Проект "Путешествие в историю ложки для детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа) на тему
Данный проект помогает детям и взрослым взгянуть по-другому на знакомый всем предмет - ложку. Объединяет усилия педагогов, родителей и детей в ходе реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lozhki.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 Красногвардейского района
г. Санкт – Петербурга
Проект «Путешествие в историю ложки» для детей старшего возраста
Использование современных образовательных технологий:
1.Технология проектного обучения.
2.Здоровьесберегающая технология.
3.Игровые технологии.
4.Личностно-ориентированная технология.
5.Технология сотрудничества.
6.Мнемотехника.
7.Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
8.Опытно-исследовательская технология.
9.Музейная педагогика.
10.Коммуникативные игры
11.Логоритмика.
Воспитатель группы: Соловьева Е. А.
Санкт – Петербург 2016 г.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Тип проекта: творческо-исследовательский.
Участники проекта: (взрослые, дети, педагоги).
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема: как появилась ложка и для чего она нужна.
Цель проекта: способствовать познавательному и художественно-эстетическому развитию детей в ходе реализации проекта.
Задачи проекта для детей:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- расширять представления о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;
- учить заботиться о младших, развивать желание порадовать их (показать сказку, сделать игрушку);
- формировать дизайнерские умения в оформлении помещения музыкального зала и группы для совместного досуга с родителями;
- совершенствовать культуру еды (правильно пользоваться столовыми приборами);
- расширять представления о труде взрослых, формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека;
- закреплять навыки безопасного пользования столовыми приборами.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- расширять и уточнять представления о ложке, систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах ее изготовления и использования;
- формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с историей возникновения ложки;
- развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы (ложки), учить сравнивать ложки по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их (ложки чайные, столовые, кухонные и др.);
- развивать исследовательский интерес, формировать умение обследовать предметы, расширять представления о фактуре и свойствах ложек, включая проведение опытов (гладкая, шероховатая, легкая, холодная на ощупь, тонет – не тонет, быстро нагревается и др.);
- знакомить детей с трудом творческих профессий: музыкантов, играющих на ложках, мастеров народного декоративно-прикладного искусства (ложкарей);
- учить использовать ложку в качестве измерительного прибора (измерение объема сыпучих тел).
Образовательная область «Речевое развитие»
- способствовать участию детей в создании развивающей речевой среды группы: создание мини-музея «Чудо-ложка», рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков, книг, просмотр мультфильмов;
- поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, посещение выставки, рассказ знакомого человека, книга и др.);
- расширять и активизировать словарный запас детей за счет слов, обозначающих качество и свойство ложек (шероховатая, гладкая, березовая, липовая и др.), познакомить со значением слов: черпак, ручка, ложкарь, резьба, роспись и т.д.;
- отрабатывать интонационную выразительность речи (во время чтения стихов, театральной сценки);
- учить связно (по плану) составлять рассказ о ложке, рассказывать и пересказывать сказки;
- побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки о ложке);
- поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей;
- развивать интерес к художественной литературе.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах, связанных с деревянной ложкой;
- расширять представления о творческой деятельности, ее особенностях, называть творческие профессии (музыкант-ложкарь, ложкарь, делающий деревянные ложки);
- учить создавать узоры по мотивам хохломской росписи на листах в форме народного изделия (силуэт ложки); развивать навыки декоративной лепки;
- закреплять прием обрывной аппликации, умение построить изображение (узор) из мелких кусочков бумаги (мозаика);
- совершенствовать конструктивные умения в изготовлении поделок из одноразовых ложек, ложек из бумаги;
- совершенствовать навыки игры на ложках, умение исполнять музыкальные произведения в оркестре;
- развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой;
- закреплять навыки правильного выполнения плясовых движений;
- совершенствовать певческие навыки;
- обучать инсценированию и постановке небольших музыкальных спектаклей, разыгрыванию сценок (с использованием ложек);
- создавать условия для самовыражения, реализации творческого потенциала детей в различных видах художественной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
- расширять представления о полезных продуктах, которые можно есть ложкой;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей во время проведения игр;
- воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Задачи проекта для педагогов:
- создавать условия для реализации детьми творческо-исследовательского проекта;
- развивать интерес к национальной и исторической культуре;
- формировать целостную картину мира;
- способствовать развитию интереса детей к истории появления старинных и современных предметов рукотворного мира, к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете – ложке;
- создавать условия для формирования у детей познавательных и речевых умений: активно вступать в обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения;
- способствовать творческому самовыражению в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, музыкальной, изобразительной;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
Задачи проекта для родителей:
- принимать активное участие в образовательном процессе;
- оказать помощь в создании мини-музея в группе «Чудо-ложка»;
- построить свой образовательный маршрут для совместной деятельности с ребенком дома (или следовать предложенным рекомендациям) по теме «История ложки»;
- совершенствовать конструктивные умения в изготовлении поделок из одноразовых ложек;
принять участие в выставке поделок «Удивительные превращения ложки».
