Коррекционно-развивающая программа на развитие эмоциональной сферы для детей старшего возраста 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем ― эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа

на развитие эмоциональной сферы для детей старшего возраста

5-6 лет

Составитель:

Педагог-психолог

Собянина Д.М.

 

2018 г.

Пояснительная записка

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем ― эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему подругому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка ― это телевизор или компьютер, а любимое занятие ― просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Основная цель ― повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи: 

  • способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
  • развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
  • помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
  • учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
  • воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
  • развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Предлагаемая система рассчитана на работу с детьми 5―6 лет.

Общие правила проведения занятий

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 8 занятий и рассчитана на 2 месяца. Занятия с подгруппой детей (5―6 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 30 до 35 минут. Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:

  • развивающие игры на развитие навыков общения;
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • сочинение историй;
  • беседы;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • слушание музыки;
  • мини-конкурсы, игры-соревнования.

Во время занятий дети сидят в кругу ― на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти к каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.

Тематический план

Угадай эмоцию 

«Клубочек имен»

3.«Тайна моего имени»

  1. Игра «Объясни имя»
  2. «Котик»
  3. Релаксация под музыку

30-35 мин

2

Научить детей Взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива. Развитие эмоциональной сферы

  1. «Угадай эмоцию»
  2. «Радио»
  3. «Рисование цветов»
  4. «Эмоциональный словарь»
  5. «Сороконожка»
  6. Релаксация под музыку

30-35 мин

3

Снятие мышечных зажимов, развитие ощущений, развитие коммуникативных навыкомв.

1.«Угадай эмоцию»

2.«Свет мой, зеркальце, скажи»

3.«Знакомство-представление»

4. «Ласковый мелок»

5.Прыгай выше!

6.Релаксация под музыку

30-35 мин

4

Ритмирование, развитие навыков взаимодействия, снятие напряжения.

1.«Угадай эмоцию»

2. «Доброе животное».

3. «Мы- разные»

4. «Спиной друг к другу».

5. «Велосипед»

6.Релаксация под музыку

30-35 мин

5

Проработка страхов, снятие тревожного состояния, развитие навыков общения через пантомимику.

1.«Угадай эмоцию»

2. «Страх»

3.«Через стекло»

4.«Артисты пантомимы».

5. Раскраска мандал

6.Релаксация под музыку

30-35 мин

6

Развитие воображения и мимических движений.

Улучшение самооценки, формирование слоченностив мини группе.

1. «Угадай эмоцию»

2. «Люблю- не люблю»

3. «Поварята»

4. «Комплименты»

5.Азбука настроения

6.Релаксация под музыку

30-35 мин

7

Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения. Развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

1.«Угадай эмоции»

2.«Язык жестов и движений»

3. «Маска»

4. «Бабочки и слоны»

5. Раскраска мандал

6.Релаксация под музыку

30-35 мин

8

Развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения. Развитие выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности, групповой сплоченности.

1.конкурс «Хвастунов»

2. «Джунгли»

3. «Наседка и цыплята»

4. «Снеговик»

5. «Брыкание»

6.Релаксация под музыку

30-35 мин

Конспект занятий

Занятие 1

  1. Угадай эмоцию

Перед детьми пиктограмма с эмоцией, взрослый предлагает отгадать, как она называется. Психолог: Мы посмотрели на Веселинку и сразу догадались, что она радостная. Как нам это удалось? (Ответы детей.) По лицу совсем не трудно узнать радостного человека: он улыбается или смеется, утолки губ приподняты вверх, глаза прищурены. А что чувствует радостный человек? (Ответы детей.) У радостного человека появляется уверенность в собственных силах. Он ощущает необыкновенную легкость, ему хочется летать, плясать, прыгать, кричать, чтобы выплеснуть переполняющую его радость. Говорят: «В радости и розы краснее, и фиалки голубее, и солнце ярче; даже дождь бодрит и успокаивает». Давайте попробуем изобразить жесты радостного человека. (Дети выполняют задание.) Покажите, какая поза и какая походка у радостного человека. (Дети выполняют задание.) Постарайтесь радостно сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.) Закончите мои предложения: «Когда я радуюсь, я... (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, пою)». «Я радуюсь, когда вижу... (подарки, мамино лицо, торт, клоунов)». Молодцы! А вы почувствовали, что, когда мы с вами говорили о радостной Веселинке и изображали радующихся людей, нам тоже становилось весело, радостно?

