Система работы по адаптации детей дошкольного возраста к специализированному детскому саду
методическая разработка по теме
Создание благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей дошкольного возраста к специализированному дошкольному учреждению. Цель работы заключается в значительном сокращении срока адаптации детей с осложнённым её характером в период от 1 до 2 месяцев. Это достигается за счёт комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создания определённых условий в группе, где есть вновь пришедшие дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка»/ Система работы по адаптации детей к детскому саду
Система работы по адаптации детей
дошкольного возраста к специализированному детскому саду
Боровкова Надежда Сергеевна,
учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)
Перед каждым дошкольным учреждением стоит задача обеспечения благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей к детскому саду. Дети могут испытывать повышенную тревогу, боязнь, чувство покинутости при расставании с родителями в период адаптации к детскому саду.
Значимость проблемы подтверждается также вниманием к ней учёных, педагогов и психологов. В психолого-педагогической литературе описывается факт психотравмирования ребёнка при поступлении в детский, как острое эмоциональное реагирование на отрыв от матери (Н.М. Аксарина, Р.Р. Тонкова-Ямпольская, К.Л. Печора, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Важность снятия остроты эмоционального переживания ребёнка обуславливается не только трудностями взрослых по организации его поведения, но и последствиями в психосоматическом здоровье. Выявлено, что у ребёнка, начавшего посещать дошкольное учреждение, могут проявляться беспокойство, страх, повышенная возбудимость, раздражительность, негативизм и упрямство, депрессивные реакции, особенно ярко у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей.
Дети младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, по оценке специалистов (Плаксина Л.И., Дружинина, и др.), проживают процесс адаптации значительно тяжелее, поскольку адаптационный период у них, как правило, совпадает с первым опытом ношения очков и окклюзии. Дети раздражаются, отказываются от лечения, не хотят носить очки, заклейку. В итоге адаптационный период у них может затянуться и длиться в острой форме в течение 5-6ти мес. По нашим наблюдениям, тяжелее (по сравнению с нормально видящими сверстниками), проходит процесс адаптации у детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, впервые начавших посещать специализированное дошкольное учреждение.
Цель нашей работы заключается в значительном сокращении срока адаптации детей с осложнённым её характером в период от 1 до 2 месяцев.
Это достигается за счёт комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создания определённых условий в группе, где есть вновь пришедшие дети.
Данные направления разработаны с целью создания благоприятных социально-педагогических условий для адаптации детей дошкольного возраста к специализированному дошкольному учреждению.
Задачи решаются через: обеспечение охраны нервно-психического здоровья детей, снижение психосоматической заболеваемости в адаптационный период, постепенное комфортное введение ребенка в процесс офтальмологического лечения и формирование консультативного блока информации для повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Система деятельности может быть использована педагогами коррекционных дошкольных учреждений, родителями детей, поступающих в специализированный детский сад.
Продолжительность: 4-5 недель, в зависимости от характера семейных отношений, возраста ребенка, особенностей зрительного нарушения и степени выраженности вторичных отклонений.
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей, сокращение сроков адаптации.
- Положительный настрой ребенка на процесс лечения, ношения очков и окклюзии.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
- Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.
- Развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и сотрудников детского сада.