Этапы реализации проекта (подготовительный)
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи |
Проблема: однажды в группе появилась ложка необычной формы (ребенок с родителями был на экскурсии в другом городе и привезли сувенирную ложку). Дети заинтересовались и начали задавать вопросы: - Откуда эта ложка? - Для чего она? - Из чего сделана? - Кто делает такие ложки? Таким образом дальнейшие размышления детей привели их к проблемному вопросу: «А для чего нужна человеку ложка?» , «Откуда она появилась?» | - Дети пытаются найти пути решения проблемной ситуации. - Участие детей над составлением плана работы над проектом. - Участие детей в тематических беседах : «Откуда взялась ложка?» «Зачем человеку ложка?», «Что было бы, если…?» - Рассматривание иллюстраций. | - Подбор художественной литературы: потешки, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки, стихи. - Подготовка и проведение круглого стола: «Участвуем в проекте «Путешествие в прошлое ложки». - Разработка образовательного маршрута для совместной деятельности родителей с детьми («История ложки»). - Создание электронной презентации «Путешествие в прошлое ложки», «Как мастер баклуши бил». - Разработка сценария и конспектов. - Подбор наглядных и дидактических материалов (иллюстраций, дидактических игр и др.) - Подбор песен, музыкальных игр и музыкального материала (танцевальные движения, попевки, оркестровки, слушание) для проекта. | - Участие родителей за круглым столом «Участвуем в проекте «Путешествие в прошлое ложки». - Сбор информации «История ложки», - Подбор экспонатов для Музея ложки. - Построение своего образовательного маршрута для совместной деятельности с ребенком дома. |
Этапы реализации проекта (деятельностный)
НОД | Совместная деятельность педагогов с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Познавательное развитие. «Путешествие в прошлое ложки». Художественное творчество. - Лепка (по замыслу) «Чудо-ложка». - Конструирование из бумаги «Наши ложки не простые». - Рисование. (декоративное) «Ложечка точеная, ручка золоченая» (по мотивам хохломской росписи). - Аппликация-мозаика (из рваной бумаги) «Радужная ложка». Музыка: - разучивание оркестровок с использованием ложек и народных инструментов; - разучивание песен и танцев с ложками; - музыкальные игры с ложками; - слушание музыки; - разучивание потешек и попевок с подыгрыванием на ложках «Вологодский краковяк». - Тематическое занятие «Русская ложка».