  1. Игра «Клубочек имен»

Психолог. У меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу слева, но сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая клубочек, нужно нажать свое имя. Когда клубочек дойдет до конца, нужно его передавать обратно, называя имя соседа, которому передаешь.

  1. «Тайна моего имени»

Цель: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени. Садитесь поудобнее, кто как хочет. Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем вы похожи. (Ответы детей.) Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки есть у каждого и чтото такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? (Имя.) Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена - это слова; но особые. Они означают очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям).

  1. Игра «Объясни имя».

Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас вам буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут. Педагог. Незнайка. Дети. Его так назвали, потому что он ничего не знает. Педагог. Белоснежка. Дети. Она белая, как снег. Педагог. Снегурочка. Дети. Она сделана из снега. Педагог. Синеглазка. Дети. Это девочка с синими глазами. Педагог. Курочка Ряба. Дети. Она пестрая, рябая. Педагог. Корова Буренка. Дети. Она коричневая, бурая. Педагог. Бычок Смоляной Бочок. Д е т и. У этого бычка бок в смоле. Педагог. Молодцы!

  1. «Котик» (Павлов Я.А.)

Цель: Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоцнонального настроя в группе.

Содержание: Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

  • нежится на солнышке (лежит на коврике);
  • потягивается;
  • умывается;
  • царапает лапками с коготками коврик и т.д.

В качестве музыкального сопровождения
можно воспользоваться записями аудио «Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птичка» и др.

Домашнее задание для родителей

Предложите ребенку посмотреть семейные фотографии. Поговорите о людях, которые на них изображены, может быть, кого-то из них ребенок не знает. Спросите у ребенка, что, по его мнению, чувствуют те или иные люди на фотографиях. Предложите ребенку придумать какую-нибудь историю про этих людей.

2. Выясните, знает ли ребенок, кто в семье кем и кому приходится? (Мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя.) Объясните ребенку значение этих родственных связей.

Занятие 2

  1. «Угадай эмоцию»

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) пиктограмму «Грусть». Психолог: А теперь посмотрите на выражение этого человека. Какое чувство испытывает человек? Посмотрите на выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз? Что же это за чувство? Да, это — грусть. Кто в сказке испытывал это эмоциональное состояние? Когда?

  1. Игра «Радио»

Итак, сегодня мы с вами говорим о том, как мы выглядим. И я предлагаю вам новую игру. Знаете ли вы, как называют человека, которого мы слышим по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала диктором буду я. Слушайте: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, в косичках белые банты. Она хорошо поет песни. Кто знает эту девочку?» Дети. Знаем, Это Ира! Педагог. Правильно, угадали. А теперь диктором будет кто-нибудь из вас. (Во время игры педагог следит, чтобы дети перечисляли характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям...)

3. Рисование цветов

Дети прикрепляют цветы, которые они нарисовали, с помощью скотча на рисунок поляны. Психолог предупреждает детей, что цветам нужно расти дружно. Психолог. А еще на поляне Дружбы растет волшебный цветок дружбы. Вы можете ему прошептать ваше желание, сказать, с кем хотите подружиться.

4.«Эмоциональный словарь»
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Содержание: Перед детьми раскладывают набор карточек с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях.
Ребенку предлагают ответить на вопрос: «Какие эмоциональные состояния изображены на карточках?». После этого ребенку предлагают вспомнить когда он сам был в таком состоянии. Как он чувствовал себя, находясь в данном состоянии? Хотел бы он снова вернуться в это состояние?

А может ли данное выражение лица отражать другое состояние человека? А в каких состояниях, которые изображены на карточках, ты бываешь еще? Давай их нарисуем. Все приведенные детьми примеры из жизни, взрослый записывает на листе бумаги. Через 2—3 недели игру можно повторить при этом можно сравнить состояния ребенка которые были характерны для него раньше и, которые возникали недавно. Можно ответить вопросы: «Каких состояний было больше за прошедшие 2—3 недели — негативных или позитивных? А что ты можешь сделать, чтобы испытывать как можно больше положительных эмоций?».

