Проект "Путешествие в историю ложки для детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа) на тему
Данный проект помогает детям и взрослым взгянуть по-другому на знакомый всем предмет - ложку. Объединяет усилия педагогов, родителей и детей в ходе реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 Красногвардейского района
г. Санкт – Петербурга
Проект «Путешествие в историю ложки» для детей старшего возраста
Использование современных образовательных технологий:
1.Технология проектного обучения.
2.Здоровьесберегающая технология.
3.Игровые технологии.
4.Личностно-ориентированная технология.
5.Технология сотрудничества.
6.Мнемотехника.
7.Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
8.Опытно-исследовательская технология.
9.Музейная педагогика.
10.Коммуникативные игры
11.Логоритмика.
Воспитатель группы: Соловьева Е. А.
Санкт – Петербург 2016 г.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Тип проекта: творческо-исследовательский.
Участники проекта: (взрослые, дети, педагоги).
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема: как появилась ложка и для чего она нужна.
Цель проекта: способствовать познавательному и художественно-эстетическому развитию детей в ходе реализации проекта.
Задачи проекта для детей:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- расширять представления о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;
- учить заботиться о младших, развивать желание порадовать их (показать сказку, сделать игрушку);
- формировать дизайнерские умения в оформлении помещения музыкального зала и группы для совместного досуга с родителями;
- совершенствовать культуру еды (правильно пользоваться столовыми приборами);
- расширять представления о труде взрослых, формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека;
- закреплять навыки безопасного пользования столовыми приборами.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- расширять и уточнять представления о ложке, систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах ее изготовления и использования;
- формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с историей возникновения ложки;
- развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы (ложки), учить сравнивать ложки по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их (ложки чайные, столовые, кухонные и др.);
- развивать исследовательский интерес, формировать умение обследовать предметы, расширять представления о фактуре и свойствах ложек, включая проведение опытов (гладкая, шероховатая, легкая, холодная на ощупь, тонет – не тонет, быстро нагревается и др.);
- знакомить детей с трудом творческих профессий: музыкантов, играющих на ложках, мастеров народного декоративно-прикладного искусства (ложкарей);
- учить использовать ложку в качестве измерительного прибора (измерение объема сыпучих тел).
Образовательная область «Речевое развитие»
- способствовать участию детей в создании развивающей речевой среды группы: создание мини-музея «Чудо-ложка», рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков, книг, просмотр мультфильмов;
- поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, посещение выставки, рассказ знакомого человека, книга и др.);
- расширять и активизировать словарный запас детей за счет слов, обозначающих качество и свойство ложек (шероховатая, гладкая, березовая, липовая и др.), познакомить со значением слов: черпак, ручка, ложкарь, резьба, роспись и т.д.;
- отрабатывать интонационную выразительность речи (во время чтения стихов, театральной сценки);
- учить связно (по плану) составлять рассказ о ложке, рассказывать и пересказывать сказки;
- побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки о ложке);
- поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей;
- развивать интерес к художественной литературе.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах, связанных с деревянной ложкой;
- расширять представления о творческой деятельности, ее особенностях, называть творческие профессии (музыкант-ложкарь, ложкарь, делающий деревянные ложки);
- учить создавать узоры по мотивам хохломской росписи на листах в форме народного изделия (силуэт ложки); развивать навыки декоративной лепки;
- закреплять прием обрывной аппликации, умение построить изображение (узор) из мелких кусочков бумаги (мозаика);
- совершенствовать конструктивные умения в изготовлении поделок из одноразовых ложек, ложек из бумаги;
- совершенствовать навыки игры на ложках, умение исполнять музыкальные произведения в оркестре;
- развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой;
- закреплять навыки правильного выполнения плясовых движений;
- совершенствовать певческие навыки;
- обучать инсценированию и постановке небольших музыкальных спектаклей, разыгрыванию сценок (с использованием ложек);
- создавать условия для самовыражения, реализации творческого потенциала детей в различных видах художественной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
- расширять представления о полезных продуктах, которые можно есть ложкой;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей во время проведения игр;
- воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Задачи проекта для педагогов:
- создавать условия для реализации детьми творческо-исследовательского проекта;
- развивать интерес к национальной и исторической культуре;
- формировать целостную картину мира;
- способствовать развитию интереса детей к истории появления старинных и современных предметов рукотворного мира, к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете – ложке;
- создавать условия для формирования у детей познавательных и речевых умений: активно вступать в обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения;
- способствовать творческому самовыражению в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, музыкальной, изобразительной;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
Задачи проекта для родителей:
- принимать активное участие в образовательном процессе;
- оказать помощь в создании мини-музея в группе «Чудо-ложка»;
- построить свой образовательный маршрут для совместной деятельности с ребенком дома (или следовать предложенным рекомендациям) по теме «История ложки»;
- совершенствовать конструктивные умения в изготовлении поделок из одноразовых ложек;
принять участие в выставке поделок «Удивительные превращения ложки».
Этапы реализации проекта (подготовительный)
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи |
Проблема: однажды в группе появилась ложка необычной формы (ребенок с родителями был на экскурсии в другом городе и привезли сувенирную ложку). Дети заинтересовались и начали задавать вопросы: - Откуда эта ложка? - Для чего она? - Из чего сделана? - Кто делает такие ложки? Таким образом дальнейшие размышления детей привели их к проблемному вопросу: «А для чего нужна человеку ложка?» , «Откуда она появилась?» | - Дети пытаются найти пути решения проблемной ситуации. - Участие детей над составлением плана работы над проектом. - Участие детей в тематических беседах : «Откуда взялась ложка?» «Зачем человеку ложка?», «Что было бы, если…?» - Рассматривание иллюстраций. | - Подбор художественной литературы: потешки, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки, стихи. - Подготовка и проведение круглого стола: «Участвуем в проекте «Путешествие в прошлое ложки». - Разработка образовательного маршрута для совместной деятельности родителей с детьми («История ложки»). - Создание электронной презентации «Путешествие в прошлое ложки», «Как мастер баклуши бил». - Разработка сценария и конспектов. - Подбор наглядных и дидактических материалов (иллюстраций, дидактических игр и др.) - Подбор песен, музыкальных игр и музыкального материала (танцевальные движения, попевки, оркестровки, слушание) для проекта. | - Участие родителей за круглым столом «Участвуем в проекте «Путешествие в прошлое ложки». - Сбор информации «История ложки», - Подбор экспонатов для Музея ложки. - Построение своего образовательного маршрута для совместной деятельности с ребенком дома. |
Этапы реализации проекта (деятельностный)
НОД | Совместная деятельность педагогов с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Познавательное развитие. «Путешествие в прошлое ложки». Художественное творчество. - Лепка (по замыслу) «Чудо-ложка». - Конструирование из бумаги «Наши ложки не простые». - Рисование. (декоративное) «Ложечка точеная, ручка золоченая» (по мотивам хохломской росписи). - Аппликация-мозаика (из рваной бумаги) «Радужная ложка». Музыка: - разучивание оркестровок с использованием ложек и народных инструментов; - разучивание песен и танцев с ложками; - музыкальные игры с ложками; - слушание музыки; - разучивание потешек и попевок с подыгрыванием на ложках «Вологодский краковяк». - Тематическое занятие «Русская ложка».
