«Создание системы педагогического сопровождения как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
материал на тему
«Создание системы педагогического сопровождения
как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchtenie.docx | 74.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР детский сад «Мичээр»
«Создание системы педагогического сопровождения
как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Давыдова Л.В.,
категория 1,
пед. стаж 20 лет
2015 г.
Содержание:
- Введение – стр. 3 – 4
- Основная часть – стр. 5 – 13
- Практическая часть – стр. 14 – 29
- Заключение – стр. 30
- Список использованной литературы – стр. 31
- Приложения
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка и расстройство сна и аппетита.
По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 года до 17 лет ежегодно увеличивается на 4,5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного и 5% подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения.
Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Появился даже термин «адаптационной болезни», потому что некоторые дети так тяжело переживают адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их из детского сада.
Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.
Также актуальной проблемой является и то, что социально – экономическое положение современного общества вынуждает матерей выйти на работу, и население испытывает потребность в общественном уходе и воспитании детей с раннего возраста.
Цель: создание системы педагогического сопровождения через эффективную организацию воспитательно – образовательной деятельности для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Задачи:
- помощь детям раннего возраста в адаптации к условиям ДОУ;
- обеспечение ранней социализации детей;
- формирование умений общения со сверстниками, привитие умения работы в коллективе;
- забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка,
- развитие мыслительных способностей;
- установление контактов с родителями, педагогическое просвещение.
На наш взгляд, одной из организационных форм адаптации ребенка к детскому саду является летняя адаптационная группа для детей раннего возраста, которую мы и открыли в 2009 году на базе МБДОУ ЦРР д/с «Мичээр». Летняя адаптационная группа для детей раннего возраста «Оотуй – тоотуй» создана с целью адаптации детей от 1 года до 2 лет к условиям детского сада и обеспечения их ранней социализации. В своей деятельности адаптационная группа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, программой «Истоки», Положением об организации летней адаптационной группы МБДОУ ЦРР –детский сад «Мичээр» и другими нормативно – правовыми актами по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей.
Цель адаптационной группы: создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ через внедрение новых организационных способов.
Основными принципами работы адаптационной группы являются: доступность, индивидуальный подход, преемственность, гибкий режим посещения, посещение с родителями, природосообразность (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей и семьи).
Мониторинг проводится в два этапа:
Первый этап проводится непосредственно в летний период при поступлении детей в ДОУ:
1. Характеристика родителями состояния своих детей в семье (приложение №1 «Анкета для родителей»)
2. Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (приложение №2 «Карта наблюдений»)
3. Оценка психоэмоционального состояния детей (приложение №3 «Индивидуальный лист адаптации»).
По итогам заключения и по наблюдениям воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
Второй этап проводится осенью. Особое внимание уделяется детям, показавшим трудную степень адаптации. Таким образом, выстраивается система индивидуальной работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
- щадящая, мягкая адаптация детей раннего возраста к ДОУ;
- положительное отношение к сверстникам и персоналу ДОУ, что обеспечит безболезненное пребывание в ДОУ с начала учебного года;
- удовлетворение потребности населения наслега в уходе и присмотре за детьми раннего возраста;
- оздоровительная работа начинается с самого раннего детства;
- снижение уровня заболеваемости
Основная часть.
В последнее время много сделано для возрождения педагогики раннего возраста, восстановления яслей, успешно функционировавших в нашей стране до 80-ых годов прошлого столетия: созданы программы, методики, разработаны развивающие технологии. Но эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс для детей раннего возраста непросто: необходимо выбрать технологию, которая соответствует уровню здоровья и развития детей.
Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса. Существует много определений адаптации. Так, в Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой адаптация определяется как «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям» [5]. В общем значении адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним и внутренним условиям окружающей среды. Адаптация – один из важных процессов в жизни человека.
Однако много ведется споров как среди психологов. Так и педагогов о том, нужна ли ранняя социализация детей. С одной стороны, посещение ребенком 1 года – 3 лет дошкольного учреждения предоставляет большие возможности для его психического и личностного развития, а с другой – направленность, содержание, интенсивность и результативность такого воздействия неоднозначны [2, 4, 6]. Большое значение имеет характер адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям, который складывается из широкого спектра его индивидуальных реакций.
В настоящее время особенности развития детей дошкольного возраста рассмотрены в работах В.Н. Белкиной, Н.Н. Васильевой, Л.С. Выготского, Н.В. Елкиной, Т.А. Куликовой, С.А. Козловой, Л.Ф. Обуховой, Б.Д. Эльконина и др. Отечественные и зарубежные исследователи (Л.Г. Голубева, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Э. Эриксон, L. Philips и др.) указывают, что переход из семьи в детский сад является важным этапом в жизни ребенка раннего возраста. Поступление в детский сад сопровождается адаптационными процессами, которые обуславливают дальнейшее развитие детей 1 года – 3 лет. Данный процесс является динамическим в прогрессивной перестройке функциональных систем растущего организма [7, 8, 9, 10, 11].
