Проектирование образовательной программы в ДОУ.
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Теоретические подходы к проблеме педагогического проектирования
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10
Приморского района г. Санкт-Петербурга.
Ветрова Ирина Владимировна
В условиях современной социокультурной ситуации все большее значение в развитии общества, повышении качества жизни придается образованию. Образованность сегодня является особой ценностью в мировом сообществе. Одной из центральных идей новой образовательной ситуации стало признание гуманистической парадигмы образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в пространстве культуры. На фоне активно изменяющейся системы образования наметилась тенденция снижения возрастной границы в процессе школьной подготовки, профессионального самоопределения.
Все чаще период дошкольного детства рассматривают как этап предшкольной подготовки, что побудило нас обратиться к идее самоценности и самобытности дошкольного детства, его роли в развитии человека.
Исследования последних лет, посвященные проблемам детства, предъявляют качественно иное понимание сущности детства и отношение к нему как культурно-историческому, социально-психологическому, социально-педагогическому феномену. Обоснован подход к проблеме развития растущего человека как личности на основе понятия “социальное развитие в пространстве — времени Детства” (Д.И. Фельдштейн), исследуется культуротворческая функция детства в развитии общества (В.Т. Кудрявцев), изучается представленность в сознании детей символов мироустройства (Ю.А. Аксенова). Становление в науке такого восприятия детства требует качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется. Дошкольное образовательное учреждение (в дальнейшем — ДОУ) является одной из таких форм, которая показала свою жизнеспособность в различные историко-культурные периоды, а также способность соответствовать требованиям государства и общества к общественному воспитанию и, одновременно, учитывать особенности и потребности развития ребенка дошкольного возраста. Утверждение приоритетов образования на этапе дошкольного детства ставит нас перед необходимостью изучения возможностей преобразования старой организационной формы, обеспечивающей социальное развитие ребенка (какой является ДОУ) в новую, соответствующую потенциалу детства и потребностям развития современного общества.
В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Государственно-политические и социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране в последнее десятилетие, оказали существенное влияние на развитие многообразия образовательных учреждений и вариативных образовательных программ, многонациональной российской школы в целом и негосударственного сектора образования.
В этом документе обращается внимание на необходимость обновления содержания образования и совершенствования механизмов контроля за его качеством, обеспечения соответствия образовательных программ нового поколения требованиям современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и удовлетворения актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.
Модернизация образования предполагает осуществление новых подходов в проектировании образовательных программ, поскольку на предыдущих этапах развития образования приоритет в планировании его содержания принадлежал государству.
На протяжение десятилетий государственная образовательная система в России базировалась на унификации учебно-воспитательного процесса, что находило выражение в единых учебных планах, программах и приводило к единообразию в обучении, к определенной нивелировке индивидуальных особенностей личности.
В современной системе дошкольного воспитания - начальном этапе непрерывного образования - остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации.
Реальная ситуация характеризуется наличием большого числа программ идущих "сверху" и инициативой "снизу", от педагогов чутко реагирующих на социальные запросы родителей. Такое положение вызвало тенденцию создания индивидуального образовательного проекта развития образовательного учреждения.
На современном этапе в системе образования существует попытка выразить образовательный процесс через проект совместной деятельности воспитателя и воспитанника, который получил название «образовательная программа».
Министерством Образования и науки Российской Федерации, утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Введены в действие с 1 января 2010 года федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные настоящим приказом министра образования РФ А.А.Фурсенко.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования".
В соответствии с этими документами, образовательная программа начинает рассматриваться нормативным документом, описывающим условия организации образовательного процесса, содержание и образовательные возможности, одновременно являясь проектом деятельности, динамично реализующейся ее участниками: воспитателем и воспитанником.
Образовательная программа ориентирована на создание личностно развивающих условий, уровня усвоения, форм и методов воспитания и обучения.
Программа является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.
Содержание Программы в соответствии с требованиями включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.
Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых макро условий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство.
С введением права образовательных учреждений самостоятельно проектировать и утверждать программы проблема их педагогического проектирования по предмету особенно обострилась в связи с отсутствием государственных образовательных стандартов.
В рамках функционального назначения образовательной программы наличие разнообразных социальных и личностных потребностей в образовательных услугах предполагает стремление к обеспечению условий для удовлетворения этих потребностей.
