Развитие смеховой культуры и эмоциональной восприимчивости средствами театрализованной игры
рабочая программа по теме
Представлена мини-программа по созданию концентрированного, эмоционально насыщенного опыта нового социального поведения ребенка в семье и детском саду.
Основное место в формировании чувства юмора у детей занимает формирование адекватных реакций на различные ситуации общения. Эмоциональные процессы – эта та сфера психологического бытия ребенка, которая включает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, память, внимание, мышление, воображение. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль, а, следовательно, и умение видеть смешное, являются продуктами воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_smehovoy_kultury_.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие смеховой культуры и эмоциональной восприимчивости
средствами театрализованной игры
Боровкова Надежда Сергеевна,
учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)
Мини-программа по созданию концентрированного, эмоционально насыщенного опыта нового социального поведения ребенка в семье и детском саду.
Цели:
- устранение искажений в эмоционально-личностном развитии ребенка;
- перестройка неблагоприятно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения;
- воссоздание полноценных, обновленных контактов ребенка с окружающими.
Среди многих сложных психических новообразований, характеризующих духовный мир личности, большое место занимают психические явления, связанные с ценностными ориентациями и эталонами. К таким явлениям относится и такая психическая деятельность, в ходе которой реализуются определенные отношения субъекта и объекта, ситуации, оцениваемые личностью как смешные и связанные со специфическим «чувством комического».
Известно, что способность замечать смешное в окружающей действительности и соответственно реагировать на него, является одной из важнейших сторон полноценного психического развития личности, предпосылкой ее оптимистической жизненной позиции, одним из средств мобилизации сил в борьбе с трудностями, своеобразной профилактикой против уныния и пессимизма. О значении способности видеть смешные стороны жизни говорили выдающиеся мыслители разных исторических эпох, начиная с Аристотеля. Формирование умения видеть смешное, развитие чувства юмора у ребенка является условием воспитания жизнерадостной, оптимистически настроенной личности, средством преодоления замкнутости, угрюмости ребенка, необходимым условием разностороннего общения ребенка с окружающими его людьми.
На наш взгляд, основное место в формировании чувства юмора у детей занимает формирование адекватных реакций на различные ситуации общения. Эмоциональные процессы – эта та сфера психологического бытия ребенка, которая включает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, память, внимание, мышление, воображение.
Эмоциональные образы и эмоциональный контроль, а, следовательно, и умение видеть смешное, являются продуктами воспитания.
Появление новых возможностей саморегуляции у ребенка, новый, незафиксированный, непрофанированный взгляд на мир, предполагает переход от внешней к внутренней регуляции поведения и установлению мотивов поведения. Эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование на ее основе смеховой культуры мы считаем важнейшей задачей педагога.
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это формирование способности управлять собственными эмоциями. В процессе коррекционной работы эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы, нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с делами и результатами других.
Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется, прежде всего, на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, пантомимику, жесты, эмоциональную дистанцию.
Основой психологической работы с проблемными детьми по развитию смеховой культуры и повышению эмоциональной восприимчивости, на наш взгляд, является синтез методов группового психотренинга и элементов театрализованной деятельности. Основным направлением этой работы является обучение ребенка созданию особой психологической атмосферы, которая благоприятным образом сказывается на эмоциональном состоянии, настрое мыслей и чувств ребенка, а тем самым на характере его действий и поступков. Театрализованная деятельность, на наш взгляд, наиболее эмоционально насыщенная деятельность, так как в основе её лежит игра – источник детского творчества. Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого- либо персонажа, способствует усвоению детьми новых образов социального поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации. В процессе театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется и речь ребенка, совершенствуется умение строить диалоги с партнерами по общению.
Учитывая особую важность и значение индивидуальной работы, мы отводим ей в данном направлении вспомогательную роль, а приоритетным направлением считаем групповые занятия, поскольку:
- инициатива в создании эмоциональной атмосферы общения со взрослым принадлежит, в основном, последнему;
- психологические проблемы ребенка наиболее обнаруживают себя в процессе обучения со сверстниками;
- данный вид коррекционной работы в настоящее время активно внедряется в практику дошкольных учреждений.
В процессе разработки направления развития смеховой культуры мы основывались на представлениях выдающегося отечественного психолога Л.С Выготского о роли творчества в психическом развитии ребенка. Творчество, по мнению Выготского, - это органичная форма деятельности для ребенка, это сама его жизнь. Творчество непосредственно связано с игрой, имеет ряд общих черт с ней, поскольку игра – это не простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, которая отвечает вопросам и впечатлениям ребенка.
Таким образом, синтез групповых психотехнических и ролевых игр, а также элементов театрализованной деятельности не случаен: в игре так же, как и в творчестве, мотив деятельности заключен в самом ее процессе, а не в результате, то есть в том впечатлении, которое вызовет творчество в глазах зрителей. Выготский говорил, что ребенок – плохой актер для других, но прекрасный актер для себя. Мы отмечали ранее, что ребенок из неполной семьи – это хороший актер для других – он выбирает разные формы самопрезентации - от негативистически - демонстративной до полного ухода в себя. Этим он как бы ориентирован на результат – получение внимания со стороны взрослого. Однако понять себя в системе взаимоотношений ребенку трудно.
Коллективное детское творчество создает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека. Формирование у ребенка умения взглянуть на себя со стороны, заметить алогизмы в своем поведении, посмеяться над ними – это конечная цель нашей работы.
Также целью и основой творчества является «эмоциональное воплощение». Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения» эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных процессов и состояний и формирования эмоционального контроля. Как мы уже говорили, театрализованная деятельность для ребенка – это некое подобие, собирательный образ детской игры, где моделирование жизненных ситуаций точнее, острее и эмоциональнее, образ более завершенный, а обучающий эффект более значительный. Такая театрализованная деятельность, сохраняющая непосредственность детской игры, основана на творческой импровизации детей – песенной, танцевальной, игровой, ориентирующейся, главным образом, на понимание смысла и эмоциональной атмосферы общей и индивидуальной деятельности.
Основной линией проходит снижение уровня тревожности, развитие уверенности в себе, снижение агрессивно-демонстративных тенденций и формирование позитивного восприятия себя и окружающего мира.
Поскольку игра для дошкольников – это не только наиболее естественная, но и ведущая форма деятельности, в русле которой формируются все основные новообразования, использование игры в качестве основного рычага коррекционной работы представляется наиболее целесообразным. В процессе игровой коррекции решаются следующие конкретные задачи:
1)у ребенка вызываются новые формы переживаний;
2)воспитываются новые чувства по отношению к взрослому, к сверстникам, к самому себе;
3)формируется адекватное отношение к себе и другим;
4)повышается уверенность в себе;
5)развиваются и обогащаются приемы общения со сверстниками; 6)отрабатываются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности. Дети получают необходимый для их психологического здоровья опыт новых отношений со взрослым и сверстниками, отношений, основанных на уважении и признании самостоятельности и самоценности детей.
Основной формой коррекционной работы является создание группы коррекции. В силу специфики поведения детей-дошкольников мы считаем возможным комплектование группы из 6-7 человек максимально. Лучше, если это будут дети из разных групп, поскольку пребывание несколько лет в одном и том же коллективе не всегда плодотворно влияет на раскрытие внутреннего творческого потенциала ребенка.