Рассматривая адаптационный процесс в возрастной динамике, видим, например, что адаптация ребенка к яслям представляет собой процесс и результат согласования малыша с новой обстановкой ДОУ, со структурой отношений как с воспитателями, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе нормам и правилам [12]. При этом А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский отмечают, что на момент поступления в ясли у малышей уже имеются различия в способности к приспособлению [13].
Адаптацию ребенка к детскому саду О.Г. Заводчикова рассматривает как процесс привыкания ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения. К условиям существования в малой группе [14]. В зависимости от уровня успешности адаптации к условиям детского сада С.В. Паршукова выделяет три группы малышей: высоко адаптированные, среднеадаптированные, низкоадаптированные. Исследователь отмечает, что «протекание периода адаптации у высокоадаптированных детей проходит интенсивно, в сжатые сроки, у среднеадаптированных – наиболее остро, у низкоадаптированных – наиболее растянуто во времени и волнообразно» [15. С. 14].
Таким образом, динамика гармоничного развития ребенка раннего возраста в условиях ДОУ зависит от уровня успешности его адаптации, которое можно «регулировать» еще до поступления в ДОУ [16]. Адаптация к условиям – это комплексный процесс, который затрагивает ребенка и активно взаимодействующих с ним взрослых (родителей, воспитателей и др.)
Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:
- анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
Вся работа проводится в три этапа:
1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям: - характеристика родителями состояния своих детей в семье;
- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада;
- оценка психоэмоционального состояния детей.
По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаем для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка.
По итогам заключения и по наблюдениям воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.
Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются: создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки; понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть; предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности. При проведении НОД учитываем специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.
По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико – педагогическое совещание. Туда входят заведующая, старший воспитатель, медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа – начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Подготовка детей к поступлению в ДОУ должна начинаться не позднее чем за 6 месяцев до этого. Педиатру необходимо составить план подготовки и в форме 112/у в листе уточненных диагнозов поставить отметку о начале мероприятий. За 2 месяца до поступления в ДОУ проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым педиатром и логопедом (для детей от 3 лет). По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами. Лабораторное исследование включает клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов и простейшие. В период подготовки, в соответствии с календарем профилактических прививок, продолжается вакцинация ребенка, однако, планируя ее, педиатр должен помнить о том, что целесообразно начать посещение ДОУ не ранее чем через месяц после последней прививки. По результатам осмотров проводятся лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, оформляется эпикриз для ДОУ с комплексной оценкой здоровья, указанием прогноза адаптации, рекомендациями на период адаптации по режиму дня, питанию, физическому воспитанию и закаливанию.
Обязательным этапом подготовки ребенка является гигиеническое обучение родителей. В поликлинике и ДОУ оформляется информационный стенд для родителей со сведениями о том, какие документы и анализы нужны для поступления; желательна организация консультаций врачей, психологов и педагогов этих учреждений по фиксированным дням. Возможна организация родительских конференций по темам «Подготовка детей к поступлению в ДОУ», «Особенности течения адаптации к ДОУ и профилактика нарушений здоровья в это период», оформление памяток, сайтов.
Родители должны знать о важности постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2–3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму ДОУ, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там. Учитывая важную роль белков и витаминов (особенно группы В) в приспособительных реакциях детей, следует обратить внимание родителей на качество детского питания. У детей с неблагоприятным прогнозом адаптации за 3–4 недели до поступления в ДОУ рекомендуется увеличить на 10–15% возрастную норму содержания белков в суточном рационе, обязательно также использование йодированной соли [1].
Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях.
Если ребенок, поступающий в ДОУ, уже способен к речевому общению, следует рекомендовать родителям проводить с ним беседы о поступлении в детское учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на «работу», помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, сходить туда на «День открытых дверей». Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность [6]. Родителям можно рекомендовать научно-популярную литературу по данному вопросу [5].
ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ
При прогнозировании течения адаптации педиатру следует учитывать, что привыкание детей к новым условиям особенно затруднено с 9 до 18 месяцев. Этот период жизни характеризуется установлением прочного динамического стереотипа, однако способность к его перестройке у ребенка ограниченна. Кроме того, необходимо учитывать, что на 3-м году жизни ребенок вступает в критический период нервно-психического развития, известный как «кризис 3 лет, или кризис самости», связанный с формированием эго-системы. В случае выраженных проявлений кризиса (упрямства, агрессивности, негативизма) способность к адаптации ребенка также снижается. Оптимальным возрастом для поступления в дошкольное учреждение большинство специалистов считает 4 года. Научными исследованиями установлены и другие прогностические признаки затруднения адаптации [1].
Для детей ясельного возраста:
- частые заболевания матери во время беременности;
- несоответствие домашнего режима ясельному;
- возраст ребенка от 9 до 18 месяцев;
- токсикоз 2-й половины беременности у матери;
- асфиксия при рождении;
- низкий культурный и образовательный уровень семьи;
- злоупотребление родителей алкоголем;
- конфликтные отношения между родителями;
- отставание ребенка в нервно-психическом развитии;
- раннее (с 4 месяцев) искусственное вскармливание;
- рахит 2–3-й степени;
- наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (2–3-я группа здоровья);
- масса тела при рождении менее 2500 г и более 4000 г;
- содержание гемоглобина менее 116 г/л.
