Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (средний дошкольный возраст)
методическая разработка (средняя группа)

Крушельницкая Татьяна Николаевна

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.

Рекомендуемые материалы предполагают общую систему оценки детской деятельности по 4-бальной шкале

 4 балла - деятельность соответствует норме,

 3 балла - незначительное отклонение от нормы,

 2 балла - существенное отклонение от нормы,

 1 балл - практическое несоответствие уровню нормы.

 Если по совокупности выполненных заданий диагностирования качества развития образовательных областей, баллы, набранные ребенком, попадают в диапазон от 3, до 4 баллов - его деятельность находится на оптимальном уровне; от 2 до 3 балла - деятельность достаточном уровня; от 1 до 2 балла - деятельность недостаточном уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  1. Уровень сформированности представлений о правилах безопасности дорожного движения:

А) Дидактическая игра «Помоги Незнайке перейти улицу».

Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», игрушка Незнайка.

Задание:

Воспитатель просит ребенка объяснить Незнайке элементарные правила поведения на улице:

- Что обозначают знаки светофора? На какой сигнал можно переходить дорогу?

- Объясни, что это за знак?

- Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебру», перекресток, остановку автобуса.

- Как правильно переходить улицу? (переходить улицу можно только со взрослым, в строго отведенных местах…).

Б) Дидактическая игра «Специальные машины».

Материал: игрушки или картинки – «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус.

Задание:

- Объясни, как называется этот транспорт и для чего он нужен?

  1. Уровень сформированности предпосылок экологического сознания:

А) Подвижная игра «Съедобное – несъедобное»  (с подгруппой детей)

Материал: мяч.

Задание:

Воспитатель называет растения, в том числе ядовитые, и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и сказать съедобное это или несъедобное (например: яблоко, морковка, арбуз, поганка, мухомор, волчья ягода).

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро выполняет все задания.

3 балла – ребенок правильно и быстро выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.

  1. Уровень сформированности основ безопасности собственной жизнедеятельности (в ходе наблюдений):

- Соблюдение правил безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.

- Соблюдение правил безопасности при использовании ножниц.

- Соблюдение правил безопасности передвижения в помещении и на улице.

Критерии оценки:

4 балла – все правила выполняет самостоятельно, без напоминания.

3 балла – ребенок выполняет правила со словесной  помощью воспитателя.

2 балла – ребенок выполняет все правила в общей со взрослым деятельности (моторная помощь).

1 балл – ребенок не выполняет большинство правил безопасности.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Раздел «Развитие трудовой деятельности»

( в процессе наблюдений)

А) Самообслуживание:

- умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду;

- умение с помощью взрослого приводить в порядок свою одежду (чистить, просушивать);

- умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.).

Б) Хозяйственно-бытовой труд:

- умение самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки, игры; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки; вместе с воспитателем убирать на участке мусор, расчищать снег;

-  умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки).

В) Труд в природе:

- умение поливать растения (при участии воспитателя);

- умение и желание заботиться о подкормке зимующих птиц;

- приучение детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая) – при участии воспитателя;

Критерии оценки:

4 балла – выполняет самостоятельно.

3 балла – выполняет с помощью взрослого.

2 балла – выполняет в общей со взрослым деятельности.

1 балл –  не выполняет.

Раздел «Воспитание ценностного отношения

к собственному труду, труду других людей и его результатам

А) Умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

Б) Умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

В) Проявление предпосылок ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Г) Желание и стремление оказывать помощь.

Критерии оценки:

4 балла – побуждения устойчивые.

3 балла – побуждения неустойчивые.

2 балла – побуждения ситуативные.

 1 балл – побуждения не проявляет.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое развитие»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  1. Уровень сформированности словаря:

А) Дидактическая игра «Опиши предмет».

Материал: различные предметные картинки (на усмотрение педагога).

Задание:

- Воспитатель показывает ребенку по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы. Просит ответить на вопросы:

- Что это? (шар)

- Какой он? (красный, большой, воздушный)

- Что с ним можно делать? (играть, катать по полу, подбрасывать, ловить и др.).