| - Беседы: «Путешествие в прошлое ложки», «Откуда взялась ложка?» «Зачем человеку ложка?», «Что было бы, если…?», «Безопасное обращение со столовыми приборами». - Составление рассказов по картинкам из серии «Столовые приборы» (ложки) с использованием мнемотаблиц. - Заучивание пословиц, поговорок, стихов о ложках. - Д/и «Загадки-отгадки» (о ложках). - Д/упражнение «Закончи предложение» (ложка (какая?)…). - Чтение художественной литературы: р.н.с. «Жихарка», «Три медведя»,И.Мазнин «Как Иван Васильевич баклуши бил». - Просмотр электронных презентаций «Путешествие в прошлое ложки», «Как мастер баклуши бил». - Просмотр м/ф «Антошка», «Жихарка», «Три медведя», «Ложка Али-Бабы». - Знакомство с изделиями русского народного промысла. - Рассматривание иллюстраций с изображением хохломских ложек. - Рассматривание альбома «История ложки». - Организация мини музея «Чудо ложка». - Изготовление героев сказки «Колобок» из одноразовых ложек. - Просмотр музыкального видеоклипа «Деревенские ложки» - П/игры: «Кто быстрее возьмет ложку», «Ложку по кругу, передавай друг другу» , «Ты беги быстрее ложка», «Перенеси в ложке …» (эстафета) - Пальчиковые игры: «Это ложка, это чашка», «Посуда», «Все, что надо ложечкой…» | - Рассматривание иллюстраций, альбома, книг о ложках. - Рассматривание экспонатов в мини музее «Чудо-ложка». - Д/игры: «Собери ложку из частей», «Найди ложку» (ориентировка в пространстве); «Ко всякому угощению своя ложка», «Какая ложка из чего сделана» (из дерева – деревянная и т.д). - Игры-эксперименты: «Тонет- не тонет», «Теплопроводимость», «Магнитные свойства ложки», «Какая ложка самая тяжелая», «Узнай на ощупь», «Разложи ложки» (по материалу, назначению, размеру, прочности). - С/р игры: «Семья», «Магазин», «Поликлиника» ,»Музей ложки» (экскурсоводы). -Этикет: «Покажем малышам как правильно держать ложку»; «Учим малышей есть горячий суп». - Дежурство по столовой. - Показ театра ложек «Колобок» малышам. - Драматизация сказки «Жихарка». - Изготовление подарков малышам (куклы из одноразовых ложек). - Музыкально-дидактические игры : «Ложкари» (закрепление приемов игры на ложках); «Повтори ритм», «Простучи ритм по схеме», «Подбери ритм к картинке», «Простучи свое имя», «Музыкальная гусеница», «Разноцветные зонтики», «Веселые матрешки» и др. |
Этапы реализации проекта (завершающий)
Совместная деятельность педагогов с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
-Представление экспонатов в мини-музее. - Музыкально-познавательный досуг «Путешествие в мир ложки». - Творческая мастерская «Удивительное превращение ложки». - Показ театра ложек «Колобок» с музыкальным сопровождением (детский оркестр народных инструментов). - Украшение группы и музыкального зала работами детей. | - Проведение экскурсии в мини-музее для родителей и детей из других групп.
| - Участие в музыкально-познавательном досуге «Путешествие в прошлое ложки». - Участие в творческой мастерской «Удивительные превращения ложки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ознакомление с культурой и историей родного города детей старшего дошкольного возраста"
В обществе наблюдается "дефицит нравственности". Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения п...
Проект «Твой след в истории города» для детей старшего дошкольного возраста
Воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности у детей дошкольного возраста, как будущее нашего города....
Сценарий мероприятия "Где история живёт?" для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий мероприятия "Где история живёт?" для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект дистанционной образовательной деятельности на тему: «История железа» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект дистанционной образовательной деятельности на тему: «История железа» для детей старшего дошкольного возраста.Выполнила: Скобелева Е.С. Воспитатель высшей кв. категории. г. Ор...
презентация Ознакомление с культурой и историей города Воронеж детей старшего дошкольного возраста
презентация Ознакомление с культурой и историей города Воронеж детей старшего дошкольного возраста...
Презентация "История шахмат для детей старшего дошкольного возраста"
"История шахмат для детей старшего дошкольного возраста "...
«Формирование познавательного интереса к русской культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя МАДОУ № 83 города Хабаровска Крюковой Альбины Викторовны)
Рекомендации по практической работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Формирование познавательного интереса к русской культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного...