Система работы по адаптации детей дошкольного возраста к специализированному детскому саду
методическая разработка по теме

Боровкова Надежда Сергеевна

Создание  благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей дошкольного возраста к специализированному дошкольному учреждению. Цель работы заключается в значительном сокращении срока адаптации детей с осложнённым её характером в период от 1 до 2 месяцев. Это достигается за счёт комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также  целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создания определённых условий в группе, где есть вновь пришедшие дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с № 312  «Жемчужинка»/ Система работы по адаптации детей к детскому саду

Система работы по адаптации детей

дошкольного возраста к специализированному детскому саду

Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)

Перед каждым дошкольным учреждением стоит задача обеспечения благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей к детскому саду. Дети могут испытывать повышенную тревогу, боязнь, чувство покинутости при расставании с родителями в период адаптации к детскому саду.

Значимость проблемы подтверждается также вниманием к ней учёных, педагогов и психологов. В психолого-педагогической литературе описывается факт психотравмирования ребёнка при поступлении в детский, как острое эмоциональное реагирование на  отрыв от матери (Н.М. Аксарина,  Р.Р. Тонкова-Ямпольская, К.Л. Печора, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Важность снятия остроты эмоционального переживания ребёнка обуславливается не только трудностями взрослых по организации его поведения, но и последствиями в психосоматическом здоровье. Выявлено, что у ребёнка, начавшего посещать дошкольное учреждение, могут проявляться беспокойство, страх, повышенная возбудимость, раздражительность, негативизм и упрямство, депрессивные реакции, особенно ярко у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей.

Дети младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, по оценке специалистов (Плаксина Л.И., Дружинина,   и др.), проживают процесс адаптации значительно тяжелее, поскольку адаптационный период у них, как правило, совпадает с первым опытом ношения очков и окклюзии. Дети раздражаются, отказываются от лечения, не хотят носить очки, заклейку. В итоге адаптационный период у них может затянуться и длиться в острой форме в течение 5-6ти мес. По нашим наблюдениям, тяжелее (по сравнению с нормально видящими сверстниками), проходит процесс адаптации у детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, впервые начавших посещать специализированное дошкольное учреждение.

Цель нашей работы заключается в значительном сокращении срока адаптации детей с осложнённым её характером в период от 1 до 2 месяцев.

Это достигается за счёт комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также  целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создания определённых условий в группе, где есть вновь пришедшие дети.

Данные направления разработаны с целью создания  благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей дошкольного возраста к специализированному дошкольному учреждению.

Задачи решаются через: обеспечение охраны нервно-психического здоровья детей, снижение психосоматической заболеваемости в адаптационный  период, постепенное комфортное введение ребенка в процесс офтальмологического лечения и формирование консультативного блока информации для повышения уровня психолого-педагогической  компетентности родителей.

Система деятельности может быть использована педагогами коррекционных дошкольных учреждений, родителями детей, поступающих в специализированный детский сад.

Продолжительность: 4-5 недель, в зависимости от характера семейных отношений, возраста ребенка, особенностей зрительного нарушения и степени выраженности вторичных отклонений.

Ожидаемый результат:  

  1. Благоприятный адаптационный  период детей, сокращение сроков адаптации.
  2. Положительный настрой ребенка на процесс лечения, ношения очков и окклюзии.
  3. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
  4. Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.
  5. Развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и сотрудников детского сада.

План поэтапного вхождения группы детей

младшего и среднего дошкольного возраста

в процесс посещения детского сада

Ориентировочные сроки, ответственный

Этапы вхождения ребенка в процесс посещения детского сада

Цели и методы работы

Первая неделя августа

5 дней, отв. Заведующая, процедурная медсестра, специалисты

Знакомство с родителями детей, формирование общих представлений о детях (заочно)

Изучение медицинских карт вновь поступающих детей (изучение особенностей психолого-педагогического, неврологического и социального статуса  каждого ребёнка);

беседы с родителями для выявления детей с низким уровнем адаптации  (медицинские, социальные рекомендации);

составление индивидуальных планов посещения детского сада;

экскурсия по детскому саду;

составление списка «пожеланий» родителей;

корректировка плана и содержания  консультаций для родителей

Вторая неделя августа

1 день, отв. Специалисты

Знакомство ребенка с помещением детского сада (коридоры, лестницы, музыкальный зал, комната релаксации)

Экскурсия с ребенком и родителями по детскому саду в сопровождении психолога (тифлопедагога, логопеда, воспитателя по ИЗО);

наблюдение за ребенком с целью выявления предпочтений и исключений

2 дня, отв.

психолог

Прогулка на участке вместе с мамой, папой (другим родным), первое знакомство с детьми

Знакомство с территорией детского сада;

выявление предпочтений в общении, стремления ребенка к детскому коллективу

2 дня, отв. Специалисты, воспитатели, муз руководитель

Знакомство с воспитателями,  помещением группы; участие в подгрупповых занятиях:

1)1-2 игры по 15 мин – вместе с родителями;

2)родители находятся в соседнем помещении на занятии у специалистов в течение 30ти-40 минут, дети остаются с воспитателем и другим специалистом

Наблюдение за ребенком в момент отсутствия родителей;

выявление предпочтений ребенка в выборе игрушек, видов деятельности;

проведение коротких музыкальных мини-занятий, игровой гимнастики

Время проведения данных мероприятий может быть больше по продолжительности, в зависимости от индивидуальных проявлений детей

Третья неделя августа

1 день (понедельник),

отв. процедурная медсестра, специалисты

Совместное с одним из родителей посещение группы, первый прием пищи.

Наблюдение за реакцией ребенка на детский сад после выходных дней;

выявление предпочтений в еде;

наблюдение за сформированностью культурно-гигиенических навыков, самостоятельностью приема пищи

4 дня, отв. процедурная медсестра, медсестры-ортоптисты. специалисты

Посещение ребенком группы до обеда, без дневного сна (в зависимости от индивидуальности ребенка можно оставлять на сончас, уход ребенка домой – не позднее 15.30); родители - на консультациях у специалистов по индивидуальному расписанию.

Знакомство с ортоптическим кабинетом – посещение кабинета – с сопровождающим (взрослым, наиболее понравившимся ребенку, вызывающим у него положительные эмоции, кроме родителей)

Наблюдение за поведением ребенка в отсутствии родителей;

Знакомство с тифлопедагогом – посещение кабинета, совместные игры;

знакомство ребенка с ортоптическим кабинетом и медиками – вызвать интерес и любопытство к занятиям в кабинете;

комфортное введение в процесс лечения – пробные игровые занятия.

Консультации медиков по вопросам лечебно-восстановительного процесса, витаминизации и режима дня в период адаптации.

Четвертая неделя августа

5 дней, отв. Заведующая, процедурная медсестра, специалисты

Посещение группы в течение дня, оставаясь на дневной сон; уход домой – в зависимости от состояния ребенка, но не позднее 16.00-17.00

Постепенное введение ребенка в коррекционно-воспитательный процесс: игры в группе, в музыкальном зале; посещение кабинета тифлопедагога, ортоптического кабинета, ношение очков и окклюзии.

1я-2я недели сентября, 

отв. процедурная медсестра, офтальмолог, специалисты

Пребывание ребенка в детском саду полный день.

Занятия в ортоптическом кабинете.

Отслеживание адаптационного периода, наблюдение за ребенком, постепенное введение в процесс закаливания (воздушного) после дневного сна;

индивидуальные консультации для родителей по процессу адаптации.

План индивидуального вхождения ребенка

старшего дошкольного возраста

в процесс посещения детского сада


Ориентировочные сроки

Этапы вхождения ребенка в процесс посещения детского сада

Цели и методы работы

Первая неделя

1-2 дня, отв. Заведующая, процедурная медсестра, специалисты

Знакомство с родителями ребенка, формирование общих представлений о ребенке (заочно)

Изучение медицинской карты (изучение особенностей психолого-педагогического, неврологического и социального статуса  ребёнка);

беседа с родителями составление индивидуального плана посещения детского сада;

экскурсия по детскому саду;

составление списка «пожеланий» родителей;

корректировка плана и содержания  консультаций для родителей по запросам

1 день, отв. процедурная медсестра, тифлопедагог

Знакомство ребенка с помещением детского сада (коридоры, лестницы, музыкальный зал, комната релаксации)

Знакомство с воспитателями,  помещением группы

Экскурсия с ребенком и родителями по детскому саду в сопровождении тифлопедагога;

наблюдение за ребенком с целью выявления предпочтений и исключений

1-2 дня, отв. тифлопедагог

Индивидуальное игровое занятие с тифлопедагогом

Выявление индивидуальных особенностей ребенка, составление ориентировочного плана рекомендаций для родителей

Вторая неделя

2 дня, воспитатели, специалисты

Знакомство с воспитателями, помещением группы; участие в подгрупповых занятиях.

