«Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»
консультация на тему
Методическая разработка занятия для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_pedagogov.docx | 135.75 КБ |
презентация | 666.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для педагогов «Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»
Методическая разработка занятия для педагогов
Цель:
Познакомить с понятием «конфликт», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта, проявлениями конфликтного поведения, способами решения конфликта, формировать умение бесконфликтно вести себя, учитывая интересы и нужды других.
Профилактика конфликтов. Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса.
Вступительная часть.
Приветствие.
Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности, определение актуальности выбранной темы.
Уважаемые педагоги, приветствую вас и благодарю за то, что нашли время и силы прийти на очередное занятие семинара-практикума.
Беседа «Что такое конфликт? »
Ответьте честно на вопрос: вы когда-нибудь ссорились? Если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Ссору еще называют конфликтом, а что для вас обозначает понятие «конфликт»? Предлагаю сейчас высказать свои мнения!
Итак, слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и претензии на определенный статус, столкновение разных желаний.
И как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о конфликте, попытаемся его изучить и найти наиболее оптимальный стиль его разрешения. Важность и необходимость данной темы вызвана тем, что на протяжении ряда лет по итогам диагностики социально-психологического микроклимата в коллективе не наблюдается положительной динамики, и уровень конфликтности составляет выше среднего.
Основная часть.
Игра «Сказка о тройке».
Цель: развитие умения чувствовать и понимать другого человека, развитие эмпатического понимания собеседников, понимания мимики, языка телодвижений.
Участники объединяются в тройки. Каждый игрок присваивает себе значение А, В или С.
Инструкция: «Представьте, что каждый из вас лишен одного канала восприятия или передачи информации:
А – слепой, но слышит и говорит,
В – глухой, но может видеть, говорить и двигаться,
С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может говорить и двигаться.
Каждой тройке необходимо выработать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Я предлагаю, для более легкого овладения ролью, завязать глаза и рты, заткнуть уши».
Рефлексия:
Смогли ли вы договориться, прийти к общему решению? Какую стратегию избрали в достижении цели? Какие чувства испытали?
Вывод: Все конфликты от непонимания, проблем общения. Поэтому так важно помнить, что каждый имеет право на собственное мнение. Говоря словами, Радищева, «только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом и уважать его личность»
Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту "воспиталку", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.
Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.
Для начала выделим основные типы родителей, по отношению к детскому
саду:
Пассивные родители постоянно заняты служебными делами и
поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы
воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша работа».
Избегающие проблем родители словно ставят перед собой цель
убедить всех (и себя в том числе), что у них все в порядке, даже в
том случае, когда специалисты (логопед, воспитатель, медицинский
работник) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в
специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание
медицинской информации от специалистов, которые могут и должны
помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и
обследований, панически боятся разглашения медицинского диагноза,
поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные,
вы ошибаетесь, у нас нет ник аких проблем!». Сотрудникам дошкольного
учреждения необходимо установить с такими родителями особо
доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и
безопасность работы специалистов с их детьми.
Агрессивно недовольные – родители, постоянно критикующие
действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в
вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме
конструктивного общения с работниками детского сада. Это может
негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами,
которые стараются любыми путями избежать конфликта.
Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно
верным, особенно если информация о ребенке требует пересмотра их
роли в воспитательном процессе. Они могут перебить воспитателя, пойти
на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если
им покажется, что специалист недостаточно авторитетен. Снобизм
родителей может быть нейтрализован созданием официальной
обстановки, в этом случае значение и роль специалиста, дающего
рекомендации, более очевидны.
За всеми этими типами поведения скрывается уязвимость взрослых,
нередко холодность по отношению к детям, непонимание их проблем,
растерянность, боязнь показать истинные чувства, разрушить стереотип
своего поведения. К сожалению, от этого в первую очередь страдают
дети, не имеющие возможности получить адекватную помощь педагогов
и специалистов до тех пор, пока родители не изменят своего отношения
к их проблемам
Со стороны педагогов сегодня также встречается не совсем
правильная позиция: игнорирование мнение родителей, незнание условий
семейного воспитания, превознесение собственных успехов и заслуг,
навешивание ярлыков («Яблоко от яблони…», «У таких родителей такой
ребенок, ничего удивительного!») – все это позволяет говорить о разных
типах поведения воспитателей.
Воспитатель родителей – считают, что мамам и папам (как и
детям) требуется все объяснить, так как они менее компетентны, чем
специалисты, которые занимаются с детьми каждый день. Такие
воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного
ребенка, считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно,
этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных
воспитателей, но и у молодых специалистов.
Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимание к
своей работе, не любят делиться своими профессиональными
трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей,
руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они
сосредоточенны на своей работе, исполнительны и комфортно чувствуют
себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией
об их детях.
Интеллектуалы – воспитатели, которые игнорируют
коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают
эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они уделяют
больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.
Ранимые – неуверенные в своей правоте, переживают из-за
каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно
требовать от детей дисциплины, трудно наказать, заставить ребенка что-
то делать, поговорить с родителем. Им бывают невыносимы претензии
родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются
быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.
Воспитатели - педанты требуют четкого выполнения режима,
правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное
проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как
нарушение. В результате тихие и послушные дети становятся
любимчиками, а активные и подвижные часто наказываются как
возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от
таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения
ребенка.
Согласитесь все типы, будь то психотип воспитателя или родителя
очень узнаваемы. Так как же наладить мостик понимания между семьей и
детским садом? Попробуем на практике проработать наиболее часто
возникающие ситуации недопонимания и поделиться опытом в решении
таких ситуаций
Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями? » Устно
Группа делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.
Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)
Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.
(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество) .
Сейчас я вам представлю несколько ситуаций. Выберете адекватную стратегию поведения в конфликте.
Ситуация 1
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».
Ситуация 2
Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.
Ситуация 3
Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.
Упражнение на стирание антистрессовой ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Упражнение. «Ваши предложения»
Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.
Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.
Занятие для педагогов «Конфликт. Разрешение конфликтов. Способы предупреждения конфликтов»
Воспитатель Гиль Н. В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Познакомить с понятием «конфликт», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта, проявлениями конфликтного поведения, способами решения конфликта, формировать умение бесконфликтно вести себя, учитывая интересы и нужды других.
Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и претензии на определенный статус, столкновение разных желаний .
Типы родителей Пассивные родители постоянно заняты служебными делами и поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша работа».
Избегающие проблем родители словно ставят перед собой цель убедить всех (и себя в том числе), что у них все в порядке, даже в том случае, когда специалисты (логопед, воспитатель, медицинский работник) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и обследований, панически боятся разглашения медицинского диагноза, поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у нас нет никаких проблем!». Сотрудникам дошкольного учреждения необходимо установить с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.
Агрессивно недовольные – родители , постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками детского сада. Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.
Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно верным , особенно если информация о ребенке требует пересмотра их роли в воспитательном процессе. Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист недостаточно авторитетен. Снобизм родителей может быть нейтрализован созданием официальной обстановки , в этом случае значение и роль специалиста, дающего рекомендации , более очевидны.
Типы воспитателей Воспитатель родителей – считают, что мамам и папам (как и детям ) требуется все объяснить, так как они менее компетентны, чем специалисты , которые занимаются с детьми каждый день. Такие воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного ребенка , считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно, этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей , но и у молодых специалистов.
Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимание к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями , так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, руководства . Скованные и немногословные со взрослыми, они сосредоточенны на своей работе, исполнительны и комфортно чувствуют себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией об их детях.
Интеллектуалы – воспитатели , которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом
Ранимые – неуверенные в своей правоте, переживают из-за каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно требовать от детей дисциплины, трудно наказать, заставить ребенка что- то делать, поговорить с родителем. Им бывают невыносимы претензии родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.
Воспитатели - педанты требуют четкого выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение . В результате тихие и послушные дети становятся любимчиками , а активные и подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения ребенка .
5 способов выхода из конфликта Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении конфликтами. (4 часа)
прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении ...
«Конструктивное разрешение конфликтов, способы бесконфликтного общения»
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его над...
Раздаточный материал для педагогов «Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" разных стилей» на практической консультации "Конфликтолология. Способы выхода из конфликтной ситуации при работе с семьей"
раздаточный материал для педагогов "Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы разных стилей."...
Доклад на тему: «Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников» Педагог13.ru
Проблема конфликтов относится к числу проблем, имеющих глобальный характер, к тому же её актуальность в последнее время существенно возросла в связи со значительным обострением конфликтов во всё...
Презентация на тему:«Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников»
Согласно современным взглядам конфликт считается неизбежным явлением и охватывает как самые разнообразные аспекты жизни отдельного человека, так и общества в целом....
Конфликты, способы их предупреждения и разрешения.
Конфликт: его сущность и основные характеристики. Термин "конфликт означает буквально "столкновение, серьезное разногласие, спор". Как показывает анализ специальной литератур...
Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников.
Конфликт — сложное социальное явление. Он оказывает существенное влияние на процесс становления и развития личности и общества в целом. Он нарушает привычную обстановку, приводит даже нарушению ...