Б) Дидактическая игра «Закончи предложение».

Задание:

- Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение».                   Я буду начинать предложение, а ты подумай и скажи, как его можно закончить.

- Сахар сладкий, а перец - … (горький).

- Дорога широкая, а тропинка - … (узкая).

- Пластилин мягкий, а камень - … (твердый).

- Мачеха злая, а Золушка - … (добрая).

- Днем всегда светло, а ночью - … (темно).

В) Задание «Расскажи о мальчиках».

Материал: сюжетные картинки с изображением двух мальчиков – один чистый, аккуратный, веселый, второй – неряшливый, грустный.

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением двух мальчиков. Затем организует беседу по вопросам:

- Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?

- Один мальчик веселый, а другой  какой? (Грустный).

- Быть неряшливым хорошо?

- А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным?

- А какой мальчик тебе нравится? Почему?

Г) Дидактическая игра «Скажи одним словом».

Материал: предметные картинки – мебель, овощи, фрукты, животные                      (по 4-5 картинок каждого вида).

Задание:

Воспитатель предлагает разделить картинки по группам, назвать, кто или что изображено на них, и определить обобщающее понятие.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок активно употребляет слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов, действия с ними, эмоциональные состояния (веселый, грустный, печальный, сердитый и др.), этические качества (добрый, злой, хитрый и др.), эстетические характеристики (нарядный, красивый); понимает и употребляет слова-антонимы, существительные с обобщающим значением.

3 балла – ребенок активно употребляет слова, обозначающие разнообразные свойства и качества предметов, действия с ними, эмоциональные состояния (веселый, грустный, печальный, сердитый и др.), этические качества (добрый, злой, хитрый и др.), эстетические характеристики (нарядный, красивый); понимает и употребляет слова-антонимы, существительные с обобщающим значением, но после небольшой словесной подсказки воспитателя.

2 балла – понимает и употребляет слова-антонимы, существительные                         с обобщающим значением; но допускает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств, качеств и действий с предметами, эстетических характеристик.

1 балл – словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов-антонимов и существительных с обобщающим значением.

  1. Уровень сформированности звуковой культуры речи:

А) Дидактическое упражнение «Повтори правильно».

Задание: воспитатель называет слова, а ребенок повторяет за ним (внимание обращается на отчетливость произнесения слов, звуков).

- Каша, молоко, арбуз, картон, крокодил, закрыть, платье, река, лампа, самолет, шуба, щука, чулки, тапки, мороз, дуб, зуб, столб, банка, певец, врач.

Б) Дидактическое упражнение «Скажи чистоговорку» (внимание обращается на произношение и интонационную выразительность).

- Коси коса, пока роса.                                - Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

 Роса долой, и мы домой.                          Что-то шепчут камыши.

- Ра-ра-ра, ра-ра-ра,                                 - Лы-лы-лы, лы-лы-лы,

На дворе у нас гора.                                  Забивали мы голы.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру                                   Лу-лу-лу, лу-лу-лу,

Собирайте детвору.                                  Возле окон на полу.

- Жа-жа-жа,  жа-жа-жа,                                - За-за-за, за-за-за,

Тут ежата у ежа.                                          Здесь привязана коза.

- Щи-щи-щи, щи-щи-щи,                        - Ча-ча-ча, ча-ча-ча,

Ты иди, меня ищи!                                   Не буду плакать у врача!

В) Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».

Задание:

Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук: ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка. При повторе просит назвать первый звук.

Критерии оценки:

4 балла – осмысленно работает над собственным произношением, выделяет первый звук в слове.

3 балла - осмысленно произносит слова и фразы за воспитателем, но иногда требуется повтор, выделяет первый звук в слове.

2 балла – не все звуки произносит чисто, может выделить первый звук в слове.

1 балл – большое количество звуков произносит с искажением, затрудняется                в выделении первого звука.

  1. Уровень сформированности грамматической стороны речи:

А) Дидактическое упражнение «Закончи предложение»,

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание предложения (обращать внимание на согласованность слов в предложении, правильность использования предлогов).