План поэтапного вхождения группы детей
младшего и среднего дошкольного возраста
в процесс посещения детского сада
Ориентировочные сроки, ответственный | Этапы вхождения ребенка в процесс посещения детского сада | Цели и методы работы | |
Первая неделя августа | 5 дней, отв. Заведующая, процедурная медсестра, специалисты | Знакомство с родителями детей, формирование общих представлений о детях (заочно) | Изучение медицинских карт вновь поступающих детей (изучение особенностей психолого-педагогического, неврологического и социального статуса каждого ребёнка); беседы с родителями для выявления детей с низким уровнем адаптации (медицинские, социальные рекомендации); составление индивидуальных планов посещения детского сада; экскурсия по детскому саду; составление списка «пожеланий» родителей; корректировка плана и содержания консультаций для родителей |
Вторая неделя августа | 1 день, отв. Специалисты | Знакомство ребенка с помещением детского сада (коридоры, лестницы, музыкальный зал, комната релаксации) | Экскурсия с ребенком и родителями по детскому саду в сопровождении психолога (тифлопедагога, логопеда, воспитателя по ИЗО); наблюдение за ребенком с целью выявления предпочтений и исключений |
2 дня, отв. психолог | Прогулка на участке вместе с мамой, папой (другим родным), первое знакомство с детьми | Знакомство с территорией детского сада; выявление предпочтений в общении, стремления ребенка к детскому коллективу | |
2 дня, отв. Специалисты, воспитатели, муз руководитель | Знакомство с воспитателями, помещением группы; участие в подгрупповых занятиях: 1)1-2 игры по 15 мин – вместе с родителями; 2)родители находятся в соседнем помещении на занятии у специалистов в течение 30ти-40 минут, дети остаются с воспитателем и другим специалистом | Наблюдение за ребенком в момент отсутствия родителей; выявление предпочтений ребенка в выборе игрушек, видов деятельности; проведение коротких музыкальных мини-занятий, игровой гимнастики | |
Время проведения данных мероприятий может быть больше по продолжительности, в зависимости от индивидуальных проявлений детей | |||
Третья неделя августа | 1 день (понедельник), отв. процедурная медсестра, специалисты | Совместное с одним из родителей посещение группы, первый прием пищи. | Наблюдение за реакцией ребенка на детский сад после выходных дней; выявление предпочтений в еде; наблюдение за сформированностью культурно-гигиенических навыков, самостоятельностью приема пищи |
4 дня, отв. процедурная медсестра, медсестры-ортоптисты. специалисты | Посещение ребенком группы до обеда, без дневного сна (в зависимости от индивидуальности ребенка можно оставлять на сончас, уход ребенка домой – не позднее 15.30); родители - на консультациях у специалистов по индивидуальному расписанию. Знакомство с ортоптическим кабинетом – посещение кабинета – с сопровождающим (взрослым, наиболее понравившимся ребенку, вызывающим у него положительные эмоции, кроме родителей) | Наблюдение за поведением ребенка в отсутствии родителей; Знакомство с тифлопедагогом – посещение кабинета, совместные игры; знакомство ребенка с ортоптическим кабинетом и медиками – вызвать интерес и любопытство к занятиям в кабинете; комфортное введение в процесс лечения – пробные игровые занятия. Консультации медиков по вопросам лечебно-восстановительного процесса, витаминизации и режима дня в период адаптации. | |
Четвертая неделя августа | 5 дней, отв. Заведующая, процедурная медсестра, специалисты | Посещение группы в течение дня, оставаясь на дневной сон; уход домой – в зависимости от состояния ребенка, но не позднее 16.00-17.00 | Постепенное введение ребенка в коррекционно-воспитательный процесс: игры в группе, в музыкальном зале; посещение кабинета тифлопедагога, ортоптического кабинета, ношение очков и окклюзии. |
1я-2я недели сентября, отв. процедурная медсестра, офтальмолог, специалисты | Пребывание ребенка в детском саду полный день. Занятия в ортоптическом кабинете. | Отслеживание адаптационного периода, наблюдение за ребенком, постепенное введение в процесс закаливания (воздушного) после дневного сна; индивидуальные консультации для родителей по процессу адаптации. |
План индивидуального вхождения ребенка
старшего дошкольного возраста
в процесс посещения детского сада
Ориентировочные сроки | Этапы вхождения ребенка в процесс посещения детского сада | Цели и методы работы | |
Первая неделя | 1-2 дня, отв. Заведующая, процедурная медсестра, специалисты | Знакомство с родителями ребенка, формирование общих представлений о ребенке (заочно) | Изучение медицинской карты (изучение особенностей психолого-педагогического, неврологического и социального статуса ребёнка); беседа с родителями составление индивидуального плана посещения детского сада; экскурсия по детскому саду; составление списка «пожеланий» родителей; корректировка плана и содержания консультаций для родителей по запросам |
