"История ложки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Занятие для детей подготовительной группы по позновательно-речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_lozhki.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу)
- Формировать познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, металл, пластмасса).
- Конкретизировать знания о свойствах разнообразных материалов (лёгкая-тяжёлая, плавает-тонет, гнется - не гнется, притягивается- не притягивается магнитом)
Развивающие:
- Расширять словарный запас детей (, части ложки и материал, народные промыслы: резьба по дереву, вытачивание, роспись).
- Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире
Интеграция образовательных областей: здоровье, социализация, коммуникация, художественное творчество, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: камень, ракушки, коллекция ложек из разных материалов; презентация для детей: «Ложки»; музыкальные записи.
Предварительная работа: рассказы об истории возникновения ложек с подбором иллюстраций; подбор загадок, стихов, пословиц, посвящённых ложкам; выставка ложек, применяемых нами в быту; занятие по художественному творчеству «Украшение ложки хохломской росписью»
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, камни, ракушки, тарелка с вареньем, емкости с водой, коллекция ложек: деревянные, металлические, серебряные, позолоченные, пластмассовые, музыкальная запись, «солнышко» с лентами, пластмассовые ложки на каждого ребенка, ткань, лента для самостоятельной работы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет - создание проблемной ситуации)
Дети: А как?
Воспитатель: Ах, я совсем забыла приготовить ложки! А как можно поесть без ложки?
Дети: Пальцем, языком, каким-нибудь предметом! (Обсуждение с детьми, правильно ли использовать такие способы)
Воспитатель дает детям ложки.
Воспитатель: Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.
Ложка – труженик простой,
Кран подъемный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай все сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтоб росли скорей ребятки
Словно овощи на грядке.
Воспитатель: Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?
Посмотрите, что у меня в руке? (камень). Подержите его. Какой он? Самая первая ложка была сделана из камня.
Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите какими были первые ложки , (слайд № 1)
Воспитатель: Что это? Ракушки. В Греции, когда не было ложек, использовали ракушки . (слайд№2,3)
У нас есть вода. Давайте попробуем зачерпнуть ракушками воду. Вода льется, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды. А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему? Края острые, неровные. (Ответы детей) А чего не хватает? (Ручки)
В древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости. (слайд№ 4,5)
В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые называются хаси (слайд№6,7)
Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками . (слайд№8,9)
Воспитатель обращается к детям:
- Дети, у вас бывает День рождения? Вы любите этот праздник? Я тоже люблю День рождения. Потому что в этот день все нарядные и дарят подарки имениннице или имениннику. Ребята, я услышала, что оказывается День рождения бывает не только у людей, но и у предметов тоже. Сегодня мы устроим день рождения ложке. Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной? (слайд № 12)
Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три – вот и в музее мы!) закроем глазки и покружимся вокруг себя один раз.
Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь много разных ложек. И все они разные. ( Дети рассматривают ложки, трогают их руками).
.Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки! А сейчас наиболее часто из какого материала используют ложки? Верно, современная ложка сделана из металла и называется металлической ложкой.
Воспитатель находит металлическую ложку в «музее», показывает её детям .
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал). А ещё чем? Не знаете? Попробуем узнать – одинаково ли ведут себя ложечки в воде. Возьмем по одной деревянной, пластмассовой и металлической ложке и пройдем в комнату опытов.
Дети проходят с ложками за столы, на которых стоят тазики с водой и с магнитами.
Воспитатель: Три ложки мы опустим в воду, а что будет, смотрите внимательно.
ОПЫТ С ВОДОЙ, Ложки одну за другой опускают в таз с водой и определяют, что одна ложка (из чего?) – железная, утонула сразу, другая (из чего?) – деревянная плавает в воде, а ложка из пластмассы держится на поверхности воды.
Воспитатель: Как вы думаете, почему одна ложка утонула? ( Она тяжёлая – железная). А почему плавают на поверхности две другие ложки? ( Они лёгкие – из пластмассы и дерева). А если ложки в воде ведут себя по – разному, они одинаковые? ( Разные).
- А теперь мы попробуем согнуть ложечки.
ОПЫТ С СИЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ. Дети начинают сгибать ложки: гнётся пластмассовая, не гнутся – деревянная и железная, но деревянную можно сломать).