5.«Сороконожка»

Цель: Научить детей Взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Содержание: Несколько детей (5—1О человек) друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожки начинает сначала просто двигаться вперед затем приседает, прыгает на одной ножке проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих — не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

Домашнее задание для родителей

  1. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть себя в зеркале.

2. Поиграйте с ним в следующую игру. Пусть ребенок закроет глаза, сядет поудобнее. После этого скажите ему: «Представь, что прошло много-много лет. Ты вырос(ла). Стал(а) совсем взрослым(ой). Постарайся увидеть себя взрослым(ой). Какая у тебя будет прическа, одежда? Запомни себя. Открой глаза и зарисуй себя таким(ой), каким(ой) ты будешь, когда вырастешь».

Занятие 3

  1. «Угадай эмоцию»

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Гнев». Как можно узнать разгневанного или злого человека? (Ответы детей.) Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать. Изобразите гневного, злого человека. (Дети выполняют задание.)

  1. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!»

А теперь у нас следующее задание. Попробуйте посмотреть на себя со стороны, а потом расскажите о себе: своем внешнем облике, поведении, желаниях... (Дети выполняют задание.) Педагог. Молодцы! Продолжаем наше занятие

  1. Игра «Знакомство-представление»

Теперь нас ждет новая игра. Необходимо разбиться на пары, внимательно посмотреть на своего партнера, вспомнить все, что вы знаете о нем или что он сам рассказывал о себе. А затем познакомьте нас со своим партнером, представьте его нам. Расскажите о нем то, что могло бы заинтересовать всех присутствующих.

  1. «Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию ощущений. 
Содержание: Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком? И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще? После окончания игры взрослый нежным движениями руки «стирает» все, что он на рисовал при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

  1. Прыгай выше!

Соревнование по прыжкам в высоту, длину, на скорость. Дети прыгают под музыку, поддерживая определенный ритм.

Домашнее задание для родителей

1. Прочитайте ребенку стихотворение М. Бородицкой «Разговор с пчелой».

Разговор с пчелой

Меня ужалила пчела. Я закричал: «Как ты могла?!» Пчела в ответ: «А ты как мог Сорвать любимый мой цветок? Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен: Я берегла его на ужин!» (М.Бородицкая)

2. После прочтения стихотворения задайте ребенку следующие вопросы: © Что чувствовала пчела? Мальчик? © Как пчела помогла мальчику взглянуть на свое поведение со стороны?

3. Предложите ребенку нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.

Занятие 4.

  1. «Угадай эмоцию»

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Удивление». Задание проводится аналогично предыдущим.

  1. Игра «Доброе животное»

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох ― все вместе делайте шаг вперед. Выдох ― шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук ― делайте шаг вперед. Стук шаг назад.

  1. Игра «Мы ― разные»

Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, а тот ребенок, о котором пойдет речь, сделает шаг вперед. Педагог. Кто у нас самый высокий? ... самый маленький? У кого самые светлые волосы? ... темные волосы? У кого на голове есть бант? У кого на одежде нет пуговиц? У кого в одежде присутствует красный (синий, желтый) цвет? (После игры педагог обращает внимание детей на то, что они снова смогли убедишься в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нету других.)

  1. Игра «Спиной друг к другу»

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете запоминать особенности внешности друг друга. Для этого вам необходимо разбиться на пары и встать спиной круг к другу. Я разрешаю вам на минутку развернуться и посмотреть круг на друга. Затем один из пары будет описывать внешность своего партнера ― какие у того волосы, глаза, нос, одежда... (В конце игры педагог отмечает лучших игроков, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды своего партнера по игре. Затем педагог вместе с детьми обсуждает на гримере 1―2 пар играющих, чем они отличаются друг от друга.)

  1. «Велосипед»

Дети лежа на спине изображают велосипед. Под музыку крутят воображаемые педали.

Домашнее задание

«В тридевятом царстве»

Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Содержание: Взрослый и ребенок (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок и т. д.), прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаги, изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться.
Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке».
Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты
 ответил герою сказки, если бы он спросил тебя..?», «А что бы сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь..?»

Занятие 5

  1. «Угадай эмоцию»

Психолог (прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) картину «Страх»), Пуглинка сильно испугалась страшного, непонятного звука. Как мы можем узнать, что человек испуган? (Ответы детей.) Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему же кажется, что он становится меньше ростом. Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь. (Дети выполняют задание).