1 день, отв. процедурная медсестра, тифлопедагог | Знакомство ребенка с помещением детского сада (коридоры, лестницы, музыкальный зал, комната релаксации) Знакомство с воспитателями, помещением группы | Экскурсия с ребенком и родителями по детскому саду в сопровождении тифлопедагога; наблюдение за ребенком с целью выявления предпочтений и исключений | |
1-2 дня, отв. тифлопедагог | Индивидуальное игровое занятие с тифлопедагогом | Выявление индивидуальных особенностей ребенка, составление ориентировочного плана рекомендаций для родителей | |
Вторая неделя | 2 дня, воспитатели, специалисты | Знакомство с воспитателями, помещением группы; участие в подгрупповых занятиях. Родители находятся на консультациях у специалистов в течение 30ти-40 минут, ребенок остается с воспитателем и другими детьми до дневного сна, при желании – остается на сончас. | Наблюдение за ребенком в момент отсутствия родителей; выявление предпочтений ребенка в выборе игрушек, видов деятельности, партнера для общения; выявление предпочтений в еде; наблюдение за сформированностью культурно-гигиенических навыков, самостоятельностью приема пищи |
2 дня, отв. Воспитатели. ортоптисты,,специалисты | Посещение группы в течение дня, оставаясь на дневной сон; уход домой – в зависимости от состояния ребенка, но не позднее 16.00-17.00. | ||
Знакомство с ортоптическим кабинетом – посещение кабинета – с тифлопедагогом | Знакомство ребенка с ортоптическим кабинетом и медиками – вызвать интерес и любопытство к занятиям в кабинете; комфортное введение в процесс лечения – пробные игровые занятия. Консультации медиков для родителей по вопросам лечебно-восстановительного процесса, витаминизации и режима дня в период адаптации. | ||
1 день отв воспттател, ортптисты | Пребывание ребенка в детском саду до 16.00-17.00. Индивидуальное занятие в ортоптическом кабинете. | Наблюдение за поведением ребенка в процессе игры, совместной и организованной деятельности | |
Время проведения данных мероприятий может быть больше по продолжительности, в зависимости от индивидуальных проявлений ребенка | |||
Третья неделя | 5 дней, отв тифлопедагог, воспитатели, специалисты | Пребывание ребенка в детском саду полный день. Занятия в ортоптическом кабинете. Консультации специалистов для родителей по индивидуальному расписанию | Наблюдение за реакцией ребенка на детский сад после выходных дней, на процесс лечения, на ношение очков и окклюзии в отсутствии родителей; Знакомство с тифлопедагогом – посещение кабинета, совместные игры; |
Четвертая неделя | 5 дней отв тифлопедагог, воспитатели, специалисты, ортоптисты | Пребывание ребенка в детском саду полный день. | Постепенное введение ребенка в коррекционно-воспитательный процесс: игры в группе, в музыкальном зале; посещение кабинета тифлопедагога, ортоптического кабинета, ношение очков и окклюзии. Отслеживание адаптационного периода, наблюдение за ребенком, постепенное введение в процесс закаливания (воздушного) после дневного сна; индивидуальные консультации для родителей по процессу адаптации. |
Основные условия эффективности работы
по адаптации ребенка к детскому саду:
- соблюдение традиций, ритуалов, режима детского сада в адаптационной группе и дома;
- посещение психопрофилактических занятий родителями;
- активное участие родителей в игровой, конструктивной, художественно-продуктивной деятельностях с детьми;
- индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- получение обратной связи от родителей – отзывы, просьбы, др.
- регулярность посещений детского сада в адаптационный период, отсутствие пропусков по неуважительной причине во избежание сбоя процесса адаптации;
- количество детей в группе адаптации в первые 3 недели – не более 7ми человек одновременно (гибкий график посещения в первые дни).
Ограничением для участия в работе
группы адаптации к детскому саду является:
- Заболевание ребёнка (или родителя).
- Отсутствие медицинской карты ребёнка, поступающего в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада"....
СИСТЕМА РАБОТЫ СО СПОРТИВНО – ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
«Одарённый», «способный», «талантливый» – эти слова довольно часто, особенно в последнее время произносятся педагогами, психологами и родителями....
Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»,
Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»
Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....
Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»
Аннотация Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте. Творческая работа представляет собой подборк...
Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду. Этапы работы по организации праздника
Развлечения и праздники, как один из видов культурно-досуговой деятельности,имеет большое значение для создания положительного микроклимата вгруппе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Раз...