| - Беседы: «Путешествие в прошлое ложки», «Откуда взялась ложка?» «Зачем человеку ложка?», «Что было бы, если…?», «Безопасное обращение со столовыми приборами». - Составление рассказов по картинкам из серии «Столовые приборы» (ложки) с использованием мнемотаблиц. - Заучивание пословиц, поговорок, стихов о ложках. - Д/и «Загадки-отгадки» (о ложках). - Д/упражнение «Закончи предложение» (ложка (какая?)…). - Чтение художественной литературы: р.н.с. «Жихарка», «Три медведя»,И.Мазнин «Как Иван Васильевич баклуши бил». - Просмотр электронных презентаций «Путешествие в прошлое ложки», «Как мастер баклуши бил». - Просмотр м/ф «Антошка», «Жихарка», «Три медведя», «Ложка Али-Бабы». - Знакомство с изделиями русского народного промысла. - Рассматривание иллюстраций с изображением хохломских ложек. - Рассматривание альбома «История ложки». - Организация мини музея «Чудо ложка». - Изготовление героев сказки «Колобок» из одноразовых ложек. - Просмотр музыкального видеоклипа «Деревенские ложки» - П/игры: «Кто быстрее возьмет ложку», «Ложку по кругу, передавай друг другу» , «Ты беги быстрее ложка», «Перенеси в ложке …» (эстафета) - Пальчиковые игры: «Это ложка, это чашка», «Посуда», «Все, что надо ложечкой…» | - Рассматривание иллюстраций, альбома, книг о ложках. - Рассматривание экспонатов в мини музее «Чудо-ложка». - Д/игры: «Собери ложку из частей», «Найди ложку» (ориентировка в пространстве); «Ко всякому угощению своя ложка», «Какая ложка из чего сделана» (из дерева – деревянная и т.д). - Игры-эксперименты: «Тонет- не тонет», «Теплопроводимость», «Магнитные свойства ложки», «Какая ложка самая тяжелая», «Узнай на ощупь», «Разложи ложки» (по материалу, назначению, размеру, прочности). - С/р игры: «Семья», «Магазин», «Поликлиника» ,»Музей ложки» (экскурсоводы). -Этикет: «Покажем малышам как правильно держать ложку»; «Учим малышей есть горячий суп». - Дежурство по столовой. - Показ театра ложек «Колобок» малышам. - Драматизация сказки «Жихарка». - Изготовление подарков малышам (куклы из одноразовых ложек). - Музыкально-дидактические игры : «Ложкари» (закрепление приемов игры на ложках); «Повтори ритм», «Простучи ритм по схеме», «Подбери ритм к картинке», «Простучи свое имя», «Музыкальная гусеница», «Разноцветные зонтики», «Веселые матрешки» и др. |
Этапы реализации проекта (завершающий)
Совместная деятельность педагогов с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
-Представление экспонатов в мини-музее. - Музыкально-познавательный досуг «Путешествие в мир ложки». - Творческая мастерская «Удивительное превращение ложки». - Показ театра ложек «Колобок» с музыкальным сопровождением (детский оркестр народных инструментов). - Украшение группы и музыкального зала работами детей. | - Проведение экскурсии в мини-музее для родителей и детей из других групп.
| - Участие в музыкально-познавательном досуге «Путешествие в прошлое ложки». - Участие в творческой мастерской «Удивительные превращения ложки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ознакомление с культурой и историей родного города детей старшего дошкольного возраста"
В обществе наблюдается "дефицит нравственности". Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743217-1453731868.jpg)
Проект «Твой след в истории города» для детей старшего дошкольного возраста
Воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности у детей дошкольного возраста, как будущее нашего города....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/16/picture-929508-1668614067.jpg)
Сценарий мероприятия "Где история живёт?" для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий мероприятия "Где история живёт?" для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-1184908-1573048675.jpg)
Конспект дистанционной образовательной деятельности на тему: «История железа» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект дистанционной образовательной деятельности на тему: «История железа» для детей старшего дошкольного возраста.Выполнила: Скобелева Е.С. Воспитатель высшей кв. категории. г. Ор...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1112374-1549397448.jpg)
презентация Ознакомление с культурой и историей города Воронеж детей старшего дошкольного возраста
презентация Ознакомление с культурой и историей города Воронеж детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/29/picture-1072295-1611897317.jpg)
Презентация "История шахмат для детей старшего дошкольного возраста"
"История шахмат для детей старшего дошкольного возраста "...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-302026-1380017001.jpg)
«Формирование познавательного интереса к русской культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя МАДОУ № 83 города Хабаровска Крюковой Альбины Викторовны)
Рекомендации по практической работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Формирование познавательного интереса к русской культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного...