Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в старшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)
Методический материал сожержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в старшей группе в условиях реализации парциальной модульной программы "СТЕМ - образование".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektiva_star.voz_.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в старшей группе
Месяц неделя | Тема | Оборудование | Источник |
Сентябрь | Вода | ||
1 неделя | - Тонет – не тонет (опыт проводится с цельными предметами из разных материалов одинаковой формы и размера – металл, дерево, пластик, резина). - Что растворяется в воде? (опыт с растворением в воде соли, сахара, лимонного сока, речного песка, мыла). - Как соль меняет свойства воды? (демонстрационный опыт с опусканием яйца в пресную и соленую воду). Соль твердая, поэтому она делает воду более плотной, что не дает яйцу утонуть. Вода морская и пресная. Обитатели морских и пресных водоемов. | Набор мерных стаканчиков, пинцет, набор из 5-ти пробирок на подставке | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 9-10, 13, 18-19 |
2 неделя | Что такое пар? (опыт с кипящим чайником, демонстрирующий, что пар – это вода в газообразном состоянии). Свойство воды переходить в газообразное состояние при нагревании. | Презентация «Образование пара» | - |
3 неделя | - Поверхностное натяжение воды (опыт с плавающей на поверхности воды скрепкой; опыт «Сколько скрепок вместиться в полный до краев стакан»; опыт с плавающими в тарелке с водой спичками: они начинают движение к центру, если в центр тарелки положить кусочек сахара, и движутся к краям тарелки, если капнуть жидкого мыла). | Емкость для воды, мерный стаканчик, скрепки, спички, жидкое мыло. | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 16 |
4 неделя | - Как очистить воду? (опыт с фильтрованием воды через вату, марлю, фильтровальную бумагу). - «Распускающийся цветок» (опыт с бумажным сложенным цветком, открывающимся по мере намокания бумаги). Свойство воды подниматься вверх по бумаге. | Воронки, пробирки на подставке 5 шт., емкость для воды. | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 21 |
Тема для проекта | Выращивание соляных и сахарных кристаллов (опыт с изготовлением горячего насыщенного раствора, который, остывая, кристаллизуется). Свойство горячей воды растворять в себе большее количество вещества, чем холодная. | Емкость для сыпучих материалов, мерная ложечка | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 25 |
Октябрь | Камни, песок, глина и почва | ||
1 неделя | - Свойства камней (опыт с определением свойств камней: гладкость/угловатость, наличие блеска/ матовость, прозрачность/непрозрачность, тонет/не тонет, растворимость/нерастворимость). Разнообразие камней в природе. Искусственные камни. Мозаика - искусство выкладывания рисунков из камня. Горы и обитатели гор.
| Пинцет-лупа | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 38-39 |
2 неделя | - Происхождение песка (рассматривание песка через лупу, в микроскоп). Пустыня и ее обитатели. - Как отделить песок от камней? (решение детьми экспериментальной задачи). Просеивание через сито, подбрасывание песка в емкости вверх – камни оказываются на поверхности. | Емкость для сыпучих материалов, пробирка «Гигант», сито, лупа, микроскоп. | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 48 |
3 неделя | - Что такое песчаная буря? (опыт, когда в большую пробирку с небольшим количеством песка дуют из трубки или создают воздушный поток феном). - Плотность песка (опыт, демонстрирующий, что просеянный песок увеличивает его плотность: отпечаток брошенного с одинаковой высоты предмета глубже в непросеянном песке). | Пробирка «Гигант» Стол для игр с песком и водой, сачок. | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 44, 49 |
4 неделя | Изготовление цветного песка из смеси песка и толченого разноцветного мела. Творческое задание: насыпание цветного песка слоями в большие и маленькие пробирки. | Пробирки с цветными крышками, воронки, ложечка | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 50 |
5 неделя | - Знакомство со свойствами глины – пластичность, мягкость, из влажной глины можно делать поделки, сухая – твердая, состоит из мельчайших частичек и бьется. Применение глины в народных промыслах. Учить узнавать глиняные изделия. Изготовление поделок из глины. - Сравнение свойств песка и глины (пластичность, величина песчинок, водопроницаемость). Использование свойств песка и глины при строительстве. | Стол для игр с песком и водой. Лупа, емкости для сыпучих материалов, емкость для воды, пипетка. | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 51-52 |
