные признаки, связанные со средой обитания. Имеет представление о значении воды и воздуха в жизни всего живого. Знаком с магнитом, со свойствами камней, песка, глины,
Средний уровень. Имеет обобщённые представления о знакомых природных явлениях, которые образуются на основе комплекса существенных характерных признаков, доступных наблюдению. Имеет неполные представления о каждом сезоне. Частично называет объекты живой и неживой природы. Незначительно путает объекты живой и неживой природы. Не совсем умеет пользоваться календарём природы, при этом спрашивает: так ли это. Называет больше половины условий необходимых для роста растений. Знает строение тела животных. Частично знают, что животные имеют приспособительные признаки, связанные со средой обитания. Не совсем знают свойства камней, глины, песка, но при этом называют эти объекты неживой природы. Имеют неполные представления о магните.
Низкий уровень. Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения. С трудом определяют по внешнему виду объекты живой и неживой природы. Не умеет пользоваться календарём природы, в котором фиксируются различные состояния природы. Не может назвать условия для роста живых организмов. Не знает, что животные имеют приспособительные признаки, связанные со средой обитания. С трудом называет свойства воды, воздуха. Не имеет представления о магните и его свойствах. Частично называет объекты неживой природы (камни, песок, глина), не знает их свойств.
Диагностика показала недостаточный уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Многие дети не имеют элементарного представления об окружающем мире природы. Не знают названия многих деревьев, птиц, животных, явлений природы и других.
Передо мною встал вопрос: как повысить уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста?
На втором этапе спланировала работу с детьми старшего дошкольного возраста и родителями с целью повышения уровня познавательного развития.
Фактором, способствующим познавательному развитию детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдения в природе.
Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
На этом этапе познакомилась с различными педагогическими технологиями, которые можно использовать в организации прогулок с детьми старшего дошкольного возраста. Наиболее интересными и эффективными, на мой взгляд, оказались методики:
А. И. Иванова, С. И. Николаевой. На основе этих методик разработала организационно – содержательную систему наблюдений на прогулках с детьми старшего дошкольного возраста. Наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание. Поэтому составлению циклов, подбору приёмов для проведения уделяется особое внимание. Организация наблюдений идёт по двум взаимосвязанным направлениям: живая природа и неживая природа. Все наблюдения подчинены сезонному принципу. Наблюдения проводятся как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. Наблюдения могут меняться в зависимости от погодных условий.
Наблюдение как метод работы используется чаще всего в повседневной жизни в форме циклов, которые включают ряд разноообразных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: экскурсии, целевые прогулки, занятия, акции, режимные моменты.
Организационно – содержательная система наблюдений на прогулке разработана с учётом Федеральных государственных требований. Система наблюдений относится у образовательной области «Познание» и интегрирует с другими образовательными областями, такими как «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественная литература», Художественное творчество», «Музыка».
Данную систему наблюдений на прогулках адаптировала с детьми дошкольного возраста.
На третьем этапе проводилась сравнительная проверка новых путей планирования образовательного процесса, обобщались и анализировались полученные результаты.
Для организации исследования познавательного развития детей использовала разработанную методику диагностики познавательного развития. Диагностика проводилась в начале и конце учебного года. Основная задача диагностики заключалась в том, чтобы определить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста. В результате организации исследования были получены следующие результаты: 2009 – 2010 год (Высокий уровень – 45%, Средний – 40%, Низкий – 15 %); 2010 – 2011 год (Высокий – 65%, Средний – 26%, Низкий – 9%); 2011 – 2012 год (Высокий – 77%, Средний – 18%, Низкий – 5%).
Мониторинг достижения детьми результатов познавательного развития
Уровни | 2009 – 2010 | 2010 - 2011 | 2011 – 2012 | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий уровень | 38 % | 45 % | 50 % | 65 % | 70 % | 77 % |
Средний уровень | 42% | 40 % | 40 % | 23 % | 23% | 18 % |
Низкий уровень | 20% | 15% | 10 % | 9 % | 7 % | 5 % |
Таким образом, используя организационно – содержательную систему наблюдений на прогулках с детьми старшего дошкольного возраста, по проведённой конечной диагностике, мы отмечаем положительную динамику качества знаний, умений и навыков детей. (См. Приложение. Рис. 1, 2, 3).