Воспитатель: Вот и гнутся ложечки тоже по – разному.
А как можно ещё узнать, какая из ложек железная? ( Если дети не могут сказать – подсказать с помощью магнита).
ОПЫТ С МАГНИТОМ. Все ложки проверяют с помощью магнита.
- В России ложку используют ещё как музыкальный инструмент. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки (слайд№10), а музыканты – ложечники (ложкари) играют (слайд №11) постукивая ложками и получается ритмичная, задорная, плясовая мелодия. А тем более, раз сегодня День рождения ложки может быть вы захотите сыграть на ложках небольшой музыкальный номер.
Воспитатель: Какими ложками мы будем играть? (деревянными)
1 ребенок: Ложки, ложки
Расписные ложки
Ложки золоченые
Узоры крученые
Хоть щи хлебай
А хоть музыку играй.
2 ребенок: Наши деды на Руси – у любого ты спроси –
Эту ложку уважали из берёзы вырезали.
Расписная ложка – лаковая ножка,
Красной ягоды глазок, золотистый завиток.
И для каши и для щей нету ложечки нужней
И красива, и легка – для любого едока.
Мы наелись от души ну и ложки хороши!
А теперь пойдём плясать да на ложечках играть!
Звучит народная музыка, дети играют на ложках.
Воспитатель: Какой замечательный подарок – концерт! Ребята, а когда у вас бывает День рождения вы, наверное одеваете красивые платья, рубашки? Может быть и мы с вам на день рождения ложку нарядим?!
На столах лежат пластмассовые ложки и атрибуты для украшения
Проводится пальчиковая гимнастика
«Дружба»
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в "замок"
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
- Раз, два, три, четыре, пять
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать
руки вниз, встряхнуть кистями
Самостоятельная работа по украшению ложек.
После того, как дети нарядят свои ложечки – они украшают пластилином их лица: из синего пластилина – глазки, из красного – ротики.
Затем дети любуются своими ложечками, относят их в музей.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем, произнесём волшебные слова и закроем глазки: Раз, два, три, вот и в группе мы!
Дети садятся вокруг круглой желтой коробочки с лентами.
Воспитатель: Да, ребята, ничто не стоит на месте. Идет время, и благодаря знаниям и умениям человека все вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, мы увидели, как появилась и изменилась ложка - простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные, красивые ложки.
Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии. Как только вы скажете, потяните на себя ленточку.
Дети вытягивают ленточки на себя, проговаривая, что им понравилось в путешествии. Походу воспитатель задает вопросы по теме занятия. Например:
- Из чего была сделана первая ложка?
- Каким предметом греки заменяли ложки?
- какими ложками пользуются японцы?
- какими ложками пользовались на Руси?
- какие ложки тонут в воде?
- какие ложки плавают на поверхности воды?
- какие ложки держаться на поверхности воды?
- какую ложку можно согнуть?
- какую ложку можно сломать
- какие ложки не гнутся?
- все ли ложки притягивает магнит?
- где мы с вами побывали сегодня?
Воспитатель: Что у нас получилось
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Сегодня мы с вами получили столько знаний, сколько лучей у этого солнышка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»
Познакомить с историей появления первой ложки, с ее назначением, активизировать речь новыми словами.Воспитывать чувство уважения к произведениям народных умельцев и чувство гордости за свой народ....
непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия в старшей группе «История ложки»
Непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия в старшей группе «История ложки». Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие (музыка, ...
непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия в старшей группе «История ложки»
Непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия «История ложки» для детей старшей группы.Интеграция по виду деятельности:коммуникативная, двигательная , музыкальная, позн...
Проект "Путешествие в историю ложки для детей старшего дошкольного возраста"
Данный проект помогает детям и взрослым взгянуть по-другому на знакомый всем предмет - ложку. Объединяет усилия педагогов, родителей и детей в ходе реализации....
История ложки
Знкомим с историей возникновения ложки и её разновидностями....
Конспект занятия "История ложки"
Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари – ложке, истории возникновения и использования ложки.Задачи:- познакомить детей с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием...
Презентация для детей. "История ложки".
Презентация для детей. "История ложки"...
Комментарии
.
.