- «Наступила ночь и …»

- «Мы пошли с мамой в магазин и купили …»

- «Мне нравится зима (лето, осень, весна), потому что…»

Б) Дидактическая игра «Прятки».

Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, лисята, зайчата) или предметные картинки с их изображением.

Задание:

Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и просит ребенка назвать группы животных.

- Это лисята (медвежата и др.).

Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза. Воспитатель убирает одну группу игрушек (картинок). После того как ребенок откроет глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, лисят и др.).

В) Дидактическое упражнение «Сервируем стол».

Материал: чайный сервиз (для кукол).

Задание:

Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы:

- Как можно назвать все эти предметы?

- Назовите известные предметы посуды.

- Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (чай, сахар, конфеты, сухарики…)

- В какую посуду мы положим сахар? (сахарницу)

- А сухарики? (сухарницу)

Критерии оценки:

4 балла – ребенок образовывает новые слова по аналогии со знакомыми, понимает и  правильно употребляет предлоги в речи, осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

3 балла – ребенок образовывает новые слова по аналогии со знакомыми, понимает и  правильно употребляет предлоги в речи, осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, но с небольшой словесной помощью воспитателя.

2 балла – ребенок затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар-сахарница и др.), осмысливает причинно-следственные отношения, преимущественно использует в речи простые или сложносочиненные предложения, исключая сложноподчиненные предложения; допускает ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

1 балл - ребенок не справляется с заданиями.

  1. Уровень развития связной речи:

А) Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».

Материал: сюжетные картинки «Времена года».

Задание:

В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки                       с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.

Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать                       о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.

Б) Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».

Материал: набор разных игрушек (машина, мяч, кукла, зайчик и др.).

Задание:

Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагается описать любую из игрушек по такому же плану.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке.

3 балла – ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке, но с небольшой словесной помощью воспитателя.

2 балла – ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов; отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков.

1 балл – ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать                              о содержании сюжетной картинки, не способен по образцу описать игрушку.

Образовательная область «Речевое развитие»

Чтение художественной литературы

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  1. Дидактическое упражнение «Любимые сказки».

Материал: иллюстрации к знакомым сказкам и рассказам Ю.Васнецова, Е.Чарушина, Е.Рачева (например: «Аленушка» Ю.Васнецова, «Лисичка-сестричка и серый волк» Е.Рачева и др.).

Задание:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации и назвать знакомые сказки, затем просит назвать свою любимую сказку и ее главных героев – «Про кого эта сказка?».

  1. Дидактическое задание «Прочитай наизусть стихотворение, считалку».

Задание:

Воспитатель просит ребенка прочитать стихотворение, которое ему нравится,              а затем считалку.

  1. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Задание:

Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко.

- Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?

- Что произошло с петушком?

- Как ты думаешь, почему петушок подавился?

- К кому сначала побежала курочка за помощью?

- Для чего нужно было маслице?

(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку                              с использованием настольного театра.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно узнает по иллюстрациям знакомые сказки, называет любимую сказку и ее главных героев; выразительно читает наизусть стихотворение и считалку; умеет инсценировать (драматизировать) отрывки из знакомой сказки.

3 балла – ребенок самостоятельно узнает по иллюстрациям знакомые сказки, называет любимую сказку и ее главных героев; выразительно читает наизусть стихотворение и считалку; умеет инсценировать (драматизировать) отрывки из знакомой сказки с небольшой словесной помощью воспитателя.

2 балла – ребенок справляется с заданиями только с помощью и наводящими подсказками воспитателя, во время пересказа сказки преимущественно пользуется ситуативной речью и жестами.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Познавательное развитие»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Раздел «Формирование целостной картины мира.

Предметное и социальное окружение»

  1. Уровень знаний о предметах ближайшего окружения:

А) Дидактическая игра «Чудесный        мешочек» (материал: 10-15 предметов, различных по назначению, признакам и форме – муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики строительного материала и т.п.).

Задание:

- Выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен (где применяется).

- Опиши его (какой предмет).

Б) Дидактическая игра «Что из чего?» (материал: образцы 8 материалов – глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, стекло, фарфор и предметные картинки с изображением предметов, которые изготовлены из этих материалов).

Задание: воспитатель предлагает ребенку назвать материал и соотнести картинки.

- Какой это материал?

- Что из него делают? (посмотри внимательно на картинки и вспомни).

В) Дидактическое упражнение «Ты знаешь, что такое зоопарк?» (материал: картинка с изображением зоопарка).

Вопросы:

- Что это?

- В нашем поселке есть зоопарк?

- Хотел(а) бы ты увидеть зоопарк?

- Что тебе интересно узнать о зоопарке? (Или: Что ты уже знаешь о нем?)

Критерии оценки:

4 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, называет признаки, доступные для восприятия и обследования; проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

3 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, но затрудняется соотнести предмет и материал, из которого сделан этот предмет; проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

2 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, но не может назвать материал, из которого сделан этот предмет; проявляет недостаточный интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

1 балл – ребенок называет самые разные предметы, затрудняется рассказать об их назначении, не называет признаки, доступные для восприятия и обследования предметов, которые его окружают.

  1. Уровень знаний ребенка о семье, семейном быте, традициях:

Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра) или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т.п.).

Задания:

- Покажи на картинке детей (дай им имена).

- Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама).

- Кем работают твои родители?

- Покажи родителей папы и мамы. Кто это для тебя?

- Чем вы любите заниматься всей семьей?

- Какой у тебя самый любимый праздник? Почему?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях, но с наводящими вопросами.

2 балл – ребенок правильно называет членов семьи на картинке, допускает ошибки в родственных связях (покажи родителей папы и мамы), речь ребенка бедна.

1 балл – ребенок называет по картинке членов семьи, но не называет их родственных связей, преимущественно ситуативная речь, жесты.

  1. Уровень знаний ребенка о городе, деревне, родном поселке:

Материал: сюжетные картинки с изображением города и деревни, фотографии     с достопримечательностями родного поселка.

Вопросы при рассматривании картинок:

- Чем отличается город от деревни?

- Как называется поселок, в котором мы живем?

- Как называется улица, на которой ты живешь?

- Рассмотри фотографии нашего поселка. Тебе известны эти места?

- Есть ли у тебя в поселке или в деревне у бабушки любимое место, куда ты любишь ходить? Расскажи о нем.

Критерии оценки:

4 балла – рассказывает о своем родном поселке, знает название своей улицы. Рассказывает о самых красивых местах родного поселка.

3 балла - рассказывает о своем родном поселке, знает название своей улицы. Рассказывает о самых красивых местах родного поселка, но со словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок знает название поселка, своей улицы. Осведомленность                 о достопримечательностях поселка незначительна.

1 балл – ребенок знает название поселка, но затрудняется назвать улицу, на которой живет, достопримечательности не знакомы ребенку.

  1. Уровень знаний о профессиях:

Материал: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий (воспитатель, повар, врач, шофер, почтальон, продавец). Картинки                                        с изображением профессиональных принадлежностей.

Вопросы:

- Назови, кто изображен на картинках.

- Что делает врач?

- Что нужно врачу для работы?

- Каким должен быть врач?

- А милиционер?

- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок рассказывает о человеке труда, его личностных и трудовых качествах, трудовых действиях, безошибочно определяет название профессий. Рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и пр.).

3 балла – ребенок рассказывает о человеке труда, его личностных и трудовых качествах, трудовых действиях, безошибочно определяет название профессий. Рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и пр.), но со словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок правильно называет профессии и определяет профессиональные действия, но затрудняется рассказать о человеке труда, его личностных и деловых качествах, делает это только с помощью наводящих вопросов.

1 балл – правильно называет не все профессии. Большинство заданий вызывает у ребенка трудности.

Раздел «Формирование целостной картины мира.

Ознакомление с природой»

  1. Уровень знаний о растениях:

А) Дидактическая игра «Собери урожай»:

Материал: 2 корзинки разной формы или цвета, предметные картинки                        с изображением овощей (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и фруктов (яблоко, груша, слива, персик).