Анализ работы по познавательному развитию детей показал, что в процессе систематического проведения наблюдений на прогулке, занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, при использовании разнообразных методов и способов, у детей расширились и углубились знания об окружающем мире природы.
В диаграмме по вертикали отражено количество детей в процентном отношении, по горизонтали – уровни знаний детей дошкольного возраста.
Сопоставляя количественные данные констатирующего этапа и контрольного срезов, можно убедиться в том, что в целом получена положительная динамика процесса познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. (См. Приложение. Рис.4).
Вывод: проделанная мною работа, оказалась вполне результативной. Это доказывает то, что мы правильно определили задачи и выбрали пути их решения.
В результате реализации организационно – содержательной системы наблюдений на прогулках для детей старшего дошкольного возраста, возникали следующие трудности:
-не все дети заинтересованы в познании окружающей природы; очень трудно было сосредоточить внимание таких детей, поэтому приходилось разнообразить ( делать более интересным) содержание наблюдений;
-недостаточно объектов природы на территории детского сада, поэтому приходилось чаще выходить за пределы территории;
- ресурсное обеспечение воспитательно – образовательного процесса в детском саду
( материально – техническая база, научно – методическое обеспечение).
Одним из важных условий реализации системы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды. В группе оформлен уголок природы, в котором находится всё необходимое для изучения того или иного объекта природы (лупы, природный материал, султанчики…). Данная развивающая среда способствует познавательному развитию ребёнка.
Познавательное развитие осуществляется под воздействием учреждений дополнительного образования: МКДОУ «Станция юных натуралистов», МУ Красноуфимский Краеведческий музей, МБОУ ДОД «Станция детского и юношеского туризма», МБОУ ДОД « Дворец творчества детей и молодёжи», ГБУСОН СО «Центр социальной помощи семье и детям». Сетевое взаимодействие положительно влияет на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Данный опыт создаёт ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности педагогов дошкольного и дополнительного образования за развитие детей, укрепляет позицию интеграции совместной деятельности по сопровождению детей.
Одним из важнейших направлений воспитательно – образовательной деятельности является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями, считаю:
*установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей дошкольного возраста;
*создать атмосферу общности интересов;
В работе с родителями использую следующие формы работы: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, проведение анкетирования, оформляю папки – передвижки.
Представленными формами работы стараемся постоянно совершенствовать содержание , стремимся добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. От совместной нашей работы и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, мы влияем на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых.
При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Важную роль в познавательном развитии играет и проектная деятельность. Результатом наблюдений являются проекты. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Родители, участвуя в реализации проекта, могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Мною реализованы проекты: «Комнатные растения», «Моё дерево», «Птицы – наши верные друзья», «Земля – планета нашей жизни», «Чудесное лукошко», «Покорение космоса». Работа организована так, что дети участвуют в исследовании, рисуют.
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
Мною так же была разработана программа для детей дошкольного возраста «Природа – наш дом!»
Цель программы: развитие познавательного интереса и эмоционально –положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-формирование обобщённых представлений о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
-развивать эстетическое восприятие природных явлений и объектов;
-воспитывать гуманное, бережное отношение к растительному и животному миру;
-развивать опыт эмоционально – положительных переживаний детей во взаимодействии с природными объектами.
Данная программа была представлена на курсах повышения квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Свердловской области «Центр дополнительного образования детей «Дворец молодёжи» по образовательной программе «Экологическое образование в системе дополнительного образования: основы теории и практики» (2011 г.).
Срок реализации программы – 4 года. Программа предполагает проведение двух занятий в месяц. Продолжительность занятий во 2 младшей и средней группах составляет 15 – 20 минут; в старшей и подготовительной группах – 25 – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год -24. Всего занятий по программе – 96 часов.
