РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В. ВОСКОБОВИЧА, КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
статья (младшая группа)
На сегодняшний день актуальной является проблема адаптационного периода детей раннего возраста к детскому саду. Как утверждают специалисты, с поступлением в детский сад адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста, и может стать для ребенка серьезной психической травмой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasilenko_n.m._statya_beliro.docx | 40.64 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В. ВОСКОБОВИЧА, КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Н.М.Василенко
воспитатель МБДОУ детского сада
«Родничок» общеразвивающего вида
Белгородская область с. Верхопенье
На сегодняшний день актуальной является проблема адаптационного периода детей раннего возраста к детскому саду. Как утверждают специалисты, с поступлением в детский сад адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста, и может стать для ребенка серьезной психической травмой.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное
явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс) [2,c.3]. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Поэтому перед педагогами стоит задача сделать так, чтобы этот переход был плавным, бестравматичным, помочь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, в том числе их эмоционального благополучия.
Согласно Стандарту, педагогам необходимо направить программу на: «создании условия развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей» [1,c.6]. Новый стандарт дошкольного образования делает упор на игровой метод, так как игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка - дошкольника. В своей работе используем игровую технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Развивающая среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует и выполняет требования к среде ФГОС ДО. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), двигательной активности детей, а также дает возможность уединения и проектирования собственного пространства [1,c.10]. «Фиолетовый лес» среда насыщенная, вариативная, полифункциональная, доступная и безопасная, способствует всестороннему развитию детей.
Новизна опыта заключается в создании системы работы с детьми раннего возраста, в адаптационный период: в создании условий, использовании игровых методов и приемов, с помощью технологии «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича.
Исходя из этого, поставили цель: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду, посредством игровой технологии В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Определили задачи
- создать условия для охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечить эмоциональную релаксацию, снятие эмоционального напряжения;
- воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности;
- воспитывать основы доброжелательного отношения к детскому саду, к взрослым, сверстникам;
- пробуждать у детей познавательный интерес и эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности, на основе «Фиолетового леса»;
- познакомить родителей с особенностями игровой технологии
- В. Воскобовича;
Для выполнения цели и задач, в группе создали «Центр развивающих игр В. Воскобовича». Изготовили плоскостные конструкторы «Чудо - крестики», «Чудо - Соты», двухцветный квадрат, альбомы фигурок для конструирования. Приобрели конструкторы: «Черепашки Ларчик», «Фонарики Ларчик», «Волшебная восьмерка Ларчик», которые могут быть использованы совместно с «Фиолетовым лесом». Игры постоянно находятся в открытом доступе для всех детей, в том числе детей с ОВЗ.
Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Технология «Сказочные лабиринты игры» - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). Игры интригуют, мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения, над задачей.
Второй принцип технологии В. Воскобовича – развитие в игре психических процессов. Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» в первую очередь направлена на развитие невербального интеллекта у детей (психических процессов: внимания, способности к анализу, синтезу, формирование причинно-следственных связей, мелкой моторики, памяти). Весь игровой материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных особенностей.
Третий принцип - творчество (раннее творческое развитие дошкольников). Все игры В. Воскобовича создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие творческих способностей ребенка. Педагогу остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.
Особенность игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» в том, что:
- не надо перестраивать работу детского сада, игры В. Воскобовича органично вплетается даже в адаптационный период раннего возраста, в уже существующие порядки ДОО;
- в игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка, все игры наполнены положительными эмоциями для комфортного пребывания ребенка в детском саду;
- игры выстроены на возрастных мотивационных акцентах деятельности - новизны восприятия, нестандартности, интересе, образности, доступности, разнообразности;
- в постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре, что позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;
«Фиолетовый лес» - своеобразный мир, разделенный на сказочные области, объединяющий все игры В. Воскобовича в одну единую сказку. Автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет активизирует детское мышление, он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже излечивает от бессонницы. Известно, что дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. В адаптационный период к детскому саду малыши чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что может привести к внутреннему напряжению и может стать причиной невроза. А наглядное восприятие фиолетового леса вызывает положительные эмоции, снижает напряжение. Все элементы леса выполнены в радужных цветах, что положительно влияет на детское мышление. Ребенок может видеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные модели пространства, увидеть себя частицей удивительного мира [3,c.6].