При наличии у ребенка четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации должны быть взяты под наблюдение педиатра и психолога ДОУ с первых дней посещения учреждения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
Первичный прием ребенка в ДОУ должен проводиться педиатром, психологом и педагогом-воспитателем учреждения. При этом уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка, назначаются необходимые медико-педагогические мероприятия. Целесообразно оформление стенда «Облегчение адаптации ребенка к ДОУ», создание индивидуальных памяток для родителей.
Для облегчения адаптации необходимо постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю), укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2–3 часов) с постепенным увеличением на 1–2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Психологи рекомендуют следующую примерную схему: первый, второй день – пребывание 2–3 часа. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель. На третий-шестой «садовские» дни надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Со вторника 2-й недели малыша следует забирать домой в полдник. И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день [6]. Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка.
Формирующиеся группы должны быть в первую очередь обеспечены помощниками воспитателей, чтобы у педагога оставалось больше времени на работу с детьми. В этих группах следует избегать частой смены воспитателей и перевода ребенка из одной группы в другую. В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т.д. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в ДОУ правилам, помогает облегчить адаптацию. Для предупреждения формирования у малыша защитно-оборонительных реакций запрещается насильно кормить его и укладывать спать, проводить какие-либо травмирующие или непривычные для ребенка процедуры – стричь ногти, волосы, полоскать горло, чистить зубы, выполнять закаливающие процедуры.
Организация игровой деятельности в первые дни ближе к взрослому, в стороне от детей, помогает ребенку привыкнуть к новому фактору – большому количеству сверстников – и удовлетворить чрезвычайно острую в период адаптации потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. Удовлетворению этой потребности также хорошо помогает частое ласковое обращение к ребенку, общение «лицом к лицу», периодическое пребывание малыша на руках, тактильный контакт (поглаживание, ласковые прикосновения). Если ребенок очень привязан к маме, сильно плачет, отказывается есть, рекомендуется рассмотреть вопрос о ее кратковременном присутствии (при соблюдении санитарно-противоэпидемического режима) в первые 3–4 дня в группе [1, 8].
Учитывая напряжение функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и вегетативной нервной системы ребенка, следует обеспечить состояние теплового комфорта (одевать малыша так, как он привык дома, следить за появлением симптомов переохлаждения или перегревания), чаще предлагать ребенку теплое питье (учитывая повышенное мочеиспускание и слезоотделение), на физкультурных занятиях следить за реакцией крохи, не настаивать на обязательном выполнении упражнений.
Особое внимание воспитатель и медицинский работник должны обращать на состояние носоглотки ребенка. Даже легкое покраснение зева или наличие умеренных выделений из носа являются показанием к удалению малыша на 3–4 дня из детского учреждения. На фоне снижения сопротивляемости в период адаптации эти явления могут привести к развитию заболевания, поэтому ребенок нуждается в щадящем домашнем режиме. Следует помнить, что если в период адаптации малыш перенес какое-либо заболевание, то после полного выздоровления он нуждается в постепенном увеличении времени пребывания в ДОУ. Облегчают адаптацию ребенка музыкальные занятия, функциональная музыка (музыкальное сопровождение таких режимных моментов, как отход ко сну, подъем, прогулка, зарядка, физкультурное занятие) и рисование. Родителям рекомендуется в период нахождения ребенка вне ДОУ увеличить объем двигательной активности (желательно в виде совместных прогулок и игр) и снизить объем новых впечатлений (хождение в гости, театры, просмотр телепередач, игры на компьютере). Не рекомендуется одновременно с определением ребенка в ДОУ начинать занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ
Медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений адаптации всегда индивидуальна и должна назначаться педиатром и психологом, а при необходимости – и другими специалистами, к которым ребенок направляется на консультацию. Для ребенка с затрудненной адаптацией к ДОУ рекомендуется пребывание дома в среду или четверг, индивидуальные занятия с психологом, использование рисования, сказкотерапии и игротерапии для коррекции эмоциональных нарушений [2]. Важную роль в успехе реабилитации таких детей играет семейное психологическое консультирование.
МОНИТОРИНГ АДАПТАЦИИ
Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптация) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. В научных исследованиях различают такие степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1. Легкая адаптация:
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;
-временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней) ;
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) .
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Однако, как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.
Практическая часть.
Система педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста включает, на мой взгляд, примерное планирование воспитательно-образовательного процесса на 1 месяц, каталог подвижных, дидактических, с предметами игр, примерное тематическое планирование прогулки и планирование работы с семьей.
Воспитательно – образовательный блок
План проведения прогулки на июнь.
Неделя | Целевая прогулка | Наблюдения |
I неделя | «Солнце» («Мама нас ласкает, солнце согревает»). Цель: расширить представления о солнце | Наблюдение за солнцем (тёплое, светит ярко); дети определяют, где теплее – на солнышке или в тени (трогают песок, камешки). Солнце сильно греет, дети гуляют в трусиках и панамках. |
II неделя | «Дождик» («Дождик пуще, будет травка гуще») Цель: дать представление о дожде. | Показать, что летом небо бывает разное. Небо бывает голубым и безоблачным, серым. Иногда по небу плывут облака. Показать, что летний дождь бывает разный. Идёт тёплый дождь, появляются лужи. После дождя все деревья мокрые, листья, дома мокрые. Опыты с водой: дети узнают, что вода льётся, течёт, нагревается (особенно на солнце); из влажного песка можно лепить куличики и даже строить домики. Показать свойства воды. Наблюдения за состоянием погоды (жаркое время дня, по небу плывут облака), дети играют с вертушками и султанчиками. |
III неделя | «Деревья и цветы». Цель: расширить знания детей о деревьях, цветах и травах | Закреплять представления о деревьях. Показать изменения, происходящие с деревьями в летний период. Дети рассматривают цветущие растения (шиповник, одуванчик, травка, сравнивают их). Формировать бережное отношение к природе. Показать особенности ветреной погоды летом. Дует тёплый ветерок. Дует ветер – качаются ветки и деревья. Дует ветер – шумит листва. |
IV неделя | «Насекомые и птицы». Цель: познакомить детей с насекомыми и птицами | Живая природа. Наблюдения за насекомыми (муравьи и жуки); сравнивают размер и окраску. Расширять представления о насекомых. Бабочки порхают, жуки летают. У жуков-усачей длинные усы. Расширять представления о поведении птиц летом. Особенности внешнего вида разных птиц. Наблюдают за птицами, слушают их пение. |
Подвижные игры
«Солнышко и дождик», «Машины», «Мой весёлый звонкий мяч», «Ножки по дорожке», «Самолёты», «Поезд», «Прокати мяч», «Жуки», «Солнечные зайчики», «Подпрыгни до ладони», «Воробышки и автомобиль», «Поймай бабочку», «Пройди через ручеёк».
Развивающие и дидактические игры
Игры с камушками: «Найди самый тяжёлый камушек», «Выложи камушки от самого большого к самому маленькому», «Узнай на ощупь» (камни, песок).
Игры с водой: «Наливаем - выливаем», «Пустое и полное» (ведро), «Испечем печенье» (мокрый и сухой песок)
«Кто у кого?», «Кто как кричит?» (домашние животные). Игры с картинками: «Узнай и назови» (овощи и фрукты), «Накорми животное»,
«Найди как у меня», «Сложи цветок», «Делаем ямки» (из песка), «Найди пару».
Труд
В уголке живой природы и на участке.
Цель: научить помогать взрослым ухаживать за растениями в уголке живой природы и за цветами на клумбах. Поливка растений.
Индивидуальная работа
- учить детей правильно надевать одежду, самостоятельно надевать сандалики.
- объяснять, что нельзя мешать другим детям во время игр.
- научить детей переступать через предметы, высоко поднимая ноги.
- игровое упражнение «Кто тише?».
- подскоки на двух ногах, игровое упражнение «Зайки».
- утрамбовывание песка с двух сторон.
- игровое упражнение «Догони мяч», «Передай мяч», «Как жужжит пчела» (по развитию артикуляции и слуха). Бросание мяча вверх «Лови мяч».
Календарный план воспитательно – образовательной работы
Дата | Время проведения | Содержание работы | Цели |
1 день | Утро | Игра-забава «Солнечные зайчики» Приём детей на улице. Знакомство детей с оборудованием игровых площадок на территории ДОУ. Знакомство с группой, игрушками. Знакомство с детьми и сотрудниками группы. Игры с формочками, ведёрками разного размера. Игры со строительным материалом. Игра «Ладушки» Беседы с родителями о привычках и особенностях малышей. | Цель: снять психическое напряжение, развивать положительные эмоции |
2 день | Утро | Пальчиковая гимнастика – катание карандашей по поверхности стола. Приём детей на улице. Утренняя гимнастика. Учить детей аккуратно относиться к игрушкам, не бросать их на пол. Игра «Мамины бусы» (перебирание бусинок) – развитие мелкой моторики. Собирание пирамидок. Находить самое большое колечко и самое маленькое. Беседа с родителями о состоянии здоровья детей. | Цель: развитие речи, развитие координации движения рук. |
3 день | Утро | Игра «Догоните мячики» Приём детей на улице. Утренняя гимнастика. Продолжать учить перед едой и после улицы мыть аккуратно рука, засучив рукава. Игры с цветными карандашами. Катание машин. Игра «Как меня зовут» | Цель: развитие и укрепление мышц спины, плечевого пояса, ног. |