Планирование занятий подчинено сезонному принципу: каждый сезон длится достаточно долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности (видят явления природы, изменения, одеваются для прогулки, играют соответствующему сезону образом). Каждая тема преподносится детям маленькими порциями на многих занятиях в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала.
Данная программа позволяет расширить знания детей дошкольного возраста. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления, появилось бережное отношение к природе, ко всему живому.
Наши воспитанники так же являются участниками следующих городских конкурсов: «Мама – солнышко в доме» (2009 - 2012), «Я – гражданин России» (2009, 2010, 2011), «Зелёный огонёк» (2009), «Детство – это смех и радость» (2009-2012), «Скажем пожарам – нет» (2010), «Помню я всегда о том, что нельзя шутить с огнём» (2009), «Знает каждый гражданин: пожарный номер – 01» (2009-2012), конкурс рисунков «Я и мои права» (2009- 2010), «Мисс малышка» (2010), Юный художник (2011); «Дорога и мы» (2010), «В гармонии с природой и с собой» (2011 г. - 1 место, 2012), «Семья и зимний отдых» (2011), «Знай – ка» (2011), «Моя семья» (2011) и другие.
Городских соревнований: «Весёлые старты» (2010), Лыжня России» (2009, 2010, 2011, 2012), «Кросс наций» (2009, 2010, 2012), «Здравствуй, лето!» (2010); «Большие гонки» (2010), «Зимушка хрустальная» (2010).
Выставок: «Дары уральской природы» (2009, 2010, 2012); «Мама – солнышко в доме» (2009 – 2011), «В гармонии с природой и с собой» (2012).
Экологических мероприятий: «Земля – наш общий дом» (экологическая декада, посвящённая 275 – летию города Красноуфимск (2011),
Областных конкурсов: Эко-колобок, проект «Покорение космоса» (2011).
Фестивалей: «Красноуфимские звёздочки» (2009, 2010), «Звонкая капель» (2009, 2010), «Эй, Семёновна!» (2011).
Ежемесячно организую конкурсы в детском саду для детей и родителей детского сада такие, как «Дары природы», «Осенние причуды», «Зимний букет», конкурс на лучшую кормушку, конкурс экологического плаката, конкурс на лучший домик для скворца и т.д.
Провожу праздники, развлечения такие, как «Птицы – наши пернатые друзья», «Здравствуй, Осень», «Во поле берёзка стояла», «Птицеград», КВН «Знай-ка», «Что? Где? Когда?, «Весна – красна» и т.д.
Организую акции: «Хлебные крошки», «Сохраним нашу планету», «Птичья столовая», «Цветущая клумба», «Сохраним нашу ёлочку – красавицу»
Организую экскурсии в парк, на станцию юннатов, краеведческий музей, в дом творчества детей и молодёжи и т.д.
Являюсь участником деятельности базовой площадки ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» в рамках сетевого взаимодействия по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к детской субкультуре».
В рамках взаимодействия с ГБОУ ДПО СО «Институтом развития образования» приняла участие в смотре – конкурсе учебно – методической продукции в области духовно – нравственного воспитания детей и молодёжи (представлена программа «Храм души» для детей дошкольного возраста; являюсь наставником молодого специалиста.
Являюсь участником следующих семинаров:
1. «Инновационные процессы как ресурс качества образования» (2009, слушатель);
2. «Социальное партнёрство ДОУ» (2009)
3. «Сетевое взаимодействие, обеспечивающее условия обновления содержания экологического образования» (2009, участник);
4. «Аттестация педагогов» (2009, слушатель);
5.«Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность» (2010, слушатель);
6. «Социокультурное пространство ДОУ» (2010, слушатель);
7. «Конференция участников сети инновационных школ площадки УрО РАО. Презентация «Приобщение дошкольников к детской субкультуре» (2011, слушатель);
8. «Формирование единого образовательного пространства на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений» (2011, слушатель);
9. «Парад сетевых проектов образовательных учреждений городского округа Красноуфимск». Формирование единого образовательного пространства на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений. (2011, слушатель, участник);
10 «Обеспечение условий для развития индивидуальных способностей личностных качеств творческого потенциала одарённых и талантливых детей. Выстраивание механизмов предпрофильной работы как основы профильного образования в ОУ». (2012, участник).
