Проектирование образовательной программы в ДОУ.
методическая разработка

Ветрова Ирина Владимировна
Целью образовательной программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические подходы к проблеме педагогического проектирования

воспитательно-образовательного процесса в  ДОУ.

Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10

 Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Ветрова Ирина Владимировна

       В условиях современной социокультурной ситуации все большее значение в развитии общества, повышении качества жизни придается образованию. Образованность сегодня является особой ценностью в мировом сообществе. Одной из центральных идей новой образовательной ситуации стало признание гуманистической парадигмы образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в пространстве культуры. На фоне активно изменяющейся системы образования наметилась тенденция снижения возрастной границы в процессе школьной подготовки, профессионального самоопределения.

    Все чаще период дошкольного детства рассматривают как этап предшкольной подготовки, что побудило нас обратиться к идее самоценности и самобытности дошкольного детства, его роли в развитии человека.

     Исследования последних лет, посвященные проблемам детства, предъявляют качественно иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурно-историческому, социально-психологическому, социально-педагогическому феномену. Обоснован подход к проблеме развития растущего человека как личности на основе понятия “социальное развитие в пространстве — времени Детства” (Д.И. Фельдштейн), исследуется культуротворческая функция детства в развитии общества               (В.Т. Кудрявцев), изучается представленность в сознании детей символов мироустройства (Ю.А. Аксенова). Становление в науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется. Дошкольное образовательное учреждение (в дальнейшем — ДОУ) является одной из таких форм, которая показала свою жизнеспособность в различные историко-культурные периоды, а также способность соответствовать требованиям государства и общества к общественному воспитанию и, одновременно, учитывать особенности и потребности развития ребенка дошкольного возраста. Утверждение приоритетов образования на этапе дошкольного детства ставит нас перед необходимостью изучения возможностей преобразования старой организационной формы, обеспечивающей социальное развитие ребенка (какой является ДОУ) в новую, соответствующую потенциалу детства и потребностям развития современного общества.

     В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Государственно-политические и социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране в последнее десятилетие, оказали существенное влияние на развитие многообразия образовательных учреждений и вариативных образовательных программ, многонациональной российской школы в целом и негосударственного сектора образования.

      В этом документе обращается внимание на необходимость обновления содержания образования и совершенствования механизмов контроля за его качеством, обеспечения соответствия образовательных программ нового поколения требованиям современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и удовлетворения актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.

    Модернизация образования предполагает осуществление новых подходов в проектировании образовательных программ, поскольку на предыдущих этапах развития образования приоритет в планировании его содержания принадлежал государству.

      На протяжение десятилетий государственная образовательная система в России базировалась на унификации учебно-воспитательного процесса, что находило выражение в единых учебных планах, программах и приводило к единообразию в обучении, к определенной нивелировке индивидуальных особенностей личности.

  1.     В современной системе дошкольного воспитания - начальном этапе непрерывного образования - остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации.

    Реальная ситуация характеризуется наличием большого числа программ идущих "сверху" и инициативой "снизу", от педагогов чутко реагирующих на социальные запросы родителей. Такое положение вызвало тенденцию создания индивидуального образовательного проекта развития образовательного учреждения.

     

     На современном этапе в системе образования существует попытка выразить образовательный процесс через проект совместной деятельности воспитателя  и воспитанника, который получил название «образовательная программа».

    Министерством Образования и науки Российской Федерации, утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

   Введены в действие с 1 января 2010 года федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные настоящим приказом министра  образования РФ А.А.Фурсенко.

    Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования".

     В соответствии с этими документами, образовательная программа начинает рассматриваться нормативным документом, описывающим условия организации образовательного процесса, содержание и образовательные возможности, одновременно являясь проектом деятельности, динамично реализующейся ее участниками: воспитателем и воспитанником.

     Образовательная программа ориентирована на создание личностно развивающих условий,  уровня усвоения, форм и методов воспитания  и обучения.

       Программа является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.

   Содержание Программы в соответствии с требованиями включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

    Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.

      Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых макро условий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство.  

     С введением права образовательных учреждений самостоятельно проектировать и утверждать программы проблема их педагогического проектирования по предмету особенно обострилась в связи с отсутствием государственных образовательных стандартов.

    В рамках функционального назначения образовательной программы наличие разнообразных социальных и личностных потребностей в образовательных услугах предполагает стремление к обеспечению условий для удовлетворения этих потребностей.