4 день | Утро | Игра « Не разбуди куклу» Приём детей на улице. Утренняя гимнастика. Во время еды учить аккуратно держать ложку и чашку, не проливая. Потешка «Идёт коза рогата …». Катание машинок. Игры в кукольном уголке (уложи кукол спать). Собирание мозаики. Игры с матрёшками и неваляшками. Беседа с родителями о головных уборах на лето, профилактика солнечных ударов. | Цель: развитие умения пользоваться тихим голосом Цель: развитие речи, мышления, памяти. |
5 день | Утро | Игра «Башенки для матрёшки» Приём детей на улице. Утренняя гимнастика. Игра пальчиковая «Язычок пошел гулять». Продолжать учить детей закатывать рукава перед мытьём рук. После прогулки учить правильно одевать тапочки. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Катание машин. Беседа с родителями о том, как они проводят свободное время с детьми. | Цель: развитие понятия о величине. Большая башенка для большой матрёшки, маленькая башенка для маленькой. |
II неделя | |||
1 день | Утро | Игра «Прятки» Приём детей на улице. Утренняя гимнастика. Учить детей терпению ждать своей очереди при мытье рук. Умение насухо вытирать руки. Мытьё ног. Чтение потешки: лейся чистая водица, мы умеем чисто. Зря водичку ты не лей, умывайся поскорей. Внесение новых игрушек – заводных, музыкальных (каждый понедельник) Игры в доктора, рассматривание книжек. Игра «Телефон» | Цель: обучение ритмичным движениям, повторение названий частей тела. |
Вечер | Воздушные ванны. Бодрящая гимнастика. Пальчиковая игра «Апельсин». Учить надевать колготки. Самостоятельная изобразительная деятельность. Чирканье на бумаге карандашом (учить правильно держать карандаш). Беседы с родителями об оформлении уголка «Ряженка». | Цель: повторить названия животных, развивать речь и координацию движения рук. | |
2 день | Утро | Игра «Мама и их детки». Рассказать, кто чем питается и как разговаривает (корова «Му» - мычит, собака – «Гав» лает, кошка «Мяу» - мяукает). Приём детей на улице. Утренняя гимнастика. Приучать мыть самостоятельно руки и вытирать их насухо полотенцем. Закаливание (мытьё ног после прогулки). Чтение сказки «Репка». Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять». Выкладывание мозаики по цветам (жёлтое солнышко, голубое небо, зелёная травка, красная ягодка). Закреплять знание элементарных цветов. | Цель: развитие речевого аппарата, закрепление знаний о животных и их детёнышах |
Вечер | Игра «Прокати мяч». Цель: ловить мяч руками, не прижимать, учить отталкивать его пальцами рук. Солевая дорожка. Бодрящая гимнастика. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу». Учить детей по окончанию игры складывать игрушки на место. Игры с кухонной посудой (моем посуду и расставляем на свои места). Беседы с родителями о вредных привычках детей (сосание пальца). | Цель: развитие подвижности пальцев | |
3 день | Утро | Игра «Изучаем цвета». Приём детей на улице. Утренняя гимнастика. Повторение пальчиковой гимнастики «Карандаши». Учить детей правильно держать кружку, не проливая воды. Продолжать учить аккуратно мыть руки. Мытьё ног. Рассматривание иллюстраций в книгах, узнавать знакомые изображения. Игра «Волшебные шарики» | Цель: развитие познавательных навыков, формирование представлений об основных цветах Цель: развивать координацию движения рук. |
Вечер | Подвижная игра «День и Ночь» Бодрящая гимнастика после сна. Пальчиковая гимнастика: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять». Игра «Покорми куклу». Беседа с родителями «Содержание шкафчика». | Цель: дать элементарное понятие о том, что днём все играют, бегают, прыгают, а ночью все спят. Цель: развитие мелкой моторики. Цель: научить ухаживать за куклой. Правильно и бережно ухаживать, кормить, заботиться о ней. | |
4 день | Утро | Угадай загадку. Приём детей на улице. Утренняя гимнастика. Приучать мыть руки перед едой и после еды. Правильное пользование полотенцем. Чтение сказки «Колобок». Рассматривание иллюстраций. Закаливание ног. Игра «Покормим куклу» | Цель: научить узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. |
Вечер | Игра «Подбери колечко». Бодрящая гимнастика после сна. Пальчиковая гимнастика «Гуси - лебеди». Игры с красками (Экспериментирование с гуашью). Беседа с родителями, индивидуальное консультирование, советы, вопросы. | Цель: научить подбирать колечко к конусу (пирамида) по принципу: из всех колечек выбери самое большое колечко. Назвать цвет. Цель: развитие мелкой моторики. | |
5 день | Утро | Общеразвивающая игра: «Цветочки растут». Изобразить растущие цветы. Приём детей на улице. Утренняя гимнастика. Приучать мыть руки и вытирать их полотенцем. Приучать пользоваться правильно ложкой во время еды. Закаливание после прогулки. Самостоятельные игры в кукольном уголке (приготовление, использование посуды и приборов). | Цель: рассмотреть цветы в группе, рассказать о том, как цветы вырастают |