Всё это способствует развитию моих профессиональных компетенций.
Планирование деятельности на следующий период
В межаттестационный период мне приходилось разрешать противоречия: воспитателям в своей работе можно использовать метод наблюдения для изучения природных объектов, этот метод позволяет расширить представления детей. Удалось найти механизм разрешения этого противоречия: организационно – содержательная система наблюдений на прогулках, которая способствовала познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Организационно-содержательная система наблюдений на прогулках как необходимое условие познавательного развития детей старшего дошкольного возраста оказалась вполне результативной.
Систему наблюдений можно использовать в работе воспитателям других дошкольных образовательных учреждений города.
Эта работа позволила мне перейти к следующей новой теме: Формирование познавательного интереса как результат организации проектно – исследовательской деятельности дошкольников.
Цель: создание условий для осуществления познавательного интереса детей дошкольного возраста через организацию проектно – исследовательской деятельности.
Задачи:
- определить тематику исследовательских проектов для детей дошкольного возраста;
- установить систему взаимодействия внутри детского сада и с учреждениями дополнительного образования;
- организовать работу с родителями;
- оценить результативность проектно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;
- оборудовать мини-метеоплощадку на территории детского сада.
Заключение
Изучение и анализ познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, проведённая педагогическая работа позволили сделать следующие выводы:
Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.
Познавательное развитие ребенка - явление чрезвычайно сложное и важное для дальнейшего успешного становления ребенка как личности. Происходит оно достаточно своеобразными путями и методами, и задача родителей помочь ребенку найти правильное место в нашем взрослом мире.
Наблюдение как ведущая познавательная деятельность детей дошкольного возраста является основой развития познавательных психических процессов и личностных качеств у детей и может служить эффективным средством воспитания фундаментальных основ экологической культуры личности.
В итоге наблюдений и у детей, и у взрослых вырабатывается умение вглядываться в природу, формируется понимание зависимостей и причинно–следственных связей, существующих между природными объектами. В то же время дети получают полную характеристику своей местности, учитывающую все особенности её микроклимата.
Наблюдения – основа чувственного познания природы. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в ряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их взаимосвязь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом.
Они способствуют развитию умственной и речевой активности детей, развивают интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы.
Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи. В организации наблюдений предусматривается системность, что обеспечивает их взаимосвязь.
Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы. Поэтому составлению циклов, подбору приёмов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.
Организационно – содержательная система наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста является вполне преемственной в работе педагогов.
Данная система наблюдений позволяет расширить потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Именно в процессе наблюдений дети старшего дошкольного возраста познают различные объекты, события, явления; ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.
Организационно – содержательная система наблюдений на прогулке позволяет воспитывать интегративные качества ребёнка, такие как: «Физически развитый», «Любознательный, активный», «Эмоционально – отзывчивый» и другие.
В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Документы и справочные материалы
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приложение к приказу Министерства образования науки Российской Федерации, 2009.
- Примерная региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Екатеринбург: ИРРО, 2007.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, 2008
- Закон «Об образовании» Российской Федерации.
- Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989.
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – Сан ПиН 2.4.1.2660.
Список литературы
- Аветисян Л., Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, - 1988, - №6, - С. 27-31.
- Аксёнова З. Ф., Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.// Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ» - 2008. – 128 с.
3. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы.// Дошкольное воспитание, - 1988, - №10, - С.22-25.
4. Виноградова Н.Ф., Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, - М., 1982, - С.27-42.
5. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика,1983. – Т. ІІІ. – 366 с.
6. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. – С.22.
7. Дыбина О. Б. Ребёнок и окружающий мир. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 2010.
8. Зенина Т.Н., Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.- 160 с.
9. Каменева Л. А., Матвеева А. К. , Маневцова Л. М. и др., Как знакомить дошкольников с природой, 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1983
10. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. Издтельство "Мозаика-Синтез", 1999.
11. Николаева С. Н., Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. М.: Просвещение, 2002.
12. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка – Синтез, 2011.
13. Ребёнок и окружающий мир: занятия на прогулке. Старшая группа. / Сост. А. А. Машкова. – Волгоград: ИТД «Корифей». 96 с.
14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л.А. – М.:Просвещение, 1986.- С.68.
15. Саморукова П.Г., Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1983 – 208с.
16. Соломенникова О. А. , Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 2010.
17. Трохина Г. Г., Наблюдения на прогулке.//Воспитатель Дошкольного образовательного учреждения. – 2007. - № 1. – с. 41 – 43
18. Уланова Л.А., Иордан С.О., Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. – Сп б.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
19. ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе /авт. – сост. С. В. Машкова и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 174с.
20. Щукина Г.И., Проблема познавательных интересов в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1971.- 234 с.
Электронные ресурсы
Познавательное развитие дошкольников. http/babysaratov.ru/poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov.ht
Познавательное развитие детей дошкольного возраста. www.studzona.com/referats/view/14776
Особенности и психосоциальные факторы познавательного развития. www.dissercat.com › ... ›
Реферат. Познавательное развитие детей дошкольного возраста. ref.a.ua/id=271421
Познавательное развитие детей дошкольного возраста. vpomoshroditelyam.ru/.../poznavatelnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-...
Реферат: Развитие познавательных интересов через ознакомление детей с природой. revolution.allbest.ru/pedagogics/00152809_0.html
Реферат: Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой. referats.allbest.ru/pedagogics/8700152809.html
Приложение 1
Рис. 1. Диаграмма роста познавательного развития детей средней группы
за 2009 – 2010 учебный год
Приложение 2
Рис. 1. Диаграмма роста познавательного развития детей старшей группы
за 2010 – 2011 учебный год
Приложение 3
Рис. 3. Диаграмма роста познавательного развития детей подготовительной группы
за 2011 – 2012 учебный год
Приложение 4
Рис. 4. График роста познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
за 2010 – 2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчёт за2011-12г.г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»
Цель работы педагога-психолога :создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физич...
Аналитический отчёт за 2012-13г.г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»
Цель работы педагога-психолога : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических...
Театральная деятельность детей в старшей группе по мотивам русской народной сказки «Теремок» Составила Смирнова Татьяна Александровна.
Инсценировка сказки" Теремок", показ для детей младшей группы....
Коспект развлечения для дошкольников старшего возраста "Весенний КВН" составитель: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МБУ №34 "Золотая рыбка" г. Тольятти Смирнова Татьяна Степановна
Развлечение составлено в интересной форме, необычно для восприятия дошкольников. Материал не сложен в разучивании. Форма проведения активизирует детей,соревновательный элемент вносит желание победить,...
Аналитический отчёт за период с 2011 по 2015 учебный год музыкального руководителя Мотовиловой Ларисы Петровны.
Аналитический отчёт за период с 2011 по 2015 учебный год музыкального руководителя Мотовиловой Ларисы Петровны. Отчёт содержит методы и приёмы работы. Взаимодействие музыкального руководителя с педаго...
Аналитический отчёт о реализации программы «Развитие» на начало 2017-2018 учебного года в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №98» составила заместитель заведующей по УВР Кудрявцева Татьяна Владимировна
Аналитический отчёто реализации программы(2014-2018) «Развитие» на начало 2017-2018 учебного года в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №98»составила заместитель заве...
Комплекс утренней гимнастики в младшей группе 3-4 года воспитателя Козьменко Татьяны Петровны
В пособии представлены комплексы утренних гимнастик для работы с детьми 3-4 лет по физической культуре....