Таким образом, в период адаптации ребенок окружен непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. В отношениях «взрослый-ребенок» предполагаем только партнерские отношения.
В работе используем разные методы и приемы: проблемные вопросы, ситуации, эксперименты. Вопросы и задания от жителей фиолетового леса, помогают малышам осмыслить поставленную задачу и сознательно выполнить задание. В игровом общении детей друг с другом и с взрослым развивается коммуникативная культура, создается ощущение свободы и комфорта. Дети дают ответы на вопросы взрослого, называют составленные из частей предметы: посуда, одежда, животные и другие, сочиняют о них простые рассказы. [4,c.4].
Немаловажным считаем то, что среду «Фиолетовый лес» можно использовать с детьми разного возраста в различных видах детской деятельности.
Особенно неоценимое значение среды «Фиолетовый лес» для детей раннего возраста имеют игры на развитие сенсорных способностей. Например, в игре «Украсим деревья листочками», дети с удовольствием отыскивают листики нужного цвета и прикрепляют их к дереву [3,c.19]. В таких играх малыши приобретают практический чувственный опыт различения цвета, учатся обозначать цвета словом.
В игре «Пчелка Жужжа собирает нектар» учим малышей прокладывать разноцветные дорожки от пчелки к цветам - красную, зеленую, синюю).Задаем вопросы с заданием:
- Пчелка полетит по красной дорожке, к какому цветку прилетит?
- По какой дорожке нужно лететь, чтобы добраться до цветка с синей серединкой и красными лепестками?.
Развивающая среда «Фиолетовый лес» позволяет творческому педагогу придумывать собственные игры, с использованием предлагаемых автором персонажей, или придумывать своих. Лучшее лекарство от стресса, в период адаптации - смех. Поэтому, в своей работе придумываем различные веселые игры. Например, игра «Друзья Жужы».
«Жила была пчелка...И звали ее.. (Жужа) Полетела Жужа гулять, и увидела козочку, поздоровалась Жужа с ней, а козочка в ответ:… (ме - ме – ме) и.т.д. На своем пути Жужа встречает домашних животных, которых изготовили самостоятельно. В процессе игры обучаем рассказыванию, путем договаривания слов или звукоподражаний. Зная, что пальчиковая гимнастика помогает ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, переключает внимание (если ребеночек плачет), с малышами играем в пальчиковую игру про пчелку.
Пчелка Жужа прилетала, над цветочками жужжала.
Выбираем белый цвет. Пчелка села или нет? (указательный палец – пчелка – садится на соответствующий цветок)
Таким образом, проживание ребенка в среде «Фиолетовый лес» зависит от вариативности использования материала, чем больше тайн скрыто в игровом пособии, тем чаще ребенок захочет его использовать, экспериментировать, поделиться своими открытиями в этом и состоит дальнейшая задача педагога.
Развивающие игры используем в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с малышами. Во время адаптационного периода учитываем все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитываем его. Как показывает опыт работы, некоторые дети застенчивы и в коллективе, не могут проявить свои способности, а в ходе индивидуальной работы малыши меньше стесняются, чувствуют, что именно к нему проявляют внимание. Стараемся постоянно подбадривать и поощрять ребенка, помогаем в освоении нового. В итоге у ребёнка формируется чувство уверенности.
В самостоятельной деятельности обращаем внимание на формирование навыков самостоятельности в игре. Организация самостоятельных игр проявляется в том, что взрослый создает среду, обеспечивает доступность развивающих игрушек и пособий и возможность играть с понравившимися [4,c.7]. Ведь, ребенок, умеющий самостоятельно играть, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его адаптации. Поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Но, следует отметить, что игры В.В.Воскобовича требуют усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Поэтому играм с малышами в течении 10 минут, потом откладываем игру, проводим физминутку и через время возвращаемся к игре. Педагогу требуется запастись терпением, в случае неудачи не критиковать малыша, а только радоваться его успехам при этом чаще хвалить.
Доказано, что развитие конструирования, как деятельности, у ребенка напрямую связано с его привыканием к детскому саду. Стараемся научить ребенка действовать, конструировать в «Фиолетовом лесу» совместно с взрослым или сверстниками. Малыши учатся строить дома, башни, дороги для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов В. Воскобовича. Например: в игре «Как Магнолик собрал куклу - неваляшку» путем наложения частей на схему развиваем умение составлять силуэт неваляшки, подбирая нужную фигуру [4,c.51]. В игре «Разноцветные веревочки» малыши строят и веревочек цветок.
