Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду. Этапы работы по организации праздника
статья
Развлечения и праздники, как один из видов культурно-досуговой деятельности,
имеет большое значение для создания положительного микроклимата в
группе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Развлечения
являются красочным мероприятием, обогащающим впечатления и
формирующим творческую активность. Они способствуют его
всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства:
музыкальным, изобразительным, литературным, театральным, пробуждают
радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazlniki_v_detskom_sadu.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по подготовке праздников и развлечений в детском саду.
Этапы работы по организации праздника
Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он
засушенный цветок ….
В.А.Сухомлинский.
В дошкольном детстве каждый ребенок реагирует на звучание музыки,
чтение сказок, стихов, фольклора, старается петь, танцевать, выступать в
роли героя художественного произведения. Музыкальный руководитель и
воспитатели детского сада создают условия для формирования у детей
восприятия музыки и художественного слова, развивают творческие
способности в разных видах деятельности.
В соответствии с принципами ФГОС ДО мы активно используем
праздники и развлечения в качестве средства приобщения детей к
социокультурным нормам и традициям, где в полной мере учитываются
индивидуальные особенности каждого ребенка, выступающего в роли
полноправного субъекта образовательной деятельности в сотрудничестве
с взрослыми и с другими детьми.
Праздники и развлечения в детском саду – не просто форма
организации досуга детей. Они являются неотъемлемой частью
воспитательно-образовательного процесса, а ещё это большая творческая
работа. Праздники, как и любое другое событие, имеет очень важное значение для дошкольников, дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Они нуждаются в поддержке инициативы и самостоятельности, уверенности в своих силах, как со стороны педагогов, сверстников, так и со стороны родителей.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей в
образовательной деятельности по развитию речи и музыкальному развитию. Дошкольники разучивают песни, стихи и танцевальные композиции, чтобы
продемонстрировать все свои умения и навыки на детском празднике или
развлечении.
Развлечения, как один из видов культурно-досуговой деятельности,
имеет большое значение для создания положительного микроклимата в
группе, внося в жизнь ребёнка что-то новое, интересное. Развлечения
являются красочным мероприятием, обогащающим впечатления и
формирующим творческую активность. Они способствуют его
всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства:
музыкальным, изобразительным, литературным, театральным, пробуждают
радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких
мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а
значит приобрести уверенность в себе, веру в свои способности, развиваются
его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта,
симпатия, жизнерадостность.
При подготовке и организации праздников и развлечений выделяются
следующие этапы работы:
1.Перспективное планирование праздника, выбор темы.
2. Составление сценариев.
3. Работа с педагогами, детьми, родителями.
4. Подготовка и изготовление атрибутов и пособий.
5. Распределение ролей.
6. Разучивание стихов, песен, танцев.
7. Проведение праздника.
8. Подведение итогов мероприятий.
Подготовка к празднику или развлечению осуществляется планомерно
и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечает
интересам детей, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.
Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к
празднику. Его продолжительность зависит от содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность
праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшей и подготовительной к
школе группах – 40-50 минут. При этом тщательно продумывается
соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность
номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла
детей.
Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий.
Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая
разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем
последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника
составляется музыкальным руководителем. В содержании раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся художественные произведения или отрывки из них.
Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:
1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника –
четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны
друг от друга. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т.е. развитие событий, выявление характеров в действии. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. 2-й этап – построение композиции – реализация сюжета в развивающемся конкретном сценическом действии.
Композиция –организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
- экспозицию (короткий рассказ о событиях, вводное слово ведущего,
информация о конкретном событии);
- завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно
четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к
восприятию действия, настраивать на определенный лад);
- развитие действия, или основное действие, т.е. изображение событий;
- кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации
наиболее концентрированно выражается идея праздника);
- развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального
проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные
сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие
хороводы и пляски).
Требования к сценарию:
- строгая логичность построения и развития темы;
- законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов;
- нарастание действия в его движении к кульминации.
Непосредственная подготовка к празднику начинается с выбора
речевого материала для детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей,
лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало
психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе со сверстниками
(например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период
обучения, может быть целесообразна вообще роль помощника. Распределяя
речевой материал совместно с воспитателем, мы учитываем словарь,
которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной
речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора
и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком,
позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст даем
родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке
текста, уделяем работе над словесным ударением, ритмом, интонацией и
выразительным произношением.
Хореографические и вокальные композиции, сценки, разучиваем со
всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо
предусмотреть участие в нем каждого ребенка.
Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием
активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного
творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не
было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной
насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры,
в которых присутствуют соревновательные моменты.
Подготовка к празднику начинается за 1-1,5 месяца до самого
мероприятия. Музыкальный руководитель и воспитатели рассказываем
детям о предстоящем празднике, объясняем, что это за праздник и чему он
посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то мы
вспоминаем, что на нем было. На данном этапе дети понимают свои задачи,
осознают свою роль в процессе подготовки и проведения праздника. Очень
важно, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала
они видели, знали, для чего и для кого они это делают. Необходимо
поставить перед ребёнком цель, создать мотивацию и он сам захочет это
сделать.
Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов,
песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров
к костюмам. На данном этапе продолжается работа над сценарием, куда
вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.
