Планирование сенсорных игр
календарно-тематическое планирование на тему

Федорова Галина Анатольевна

Тематическое планирование сенсорных игр для детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_censornyh_i_palchikovyh_igr.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование сенсорных игр

Программное содержание

  1. формирование эмоционального контакта;
  2. побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов;
  3. поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, вестибулярные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами.

№ п/п

Виды игр

Пояснение к игре


1


Игры с красками


Смешивание красок

Кукольный обед («напитки»)

Знакомство ребенка с понятием величина в процессе использования пластиковых стаканов

Счет стаканов с «напитками»


2


Игры с водой


Пускать кораблики. «Море»

Наполнить водой пластиковые емкости, резиновые игрушки и вылить ее

Погрузить на дно пластиковые шарики, игрушки

«Озеро» для рыбок и уточек

«Дождь идет» (льет воду из лейки в тазик)

«Кто дольше удержит воду» (набирать в ладони воду, стараясь как можно дольше ее удержать ее)

«Море волнуется» (руками изображать морские волны)

Купание кукол

Мытье посуды для кукол

Поливание цветов


3


Игры с мыльными пузырями


Выдувание пузырей разнообразными трубочками

Пенный замок

Ловить пузырьки


4


Игры со свечами


Подуть на пламя

Когда стемнеет походить со свечей по комнате

Держа в руке потушенную свечу, порисовать в воздухе дымом

Плавающие свечи

Растопить кусочек льда в столовой ложке над свечей

«Праздничный торт» для мишки


5


Игры со светом и тенями


Солнечный зайчик

Тени на стене

Театр теней

Фонарик

Темно-светло


6


Игры со льдом


Погреть льдинку в ладошке

Перекладывать льдинки

Подогреть кусочек льда над свечей

Опустить льдинку в горячий чай (подкрашенную воду)

Приготовить разноцветный лед

Рисовать красками на большом куске льда

Зимой на прогулке обратить внимание на заледенелые лужи, рассмотреть сосульку и т. д.


7


Игра с крупами (гречка, горох, фасоль, рис, манная крупа), орехами (грецкие, фундук, земляные, кедровые)


Высыпать гречневую крупу в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами, потереть ладошки друг об друга

Искать мелкие игрушки в крупе

Пересыпать крупу при помощи ложки, совочка, стаканчика, кувшина из одной емкости в другую. Обратить внимание на извлекаемый при этом звук

«Дождь» Рассыпать крупу и походить на носочках

Сортировка круп, орехов


8


Игры со звуками


Обращать внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип тормозов, стук колес и т. д.

Извлекать разнообразные звуки из предметов (постучать деревянными ложками, потрясти коробочку с крупой и др.)

Игра на музыкальных инструментах (барабан, бубен, металлофон, дудочка, гармошка, пианино)

Прислушаться к звуку природы: шелесту травы, жужжанию мухи, журчанию ручейка, пению птиц и т. д.


9


Игры с пластическими материалами (пластмассой, тестом, глиной)


Отщипывание, скатывание шариков круговыми движениями, раскатывание колбасок движениями вперед-назад, разрезание бруска на более мелкие кусочки при помощи

Игра «Огород». Выкладывание круп на пластилиновой грядке: «репка», «картошка»

Пластилиновые картины «Полянка с ягодами», «золотые рыбки», «солнышко» (размазывание пластилина)


10


Игры с движениями и тактильными ощущениями


Торможение, возня

«Догоню-догоню» («поймаю-поймаю»)

«Змейка»

«Ветерок»

«Самолетики»

«Путешественники» Хождение босиком по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т. д.)


Перспективное тематическое планирование пальчиковых игр

Месяц

Тема

Название игры

Программное содержание

1

2

3

4

Сентябрь

Нарисуем ежику иголки

Какое дерево потеряло листочек? (1,34)




Ежик потерял колючки (1,86)




Ежик (1,106)



Еж (1,106)

Формирование навыка обследования поверхностей и определение их качества; развитие тактильного восприятия; активизация словаря: «лист», «иголка», «береза», «елка», «мягкий», «колючий»


Совершенствование мелкой моторики пальцев рук; развитие зрительного внимания; активизация словаря: «колючий», «еж»


Совершенствование мелкой моторики пальцев рук;

активизация словаря: «колючий», «серый», «еж»


Совершенствование мелкой моторики пальцев рук;

активизация словаря: «ежик», «лапки», «иглы»

Октябрь

Угощенье для ежа

Моем овощи и фрукты (самомассаж) (1,35)

Сушим грибы (1,42)




Этот пальчик в лес пошел (4)




Посадим грибы

Нормализация кисти и пальцев рук


Развитие мелкой моторики, координации движений. Учить продевать тесьму в отверстие по подражанию действиям педагога


Развивать подражательную способность, учить сгибать и разгибать пальцы рук, учить напрягать и расслаблять мышцы (4)


Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); держать предмет щепотью

1

2

3

4

Ноябрь

Поможем ежику спрятаться под осенними листьями

Осенние листочки (1,76)




Листья летят (2,24)




Еж (4)



Под березой… (3)

Развитие умения производить действия пальцами (поочередно загибать пальцы правой и левой руки) в соответствии с текстом потешки.


Учить понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией; находить предмет такого же цвета.


Развитие мелкой моторики пальцев рук, голосовой активности, внимания, памяти.


