Организация работы детского сада по детскому туризму
статья по теме
проблемы физического развития и сохранения здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_raboty_detskogo_sada_po_detskomu_turizmu.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор статьи:
Кузнецова Светлана Викторовна,
заведующий,
детский сад № 67 «Радость»
АНО ДО «Планета детства «Лада» г.Тольятти,
Адрес ДОУ:445032, г.Тольятти, бр.Кулибина 7,
сотовый телефон: 8-9272-16-32-56,
служебный телефон: 8 (8482) 600-167,
Организация работы детского сада по детскому туризму
Актуальность проблемы физического развития и сохранения здоровья детей, как никогда остра. Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. На XVI Конгрессе педиатров России 24-27 февраля 2012 года главный педиатр РФ академик РАМН А.А.Баранов отметил, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34 процента, а уровень физического развития детей постоянно снижается. Необходимость поиска эффективных путей оздоровления детей приобретает первостепенную социальную значимость, поэтому наше дошкольное учреждение с 2007г. определило как одно из приоритетных направлений физическое развитие дошкольника.
С этой целью был разработан проект «Гора Здоровья» по формированию основ детского туризма у старших дошкольников, который стал победителем в конкурсе грантов, организованным городским общественным фондом «Фонд Тольятти», в номинации «Деятельность в сфере физической культуры и массовых видов спорта, профилактики и охраны здоровья граждан». Детский сад получил пятьдесят тысяч рублей из именного фонда «АВТОВАЗ - новому поколению" на приобретение туристического оборудования для дошколят.
Цель проекта: совершенствование системы работы ДОУ по физкультурно-оздоровительному направлению в условиях активизации двигательной активности дошкольников средствами туризма.
Детский туризм как средство физического воспитания включает разнообразные по содержанию и форме двигательные действия: физические упражнения на развитие физических качеств с использованием специального оборудования спортивного зала и спортплощадки (скалодромы, бревна, тренажеры с горизонтальными и вертикальными канатами, рукоходы, турники, лесенки, дуги), а так же естественные препятствия природного окружения (ручьи, поваленные деревья, пригорки, спуски); двигательные упражнения на развитие пространственной ориентировки, координационных способностей; подвижные игры с включением экологических игр, проблемных ситуаций, поисковых заданий; специальные физические упражнения овладения техникой пешего туризма с элементами горного туризма (прикладное многоборье - установка палаток, разведение костра, укладка рюкзака, вязка узлов, упражнения на скалодроме, преодоление «водной преграды» по канатам разными способами с использованием обвязки и карабинов на безопасной высоте со страховкой инструктора).
Результатом реализации проекта стала разработка педагогической технологии формирования основ детского туризма у старших дошкольников, которая повысила компетентность воспитателей и родителей ДОУ в способах активизации двигательной активности дошкольников с использованием средств туризма в сочетании с познанием окружающего мира (краеведение). Разработан пакет инструктивно-методического материала:
- перспективный план работы по физической культуре с элементами туризма с дошкольниками 5-6 лет и 6-7 лет;
- перспективный план работы кружка по туризму со старшими дошкольниками и тематическое планирование спортивно-оздоровительной подготовки в кружке «Юный турист»:
- положения о проведении межквартальных соревнований, туристических слетов и праздников;
- тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности с включением тем по краеведению, экологии, основам детского туризма;
- сценарии развлечений, конспекты динамических часов и комплексов утренней гимнастики с включением средств детского туризма;
- конспекты пеших походов с семьей;
- консультации для родителей;
- темы для перспективного планирования совместной деятельности воспитателя и ребенка;
- игры и упражнения с детьми по туристической технике;
- наглядный материал: маршрутные карты, таблицы с видами костров, узлов, словарь туриста; таблица основных типов естественных препятствий на маршрутах пешеходных и горных походов, характеристика технических приемов их преодоления и др.
Программа мониторинга позволила определить степень физического развития и сформированности навыков пешего туризма у дошкольников. На практике апробировано проведение массовых спортивных соревнований по детскому туризму с участием 4-5 образовательных учреждений и неорганизованных детей; разработаны положения о проведении спортивных праздников, туристических слетов, соревнований. В ДОУ создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию у дошкольников и родителей навыков пешего туризма.
Сравнительный анализ физического развития детей за три года (2009-2012г.г.) показал устойчивую положительную динамику - данные педагогической диагностики физического развития детей показывают увеличение доли детей с высоким и средним уровнем развития на 8%; отмечается снижение заболеваемости – количество случаев простудными заболеваниями за три последних года уменьшилось на 52, что составляет 8,4%.
Система работы с родителями включала в себя теоретическую и практическую подготовку как с большими группами, так и с малыми через использование разных форм проведения – родительские собрания и конференции, Дни открытых дверей и Дни сотрудничества, практикумы, семинары. Формы работы, которые зарекомендовали себя, как актуальные и хорошо посещаемые родителями: просмотр видеофильмов «Походы» с родителями и детьми; представление опыта семейного воспитания «Добрые традиции семьи» - фотоальбомы, стенгазеты, фоторепортажи, спортивные дневники; кружок «Турист»; спортивные праздники; семейные походы в сопровождении инструктора.
Результат проведенной работы с родителями по реализации проекта: родители стали больше заботиться о здоровом образе жизни семьи, активно участвуют в пеших семейных походах; познакомились с рекомендациями об особенностях физического воспитания дошкольника и с элементами детского туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха; получили знания о простейших навыках безопасного туризма; научились проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком; увеличилась массовость посещения спортивных мероприятий, спортивных секций вне детского сада.
В г.Тольятти детским туризмом с дошкольниками спортивные секции не занимаются, поэтому реализация данного проекта была интересна для социума, т.к. данный проект ориентирован не только на воспитанников детского сада, но и школьников начальных классов.
Практика работы показала, что техника пешего туризма очень привлекательна для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. У детей наблюдается устойчивая мотивация, внутренний посыл к участию в туристических слетах, праздниках и походах. С момента реализации проекта (2007г) детский сад «Радость» стал центром детского туризма для дошколят образовательных учреждений, территориально близко расположенных в нашему ДОУ.
Опыт работы ДОУ по формированию основ детского туризма у старших дошкольников был представлен на Всероссийском конкурсе «Инноватика в образовании -2009» (г.Москва); областном конкурсе «ОУ - центр инновационного поиска» - 2010 (г.Самара); Международной Ярмарке педагогических инноваций-2011 ( г.Отрадный). В 2012г. Занял первое место на 1 Всероссийском конкурсе «Спорт для всех» в номинации «Методика проведения массовых спортивных мероприятий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы учителя-логопеда в детском саду,не имеющем в своей структуре специализированных групп
Цель: исправление дефектов речи детейЗадачи:Осуществление диагностики речевого развитияОказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дош...
организация работы с родителями в детском саду
представлен опыт работы с родителями детей в первой младшей группе....
организация работы с родителями в детском саду
представлен опыт работы с родителями детей в первой младшей группе....
Выступление на родительском собрании «Система организации работы в логопедических группах детского сада»
Информация для родителей о том, как организована работа логопедических групп в детском саду...
Учебно-методический комплект: Методическое пособие "Организация работы по краеведению в детском саду с детьми 6-7 лет" и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-7 лет с взрослым по программе "Моя малая родина - Кузбасс"
Название работы: Методическое пособие «Организация работы с детьми 6-7 лет в детском саду по краеведению» и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-8 лет с вз...