Перспективное планирование по теме "Детское экспериментирование"
календарно-тематическое планирование на тему
Перспективное планирование разработано по всем возрастным группам и в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования "Детство"/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.- СПб.:ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСВО-ПРЕСС", 2011.
Поможет всем педагогам, реализующим деятельностный подход в организации жизнедеятельности воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективное планирование по разделу "Детское экспериментирование" | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИЕНТИРОВАНИЕ»
Предлагаемое планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:
-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
-познавательные занятия с элементами экспериментирования;
-демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
-долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Включение всех этих видов занятий в воспитательно - образовательную работу обеспечивают системный и деятельностный подход к реализации образовательной области «Познание».
ТЕМА | ЗАДАЧИ | Примерная тематика занятий |
МЛАДШАЯ ГРУППА | ||
ВОДА | -подвести детей к понятию, что вода-это жидкость (умеет течь ) | «Ласковая водичка» «Налей Мишке воды» «Играем с водой» |
-продолжать знакомить со свойствами воды: жидкость (умеет течь), не имеет формы, но может занимать ту, в которую попадает. | «Водяные стаканчики» «Красивое платье для Водички» | |
-подвести детей к понятию свойства воды- бесцветная, но может изменять его. | «Прятки» «Волшебники» «Игры с Почемучкой» | |
-продолжать закреплять знания о свойстве воды: без запаха, но может его принимать и изменять. | «Интересные запахи» «Угадай, чем пахнет» | |
-знакомить со свойством воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять. | «Вкусная водичка» «Угадайка» «Чай для мамы» | |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ - закрепление понятий о свойствах воды: жидкость, бесформенная, без запаха, без вкуса, бесцветная, но может изменяться. | «Волшебная цепочка» «Превращалки» | |
-выяснение, что происходит со снегом в теплом помещении, закрепление понятий: растаял, превратился в воду. | «Волшебники» «Забавные снежинки» «Освобождение бусинок из ледяного плена» | |
-подвести детей к понятию свойства воды замерзать при низкой температуре. | «Игрушки для лесных зверюшек» | |
-познакомить детей с понятием состояние воды с позиции «маленьких человечков» (ТРИЗ ): жидкие и твердые | Д/и «Найди домик» «Знакомьтесь, маленькие человечки» | |
-побудить детей к постановке цели эксперимента, выбора средств для получения наилучшего результата в работе. | «Вот какая пена» «Подушка из пены» | |
-развивать мыслительные процессы детей, умение делать выводы, от чего у меня получилось так; совершенствовать умение действовать с предметами. | «Веселые путешественники» «Морская регата» (бумажные кораблики) | |
ЗВУК | -развивать умение выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки, развивать слуховое внимание. | «Погремушки» «Что шуршит, что гремит» |
СРЕДНЯЯ ГРУППА | ||
ВОДА | -подвести детей к выводу о необходимости влаги для жизни растений, развивать умение вести схематичную поэтапную запись. | Долгосрочные опыты: «Грустный бальзамин» «Самый терпеливый и выносливый цветок» |
-развивать и совершенствовать умение определять материал для работы, объяснять словесно цель своей работы и делать вывод. | «Цветные капельки» | |
-развивать умение подбирать материал для опыта, находить взаимосвязь между взятым материалом и результатом опыта; совершенствовать умение использовать выводы предыдущего опыта для реализации следующего. | «У кого больше пена» «Мыльные пузыри» | |
-развивать логическое мышление детей, путем выстроения гипотез, умения их преобразить в деятельность и сделать вывод. -подвести к понятию, что уровень воды повышается , если в воду класть предметы. -используя имеющиеся знания проводить последующие эксперименты. -совершенствовать умение схематически отражать ход эксперимента. | «Умная галка» «Помощница вода» | |
-побудить детей к самостоятельной экспериментальной деятельности на основе своих знаний о свойствах воды изменять: цвет, форму, запах, вкус, состояние. | «Волшебная цепочка» «Угадай, что я сделал» | |
Свойства различных веществ | -продолжать развивать умение высказывать гипотезы (предположения) -определять и словесно обозначать цель своей работы. -подвести детей к понятию о разных состояниях веществ: жидком, твердом, газообразном с позиции «маленьких человечков» (ТРИЗ) | «Три котенка» (сказка В.Сутеева) «Найди домик «маленькому человечку» «Кто такие «маленькие человечки» |
Тень | -развивать мышление детей на основе наглядного материала, выявлять предметно-следственные связи явлений, совершенствовать умение выделять существенные признаки предметов. | «В гостях у сказки» «Почему не получился спектакль» |
Звук | -подвести детей к умению различать на слух изменения звуков и шумов, к пониманию причин возникновения звуков (колебание предметов) -актуализировать знания детей о шумовых свойствах предметов. | «Почему все звучит» «Отгадай, что звучит» «Откуда берется голос» «Шумовой оркестр» «Шуршалки и гремелки» |
Свет | -развивать логическое мышление, речь, умение выдвигать гипотезы и доказывать свою правоту. -подвести к понятию, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру: классификация источников солнечного света. -совершенствовать умение вести схематическую запись. | «Свет вокруг нас» «Когда это бывает» «Солнечные зайчики» |
СТАРШАЯ ГРУППА | ||
Введение дидактической игрушки | -познакомить детей с новым устройством уголка экспериментирования, с новым его хозяином Почемучкой -развивать умение высказываться о своих впечатлениях об увиденном. | «Знакомство с Почемучкой» |
Условия жизни растений и животных | -выявить потребность растений в воздухе, дыхании, подвести к понятию процесса дыхания комнатных растений, процесса рыхления и всасывания воды. -продолжать совершенствовать умение вести схематическую запись. | Демонстрационные опыты: «Может ли растение дышать?» «Нужен ли корешкам воздух?» «Для чего корешки?» |