Работа по расширению и упорядочиванию эмоционального и юмористического опыта детей проводится по трем направлениям (этапам):
Направление деятельности | Виды деятельности |
(6-8 занятий). | Детям предлагается в разных контекстах наглядно убедиться в том, что различные настроения, эмоции, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях, характере контакта взглядов и психологической дистанции. Проводятся ролевые игры и этюды типа: “С каким настроением мы пришли в детский сад”, ”Смешные козлята, которые ругались”, “Как веселая лисичка стала злой”, “Почему никто не понял моего настроения” и тому подобное. Эмоциональный и юмористический контекст варьируется от самого конкретного до самого общего, требующего максимальной творческой работы фантазии ребенка. |
2. Развитие понимания смысла и значения различных форм поведения людей (7-8 занятий). | Детям предлагаются различные модели анализа поведения, такие, например, как анализ реакций в стрессовой ситуации (уверенная, неуверенная, агрессивная, юмористическая). Вся работа строится на решении проблемных ситуаций: “если бы… то что?”. Этот этап деятельности направлен на насыщение эмоциональной атмосферой приобретенного опыта поведения в эмоционально значимых ситуациях. Сложные проблемы берутся из семейной и групповой жизни детей. Дети разыгрывают различные ситуации, а потом оценивают их с позиции веселого и скучного человека, а также с позиции “веселости - невеселости” ситуации для ее участников. |
(7-8 занятий). | Основное внимание уделяется оценке собственного и приобретенного опыта поведения в эмоционально значимых ситуациях. В работе используются элементы психодрамы и ролевые игры. Объектом обсуждения, интерпретации и воплощения являются отношения детей внутри коррекционной группы, и то, каким образом эти отношения влияют на контакты с другими детьми, воспитателями и родителями. |
В процессе всей деятельности коррекционной группы у детей постепенно формируется позиция людей с чувством юмора, умеющих адекватно выражать свои эмоции и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Формируются предпосылки осознания реального смысла и значения формирования эмоциональной атмосферы добра, радости для улучшения собственного самочувствия и социальных отношений.
В ходе работы используются следующие методы и приемы:
- Этюды.
- Игры- драматизаци.
- Игры на развитие навыков социальной перцепции.
- Игры-сказки.
- Сказки-тесты.
- Игры-путешествия.
- Большое внимание в процессе работы уделяется телесной терапии, поскольку в процессе работы с собственным телом ребенок не только учится различать и сравнивать ощущения от разнообразных движений, но и корректировать свои движения в зависимости от заданной ситуации. А также произвольно направлять свое внимание на двигательные реакции свои и партнера по общению. Двигательные методы не только создают потенциал для всей будущей работы с детьми, но и активизируют, простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Очевидно, что закрепление любых телесных навыков предполагает обращение к таким психическим функциям, как, например, эмоции, память, процессы произвольности и саморегуляции.
- Одним из наиболее адекватных методов коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка, включенных в коррекционные занятия, являются самостоятельные игры-фантазии (сказки, сочиненные самими детьми) с проекцией внутренних эмоциональных проблем и актуальных переживаний. Основной принцип проведения подобных игр заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь заменить их на положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями. Отсутствие режиссерского контроля и обязательств объяснять поведение персонажей сохраняет принцип игровой реальности и облегчает вживание в роль. В дальнейшей работе используются сюжеты сказок (придуманных педагогом совместно с детьми), где происходят волшебные превращения и где взрослый берет на себя роль, противоположную роли ребенка. Следует отметить, что эффективность воздействия игр, этюдов и упражнений значительно повышается, если они сопровождаются музыкой, либо пением.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы самими детьми, использование разнообразных способов терапии является эффективным средством регуляции поведения каждого ребенка и группы в целом. Здесь проявляется такой феномен, как “закон общего эмоционального знака”, описанный Выготским. Согласно этому закону, доминирующее чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением. Эти представления о том, что доминирующая эмоция подбирает впечатления, мысли и образы, которые созвучны актуальному представлению, и легли в основу построения нашей коррекционной системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ"
Актуальность темы связана с тем, что на современном этапе необходимость развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу воспитание самостоятельной и твор...
Презентация : Проект"Развитие игрового творчества старших дошкольниках в театрализованных играх"
Актуальность проекта:Развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу воспитание самостоятельной и творчески развитой личности Творчество детей рассм...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка». Консультации для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», "Театрализованные игры - путь к детскому творчеству".
Из этих материалов вы узнаете какова роль театрализованной игры в развитии детей младшего дошкольного возраста ....
Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи".Тема "Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру" Теремок"
Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре - драматизацииПрограммные задачи:Обучающие:-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;-активизи...
Консультация для воспитателей на тему: «Культура речевого общения в театрализованной игре»
Консультация для воспитателей на тему: «Культура речевого общения в театрализованной игре»...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...