Ноябрь | |||
Свойства материалов | |||
1 неделя | «Мир бумаги» | Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 117 |
Воздух | |||
2 неделя | - Есть ли воздух в воде? (опыт с холодной водой в теплом помещении: на стенках пробирки появляются пузырьки воздуха). Содержание воздуха в воде дает возможность жизни для всех водных обитателей. - Что такое запах? (опыт с определением запахов разных пахучих веществ в закрытых пробирках, наполнение всего помещения запахом пахучего вещества). Игра «Найди пару по запаху». Воздух не имеет собственного запаха, но является хорошим проводником запахов других веществ. Воздух чистый и грязный, полезный и вредный. | Набор пробирок | О. А. Зыкова «Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 32-34 |
Свет и тени | |||
3 неделя | - Понятия светового луча. Свет и тень. Теневой театр. | Фильмоскоп, лист черной бумаги, зеркало | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 91, 92 |
4 неделя | - Понятие линзы. Знакомство с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем. Рассматривание предметов и веществ через микроскоп. | Микроскоп, лупа, бинокль | - |
Декабрь | |||
Свойства материалов | |||
1 неделя | «Мир ткани» | Кусочки ткани, ножницы, емкости с водой | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 117-118 |
Вода | |||
2 неделя | Превращение пара в иней на морозе (опыт с выносом на улицу емкости с горячей водой: поставив под кустом или низким деревом емкость с горячей водой, на морозе через некоторое время на ветках образуется иней). Свойство пара на морозе превращаться в иней. - Испарение воды в горячем и холодном состояниях (опыт с водой в одинаковых емкостях: одну емкость ставят ближе к источнику тепла – на солнце или к батарее, вторую – в прохладное место). Свойство воды испаряться и в холодном, и в теплом состоянии. В теплом состоянии вода испаряется быстрее. | 2 мерных стакана или 2 одинаковые мерные пробирки с делениями | - О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 83 |
3 неделя | - Холодная или теплая вода лучше растворяет? - Расширение воды при замерзании. - Сколько воды получится из снега? (опыт с замером объема набранного в пробирки снега и сравнением объема получившейся из него талой воды). | Пробирки большие на подставке 2 шт., набор пробирок на подставке 5 шт. | - |
Свет и тени | |||
4 неделя | «Разные отражения» «Двойное отражение» | Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала Зеркала, схемы двойного отражения | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 93 |
Январь | |||
1неделя | - «Разноцветный мир» (опыт, когда дети смотрят на окружающее через пластины разного цвета, предполагают, какой получится цвет, если посмотреть одновременно через 2 или 3 разноцветные пластины). | Разноцветные пластины | - |
Воздух | |||
2 неделя | Чем отличается горячий воздух от холодного? (опыт с воздушным шариком, надетым на большую пробирку: при опускании пробирки в снег или холодную воду, шарик втягивается в пробирку, при опускании ее в горячую воду - надувается). Свойство воздуха увеличивать свой объем при нагревании. - Как выйти сухим из воды? (опыт с вертикальным опусканием меньшей емкости в большую: меньшая емкость водой не заполняется, так как воздух не имеет оттуда выхода). | Набор пробирок, воздушные шарики Набор мерных стаканчиков, салфетка | - О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 87, О. А. Зыкова «Образовательный модуль Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019, стр. 29 |
Электричество | |||
3 неделя | «Волшебный шарик» «Чудо – прическа» | Воздушные шары, шерстяная ткань. Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 98 О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 99 |
4 неделя | «Как увидеть и услышать электричество» | Теплый свитер, кусочки шерстяной ткани, емкость с водой, воздушный шар. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 99 |
Февраль | Свойства материалов | ||
1 неделя | «Родственники стекла» | Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 116-117 |
Вес, притяжение | |||
2 неделя | «Почему все падает на землю» | Предметы из разных материалов, емкость с водой, песком, металлические шарики. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 101 |
Теплота | |||
3 неделя | «Твердые – жидкие» | Пластилин, металлическая тарелочка | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 106 |
4 неделя | «Чем похожи?» | Пластиковая бутылка с крышкой, стержень, стеклянный флакон, емкость с горячей водой. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 107 |