Родители находятся на консультациях у специалистов в течение 30ти-40 минут, ребенок остается с воспитателем и другими детьми до дневного сна, при желании – остается на сончас.

Наблюдение за ребенком в момент отсутствия родителей;

выявление предпочтений ребенка в выборе игрушек, видов деятельности, партнера для общения;

выявление предпочтений в еде;

наблюдение за сформированностью культурно-гигиенических навыков, самостоятельностью приема пищи

2 дня, отв. Воспитатели.  ортоптисты,,специалисты

Посещение группы в течение дня, оставаясь на дневной сон; уход домой – в зависимости от состояния ребенка, но не позднее 16.00-17.00.

Знакомство с ортоптическим кабинетом – посещение кабинета – с тифлопедагогом

Знакомство ребенка с ортоптическим кабинетом и медиками – вызвать интерес и любопытство к занятиям в кабинете;

комфортное введение в процесс лечения – пробные игровые занятия.

Консультации медиков для родителей по вопросам лечебно-восстановительного процесса, витаминизации и режима дня в период адаптации.

1 день отв воспттател, ортптисты

Пребывание ребенка в детском саду до 16.00-17.00.

Индивидуальное занятие в ортоптическом кабинете.

Наблюдение за поведением ребенка в процессе игры, совместной и организованной деятельности

Время проведения данных мероприятий может быть больше по продолжительности, в зависимости от индивидуальных проявлений ребенка

Третья  неделя

5 дней, отв тифлопедагог, воспитатели, специалисты

Пребывание ребенка в детском саду полный день.

Занятия в ортоптическом кабинете.

Консультации специалистов для родителей по индивидуальному расписанию

Наблюдение за реакцией ребенка на детский сад после выходных дней, на процесс лечения, на ношение очков и окклюзии

в отсутствии родителей;

Знакомство с тифлопедагогом – посещение кабинета, совместные игры;

Четвертая неделя

5 дней отв тифлопедагог, воспитатели, специалисты, ортоптисты

Пребывание ребенка в детском саду полный день.

Постепенное введение ребенка в коррекционно-воспитательный процесс: игры в группе, в музыкальном зале; посещение кабинета тифлопедагога, ортоптического кабинета, ношение очков и окклюзии.

Отслеживание адаптационного периода, наблюдение за ребенком, постепенное введение в процесс закаливания (воздушного) после дневного сна;

индивидуальные консультации для родителей по процессу адаптации.

Основные условия эффективности работы

по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. соблюдение традиций, ритуалов, режима детского сада в адаптационной группе и дома;
  2. посещение психопрофилактических занятий родителями;
  3. активное участие родителей в игровой, конструктивной, художественно-продуктивной деятельностях с детьми;
  4. индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку;
  5. психолого-педагогическое просвещение родителей;
  6. получение обратной связи от родителей – отзывы, просьбы, др.
  7. регулярность посещений детского сада в адаптационный период, отсутствие пропусков по неуважительной причине во избежание сбоя процесса адаптации;
  8. количество детей в группе адаптации в первые 3 недели – не более 7ми человек одновременно (гибкий график посещения в первые дни).

Ограничением для участия в работе

группы адаптации к детскому саду является:

  1. Заболевание ребёнка (или родителя).
  2. Отсутствие медицинской карты ребёнка, поступающего в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника  в условиях детского сада"....

СИСТЕМА РАБОТЫ СО СПОРТИВНО – ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

«Одарённый», «способный», «талантливый» – эти слова довольно часто, особенно в последнее время  произносятся педагогами, психологами и родителями....

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»,

         Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

Аннотация Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте. Творческая работа представляет собой подборк...

Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду. Этапы работы по организации праздника

Развлечения и праздники, как один из видов культурно-досуговой деятельности,имеет большое значение для создания положительного микроклимата вгруппе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Раз...