Вечер | Игра: «Птички летают». Бодрящая гимнастика после сна Пальчиковая гимнастика «Чижик-пыжик». Игра «Секреты в бумаге». Беседа с родителями «Чем развлечь ребенка в выходные» | Цель: познакомить с правилами игры Цель: развитие мелкой моторики и речи ребёнка. Цель: научить заворачивать мелкие предметы в бумагу и разворачивать. Научить мять бумагу. |
III неделя | |||
1 день | Утро | Игра: «Деревья и ветер» Приём детей на улице. Утренняя гимнастика. Приучать мыть руки перед едой и после еды умывать лицо и руки. Пользоваться полотенцем. Мытьё ног после прогулки. Игра: «Мы едем, едем, едем…». | Цель: научить изображать ветер, деревья (шевелением веточками, листьями, сильно-тихонько; сильный - слабый ветер). Цель: выстроиться в паровозик друг за другом, не расцепляя вагончики. |
Вечер | Игра: «Танцы под музыку». Бодрящая гимнастика после сна. Пальчиковая гимнастика: «Тук-тук» Игра «Капитаны» Рисование фломастерами «Дождик кап…». Беседа с родителями «Содержание шкафчиков после выходных» | Цель: научить под музыку кружиться. Прыгать, приседать. Ходить на носочках, на пяточках. Цель: развитие мелкой моторики, учить сжимать кулачки, развитие речи. Цель: научить рисовать капельки дождика. | |
2 день | Утро | Пальчиковая игра «Пальчики ходят в гости». Утренняя гимнастика. Продолжать учить аккуратно кушать за столом, говорить спасибо и задвигать стульчик. Игра «Встаньте дети, встаньте в круг». Игры со строительным материалом («Построим заборчик»). Катание машин. | Цель: развитие речи, координации движений пальцев рук. Цель: поддерживать атмосферу радости и веселья и доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем, друг с другом. |
Вечер | Игра «Игрушки заблудились» Воздушные ванны. Бодрящая гимнастика. Продолжать учить одевать колготки и тапочки после сна. Игра «Я – шофёр!». Рассматривание иллюстраций в книжках. Собирание мозаики. Беседа с родителями о перегревании детей. | Цель: учить детей ходить, преодолевая препятствия. Цель: научить называть и последовательно выполнять сюжетные действия | |
3 день | Утро | Пальчиковые игры «Дружная семья». Утренняя гимнастика. Наблюдать за погодой (солнышко, небо, ветер). Продолжать учить правильно держать ложку. Аккуратно кушать. Мыть после еды ручки и ротик. Чтение сказки «Колобок». Рассматривание иллюстрации в книге. Игра «Бусы» | Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики. |
Вечер | Игра «Семья» Бодрящая гимнастика после сна. Воздушные ванны. Учить детей самостоятельно одевать колготки, шорты, носки, тапочки. Игра «Ладушки» Игра «День-ночь». Беседа с родителями о профилактике кишечных заболеваний. | Цель: научить элементарным действиям. Цель: выучить потешку Цель: дать элементарное представление о том, что ночью спят, а днем играют, рисуют. | |
4 день | Утро | Игра «Раздувайся пузырь» Приём детей. Утренняя гимнастика. Беседа с родителями «». Продолжаем приучать детей к мытью рук перед едой и после еды, мыть ротик. Закаливание перед сном. Играем с конструктором (построение башенки). | Цель: поддерживать атмосферу радости в группе. |
Вечер | Игра: «Все захлопали в ладоши». Бодрящая гимнастика после сна. Приучать самостоятельно одевать колготки, шорты, тапочки. Пальчиковая гимнастика «Мальчик с пальчик». Рисуем карандашами «Солнышко» (лучики рисуем). | Цель: развитие речевого аппарата. Развитие крупной моторики (хлопать в ладоши, топать ножками). Цель: научить перебирать пальчики на каждую строчку, делать массаж пальцев. Цель: научить держать карандаш, чиркать. | |
5 день | Утро | Пальчик. гимн. «Два медведя». Игра: «Солнышко и дождик» Приём детей. Утренняя гимнастика. Наблюдение за погодой (солнце, небо, ветер). Цель: приучить самостоятельно мыть руки, вытирать их полотенцем. Правильно и аккуратно кушать, держать ложку. Закаливание перед сном. Чтение сказки «Теремок». Рассматривание картинок. | Цель: развитие речи и мелкой моторики. Цель: учить выполнять команды, развивать смекалку, быстроту |
Вечер | Игры с мячом «Мячик покатись». Осуществлять броски разной дальности и точности. Солевая дорожка. Бодрящая гимнастика. продолжать учить самостоятельно одевать колготки, шорты, тапочки. Говорить спасибо и до свидания. Чтение потешки «Гуси, гуси…». Катание машинок. Игры в кукольном уголке (мытьё посуды). Беседа с родителями о травматизме детей. | Цель: учить детей удерживать в руках круглые предметы. |
IV неделя | |||