      В новой социокультурной ситуации проектирование образовательной программы должно быть направлено, с одной стороны на обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития и саморазвития личности. С другой - на создание внешних условий (осуществление целеполагания, структурирование учебного материала, организация мониторинга и т.д.), на предварительное выявление путей решения, определение вариантов их реализации и коррекции в реальной практике.

     Проблема проектирования образовательных программ отражает новое направление в педагогической науке. Изменения в системе дошкольного образования, современные процессы модернизации актуализируют данный подход и интерпретацию складывающейся теории проектирования образовательной программы.

      В педагогической литературе разработаны отдельные аспекты педагогического проектирования образовательной  программы .

     Так, в работах  Л.Н.Буйловой, Е.С.Заир-Бек, Е.М.Казаковой, О.Е.Лебедева, Л.Г.Осетровой, В.Е.Радионова,  Н.Г.Стрикун,  А.П.Тряпицыной  и т.д. образовательная программа рассматривается как педагогическая система, выявляются теоретические предпосылки для становления теории проектирования образовательной программы в области обновления содержания образования и его программного обеспечения в образовательном учреждении.

         В ряде работ определены региональные подходы к проектированию образовательной программы (С.В.Воробьева, И.И.Проданов, И.И.Бадаян). Осмыслению региональных проблем проектирования способствуют труды по вопросам педагогической инноватики (К. Ангеловски, М.В. Кларин, С.Д.Поляков, Н.Р.Юсуфбекова и др.), развития и управления новыми образовательными системами (В.С.Лазарев, А.А.Моисеев, М.М.Поташник, В.Е.Радионов, О.Г.Хомерики).

     Проблема проектирования рассматривается в связи с исследовательской деятельностью педагога как творческим процессом (В.Е.Загвязинский, В.А Кан-Калик). В психолого-педагогических работах В.С.Безруковой Н.Ф.Гоноболиной, И.А.Зимней, А.К.Марковой раскрыты особенности проектирования педагогами собственной деятельности, развития педагогических умений и способностей.

       Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема качества образовательного процесса в этих учреждениях рассматривалась:

-от проектирования качества образовательных систем до проектирования отдельных проблем педагогического процесса

(С.Г.Ашмаркин, В.П.Беспалько, Ю.В.Громыко, В.В.Давыдов, М.Е.Дуранов, Е.С.Заир-Бек, Р.Г.Каменский,  В.М.Монахов, О.Г.Прикот, В.И.Слободчиков,

А.П.Тряницына, В.К.Усынин, И.П.Чащин и др.).

      В большей степени эта проблема актуализируется в контексте личностного развития дошкольника с его особым внутренним миром. Однако в целом вопросы педагогического проектирования образовательной программы и практического их использования остаются открытыми.

      Таким образом, с одной стороны, в науке созданы предпосылки для анализа обозначенной проблемы педагогического проектирования образовательной программы в ДОУ, с другой, анализ научной и методической литературы  изучение опыта работы по проектированию образовательной программы свидетельствуют о наличии противоречий между:

- возросшей потребностью развивающегося общества в подготовке современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны;

- возросшей необходимостью обеспечения современного качества образования;

- тенденциями осуществления личностно-ориентированного подхода к

образованию дошкольника проектирования образовательной программы в ДОУ;

- потребностью педагогов в овладении навыками проектирования образовательной программы и отсутствием научно- методических рекомендаций по организации данной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Оформленная программа требует представления и рассмотрения на методическом совете уч­реждения (желательно приглашение членов профессионального объединения учителей-логопедов). Рецензирован...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

проектирование образовательной программы

в статье представлены рекомендации по составлению программы...

проектирование образовательной программы

в статье представлены рекомендации по составлению программы...

Зарубежный опыт разработки и проектирования образовательный программ ДО: лучшие практики или “ложный путь” для российского образования?

Учитывая сложность поставленных перед дошкольным образованием задач, возникает необходимость поиска эффективных технологий дошкольного образования, анализа опыта организации дошкольного образования. Б...

Проектирования образовательной программы дошкольного образования

В данной работе представлена программа по проблеме Качества игровой деятельности является одной из главных в современном дошкольном образовании, в тоже время она является уникальной, так как игра...

Рекомендации по проектированию образовательной программы дошкольного образования

образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...