Взаимодействие субъектов образования как фактор успешной адаптации дошкольников младшего возраста
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Балмашева Наталья Ивановна

Взаимодействие бывших выпускников и вновь набранных ребятишек помогло решить 2 задачи: 1. Помочь первоклассникам преодолеть нервозность при поступлении в школу (страх перед неизвестным) и помочь малышам, набранным в группу, адаптипроваться к условиям детского сада с наименьшими психологическими проблемами.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

   

Взаимодействие субъектов образования как фактор успешной адаптации дошкольников младшего возраста.

Балмашева Наталья Ивановна, МДОУ Сылвенский детский сад №1 «Журавлик», п. Сылва, Пермский край, Пермский район

  В мае 2010 года мы выпустили группу подготовительного возраста и, как полагается, в августе 2010 года набрали группу малышей.

     По результатам диагностики и анализа  адаптационных листов пребывания в детском саду прошедшего выпуска нам известно то, что адаптация у детей проходила трудно, детям тяжело было привыкать к новой обстановке, к расставанию с мамой. Из 20 набранных детей у 15 была тяжёлая форма адаптации, 4 средняя и один ребёнок был дезадаптантом.

     Проанализировав данную ситуацию, стало ясно, что эта проблема актуальна, так как хочется помочь малышам адаптироваться в детском саду с наименьшими затруднениями.

     Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего , первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Малыши, которые набраны вновь, ещё не могут влиться в стены детского сада, их всё пугает – оторванность от мамы, любимой бабушки. Чужая тётя, которая зовёт тебя приходить  к ней в группу каждый день. А зачем, когда так хорошо дома с любимой мамочкой. Приходится идти на многие ухищрения, чтобы наконец то малыш проникся доверием к воспитателю.

     В то же самое время и бывшим выпускникам в стенах школы пока что не стало комфортно, их тоже настораживает новая обстановка и новый человек в их жизни - первый учитель. Первоклашки очень скучают по детскому саду, часто приходят  в свою бывшую группу, играют со своими старыми игрушками, беседуют с нами о том, у кого какие трудности в школе, какие отметки получил, и даже открывают нам свои личные тайны, с которыми они пока что ещё не могут поделиться с учительницей. Она ещё не стала для них тем человеком, которому они могут рассказать свой секрет. Воспитатель открывается со стороны собеседника, друга, с которым можно поделиться своими тайнами и поэтому ребят начинает тянуть обратно в детский сад, где всё ясно и понятно, где тебя всегда пожалеют и подскажут подходящий выход из проблемной ситуации.

     Проанализировав сложившуюся ситуацию,  выявляется проблема: бывшие выпускники тянутся обратно в детский сад к знакомому воспитателю, а у вновь набранных детей адаптация проходит с большими трудностями. Вот эту проблему  мы и решили вложить в основу своего эксперимента: помочь и тем, и другим ребятишкам.

     Какие шаги мы для этого предприняли?

  1. Разрешили старшим детям приходить в группу и играть с малышами, так как игровая терапия является наиболее эффективным, а подчас и единственным методом коррекционной работы  с детьми раннего возраста.
  2. Предложили бывшим выпускникам совместное участие во всех детских утренниках: дети играли для них роли, пели весёлые песни, плясали задорные танцы, тем самым как бы невзначай вовлекая в участие малышей.
  3. Во время каникул разрешили детям приходить на совместную прогулку, на которой старшим детям очень нравилось помогать малышам, они выступали в роли наставников, подсказывали новую игру, строили в песочнице замки, готовили «обед» для них.
  4. Организовали совместный поход на речку, где уже старшие ребята сами, без наших подсказок организовали им множество сюрпризных моментов.
  5. В конце учебного года, при переезде в новую группу, попросили старших ребят о посильной помощи. Малыши переносили свои игрушки, книжки, а ребята постарше  уже и что-то потяжелее. После переезда в новой группе организовали совместное чаепитие, и малышам опять же было не так уж и некомфортно в новой группе, потому что с ними были их наставники, старшие ребятки.

     В итоге, какого результата мы достигли проделанной работой? На основании проведённой диагностики и анализа  адаптационных листов, выявилась хорошая положительная динамика. Если в начале прихода у детей средний балл пребывания за день составлял 2, 3 балла, то при начавшемся эксперименте он составил 3, 4 балла, а в конце первого месяца адаптации уже у всех воспитанников была твёрдая 4. Из 15 набранных деток у 13 был высокий уровень адаптации, у  двоих деток адаптации проходила со средним уровнем. Дезадаптантов в нашей группе  нет.

     Результатами  нашего эксперимента мы остались довольны, и будем внедрять его в нашу дальнейшую практику. Работа велась в соответствии с новыми требованиями ФГТ в области «Социализация».

      PS.     Старшие дети так и приходят к нам в группу и играют с большим удовольствием  с малышами, которые за время нашего эксперимента стали их друзьями!

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание системы педагогического сопровождения как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

«Создание системы педагогического сопровождениякак фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»...

«Создание системы педагогического сопровождения как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

«Создание системы педагогического сопровождениякак фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»...

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

Взаимосвязь в работе педагогов-психологов детского сада и школы как фактор успешной адаптации дошкольников «группы риска» к условиям общеобразовательной школы.

Статья для педагогов-психологов. Представлен комплексный, командный подход к решению проблем школьной дезадаптации....

Статья "Семья как фактор успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – уникальный и важнейший период развития ребенка. Первые годы жизни - важный этап в его формировании. Каким ребенок будет в будущем по своим физическим и умственным способност...

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Аннотация.  В статье раскрываются особенности преемственности дошкольного и начального школьного образования на примере  АНО СОШ «Баярд» и АНО ДО «Берлек».Abstract....

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В. ВОСКОБОВИЧА, КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

На сегодняшний день актуальной является проблема адаптационного периода детей раннего возраста к детскому саду. Как утверждают специалисты, с поступлением в детский сад адаптационный период является с...