Предупреждениие конфликтов в педагогической деятельности
методическая разработка по теме

Солнцева Ирина Владимировна

 

 

Краткие рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по предупреждению конфликтов в педагогической деятельности

- если обстоятельства не дают права прекратить всякие отношения, то можно прибегнуть к самому действенному способу: «Поговорить начистоту», разумно поспорить. Такие условия затруднений возможны при отношениях товарищества, когда общее дело обязывает сотрудничать «наперекор всему».

- Для разумного спора необходимо соблюдать некоторые правила. «Разговор начистоту» должен быть в определенное обговоренное время, а не «на ходу», «между прочим». Стихийность и необдуманность рационального спора «оставить все на своих места»,  в «душе будет осадок». Очень важно определить и место спора.

- Перед спором инициатор должен четко сформулировать «чего хочет сказать», не задавая посторонних вопросов. На спор лучше обеим сторонам идти с готовностью найти все лучшее, что есть в другом.

- И главное условие – спокойный тон и самовнушаемая мотивация неизбежности сотрудничества. Можно мысленно представить необитаемый остров, где кроме вас двоих никого нет и неизвестно, когда будет. Естественно, что для всякого нормального человека выбор альтернативы конфликта-сотрудничество будет очевидным. И нельзя при этом думать, что  Ваш партнер мыслит себе ситуацию иначе. Больше того, он может почувствовать рано или поздно «фон сотрудничества, а не соперничества»

- В межличностном конфликте не бывает только правая и только виноватая сторона. Порой конфликт возникает из-за того, что одна сторона по какой-то причине перевозбуждена, а другая сторона вместо того, чтобы «уйти» или «сгладить» напряженность – выбирает тактику конфронтации или принуждения. При объективной оценке ситуации ясно видны позиции инициатора и обвиняемого. И хотя инициатор находится только в напряженном состоянии и конфликт вскрыт и прямо не связан с данным конкретным партнером, но якобы «обвиняемый» торопится «принять удар на себя», вместо того, чтобы увести разговор в другое русло и дать возможность инициатору разрядиться в другом направлении. Практический тип личности более категоричен в своих суждениях, поэтому он чаще и прямолинейнее в оценке ситуации «или он, или я»

- Нельзя « с порога», сразу же, отвергнуть любое, кажущееся даже абсурдным и необоснованным обвинением. Любая претензия соучастника (партнера) имеет под собой какую-то почву, может даже конфликт имеет другой источник. Важно обсудить сразу же этот вопрос или договориться о разговоре (но ни в коем случае «выяснении отношений) позже и в более спокойной обстановке. Тактика изначального неприятия, хотя бы даже мысленная, характерна для практического типа личности, когнитивный тип более ригидный, ему требуется время на обдумывание или на уточнение спорных вопросов возникшего противоречия.

- Необходимо помнить, что каждый другой – яркая индивидуальность, и поэтому нам порой и бывает сложно разрешить противоречия, возникающие в отношениях. Он просто чуть отличается от нас и это может вызывать несогласие. Сталкиваясь с другими людьми, мы обнаруживаем сходство – различия точек зрения, эмоциональных состояний, поведения. Сходство вызывает удовлетворенность, но временную, затем может наступить равнодушие и даже скука. Различие – порождает напряженность, но зато и возможен интерес к личности, отличающейся от нашей собственной. Сотрудничеству способствует поиск сходств между я и он (она).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности как условие предупреждения конфликта

Необходимость воспитание толерантности у детей дошкольного возраста...

«Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»

Методическая разработка занятия для педагогов...

Предупреждение конфликтов с детским садом

Проблема конфликтов занимает весомое место в отношениях детей с окружающими, несмотря на тонны трудов по детской психологии, педагогическому мастерству, и иной литературы, призванной помочь разобратьс...

Статья "Предупреждение конфликтов"

Конфликт есть система социально-психологического взаимодействия между отдельными людьми или группами людей в виде столкновения, противоборства, содержание которого определяется противоречиями, пр...

Конфликты в педагогической практике. Способы регулирования конфликтов.

Конфликты в педагогической практике.Способы регулирования конфликтов....

Консультация для родителей "Предупреждение конфликтов с детским садом

Консультация дл родителей : Предупреждение конфликтов с детским садом...