Учить подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт ребенка.

Декабрь

Снеговик

Ищем снеговика (1,38)

Снежный ком (1,43)



Снеговик (1,88) (выкладывание)





Спрячь снежок, найди снежок (2,65)

Развитие тактильного восприятия


Развитие мелкой моторики, координации движений, стимуляция работы большого и указательного пальцев


Разлитие умения выкладывать несложные  плоскостные предметы в горизонтальной плоскости; дальнейшая выработка умения ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «снеговик», «нос», «рот», «голова»


Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве комнаты; понимать предложные конструкции; понимать уменьшительно ласкательный суффикс (снежок)

1

2

3

4

Январь

Снеговик

Большой снеговик и маленький снеговичок (1,88)






Игра в снежки (2, 75)




Зима пришла (2,83)




Снеговик (4)

Разлитие умения выкладывать несложные  плоскостные предметы в горизонтальной плоскости; дальнейшая выработка умения ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «снеговик», «снеговичок», «большой», «маленький»


Продолжать развивать зрительную память; ориентироваться в пространстве; соотносить две величины – большую и маленькую


Продолжать формировать целостный образ предмета; определять и называть пространственное расположение детали-вкладки; понимать и использовать предлог «на»


Развитие тонкой моторики пальцев рук, голосовой активности, внимание памяти

Февраль

Воробей

Синичка

Сова

Птички летают (1,107)




Совушка



Из скворечника… (3)




Птичка летит (4)

Учить подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт ребенка; активизация словаря «птички», «полетели», «сели».


Развивать память, учить запоминать определенное положение рук и последовательность движений.


Учить подражать действиям взрослого, соблюдать речевые паузы; активизация словаря «клювик», «маленьких», «лапки», «голова».


Учить воспроизводить правильно и удерживать положение кисти и пальцев, правильно переключаться с одного движения на другое.

1

2

3

4

Март

Утенок

Цыпленок

Птичка пьет водичку (4)



У утенка босы лапки (4)



Утенок (4)



Птички в гнездышке (4)

Учить движениям, имитирующим знакомые движения; учить переключаться правильно с одного движения на другое


Учить подражать движениям взрослого, сгибать и разгибать пальцы рук, противопоставлять большой палец остальным


Совершенствовать полученные ранее навыки, отрабатывать движения сначала одной рукой, затем – другой


Развивать подражательную способность, умение сохранять положение пальцев некоторое время

Апрель

Утка

Петушок

Курочка

Гребешок (4)



Петух (4)



Курочка и собачка (4)




Курочка (4)

Развивать подражательную способность, учить напрягать и расслаблять мышцы; развивать голосовую активность


Развивать тонкую координацию движений; учить противопоставлять большой палец остальным


Учить узнавать и находить игрушки по просьбе взрослого; брать мелкие предметы двумя пальцами; активизация словаря «курочка», «собака»; проговаривать звукоподражания


Развивать тонкую координацию движений; учить противопоставлять большой палец, развивать умение сохранять положение пальцев некоторое время

Май

Украсим матрешкам сарафан

Хоровод матрешек (1,42)




Нарядилась наша крошка-матрешка (2,82)



Развитие мелкой моторики, координации движений; учить продевать тесьму в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу


Учить узнавать игрушку по одной из ее частей; находить по просьбе взрослого и называть предметы одежды (косынка, сарафан); называть игрушку, употребляя существительное «матрешка»

1

2

3

4

Узнай, кто это? (2,80)

Продолжать развивать зрительное внимание, формировать понятие о том, что предметы выглядят по-разному в зависимости от расположения (спереди, сзади)

июнь

Одуванчик

Цветок (4)



Цветы (5,126)



На лужок (4)



Учить воспроизводить правильно и удерживать положение кисти и пальцев, правильно переключаться с одного движения на другое


Совершенствовать получение ранее навыки, учить сгибать и разгибать пальцы рук, развивать точную координацию движений


Развивать подражательную способность, учить сгибать и разгибать пальцы рук, отрабатывать движения сначала одной рукой, затем другой рукой

июль








август

Разноцветные клубочки, которыми любит играть кошка

Намотаем клубочки



Клубочки большие и маленькие


Кошка (4)



Кошка и собака (4)



Расскажу про кошку (5,74)

Дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря «ниточка», «длинная»


Дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук. Учить соотносить действия рук с величиной предметов


Развивать подражательную способность, учить переключаться с одного движения на другое


Учить движениям, имитирующим знакомые действия, учить отрабатывать движения двумя руками


То же

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование занятий по сенсорному развитию

Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе (ЗПР)...

Перспективное планирование занятий по развитию действий с предметами и сенсорному развитию

В данном перспективном планировании занятия разбиты по уровню нервно-психического развития детей раннего возраста (по эпикризным срокам)....

Перспективное планирование по сенсорному развитию детей младшего и среднего дошкольного возпраста

Перспективное планирование по сенсорному развитию для детей младшего и среднего дошкольного возраста...

Перспективное планирование сенсорного развития детей 4-5лет

Перспективное планирование  сенсорного развития детей 4-5лет...

Сенсорное развитие дошкольников. Перспективное планирование представляет собой планирование работы с Весёлым человечком - Счётиком.

  Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного  возраста. Кроме того, сенсорное развитие дает предпосылки для формирования  наблюдательности, умени...