В новой социокультурной ситуации проектирование образовательной программы должно быть направлено, с одной стороны на обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития и саморазвития личности. С другой - на создание внешних условий (осуществление целеполагания, структурирование учебного материала, организация мониторинга и т.д.), на предварительное выявление путей решения, определение вариантов их реализации и коррекции в реальной практике.
Проблема проектирования образовательных программ отражает новое направление в педагогической науке. Изменения в системе дошкольного образования, современные процессы модернизации актуализируют данный подход и интерпретацию складывающейся теории проектирования образовательной программы.
В педагогической литературе разработаны отдельные аспекты педагогического проектирования образовательной программы .
Так, в работах Л.Н.Буйловой, Е.С.Заир-Бек, Е.М.Казаковой, О.Е.Лебедева, Л.Г.Осетровой, В.Е.Радионова, Н.Г.Стрикун, А.П.Тряпицыной и т.д. образовательная программа рассматривается как педагогическая система, выявляются теоретические предпосылки для становления теории проектирования образовательной программы в области обновления содержания образования и его программного обеспечения в образовательном учреждении.
В ряде работ определены региональные подходы к проектированию образовательной программы (С.В.Воробьева, И.И.Проданов, И.И.Бадаян). Осмыслению региональных проблем проектирования способствуют труды по вопросам педагогической инноватики (К. Ангеловски, М.В. Кларин, С.Д.Поляков, Н.Р.Юсуфбекова и др.), развития и управления новыми образовательными системами (В.С.Лазарев, А.А.Моисеев, М.М.Поташник, В.Е.Радионов, О.Г.Хомерики).
Проблема проектирования рассматривается в связи с исследовательской деятельностью педагога как творческим процессом (В.Е.Загвязинский, В.А Кан-Калик). В психолого-педагогических работах В.С.Безруковой Н.Ф.Гоноболиной, И.А.Зимней, А.К.Марковой раскрыты особенности проектирования педагогами собственной деятельности, развития педагогических умений и способностей.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема качества образовательного процесса в этих учреждениях рассматривалась:
-от проектирования качества образовательных систем до проектирования отдельных проблем педагогического процесса
(С.Г.Ашмаркин, В.П.Беспалько, Ю.В.Громыко, В.В.Давыдов, М.Е.Дуранов, Е.С.Заир-Бек, Р.Г.Каменский, В.М.Монахов, О.Г.Прикот, В.И.Слободчиков,
А.П.Тряницына, В.К.Усынин, И.П.Чащин и др.).
В большей степени эта проблема актуализируется в контексте личностного развития дошкольника с его особым внутренним миром. Однако в целом вопросы педагогического проектирования образовательной программы и практического их использования остаются открытыми.
Таким образом, с одной стороны, в науке созданы предпосылки для анализа обозначенной проблемы педагогического проектирования образовательной программы в ДОУ, с другой, анализ научной и методической литературы изучение опыта работы по проектированию образовательной программы свидетельствуют о наличии противоречий между:
- возросшей потребностью развивающегося общества в подготовке современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны;
- возросшей необходимостью обеспечения современного качества образования;
- тенденциями осуществления личностно-ориентированного подхода к
образованию дошкольника проектирования образовательной программы в ДОУ;
- потребностью педагогов в овладении навыками проектирования образовательной программы и отсутствием научно- методических рекомендаций по организации данной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Оформленная программа требует представления и рассмотрения на методическом совете учреждения (желательно приглашение членов профессионального объединения учителей-логопедов). Рецензирован...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/14/picture-79972-1507972128.jpg)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-459163-1406474533.jpg)
проектирование образовательной программы
в статье представлены рекомендации по составлению программы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-459163-1406474533.jpg)
проектирование образовательной программы
в статье представлены рекомендации по составлению программы...
Зарубежный опыт разработки и проектирования образовательный программ ДО: лучшие практики или “ложный путь” для российского образования?
Учитывая сложность поставленных перед дошкольным образованием задач, возникает необходимость поиска эффективных технологий дошкольного образования, анализа опыта организации дошкольного образования. Б...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/22/picture-1034863-1542911680.jpg)
Проектирования образовательной программы дошкольного образования
В данной работе представлена программа по проблеме Качества игровой деятельности является одной из главных в современном дошкольном образовании, в тоже время она является уникальной, так как игра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/01/picture-167627-1659350264.jpg)
Рекомендации по проектированию образовательной программы дошкольного образования
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...