  1. Игра «Расскажи свой страх»

Когда я была такой, как вы сей-[ас, то очень боялась злых собак. А с вами такое случалось? Поднимите тогда руку. А кто чего еще боялся? Расскажите! (Дети по очереди рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий ― психолог каждый раз просит поднять руку тех, с кем случалось что-то подобное. Педагог следит, чтобы сюжеты рассказов были разными, обговаривает все возможные детские страхи: темноты, одиночества, животных, смерти, чужих людей, злых сказочных героев.)

3.Игра «Через стекло»

Давайте и мы поучимся разговаривать без слов. Сейчас вы разделитесь на пары. Каждая пара по очереди попробует перед нами сказать что-то без слов. Представьте, что между вами стекло, через которое не проникают звуки, и вам нужно объясниться с помощью движений рук. (Темы для разговора детям можно предложить:

© «Выходи на улицу гулять, поиграем в футбол» ― «Я сейчас поем и выйду»;

© «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» ― «Я не знаю, где стакан»;

© «Надень шапку, на улице холодно» ― «Я не буду надевать, я не замерзну» и т. п.

Дети также могут сами придумать свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга, и обсудить, что они чувствовали при передаче сообщений, легко ли им было.)

4.Упражнение «Артисты пантомимы».

П е д а г о г. А вы знаете, что без слов можно не только разговаривать друг с другом, но и изображать различные предметы? Давайте попробуем это сделать. (Детям предлагается изобразила предметы: часы с кукушкой, горящую свечу, мигающую лампочку, горячий утюг; людей различных профессий: дирижера оркестра, парикмахера за работой, повара, готовящего обед, зубного врача, выдергивающего зуб, шофера, чинящего автомобиль.)

5.Раскраска мандал.

С использованием цветных карандашей

Домашнее задание для родителей

Объясните ребенку, что люди могут общаться между собой словами, при помощи движений рук, тела, взгляда. 1. Поиграйте с ребенком в игру «Изобрази предмет». Вы называет ребенку какой-либо предмет, а ребенок без слов рассказывает о размере, форме. С помощью жестов он характеризует предмет: маленький, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, длинный, короткий. Пусть он охарактеризует так три предмета, запомнит движения и представит эти предметы в виде загадки.

Занятие 6

  1. «Угадай эмоцию»

Психолог (прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Спокойствие»).

  1. ЛЮБЛЮ - НЕ ЛЮБЛЮ

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Описание игры. Воспитатель, а затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

  1. Игра «Поварята»

Все встают в круг ― это кастрюля. Сейчас мы будем готовить суп. Пусть каждый придумает, чем он будет (мясом, картошкой, морковкой, луком, капустой, петрушкой, солью и т.д.). (Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя должен впрыгнуть в круг. Игра продолжается до тех пор, пока все «продукты» не окажутся в «кастрюле».

П ед а г о г. Посмотрите, ребята, какое у нас получилось вкусное, красивое блюдо ― просто объедение. Каждый человек вкладывает в дружбу какую-то частичку себя: кто-то ― доброту, кто-то ― веселость, кто-то ― заботу о других.

  1. Игра «Комплименты». 

Давайте и мы скажем друг другу несколько добрых слов. Сидя по кругу, возьмитесь за руки. Глядя в глаза соседу, постарайтесь сказать ему одно-два добрых слова, за что-то похвалить. Принимающий добрые слова должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплименты своему соседу и так далее по кругу. (Если ребенок затрудняется сделать комплимент, педагог или дети помогают ему.) Маленькая Баба-Яга заснула и уже видит сны. Пора и нам возвращаться домой. В этом нам поможет волшебная палочка.

  1. Азбука настроения

Детям взрослый показывает набор карточек, на каждой из которых изображены эмоции. Детям нужно определить эмоциональное состояние каждого человека на карточке.

Домашнее задание для родителей

  1. Побеседуйте с ребенком о том, зачем человеку нужен друг и каким он должен быть. 2. Вспомните с ребенком героев мультфильма «Волшебник изумрудного города» (Элли, Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Лев). Спросите, можно ли их назвать настоящими друзьями? Почему? Предложите ребенку привести примеры дружеского отношения (забота о друге, взаимопомощь, взаимовыручка героев), вспомните вместе с ребенком примеры из этой сказки. 3. Попросите ребенка выбрать одного-двух персонажей из сказки «Волшебник Изумрудного города», объяснить свой выбор и нарисовать этих героев.