ВОДА | -установить возможность дыхания рыб в воде. -продолжать знакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. -подвести к решению познавательной задачи, используя полученные знания. -познакомить детей с процессом конденсации, развивать логическое мышление, умение делать выводы. -продолжать совершенствовать навык схематической последовательности эксперимента. -помочь выяснить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду. -актуализировать знания детей о свойствах воды проникать через ткань. -выявить промокаемость ткани. ____________________________________________________________-помочь детям понять, что такое атмосферное давление и обнаружить его -совершенствовать умение выдвигать гипотезы и предсказывать ожидаемый результат________________________________________________________ | Демонстрационный опыт «Дышат ли рыбы?» «Фокусники» «Помощница вода» Демонстрационные опыты «Откуда берется вода?» «Где теплее? «Подводная лодка» «Фартук для Почемучки» ФОКУС «Почему не выливается?» |
МАГНИТ | -помочь детям выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы. -определить способность металлических предметов намагничиваться. | «Мы фокусники» «Притягивается – не притягивается» «Магнитные силы» «Необычная скрепка» |
Электри-чество | -подвести детей к установлению причины возникновения электричества, познакомить с проявлениями статистического электричества и возможностью снять его с предметов. -развивать любознательность, умение выявлять причинно-следственные связи | Демонстрационный опыт: «Волшебный шарик» «Как увидеть электричество» «Волшебники» «Чудо-прическа» |
ЗВУК | -помочь понять как распространяются звуковые волны. -подвести к пониманию возникновения эха -выявить причины ослабления звука, учить действовать по аналогии -развивать логическое мышление. | «Как распространяется звук» «Как появляется эхо» «Где живет эхо» «Почему не слышно» |
Измерение объема жидкостей | -подвести детей к понятию, что жидкость занимает объем сосуда, в котором находится. | «Вкусный компот» «Где больше воды» |
ВЕС | -подвести детей к понятию, что при изменении формы предмета его вес не изменяется | «Чудо-пластилин |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА | ||
Знакомство продолжа- ется | - познакомить детей с новым оборудованием уголка экспериментирования, побуждать любознательность, познавательную активность. | Игры с Почемучкой «Что изменилось» «Прятки» |
ВОДА | -выявить способность воды проходить через грунт, зависимость быстроты протекания от вида грунта. -познакомить с процессами очистки воды разными способами. -формировать представления о свойстве бумаги размокать в воде, воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи -актуализировать знания детей о свойстве дерева ( не тонуть в воде0 -развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент. -создать условие для расширения представлений детей о методе получения льда, развивать дивергентное мышление. -выявить различия в процессах замерзания жидкостей. | «Быстрые капельки» «Фильтрование воды» «Путешествие по Клязьме» (2 занятия) «Приключения Буратино» «Замерзание жидкостей» «Игрушки для лесной елки» |
Свойства различных веществ | -выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. -подбор условий для роста этих организмов экспериментальным путем, развивать исследовательский интерес. | Долговременные опыты «Заплесневелый хлеб» «Растущие малютки» |
Измерение (линейка) | -знакомство с измерительными приборами, сравнивание их между собой, выявление наиболее оптимальных условий применения. -развивать умение пользоваться линейкой для отмеривания предметов определенной длины. -совершенствовать умение пользоваться линейкой, как прибором точного измерения, развивать умение строить геометрические фигуры заданных размеров с помощью линейки. | «Знакомство с линейкой» «Экскурсия на кондитерскую фабрику» «Строим сказочный городок» |
Копиро- вальная бумага | -способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка. -развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости. -подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш. | «Волшебная бумага» «Изготовление пригласительных билетов на Новогодний праздник» |
Звук | -подвести детей к выявлению особенностей передачи звуков на расстоянии (звук распространяется через жидкие и твердые тела) -развивать конструктивные и исследовательские способности (конструирование спичечного телефона) | «Спичечный телефон» «Звуки в воде» |
Свет | -подвести детей к пониманию как можно многократно отразить свет и изображение предмета т.е. увидеть его там где нет. -познакомить с механизмом возникновения цветов, развивать наблюдательность, умение схематично вести запись. | «Передача «солнечного зайчика» «Разведчики» «Радуга на свете» |
Огонь | -подвести детей к выявлению способов тушения огня различными материалами: вода, песок, пена, толстое одеяло. -выявить , что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше) -выявить особенности взаимодействия огня и воздушного вихря | «Свеча в банке» «Как задуть свечку из воронки» «Как потушить огонь» |
Измерение веса предметов | -подвести детей к еще одному способу измерения (веса) предметов, знакомство и сравнение различных видов весов, подбор оптимальных условий применения. -подвести к понятию, что при изменении формы предмета его вес остается неизменным. -совершенствовать экспериментаторские навыки. | «Знакомство с весами» «Сыр для пластилиновой вороны» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по экспериментированию
непосредственно-образовательная деятельность детей...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
Предлагаемое планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;-познавательные занятия с элементами экспериментирования;-дем...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ...
Перспективное планирование работы по экспериментированию в разновозрастной (старше-подготовительной) группе
Материал подобран с учетом возраста детей, расчитан на весь учебный год, проводится еженедельно....
Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в младшей группе
Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирирование с живой и неживой природой" в условиях реализации парциальной модульной программы "...
Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в средней группе
Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в средней группе в условиях реализации парциальной модульной п...
Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в старшей группе
Методический материал сожержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в старшей группе в условиях реализации парциальной модул...