Задание: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой – овощи.

Б) Дидактическая игра «Что можно собрать в корзинку?»

Материал: 2 корзинки разной формы или размера, предметные картинки                     с изображением ягод (малина, смородина, крыжовник) и грибов (маслята, опята, сыроежки и др.).

Задание: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки и собрать                   в одну корзинку ягоды, а в другую – грибы.

В) Дидактическая игра «Заполни клетки правильно»

Материал: 3 игровых поля (большие квадраты). Предметные картинки                         с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина), цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик), комнатных растений (4-5 видов                           в соответствии с программой и растущими в группе: бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула, аспидистра и др.).

Задание: воспитатель предлагает ребенку игровое поле (с символами: дерево, комнатное растение, цветок) и просит разложить все картинки по квадратам в соответствии с их принадлежностями.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок правильно выполняет задания, самостоятельно определяет их классификацию.

3 балла – ребенок правильно выполняет задания, определяет их классификацию после словесной помощи воспитателя.

2 балла – ребенок знает и правильно называет все картинки,  но распределяет их в соответствии с заданием только по показу воспитателя и ошибается в классификации.

1 балл – ребенок ошибается и в назывании предметных картинок, не может классифицировать даже с помощью воспитателя.

  1. Уровень знаний о жизни диких и домашних животных:

А) Дидактическая игра «Охотник и пастух». 

Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка).

Задание: воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку                    с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это.

Задает уточняющие вопросы.

- Кто такой охотник?

- Кто такой пастух?

Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние.

Б) Дидактическое упражнение «Кто это?»

Материал: предметные картинки с изображением пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Задание: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки, назвать, кто на них изображен и отдельно выделить группу насекомых. Затем попросить рассказать ребенка о способах передвижения.

В) Беседа с детьми:

- Почему человек заботиться о домашних животных?

- Какие домашние животные дают молоко?

- Какие домашние животные дают пух и шерсть?

- Какие домашние животные несут яйца?

- У каких домашних животных есть рога и копыта?

- Какие дикие животные впадают в спячку?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок знает и называет диких и домашних животных, умеет их классифицировать, имеет представление о жизни диких и домашних животных (особенностях поведения, передвижения, что едят).

3 балла – ребенок знает и называет диких и домашних животных, умеет их классифицировать, имеет представление о жизни диких и домашних животных (особенностях поведения, передвижения, что едят), но только с наводящими вопросами воспитателя.

2 балла – ребенок знает и называет некоторых диких и домашних животных, умеет их классифицировать с помощью воспитателя, но ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни диких и домашних животных.

1 балл – ребенок знает и называет некоторых домашних и диких животных, но допускает ошибки в их классификации и затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни животных.

  1. Уровень знаний о гуманном отношении к природе, животным:

Материал: различные сюжетные картинки (дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т.п.).

Задание: воспитатель просит ребенка внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, а кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? Что нужно людям, растениям и животным, чтобы жить? (воздух, вода, питание и т.п.).

Критерии оценки:

4 балла – ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, не вредит им (не кормит собаку сладостями, не рвать растения и т.п.). Охотно делится своими познаниями о живом и неживом.

3 балла – ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, Делится своими познаниями о живом и неживом, только со словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок по картинкам называет правильные и неправильные действия в общении с природой, познания о живой и неживой природе немногочисленны.

1 балл – односложные ответы по содержанию каждой картинки; значительные затруднения при выполнении задания.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Формирование элементарных математических представлений

  1. Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5:

А) Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».

Материал: кубики (6-7 шт.) разной величины и цвета.

Задания:

- Что ты видишь на столе?

- Сколько  кубиков на столе всего?

- Чем отличаются кубики друг от друга?

- Посчитай кубики по порядку.

- Который по счету желтый (красный и др.) кубик?

- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем)

- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.

- Что можно сказать о них?

Б) Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».

Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5 штук).

Задания:

- Сколько бабочек в верхнем ряду?

- Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем  ряду).

Критерии оценки:

4 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос: «Сколько всего?»; сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

3 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос: «Сколько всего?»; сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество, но только после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла – ребенок считает до 5, отвечает на вопрос: «Сколько всего?»; сравнивает количество предметов в группах на основе счета;  но затрудняется сравнивать количество предметов путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции); но может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

  1. Уровень знаний об эталонах величины:

А) Дидактическое упражнение «Посади елочки».

Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.)

Задания:

- Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте?

- «Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».

Б) Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».

Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик (или др.).

Задания:

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

- Покажи длинную дорожку (короткую).

- Что можно сказать о длине дорожек?

- Покажи широкую дорожку (узкую).

- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.

3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения, но после дополнительного объяснения взрослого, или использования один раз одного из видов сравнения.

2 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

1 балл – ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже.

  1. Уровень знаний о геометрических фигурах:

А) Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».

Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров – большие и маленькие.

Задание:

Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.

Б) Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».

Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, прямоугольник, цилиндр).

Задание:

Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами (тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь – прямоугольник).

Критерии оценки:

4 балла – ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, прямоугольник, знает их характерные отличия; соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, прямоугольник, знает их характерные отличия; соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами, но с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, но не называет шар, куб, прямоугольник; только с помощью педагога называет их характерные отличия; без помощи взрослого не может  соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

1 балл – ребенок различает и правильно называет только круг (или др. фигуру); не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

  1. Ориентировка в пространстве:

А) Дидактическая игра «Поручения».

Материал: набор игрушек – матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Задание:

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

- Расставь игрушки следующим образом: матрешку – впереди (относительно себя), машинку – сзади, мяч – слева, пирамидку – справа.

Б) Дидактическая игра «Назови, что видишь».

По заданию воспитателя ребенок встает около окна. Затем воспитатель просит ребенка показать правую, левую руки,  назвать предметы в группе, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Повернуться к окну и назвать, что находится далеко, а что близко.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок безошибочно определяет положение предметов                               в пространстве по отношению к себе, различает право и лево; справляется                    с заданиями, не сделав ни одной ошибки.

3 балла – ребенок безошибочно определяет положение предметов                              в пространстве по отношению к себе, различает право и лево; справляется                   с заданиями, не сделав ни одной ошибки, но после небольшой словесной подсказки взрослого.

2 балла – ребенок после обширных дополнительных инструкций справляется                  с заданиями, но не знает левую и правую руки.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже после помощи взрослого.

  1. Ориентировка во времени:

Игровое упражнение «Когда это бывает?»

Материал: картинки с изображением частей суток, потешки и стихи о разных частях суток.

Задание:

- Внимательно послушай потешку или стихотворение, определи время суток и найди соответствующую картинку.

-    Утром дети просыпаются,                        -  Вечер – солнышко садится,        

В детский садик собираются.                           Всех зовет угомониться.

Делают все по порядку:                                   Хочет посмотреть в тиши

Занимаются зарядкой,                                   «Спокойной ночи, малыши».

Завтракают и играют,                                -  Ночью дети спят в кроватке.

Все растенья поливают.                                   Снятся сны им сладки, сладки.

-      Днем гуляем и играем.                                   Звезды светят им в тиши,

Все листочки собираем.                           Спите крепко, малыши.

Повар сделал нам котлет,

Приглашает на обед.

- Чем ты сегодня ел на завтрак (обед)? Что ты делал вчера? Куда пойдешь завтра?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок правильно определяет части суток; может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

3 балла - ребенок правильно определяет части суток; может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра, но дополнительными словесными подсказками взрослого.

2 балла – ребенок правильно определяет части суток; но затрудняется  определить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

1 балл – ребенок не имеет представления о частях суток, не понимает значения слов: вчера, сегодня, завтра.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: мяч, корзина, стойка-цель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай»



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

  1. Умение анализировать постройку по схеме:

Материал: схема постройки.

Задания:

- Какая деталь лежит в основании постройки?

- Какая деталь поставлена на основание?