Посадили мы цветок, появился стебелек,
Распускается бутон, посмотри-ка красный он,
И еще один бутон, посмотри-ка синий (белый) он.
Для развития коммуникативной деятельности важно игровое общение воспитанников. Навыки общения с другими детьми и взрослыми развиваем в таких играх как: «Мишка», «Солнышко и дождик» и др. С помощью таких игр у малышей снимаем эмоциональное и мышечное напряжение, тревожность, обучаем совместной игре, развивая при этом социальный и эмоциональный интеллект [3,c.14].
двигательной деятельности детей
Сгладить адаптационный период помогают подвижные игры, поэтому удовлетворяем потребность малышей в двигательной деятельности. Проводим подвижные игры «Путешествие в осенний лес», «Повтори движение» [3,c.6]. В таких играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия, что помогает сблизить детей. Поощряем у детей проявление самостоятельности, стремление к самоорганизации. К тому же перемещая, фигурки жителей фиолетового леса у малышей развивается мелкая моторика рук.
Интерес и любовь к сказке, возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок, у детей раннего возраста развиваем и поддерживаем познавательный интерес, ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений, происходящих в «Фиолетовом лесу». Сказкотерапия и их добрые герои - храбрый малыш Гео, мудрый ворон Метр, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат легче взаимодействовать с окружающими его взрослыми и детьми. Сказки к среде «Фиолетовый лес».подбираем под любую самую сложную ситуацию в группе, либо по замыслу воспитателя, либо по желанию ребенка. В игровой манере ненавязчиво обучаем ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям. С помощью данной среды показываем кукольные театры (с использованием персонажей из самых знакомых детям сказок («Колобок», «Репка» и др).
Взаимодействие с родителями по вопросу адаптации детей раннего возраста к ДОО, успешному решению задач по данной теме способствует совместная работа с родителями (законными представителями воспитанников). Многие родители даже не имеют никакого представления о данной технологии, поэтому осуществляем консультативную поддержку родителям. Проводим беседы по ознакомлению и применению игровой технологии В. Воскобовича, в адаптационный период. Разрабатываем практические рекомендации, каким образом дома можно самостоятельно изготовить игры В.Воскобовича и развивающую среду «Фиолетовый лес».
Таким образом, можно сделать вывод, использование развивающей среды «Фиолетовый лес» с детьми раннего возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, создает эмоциональный комфорт, способствует успешной адаптации, психическому и физическому развитию детей раннего возраста, дает возможность ребенку погрузиться в сказку и быть ее героем.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Министерства образования и науки РФ. - Москва: ТЦ Сфера, 2015г. - 96с.
2. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Л.В.Белкина - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
3. Воскобович, В.В. Вакуленко, Л.С. Вотинова, О.М. «Фиолетовый лес» Развивающая предметно - пространственная среда. Методическое пособие / В. Воскобович, Л.С.Вакуленко, О.М. Вотинова - Санкт – Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017г. - 176 с.
4. Харько, Т.Г. Методика познавательно - творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст/ Т.Г. Харько - Санкт – Петербург: ООО Издательство «Детство- Пресс», 2012г - 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственная среда "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича
quot;Фиолетовый лес" – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания. Весь лес поделен на нескол...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича "Поможем Волшебнице Осени".
Цель: закрепление и расширение знаний детей об осени, с использованем развиваюей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича.Задачи:1.Обучающие: - закреп...
Картотека игр по ознакомлению с окружающим с использованием развивающей предметно - пространственной среды "Фиолетовый лес" В. Воскобовича
Эффективное интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, Актуальность данных развивающих игр в том, что данные игры направлены на сохран...
Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича как средство развития детей раннего возраста
Консультативный материал по взаимодействию с семьями воспитанников...
Конспект по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича «Поможем волшебнице Осени» (старшая группа)
Данный конспект может быть полезен воспитателям старших групп . А использование развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича сделает занятие интересным и ув...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В.В. ВОСКОБОВИЧА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В.В. ВОСКОБОВИЧА В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...
«Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В.Воскобовича в работе с детьми раннего возраста».
В настоящий момент всё более актуальным становится вопрос грамотной организации и обогащения развивающей предметно-пространственной среды, способствующей всестороннему развитию личности ребёнка, побуж...