Сказкотерапия (мини- программа по развитию эмоциональной сферы детей 3-7 лет)
рабочая программа по теме
Сказка – древнейший, испытанный столетиями способ воспитания детей. В сказке есть все, что есть в реальном мире – герои, отношения между ними, чувства и мотивы поступков. Сказка не навязывает времени и места действия, зато в ней содержится намек на то, как лучше справляться с возникающими трудностями.
Сказкотерапия – это метод использования сказочной формы интеграции личности и совершенствования с окружающей действительностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия
(мини- программа по развитию эмоциональной сферы детей 3-7 лет)
Боровкова Надежда Сергеевна,
учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)
Сказка – древнейший, испытанный столетиями способ воспитания детей. В сказке есть все, что есть в реальном мире – герои, отношения между ними, чувства и мотивы поступков. Сказка не навязывает времени и места действия, зато в ней содержится намек на то, как лучше справляться с возникающими трудностями.
Сказкотерапия – это метод использования сказочной формы интеграции личности и совершенствования с окружающей действительностью.
Условия проведения занятий
Занятия по сказкотерапии проводятся индивидуально, либо с подгруппой детей ( в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, от формы работы со сказкой).
Необходимым условием является создание сказочного контекста: приглушенный свет, тихая, специально подобранная музыка, «сказочные», «волшебные» атрибуты, сказочные элементы в одежде взрослого и детей.
Занятия проводятся психологом, либо психологом и воспитателем, либо воспитателем по рекомендациям психолога.
Также целью и основой творчества является «эмоциональное воплощение». Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения» эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных процессов и состояний и формирования эмоционального контроля.
Основной линией проходит снижение уровня тревожности, развитие уверенности в себе, снижение агрессивно-демонстративных тенденций и формирование позитивного восприятия себя и окружающего мира.
Направление работы | Рекомендуемый возраст | Формы работы | Решаемые задачи |
1.Рассказывание сказок | 3-7 | 1.Рассказывание сказки взрослым. Повествование от третьего лица. 2.Групповое рассказывание сказок: а)расказывание по очереди известной всей группе сказки; б)групповое придумывание сказки (по очереди каждый ребенок придумывает фрагмент общей сказки); в)рассказывание сказки от первого лица от имени различных персонажей сказки. | 1.Выявление актуальной проблематики ребенка. 2.Развитие внимания, памяти, воображения. 3.Совершенствование коммуникативных навыков (выражение чувств, мыслей, активное слушание товарищей). 4.Развитие способности к децентрации. 5.Сплочение группы. |
2.Сочинение сказок | 4-7 | Сочинение собственных сказок ребенком | 1.Определение актуальной проблематики ребенка. 2.Выявление стратегии решения проблем. 3.Развитие творческого мышления. |
3.Аналитическое направление | 5-7 | Обсуждение прочитанной сказки:
и др. | 1.Интерпретация, формирование понимания того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, сюжетом. 2.Развитие образного мышления, творческого воображения. |
4.Переписывание сказок | 6-7 |
| 1.Определение проблематики ребенка. 2.Освобождение от внутреннего напряжения. 3.Развитие творческого воображения. |
5.Изготовление персонажей | 3-7 | Совместное с родителями изготовление игрушек-персонажей | 1.Развитие образного мышления 2.Развитие мелкой моторики. 3.Развитие умения разными способами выражать характер свой и персонажа. 4.Развитие концентрации внимания. |
6.Постановка сказки с помощью кукол | 4-7 | Разыгрывание сказок:
То же самое можно предложить детям отыграть и без кукол, с перевоплощением. | 1.Развитие осознания причинно-следственных связей между своими действиями и изменением состояния партнера. 2.Развитие крупной и мелкой моторики. 3.Развитие концентрации внимания. 4.Развитие способности адекватно телесно выражать различные эмоции, чувства. |
7.Теневой театр | 6-7 | Участники вырезают из темного картона свой страх. К вырезанному страху прикрепляется нитка. Каждый ребенок может спроецировать свой страх на экран, освещенный лампой. Далее ребенок может поиграть со своим страхом, придумать про него историю. В заключение – победить свой страх, избавиться от него (разрезать, разорвать, сжечь, помять, растоптать и т.п.) | 1.Коррекция страхов. 2.Развитие понимания того, что человек может самостоятельно управлять своими страхами. |
8.Медитация на сказку (этюдная деятельность): -статическая -динамическая | 4-7 | Для статической медитации подбирается спокойная музыка и сказка с позитивным образным рядом. Для психодинамической медитации – подвижная музыка. Приемы этюдной деятельности:
| 1.Снятие напряжения. 2.Стабилизация положительного эмоционального фона. 3.Развитие воображения. 4.Развитие крупной и мелкой моторики, гибкости движений. 5.Развитие координации движений тела. 6.Развитие переключаемости внимания. 7.Общая энергетизация тела. |
9.Метафорические сказки | 3-7 6-7 |
| 1.Коррекция основных проблем ребенка. 2.Развитие творческого воображения. 3.Развитие эмпатийных чувств |
10.Погружение в сказочный сюжет | 3-7 | Прохождение детьми сценария, разработанного ведущим, который включает этапы:
| 1.Определение проблематики ребенка. 2.Развитие мотива взаимопомощи и ответственности у ребенка. 3.Развитие произвольной памяти и внимания, развитие воображения. 4.Совершенствование коммуникативных навыков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей
Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей ...
Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"
Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...
Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей
МесяцТема, программное содержаниеМетодическиеприёмыИспользуемаялитератураСентябрь«Кто что делает?»Цель: учить внимательно рассматривать картинку и называть изображенные п...
Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы
В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....
Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)
Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов в условиях сенсорной «Удивительный знакомый мир»
Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задер...
Коррекционно-развивающая программа на развитие эмоциональной сферы для детей старшего возраста 5-6 лет
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вн...