- Что находится на верху постройки?

  1. Уровень развития способности различать и называть строительные детали:

Материал: строительные детали – куб, пластина, кирпичик, брусок, трехгранная призма.

Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их, объясняя конструктивные свойства (устойчивость, форма, величина).

  1. Уровень развития умения строить разные конструкции по заданию:

Материал: мелкий конструктор.

Задание:

Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома).

  1. Уровень сформированности элементарных умений конструирования из бумаги:

Материал: прямоугольный лист бумаги.

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку сложить прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями с небольшой помощью воспитателя.

2 балла – ребенок справляется с заданиями только с помощью воспитателя или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  1. Эмоциональная отзывчивость на музыку:

     - Что ты больше всего любишь делать: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему?

- Слушание ребенком двух незнакомых музыкальных произведений, давая им название – «Котик заболел», «Котик выздоровел» муз. А.Гречанинова.

Предложить ребенку рассказать о том, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности.

Если ребенок затрудняется высказываться, то взрослый помогает ему, поясняя характер той или иной музыки. Затем задание повторяется.

4 балла – у ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание.

3 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке, он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

2 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).

1 балл – отсутствует интерес к музыке и эмоционально-оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязен и не соотносится с музыкой.

  1. Звуковысотный слух:

Музыкальный руководитель показывает птицу и птенчика и сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов (звуки кварты – ре-соль; в пределах сексты, септимы). Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать: чей голосок звучал?

        Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий.

4 балла – ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков.

3 балла – ребенок хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи взрослого (н-р: ребенку показывают птицу и птенчика, проигрывают соответствующие звуки и поясняют: «Птица мама звала тебя низким голосом, а птенчик – высоким. Отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?»).

2 балла – ребенок различает выразительные соотношения музыкальных звуков после словесной помощи с опорой на двигательную активность (ребенку предлагается посадить птицу маму на нижнюю ступеньку и послушать, как она звучит…).

1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные отношения музыкальных звуков.

  1. Чувство ритма:

Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (медвежонок и лисенок) и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняются, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю».

«Медвежонок»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Лисенок»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        4 балла – ребенок отлично различает ритмические отношения в музыкальных примерах.

        3 балла - ребенок хорошо различает ритмические отношения  музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде образной характеристики музыкально-ритмических примеров (с помощью игрушек). Задание повторяется.

        2 балла - ребенок различает выразительные ритмические отношения музыкальных звуков после оказания не только словесной, но и моторной помощи (предлагается еще раз послушать музыку и прохлопать ее самому. Одновременно дается словесная характеристика музыки. Задание повторяется).

       1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические соотношения музыкальных звуков.

  1. Динамический слух:

Ребенку показывают картинки-аккордеоны и поясняют, что каждый аккордеон звучит по-разному: большому аккордеону соответствует очень громкое звучание; среднему – громкое звучание; маленькому – тихое звучание.

Теперь послушай, скажи и покажи, какой аккордеон звучит? (Последовательность – очень громко, тихо, громко).

4 балла – ребенок отлично различает динамические отношения музыкальных звуков.

3 балла - ребенок хорошо различает динамические отношения музыкальных звуков, но после словесной помощи, поясняющей силу звучания.

2 балла - ребенок различает динамические отношения музыкальных звуков после оказания ему словесной и моторной помощи.

1 балл - ребенок не различает правильно указанные выше динамические отношения музыкальных звуков.

  1. Тембровый слух:

Ребенку показывают и называют музыкальные инструменты, играют на них. Такие же инструменты лежат за ширмой. Затем объясняют: «Сейчас я буду играть на каком-то инструменте за ширмой, а ты послушаешь, посмотришь, покажешь и назовешь тот, на котором я буду играть».

Последовательность: колокольчик, металлофон, треугольник.

4 балла – ребенок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания инструментов.

3 балла - ребенок хорошо различает тембровые отношения музыкальных звуков после словесной помощи, характеризующей звучание инструмента.

2 балла - ребенок  различает тембровые свойства музыкальных звуков после оказания ему моторной помощи.