Март | |||
Магниты, магнетизм | |||
1 неделя | - «Мы – фокусники». Может ли магнит действовать через воду? (опыт с извлечением скрепки из пробирки с помощью магнита). - «Магнитные силы». Действует ли магнит через бумагу, ткань, дерево? (опыт демонстрирующий, что сила магнита уменьшается тем больше, чем толще материал, изолирующий его от железного предмета). - «Два магнита» | Пробирка на подставке, магнит, скрепка. Магнит, предметы разного материала Магниты | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 94, 96, 97 |
Звук | |||
2 неделя | «Как распространяется звук?» | Емкость с водой, камешки, шашки, тонкостенный гладкий бокал на ножке. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 102 |
3 неделя | «Где живет эхо» | Пустое ведро пластмассовое и металлическое, кусочки ткани, веточки, мяч. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 102 |
4 неделя | «Как сделать звук громче?» | Пластмассовая расческа, рупор из картона | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 104 |
5 неделя | «Проверим слух» | Металлическая ложка, толстые бечевки длиной 60 см. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 112 |
Апрель | Исследование растений | ||
1 неделя | - Влияние света, тепла, воды на рост растения (опыт с луковицами в разных условиях). | Мерные стаканчики | О. А. Зыкова «Образовательный модуль Экспериментирование с живой и неживой природой»: учебно-методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 |
2 неделя | Для чего растению корень (опыт со срезкой тюльпана с клумбы: на клумбе тюльпан чувствует себя хорошо, а тюльпан без корня даже в воде стоит всего 3 дня). | Пробирка «Гигант» | |
3 неделя | - Для чего растению стебель? (опыт с сельдереем в цветной воде). - Для чего растению листья? (опыт с завертыванием фольгой одного из листьев живого растения: лист не получает солнечного света, желтеет. Листья образуют сахар из солнечного света, воздуха и воды, который питает все растение). Наблюдение через микроскоп листьев растений (можно наблюдать «поры», через которые растение дышит). | 2 большие пробирки на подставке, микроскоп. | |
4 неделя | - Посадка «неизвестных» семян. - Способы распространение семян. | Лабораторные контейнеры, пинцет, емкость с водой. | |
Человек. Рукотворный мир. Преобразование. | |||
Май | |||
1 неделя | «Изобретаем прибор для вскапывания почвы» | Иллюстрации с изображением орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 122 |
2 неделя | «Защитим себя от солнца» | Бумага | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 123 |
3 неделя | Образовательное событие «Климатические зоны» | Энциклопедический материал | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 124-126 |
4 неделя | Образовательное событие «Климатические зоны» | Бросовый материал, клей, ножницы, средства художественной выразительности. | О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», стр. 124-126 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного возраста"
Экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира на собственном опыте и наблюдениях. Для того чтобы процесс экспериментирования был интересн...
Перспективное планирование парциальной программы "STEM - образование" Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой"
Планирование познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы....
Перспективное планирование парциальной программы «STEM- образование». Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Экспериментирование с живой и неживой природой...
Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в младшей группе
Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирирование с живой и неживой природой" в условиях реализации парциальной модульной программы "...
Перспективное планирование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» в средней группе
Методический материал содержит план работы с детьми по образовательному модулю "Экспериментирование с живой и неживой природой" в средней группе в условиях реализации парциальной модульной п...
ПЛАНИРОВАНИЕ - СTEM-образование детей старшего дошкольного возраста. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
СTEM-образование детей старшего дошкольного возраста.Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»...
Консультация для воспитателей образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» для детей старшего возраста.
В современном обществе одной из актуальных задач STEM обучения и воспитания детей дошкольного возраста можно назвать развитие интеллектуально – творческой активности личности ребёнка дошкольного...