Занятие 7

  1. «Угадай эмоции»

Проводится аналогично, с использованием уже пройденных эмоций (радость, страх, гнев ,грусть, спокойствие)

2.«Язык жестов и движений»

Цели: расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения

Ход занятия: Педагог. Скажите, с помощью чего вы можете общаться с другими людьми? Д е т и. С помощью слов, речи. Педагог. А есть еще один способ объяснения с человеком: без слов, с помощью движения рук, тела, взгляда. Как вы думаете, можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения?

А теперь угадайте настроение, слушая музыку (звучит мелодия). Дети. Это настроение радостное, восторженное. Вот видите, как много можно узнать о настроении автора, даже не говоря с ним.

3.МАСКИ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Описание игры. На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого Чтобы догадаться, чья эта маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

4.БАБОЧКИ И СЛОНЫ

Цель: развитие воображения, выразительности движений, коммуникативных навыков. Описание игры. Воспитатель предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом.Затем воспитатель предлагает детям стать бабочками. Дети, изображая бабочек, легко порхают по комнате и общаются.

  1. Раскраска мандал.

С использованием цветных карандашей.

Домашнее задание

«Удивленный человечек». Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь. Дети. Рот широко открывается и вытягивается сверху вниз. Глаза широко распахиваются. Брови ползут вверх. Педагог. Запомните это. Нарисуйте такое же лицо вашему человечку. Не забудьте нарисовать волосы, туловище, нос, уши, одежду. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечек и чему он удивляется. (Когда работа закончена, дети садятся в круг и рассказывают о своих человечках.)

Занятие 8

  1. Конкурс «Хвастунов»

Психолог. А что вы умеете? Давайте устроим конкурс «хвастунов». Я бросаю мячик. Тот, кому я кинула, хвастается тем, что он умеет делать. В следующем круге все хвастаются, что любят.

  1. ДЖУНГЛИ

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений, сплоченности.

Описание игры.

1-й вариант. Дети изображают стадо животных, которые v живут в джунглях, выполняя различные действия. Животные гуляют по джунглям, едят, отдыхают, ухаживают за детенышами, ходят на водопой и т.п.

2-й вариант. Дети выбирают любое животное, которое живет в джунглях, и изображают его, гуляя по воображаемым джунглям. Затем дети рассказывают, какие животные им встретились и как они догадались, что это именно те животные, которых они назвали.

  1. НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: развитие выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности, групповой сплоченности.

Описание игры. Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель, изображая наседку. Воспитатель говорит:

Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет.

Первый цыпленок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: "Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!".{Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка.) Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили. (Ребенок, на которого указывает воспитатель, передает состояние этого цыпленка.) Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности. (Этот ребенок и следующие, выбранные дети изображают то настроение цыплят, которое описывает воспитатель.) Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: "Какой чудесный, какой яркий мир вокруг!" Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них. Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал.

  1. СНЕГОВИК

Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.

Описание игры. Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя "Наступила весна!" снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол.

  1. «Брыкание»

Дети ложатся на спину на ковер, ноги свободно раскинув. Затем начинают брыкаться, касаясь все ступней пола. Дети поочередно поднимают вверх ноги, постепенно увеличивая скорость.

Литература:

  1. Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузасва А. С., Козлова И. Л. '3 «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 — 6 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. — 218 с.
  2. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.
  3. Лоуэн А. Психология тела. — М., 1997.
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 1999. — 48 с.
  5. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет: Пособие для практических работников детских садов .― СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 272 с.
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников в старшей группе «Путешествие в волшебную страну».

Цель занятия: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера, успокоение детей, обучение их приемам саморегуляции; тренировка, которая заключается в...

Коррекционно-развивающее занятие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в город Настроения» (старший дошкольный возраст)

Коррекционно-развивающее занятие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в город Настроения» (старший дошкольный возраст) Цель: развитие и обогащение эмоциональной сферы де...

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ старшего возраста. «Уроки для Кошечки»

Коррекционно-развивающее занятие на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ старшего возраста по теме «Уроки для кошечки»...

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности с моторикой.

Формирование потребности и способности активно мыслить, развитие познавательных процессов, умение преодолевать  трудности при решении разнообразных умственных задач, развитие мелкой моторики....