Взаимосвязь в работе педагогов-психологов детского сада и школы как фактор успешной адаптации дошкольников «группы риска» к условиям общеобразовательной школы.
статья по коррекционной педагогике на тему
Статья для педагогов-психологов. Представлен комплексный, командный подход к решению проблем школьной дезадаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_pedagogov-psihologov.docx | 14.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема взаимодействия детского сада и школы является одной из актуальных за последние годы. Одним из важных направлений сотрудничества является взаимосвязь некоторых специалистов, работающих с детьми, в данном случае педагогов-психологов.
Это особенно важно для обеспечения успешной адаптации дошкольников коррекционных дошкольных учреждений к условиям массовой школы.
Опираясь на опыт работы в коррекционном детском саду для детей с ЗПР, можно условно выделить четыре группы дошкольников-выпускников:
1. Дети, готовые к школьному обучению по всем параметрам (уровень личностной, интеллектуальной, социально-психологической готовности к школьному обучению соответствуют возрастной норме)
2. Дети, интеллектуальное развитие которых находится в пределах возрастной нормы, однако, особенности развития эмоционально-волевой, личностной сферы могут оказать неблагоприятное влияние на учебный процесс. К этой группе можно отнести детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, слабым самоконтролем, соматически ослабленных.
3. Дети, интеллектуальное развитие которых не позволяет обучаться в массовой школе.
4. Дети, имеющие выраженные стойкие нарушения психического здоровья при относительно нормативных показателях интеллектуального развития.
Первые две группы детей поступают в общеобразовательные школы. Вторую группу детей можно условно назвать «группой риска» по возникновению школьной дезадаптации.
Дошкольники данной категории нуждаются в психологической поддержке с первого дня посещения школы. Однако, чаще всего, они попадают к психологу с выраженными признаками школьной дезадаптации. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, родители предпочитают не рассказывать о проблемах своих детей, надеятся, что в школе все будет иначе. Во-вторых, невозможно определить некоторые особенности развития ребенка при первичной диагностике. Некоторые нарушения требуют длительного системного динамического наблюдения. Поэтому школьный психолог, как правило, узнает о существующих проблемах ребенка от учителя по истечении определенного времени. К наиболее распространенным жалобам можно отнести следующие: не может высидеть урок, отвлекается, играет на уроках, не усваивает материал на последнем уроке и т.д. В этом случае упущено драгоценное время – у ребенка вырабатывается определенный стереотип неконструктивного поведения (демонстративность, агрессивность как способ защиты). Коррекция таких проявлений – трудоемкий процесс. Родители меняют школу, обвиняют в своих трудностях педагога, а проблема остается.
Дошкольники с задержкой психического развития – особая категория детей. Многие из них продолжают нуждаться в помощи психолога и после окончания детского сада. Таким детям свойственна низкая работоспособность, низкий уровень произвольности психических процессов, слабый самоконтроль, отсутствие учебного мотива деятельности, несформированность отношения к себе как к школьнику, эмоциональная нестабильность. Данные особенности развития у некоторых детей можно наблюдать и в семилетнем возрасте, и старше. Вышеперечисленные проявления, без сомнения, затрудняют процесс школьного обучения, дестабилизируют процесс адаптации в целом. Работа психолога с таким ребенком должна начинаться с начала учебного года и может включать в себя подробное диагностическое обследование, наблюдение за ребенком во время уроков, коррекционно-развивающие занятия, консультирование родителей и учителей. Зачастую педагоги начальных классов не понимают причин поведения своих учеников. Школьный психолог может подсказать конкретные способы решения проблемы (посадить за первую парту, включить в урок несколько физкультминуток, хвалить ребенка, давать короткие четкие инструкции и т.д.) Психолог в данном случае обеспечивает плавный переход ребенка из дошкольного учреждения в школу, оказывая поддержку как ребенку и его семье, так и учителю.
Таким образом, взаимосвязь в работе педагогов-психологов
детского сада и школы является существенным фактором успешной адаптации дошкольников «группы риска» к условиям общеобразовательной школы.
Формы взаимодействия:
- выступления на родительских собраниях
- проведение круглых столов, семинаров с участием специалистов и учителей начальной школы
- взаимопосещения
- размещение стендовой информации
- проведение диагностических обследований (методики, направленные на определение готовности к школьному обучению, наблюдение в различных видах деятельности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Методические рекомендации...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...
Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"
Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
О преемственности детского сада и школы....
Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию".
При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адапт...