1 день | Утро | Игра «Какой мяч больше?» Приём детей на улице. Утренняя гимнастика. продолжать аккуратно пользоваться ложкой и чашкой, не крошить хлеб. Пальчиковая гимнастика «Гуси, гуси…». Игра «Матрешки». . Нанизывание бусин на верёвочку. | Цель: учить различать размеры и цвета предметов, контролировать результаты Цель: развитие речи, моторики, движения кистей рук. |
Вечер | Игра «Домики из кубиков» Воздушные ванны. Бодрящая гимнастика. учить пользоваться салфеткой и носовым платком. Чтение потешки «Курочка рябушечка…» Собирание мозаики разной величины. Игры с вкладышами «Рыбки». Беседы с родителями о том, в какие игры с детьми можно играть в летний период на улице. | Цель: учить соотносить размеры, подбирать подходящие детали | |
2 день | Утро | Игра «Кто внимательный?». Приём детей. Беседа с родителями. Утренняя гимнастика. Пальчиковая гимнастика «Ути-ути». Приучаем мыть руки до еды и после, вытирать ручки полотенцем. Закаливание. Игры с мячом | Цель: развивать у детей внимание, слуховое восприятие. Цель: развитие координации движений, развитие речи, мелкой моторики |
Вечер | Игра «Кошка мышек сторожит». Бодрящая гимнастика. Игра «Птички летают» Закрепляем навыки пользования ложкой во время еды. Беседа с родителями. Игры в песочнице (печём куличи). | Цель: развитие крупной моторики, координации движений. Цель: выполнить движение по команде. | |
3 день | Утро | Игра «Пирамида» Приём детей. Утренняя гимнастика. Пальчиковая гимнастика «Ути-ути». (Закрепление). Игра «Бумажные комочки» Игра «Идём в лес». | Цель: научить правильно собирать пирамиду, называть цвета, правильно подбирать колечки от большого к малому. Цель: научить ходить на носочках, на пяточках, высоко поднимая колени. |
Вечер | Игра «Дорожка из обручей». Бодрящая гимнастика. Приучить самостоятельно одевать колготки, носки, шорты, штаны, тапочки. Подвижная игра «Самолёты». Индивидуальная беседа с родителями. Игра «Прищепки» Игры с конструктором (конструируем дома). | Цель: научить перешагивать из обруча в обруч, перепрыгивать их обруча в обруч. Цель: выполнять по команде. | |
4 день | Утро | Игра «Распусти носочек, смотай клубочек» Приём детей. Беседа индивидуальная с родителями. Утренняя гимнастика. Закреплять умение мыть руки, умываться самостоятельно, вытирать руки полотенцем. Пальчиковая гимнастика ««1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять» Игры с мозаикой (выкладываем по цветам). | Цель: развитие мелкой моторики с помощью использования различной шнуровки Цель: научить сжимать и разжимать кулачки, изображать человека |
Вечер | Игра «Кошка мышек сторожит». Бодрящая гимнастика. Водные ванны. Приучать самостоятельно одевать колготки, шорты, тапочки. Пальчиковая гимнастика ««1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять» - закрепление. Игра «Мячик, катись». Беседа с родителями о летнем отдыхе с малышом. Игры в песочнице (пересыпаем песок из ведёрка в ведёрко). | Цель: закрепление, повторение правил игры. Цель: научить ловить мячик, катать мяч по полу. | |
5 день | Утро | Игра «Маленькие ножки бежали по дорожке». Приём детей. Беседа с родителями. Утренняя гимнастика. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй пальчик». Наблюдение за живой и неживой природой (насекомые, цветы, погода). Приучаем мыть руки. Закаливание. Играем с мозаикой (выкладывание на столе). | Цель: развитие памяти. Цель: развитие мелкой моторики. |
Вечер | Игра «Где позвонили?». Бодрящая гимнастика. Водные ванны. Игра с конструктором «Стенка». Закрепляем навыки самостоятельного одевания: колготки, шорты, тапочки. Чтение сказки «Колобок» (рассматривание иллюстраций). Конкурс «Мама, папа и я – очень дружная семья» | Цель: развитие слухового восприятия. Цель: научить соединять детали, создавая цветную стенку |
«Бодрящая» гимнастика: пробуждение после сна под музыку, упражнения в постели.
РАБОТА С РОИТЕЛЯМИ.
В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку, они должны стать союзниками в вопросах адаптации.
Цель: активизировать мотивацию родителей, дети которых посещают ДОУ, в поддержке деятельности по адаптации детей.
Основные задачи работы с родителями:
- установление доверительных отношений между ребенком, родителями и педагогами;
- обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и оздоровления детей;
- знакомство родителей с режимом дня в ДОУ, особенностями адаптационного периода и факторами от которых зависит его течение.
Основные формы работы детского сада и семьи:
- консультации;
- анкетирование;
- родительские собрания;
- беседы;
- выставки;
- посещение на дому;
- папки передвижки.