1 балл - ребенок чаще не различает вышеуказанные тембровые свойства музыкального звучания инструментов, чем различает их.

  1. Пение:

Предложить ребенку спеть любимую детскую песню (свою или разучиваемую в детском саду).

4 балла – ребенок самостоятельно и чисто поет, передавая характер музыки,  берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз; поет подвижно, согласованно (в пределах ре-си первой октавы).

3 балла – ребенок чисто поет после словесной помощи взрослого.

2 балла – ребенок достаточно чисто поет после активной помощи взрослого (показа).

1 балл – ребенок не проявляет желания петь или не может вспомнить песню даже после оказания помощи взрослого.

  1. Музыкальное мышление:

А) репродуктивное, перцептивное – ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения (по программе средней группы), определить жанр (колыбельная песня, плясовая, марш), рассказать об общем характере музыки или показать характер произведения через движения  (под музыку).

      4 балла – ребенок быстро и правильно определяет жанр музыкального произведения и эмоционально рассказывает о его общем характере.

      3 балла – ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после словесной помощи.

      2 балла - ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после моторной помощи.

      1 балл - ребенок чаще не определяет жанровую характеристику музыкальных произведений, чем определяет.

     Б) продуктивное творческое мышление – сочинить мелодию колыбельной песни, ответить на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?» или «Что ты хочешь, кошечка?» или «Где ты?».

      4 балла – ребенок свободно сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом.

     3 балла - ребенок сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом после словесной помощи взрослого.

     2 балла - ребенок сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом, после оказания ему моторной помощи.

     1 балл – ребенок отказывается сочинять или делает лишь некоторые попытки.

  1. Музыкальная память:

Ребенку предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Сначала песня пропевается, потом мелодия проигрывается на фортепиано, затем ребенку предлагается пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию ребенка).

      4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию.

      3 балла - ребенок правильно воспроизводит незнакомую мелодию или песню после элементарной словесной помощи.

      2 балла – ребенок  правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи (ребенку предлагается пропеть вместе со взрослым 2-4 такта песни, затем проигрывается мелодия на фортепиано. Затем задание повторяется).

      1 балл – ребенок не может правильно воспроизвести мелодию после оказания любой помощи.

  1. Музыкально-ритмические движения:

Детям (парами или группой) предлагается выполнить танцевальные движения (прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, ставить ногу на носок и на пятку, подскоки, ходьба – «торжественная», спокойная, «таинственная», бег – легкий и стремительный).

4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно выполняет все танцевальные движения, ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

3 балла - ребенок правильно выполняет все танцевальные движения после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла - ребенок выполняет все танцевальные движения после оказания ему моторной помощи.

1 балл – ребенок чаще не правильно выполняет танцевальные движения, чем правильно, даже после дополнительного показа взрослым.

  1. Игра на детских музыкальных инструментах:

Предложить ребенку подыграть на металлофоне (барабане) простейшую мелодию на одном звуке (н-р: «Андрей-воробей», муз.Е.Тиличеевой, сл.М.Долинова или др. на усмотрение музыкального руководителя – в соответствии с программой).

4 балла – ребенок самостоятельно и правильно подыгрывает, передавая четкий ритм   в соответствии с характером музыки.

3 балла - ребенок правильно играет после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла - ребенок играет после оказания ему моторной помощи.

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже после дополнительного показа взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по образовательным областям программы "Детство" "Социализация", "Труд".

В нашем городе проходил городской конкурс контрольно-измерительных материалов. Я решила поучаствовать в этом конкурсе и к своему великому изумлению заняла 1 место среди участников из детских садов. Се...

Диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация"

Хочу представить вниманию педагогов детских садов диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация". Мы все испытываем нехватку материала тогда, когда начинаем диагностировань р...

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО 1 Какие нормативно-правовые документы Федерального уровни регулируют деятельность ДО...

Диагностический инструментарий по образовательной области « Социально-коммуникативное развитие»

1. Игровая, коммуникативная деятельность Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно- ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживае...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (младший дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (средний дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...