Описание системы работы по теме "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Опыт работы
воспитателя Нефедовой Наталии Владимировны
«Нетрадиционные техники
рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
2015 г
Я, Нефедова Наталия Владимировна, работаю в должности воспитателя в МКДОУ «Детский сад №4 «Красная шапочка». Несмотря на небольшой опыт, стараюсь соответствовать современным требованиям к педагогам. Тема моего самообразования - «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с индивидуальными возможностями, детей. В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От Рождения до школы» в соответствии с ФГОС, содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: -развитие продуктивной деятельности; - развитие детского творчества; - приобщению к изобразительному искусству. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
∙ Способствует снятию детских страхов; ∙ Развивает уверенность в своих силах; ∙ Развивает пространственное мышление; ∙ Учит детей свободно выражать свой замысел; ∙ Побуждает детей к творческим поискам и решениям; ∙ Учит детей работать с разнообразным материалом; ∙ Развивает чувство композиции, ритма, колорита; ∙ Развивает мелкую моторику рук; ∙ Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. ∙ Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав рисунки дошкольников, я пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» Комарова Т.C. «Детское художественное творчество» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи: ∙ Сформировать у детей технические навыки рисования. ∙ Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. ∙ Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования. ∙ Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в младшей группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы. Первую технику которую мы освоили –это рисование пальчиками и ладошкой. Рисование пальчиками –это самый простой способ получения изображения. Ребёнку легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисти. В дальнейшем я буду знакомить детей с более сложными техниками рисования,
планирую провести «День выходного дня», заинтересовать родителей техникой нетрадиционного рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
∙ игра, которая является основным видом деятельности детей; ∙ сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; ∙ просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; ∙ музыкальное сопровождение. И т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
∙ рисование пальчиками; ∙ оттиск печатками из картофеля; ∙ рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: ∙ тычок жесткой полусухой кистью. ∙ печать поролоном; ∙ печать пробками; ∙ восковые мелки + акварель; ∙ свеча + акварель; ∙ отпечатки листьев; ∙ рисунки из ладошки; ∙ рисование ватными палочками; ∙ волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: ∙ рисование песком; ∙ рисование мыльными пузырями; ∙ рисование мятой бумагой; ∙ кляксография с трубочкой; ∙ монотипия пейзажная; ∙ печать по трафарету; ∙ монотипия предметная; ∙ кляксография обычная; ∙ пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...
: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»
научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...
статья «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего о...