План работы с родителями
№ | Формы работы | Темы |
1 | Развлечение | «Здравствуй, лето красное». |
2 | Родительское собрание | «Организация работы с детьми в летний период». |
3 | Наглядная информация | Рекомендации по проведению воздушных и солнечных ванн (стенд - папки). «Памятка для родителей детей, поступающих в адаптационную группу» «Советы как лучше одевать ребенка в детском саду» «Детский травматизм» «Советы для заботливых родителей» «Как организовать жизнь малыша в период адаптации» «Возьмите на вооружение следующие игры» «Безопасность детей летом» |
4 | Праздник-досуг | «Летние тропинки» (музыкальный) «Фольклорный» |
5 | Консультации и беседы | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» «Как предупредить пищевые отравления?» «Перегревание детей» «Игры с детьми в летний период на улице» «Вредные привычки детей» «Одеваем детей по погоде» |
6 | Конкурс | «Мама, папа и я – очень дружная семья» |
По данной программе в летней адаптационной группе я работала 4 года. Каждое лето открываем адаптационную группу на 15 детей. В 2010-2011 уч. году адаптационную группу посещали 15 детей от 1 года до 3 лет. По результатам исследований психолога и воспитателей: 4 детей прошли легкую адаптацию, 9 детей среднюю и 2 детей трудную адаптацию. На начало учебного года в I младшей группе по списку было 13 детей, из них 12 детей посещали летнюю адаптационную группу и 1 ребенок пришел в детский сад впервые. По результатам адаптационных листов 5 детей гораздо быстрее, в течение 1-2 недель, вошли в жизнь детского сада, быстрее адаптировались к режиму, начали успешно участвовать в занятиях, совместных играх, лучше шли на контакт с незнакомыми взрослыми людьми. Даже 2 детей с трудной адаптацией в летнее время быстро вошли в условия детского сада. Тяжелую адаптацию можно было отметить у вновь пришедшего ребенка.
В 2011-2012 уч. году адаптационную группу посетили 15 детей. По результатам диагностики психолога и воспитателей: у 7 детей прошла легкая адаптация, у 7 детей средняя степень и у 1 ребенка трудная адаптация. С сентября 7 детей, посетивших летнюю адаптационную группу, поступили в 1 младшую группу. У 5 детей отметилась легкая степень адаптации. У 2 – средняя. 6 вновь пришедших детей гораздо сложнее и дольше адаптировались. Так, например, 4 детей начали болеть уже после 2-3 недель посещения ДОУ, 2 детей после одного месяца посещения отказались от ДОУ из-за частых заболеваний простудными болезнями. Те же, кто ходил летом, детский сад посещали практически без пропусков.
В 2012-2013 уч. году адаптационную группу посетили 15 детей. По результатам диагностики психолога и воспитателей: у 10 детей легкая адаптация, у 4 детей средняя и у 1 ребенка трудная. С сентября 16 детей поступили в младшую группу. У всех детей прошла практически легкая адаптация.
В 2013-2014 уч. году летнюю адаптационную группу посетили 15 детей. У 8 детей легкая адаптация прошла, у 5 детей средняя и у 2 детей трудная. В сентябре эти дети поступили в 1 младшую группу. По результатам адаптационных листов наблюдали легкую степень.
Заключение:
Анализ работы ДОУ за последние 4 года показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Систематическое педагогическое воздействие позволяет формировать у детей раннего возраста эстетические мерки в результате усвоения норм правил поведения, отражающие отношения к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по предложенной примерной программе у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я». Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.
Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- грамотно продуманная эффективная организация воспитательно – образовательной деятельности способствует более щадящей, мягкой адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
- у детей группы складывается положительное отношение к сверстникам и персоналу ДОУ;
- удовлетворяется потребность населения наслега в уходе и присмотре за детьми раннего возраста; налаживается более тесный контакт с семьями наслега;
- забота о здоровье подрастающего поколения начинается с раннего возраста.
Список использованной литературы:
- Жданова Л.А., Русова Т.В., Сорокина А.В., Селезнева Е.В. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям. Иваново, 2000. – 52 с.
- Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду// Дошкольная педагогика. 2007. №2.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Санкт-Петербург. Союз. 1997. – 224 с.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2006.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2006.
- Мышкис А.И. О некоторых вопросах адаптации// Дошкольное воспитание. 1980. №6.
- Гриднева Г.В. Функциональные сдвиги в организме детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению и пути их нормализации: Автореф. дис. …канд. мед.. наук. М., 1976.
- Дарр Р. Первые три года/ Пер. с англ.. М.: Просвещение, 2002.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М: МПСИ, 2005.
- Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, New York and London, 1968.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб: Союз, 1997.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. М.: Просвещение, 2007.
- Паршукова С.В. Влияние внутрисемейных отношений на социально – психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ): Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2007.
- Тонкова – Ямпольская Р.В., Голубева Л.Г., Мышкис А.И. Некоторые вопросы социальной адаптации в раннем детстве// Педиатрия. 1979. №10.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Санкт-Петербург, 2000. – 310 с.
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 480 с.
- Образцова Л.Н. Не хочу идти в детский сад: маленькие подсказки для родителей. М., АСТ, СПБ, Сова, 2005. – 138 с.
- Овсепян К.Р. Я иду в детский сад (проблемы адаптации). Издательский дом «Карапуз», 2002. – 27 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в проце...
«Создание системы педагогического сопровождения как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
«Создание системы педагогического сопровождениякак фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»...
«Создание системы педагогического сопровождения как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
«Создание системы педагогического сопровождениякак фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»...
Развитие речи как один из факторов успешной адаптации детей раннего возраста.
Влияние развития речи на процесс адаптации детей в ДОУ....
Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».
«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Среда как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к доу
Статья " Среда как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ".Что же может отвлечь ребенка при расстовании с родителями??7 Конечно, это сюрпризый момент, который его встречает в...