Следующим этапом является чтение произведения, по которому будет
происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры
персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче
и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно
давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.
Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в
реализации своих творческих возможностей.
Чтобы поддержать интерес детей к празднику, не стоит проводить
несколько полномасштабных репетиций, лучше всего “отшлифовать”
программу праздника по номерам, и только в преддверии самого праздника
провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность
номеров, выход персонажей-детей, без проигрывания эпизодов при всех.
Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет
большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат,
убранстве зала, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам
программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством
радости от приближения и ожидания праздника. Украшение зала отличается
от оформления группы особой парадностью и торжественностью.
При этом нужно помнить о некоторых основных правилах:
- отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для
детей;
- развивать художественно-эстетический вкус;
- создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к
предстоящим событиям;
Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для
персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не
мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его
носит.
Праздник проводится в хорошем темпе. Растянутость выступлений,
неоправданные паузы – всё это утомляет воспитанников, нарушает единую
линию эмоционально-физиологической нагрузки. Избежать этого позволит,
прежде всего, активное участие взрослых на празднике. При обсуждении
сценария мы определяем роль каждого воспитателя, его обязанности,
назначаем ответственных за своевременный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т.д.
Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды
искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с
основной темой праздника. Она должна вызывать у ребят эмоциональный
настрой. Я очень ответственно подхожу к подбору музыкального репертуара.
Песни и танцевальные композиции выбираю разные по характеру, ритму,
аранжировке, чтобы показать детям разнообразие произведений.
Музыкальная палитра, передающая образы, настроение осенних
праздников, отличается большим спектром: от веселой, торжественной
Собираемся на праздник
Поскольку на музыкальной образовательной деятельности 50 процентов
времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая,
легкая – во всех отношениях комфортная. То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей, поэтому на родительских собраниях заранее проводятся беседы с родителями: каким будет праздник, его тематика, какие костюмы лучше подготовить.
Проведение праздника
Исход праздника во многом зависит и от правил поведения детей, с ними мы
знакомимся заранее. Детям необходимо знать:
- говорить не громко (не кричать);
- ходить спокойно (не бегать);
- помнить для чего мы находимся в зале;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
- не отвлекаться на родителей.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная
работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие
сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности
музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение
праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Подведение итогов
Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и
украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала
действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не
заканчивается работа над праздником. Детская, да и взрослая память долго
хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник.
И наша задача на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим
воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на
празднике и в процессе его подготовки. Для этого мы проводим беседы,
в которых дети вспоминают, что им понравилось, уточняем представления
и впечатления о нем, вспоминаем песни, танцы, миниатюры, выделяем наиболее важное и главное в празднике. Праздничное оформление групп и музыкального зала сохраняем в течение нескольких дней после праздника.
Эффективность педагогической работы во многом зависит от
тщательного анализа качества проведения праздника, при котором
оцениваются:
- деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное
состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;
- деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их
профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и
характер взаимодействия друг с другом и детьми;
- качество используемого музыкального репертуара, его доступность,
художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения
музыкального репертуара;
- организационные моменты праздника, согласованность работы всего
коллектива при подготовке в проведении праздника;
- создание праздничного настроения и оформление зала и групповых комнат.
Родители воспитанников – всегда желанные гости и участники на празднике.
Праздники в детском саду и наглядно демонстрируют, чему научился ребёнок за время посещения детского сада. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие взаимоотношения у ребенка в коллективе, с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Узнать насколько он общителен, не стесняется ли, и достаточно ли дисциплинирован. Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей, в семье всегда делятся впечатлениями о проведенных мероприятиях.
Отмечено, что хорошо организованные праздники благотворно влияют
на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную
ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных
на различной образовательной деятельности; способствуют его
нравственному воспитанию.
В результате системной работы по проведению праздников и
развлечений в детском саду, можно сделать вывод о том, что такая
деятельность, способствует творческому развитию дошкольников,
объединяет все виды культур: эстетическую, нравственную, познавательную,
игровую, этическую. Именно творческая деятельность воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них
развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить
материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.
Праздники в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное
событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем
духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Программы по музыкальному воспитанию рекомендуют в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых – порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися
впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и
неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях
между самыми разными ее обитателями.
Вызывая радостные эмоции, праздники и развлечения одновременно
закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую
инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности
ребенка, формированию нравственных представлений (положительное
отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма,
равнодушия).
В детском саду создаются условия для художественно-эстетического
воспитания каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по развитию
речи, изобразительной и музыкальной деятельности. Праздники и
развлечения объединяют все виды искусства, дающие возможность
творчески использовать их, чтобы сделать комфортным и радостным
пребывание детей в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых педагогов "Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду"
Праздники - это важная составная часть воспитательного процесса. Она воздействует на формирование личности дошкольника....
Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду»
Детство – самая счастливая, но, к сожалению, необратимая пора жизни.Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь....
«Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»
Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте. Творческая...
Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»,
Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте....
Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду - постановка проблемы
Бывает так, что речевой слух у ребенка не нарушен (звуки речи он воспринимает без искажения), но при этом никак не может научиться читать: не узнает букву (путает со схожей), читает медленно, додумыва...
Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»
Аннотация Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте. Творческая работа представляет собой подборк...
Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду
Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте. Творческая работа представляет собой подборку конкрет...