Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду. Этапы работы по организации праздника
статья

Малеева Ольга Владимировна

Развлечения и праздники, как один из видов культурно-досуговой деятельности,

имеет большое значение для создания положительного микроклимата в

группе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Развлечения

являются красочным мероприятием, обогащающим впечатления и

формирующим творческую активность. Они способствуют его

всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства:

музыкальным, изобразительным, литературным, театральным, пробуждают

радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazlniki_v_detskom_sadu.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду.

Этапы работы по организации праздника

Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,

 когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

 фантазии, творчества. Без этого он

засушенный цветок ….

 В.А.Сухомлинский.

          В дошкольном детстве каждый ребенок реагирует на звучание музыки,

чтение сказок, стихов, фольклора, старается петь, танцевать, выступать в

роли героя художественного произведения. Музыкальный руководитель и

воспитатели детского сада создают условия для формирования у детей

восприятия музыки и художественного слова, развивают творческие

способности в разных видах деятельности.

         В соответствии с принципами ФГОС ДО мы активно используем

праздники и развлечения в качестве средства приобщения детей к

социокультурным нормам и традициям, где в полной мере учитываются

индивидуальные особенности каждого ребенка, выступающего в роли

полноправного субъекта образовательной деятельности в сотрудничестве

с взрослыми и с другими детьми.

         Праздники и развлечения в детском саду – не просто форма

организации досуга детей. Они являются неотъемлемой частью

воспитательно-образовательного процесса, а ещё это большая творческая

работа. Праздники, как и любое другое событие, имеет очень важное значение для дошкольников, дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Они нуждаются в поддержке инициативы и самостоятельности, уверенности в своих силах, как со стороны педагогов, сверстников, так и со стороны родителей.

        Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей в

образовательной деятельности по развитию речи и музыкальному развитию. Дошкольники разучивают песни, стихи и танцевальные композиции, чтобы

продемонстрировать все свои умения и навыки на детском празднике или

развлечении.

        Развлечения, как один из видов культурно-досуговой деятельности,

имеет большое значение для создания положительного микроклимата в

группе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Развлечения

являются красочным мероприятием, обогащающим впечатления и

формирующим творческую активность. Они способствуют его

всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства:

музыкальным, изобразительным, литературным, театральным, пробуждают

радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких

мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а

значит приобрести уверенность в себе, веру в свои способности, развиваются

его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта,

симпатия, жизнерадостность.

При подготовке и организации праздников и развлечений выделяются

следующие этапы работы:

1.Перспективное планирование праздника, выбор темы.

2. Составление сценариев.

3. Работа с педагогами, детьми, родителями.

4. Подготовка и изготовление атрибутов и пособий.

5. Распределение ролей.

6. Разучивание стихов, песен, танцев.

7. Проведение праздника.

8. Подведение итогов мероприятий.

        Подготовка к празднику или развлечению осуществляется планомерно

и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечает

интересам детей, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.

Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться  к

празднику. Его продолжительность зависит от содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие.

        Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность

праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшей и подготовительной к

школе группах – 40-50 минут. При этом тщательно продумывается

соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность

номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла

детей.

         Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий.

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая

разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем

последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника

составляется музыкальным руководителем. В содержании раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся художественные произведения или отрывки из них.

         Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника –

четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны

друг от друга. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т.е. развитие событий, выявление характеров в действии. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. 2-й этап – построение композиции – реализация сюжета в развивающемся конкретном сценическом действии.

Композиция –организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

- экспозицию (короткий рассказ о событиях, вводное слово ведущего,

информация о конкретном событии);

- завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно

четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к

восприятию действия, настраивать на определенный лад);

- развитие действия, или основное действие, т.е. изображение событий;

- кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации

наиболее концентрированно выражается идея праздника);

- развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального

проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные

сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие

хороводы и пляски).

Требования к сценарию:

- строгая логичность построения и развития темы;

- законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов;

- нарастание действия в его движении к кульминации.

        Непосредственная подготовка к празднику начинается с выбора

речевого материала для детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей,

лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало

психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе со сверстниками

(например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период

обучения, может быть целесообразна вообще роль помощника. Распределяя

речевой материал совместно с воспитателем, мы учитываем словарь,

которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной

речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора

и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком,

позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст даем

родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке

текста, уделяем работе над словесным ударением, ритмом, интонацией и

выразительным произношением.

        Хореографические и вокальные композиции, сценки, разучиваем со

всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо

предусмотреть участие в нем каждого ребенка.

         Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием

активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного

творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не

было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной

насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры,

в которых присутствуют соревновательные моменты.

        Подготовка к празднику начинается за 1-1,5 месяца до самого

мероприятия. Музыкальный руководитель и воспитатели рассказываем

детям о предстоящем празднике, объясняем, что это за праздник и чему он

посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то мы

вспоминаем, что на нем было. На данном этапе дети понимают свои задачи,

осознают свою роль в процессе подготовки и проведения праздника. Очень

важно, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала

они видели, знали, для чего и для кого они это делают. Необходимо

поставить перед ребёнком цель, создать мотивацию и он сам захочет это

сделать.

        Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов,

песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров

к костюмам. На данном этапе продолжается работа над сценарием, куда

вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.

Следующим этапом является чтение произведения, по которому будет

происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры

персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче

и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно

давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.

Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в

реализации своих творческих возможностей.

        Чтобы поддержать интерес детей к празднику, не стоит проводить

несколько полномасштабных репетиций, лучше всего “отшлифовать”

программу праздника по номерам, и только в преддверии самого праздника

провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность

номеров, выход персонажей-детей, без проигрывания эпизодов при всех.

Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

        Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет

большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат,

убранстве зала, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам

программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством

радости от приближения и ожидания праздника. Украшение зала отличается

от оформления группы особой парадностью и торжественностью.

При этом нужно помнить о некоторых основных правилах:

- отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для

детей;

- развивать художественно-эстетический вкус;

- создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к

предстоящим событиям;

        Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для

персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не

мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его

носит.

        Праздник проводится в хорошем темпе. Растянутость выступлений,

неоправданные паузы – всё это утомляет воспитанников, нарушает единую

линию эмоционально-физиологической нагрузки. Избежать этого позволит,

прежде всего, активное участие взрослых на празднике. При обсуждении

сценария мы определяем роль каждого воспитателя, его обязанности,

назначаем ответственных за своевременный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т.д.

       Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды

искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с

основной темой праздника. Она должна вызывать у ребят эмоциональный

настрой. Я очень ответственно подхожу к подбору музыкального репертуара.

Песни и танцевальные композиции выбираю разные по характеру, ритму,

аранжировке, чтобы показать детям разнообразие произведений.

Музыкальная палитра, передающая образы, настроение осенних

праздников, отличается большим спектром: от веселой, торжественной

Собираемся на праздник 

Поскольку на музыкальной образовательной деятельности 50 процентов

времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая,

легкая – во всех отношениях комфортная. То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей, поэтому на родительских собраниях заранее проводятся беседы с родителями: каким будет праздник, его тематика, какие костюмы лучше подготовить.

Проведение праздника

Исход праздника во многом зависит и от правил поведения детей, с ними мы

знакомимся заранее. Детям необходимо знать:

- говорить не громко (не кричать);

- ходить спокойно (не бегать);

- помнить для чего мы находимся в зале;

- смело показывать свои способности;

- заботиться друг о друге (не обижать);

- помогать друг другу (не смеяться);

- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);

- не отвлекаться на родителей.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная

работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие

сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности

музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение

праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Подведение итогов

Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и

украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала

действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не

заканчивается работа над праздником. Детская, да и взрослая память долго

хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник.

И наша задача на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим

воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на

празднике и в процессе его подготовки. Для этого мы проводим беседы,

в которых дети вспоминают, что им понравилось, уточняем представления

и впечатления о нем, вспоминаем песни, танцы, миниатюры, выделяем наиболее важное и главное в празднике. Праздничное оформление групп и музыкального зала сохраняем в течение нескольких дней после праздника.

Эффективность педагогической работы во многом зависит от

тщательного анализа качества проведения праздника, при котором

оцениваются:

- деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное

состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;

- деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их

профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и

характер взаимодействия друг с другом и детьми;

- качество используемого музыкального репертуара, его доступность,

художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения

музыкального репертуара;

- организационные моменты праздника, согласованность работы всего

коллектива при подготовке в проведении праздника;

- создание праздничного настроения и оформление зала и групповых комнат.

Родители воспитанников – всегда желанные гости и участники на празднике.

       Праздники в детском саду и наглядно демонстрируют, чему научился ребёнок за время посещения детского сада. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие взаимоотношения у ребенка в коллективе, с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Узнать насколько он общителен, не стесняется ли, и достаточно ли дисциплинирован. Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей, в семье всегда делятся впечатлениями о проведенных мероприятиях.

       Отмечено, что хорошо организованные праздники благотворно влияют

на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную

ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных

на различной образовательной деятельности; способствуют его

нравственному воспитанию.

       В результате системной работы по проведению праздников и

развлечений в детском саду, можно сделать вывод о том, что такая

деятельность, способствует творческому развитию дошкольников,

объединяет все виды культур: эстетическую, нравственную, познавательную,

игровую, этическую. Именно творческая деятельность воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них

развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить

материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

       Праздники в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное

событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем

духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Программы по музыкальному воспитанию рекомендуют в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых – порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися

впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и

неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях

между самыми разными ее обитателями.

        Вызывая радостные эмоции, праздники и развлечения одновременно

закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую

инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности

ребенка, формированию нравственных представлений (положительное

отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма,

равнодушия).

        В детском саду создаются условия для художественно-эстетического

воспитания каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по развитию

речи, изобразительной и музыкальной деятельности. Праздники и

развлечения объединяют все виды искусства, дающие возможность

творчески использовать их, чтобы сделать комфортным и радостным

пребывание детей в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых педагогов "Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду"

Праздники - это важная составная часть воспитательного процесса. Она воздействует на формирование личности дошкольника....

Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду»

Детство – самая счастливая, но, к сожалению, необратимая пора жизни.Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь....

«Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте.          Творческая...

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»,

         Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте....

Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду - постановка проблемы

Бывает так, что речевой слух у ребенка не нарушен (звуки речи он воспринимает без искажения), но при этом никак не может научиться читать: не узнает букву (путает со схожей), читает медленно, додумыва...

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

Аннотация Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте. Творческая работа представляет собой подборк...

Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду

Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте. Творческая работа представляет собой подборку конкрет...