Перспективное планирование сенсорного развития детей 4-5лет
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Перспективное планирование
сенсорного развития детей 4-5лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_sensornoe_4-5_let.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
сенсорного развития детей 4-5лет
Разработала воспитатель
Клейменова Г.А.
№ п/п | № недели | Игра | Дидактическая задача | Оборудование |
Сентябрь | ||||
1 | 1 | Радуга (цвет) | Познакомить с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять детей в сопоставлении предметов по цвету. Прочитать стихотворение о радуге. Обратить внимание детей на то, что цвета радуги даются в одинаковой последовательности как в стихотворении, так и на картинке. | На плотном белом листе бумаги (60 х 80 см.) выполнена аппликация радуги. Правая половина (7 полудуг) съемная. |
2 | 2 | Домино фигур (форма) | Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее. Игра закрепляет знания о геометрических фигурах. Дети знакомятся также с новой фигурой – многоугольником. | 28 карточек, на каждой половинке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок. |
3 | 3 | Что там? (величина) | Закреплять умение устанавливать отношение между пятью объектами по величине (складывание матрешки); учить детей выделять высоту как особое измерение величины. Игра проводится в основном так же, как соответствующая игра в младшей группе, но увеличение количество элементов существенно усложняет задание. | Деревянная разобранная матрешка из пяти вкладышей (по количеству детей), любые пятиместные игрушки. |
4 | 4 | Радуга (вариант 2) (цвет) | Учить детей подбирать цвета радуги в определенной последовательности по образцу и по слову, используя стихотворение «Краски радуги». | Лист белой плотной бумаги (30 х 20 см.), на котором аппликационно из разноцветных полос бумаги изображены радуга, зеленая лужайка, цветы, петушок. Это вносит в изображение образность и занимательность. |
Октябрь | ||||
5 | 1 | Угадай, что это? (форма) | Учить детей способам осязательного обследования знакомых геометрических фигур, их узнаванию на ощупь. Дети должны понять, что, обучившись этим способам, они смогут легко узнавать фигуры, не видя их. Упражнять детей в названии геометрических фигур. | Наборы плоскостных геометрических фигур – круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники. Фигуры сделаны из дерева, пластмассы, картона. Ширма. |
6 | 2 | Упражнение с брусками изменяющихся размеров (величина) | Закреплять умение устанавливать соотношение между элементами по величине, выделять высоту и длину. Познакомить детей с новым для них измерением величины – шириной, а также с толщиной. | Набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине от 20 до 12 см. Набор из пяти брусков, основанием 20 х 5 см, высотой от 10 до 6 см, убывающей на 1 см. Набор из пяти четырехгранных призм, из которых самая большая имеет в основании 10 см, а основание других убывает постепенно на 1 см. Эти призмы имеют одинаковую длину – 20 см. Каждый набор в двух экземплярах. |
7 | 3 | Сенсорные ведерочки (цвет) | Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания, воображения, глазомера и закрепление представления о цветной гамме и ее оттенках у детей дошкольного возраста. В процессе игры совершенствуется координация движений, гибкость кистей рук, пространственное ориентирование, формируются понятия «справа», «слева», «между», продолжается обучение метания в цель и упражнение в счете. | 4 ведерка (красного, синего, зеленого, желтого) цвета, наполненные пластмассовыми крышками соответствующего цвета. |
8 | 4 | Радуга (вариант 3) (цвет) | Учить детей подбирать цвета радуги в определенной последовательности по представлению, используя стихотворение «Краски радуги». | Аппликационное изображение радуги, описанное во втором варианте игры, складывается с обеих сторон так, что дуги радуги закрываются и остается одна только белая дорожка. Семь цветных дорожек вложены в конверт. |
Ноябрь | ||||
9 | 1 | Чудесный мешочек (вариант 1) (форма) | Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительному воспринимаемому образцу. Усложнение по сравнению с предыдущей игрой заключается в том, что, наряду с плоскостными, вводятся объемные фигуры, даются их названия. | Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой – на столе. |
10 | 2 | Помоги зайцам (величина) | Учить детей классифицировать предметы по размеру | Наборы карточек с изображением трех зайцев с тремя корзинками разной величины; карточки с изображением предметов по величине |
11 | 3 | Поймай бабочку (моторика пальцев рук) | Развитие быстроты движений кистей рук, мелкой моторики (ребенок должен накрутить веревку, чтобы бабочка попала в руки. | Шпульки из под ниток с веревочкой, на конце веревочки прикреплена бабочка (из линолеума). |
12 | 4 | Чудесный мешочек (вариант 2) (форма) | Учить детей зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемого образцу. Игра отличается от предыдущей обратным порядком обследования форм. Сначала дети определяют геометрическую фигуру на ощупь, а затем находят такую же на столе. Эта игра завершает ознакомление детей 4 – 5 лет с геометрическими фигурами. | Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой – на столе. По своему усмотрению воспитатель вкладывает одну из фигур в мешочек. |
Декабрь | ||||
13 | 1 | Разноцветный счет (цвет) | Формирование представлений об основных цветах и счете в пределах 6 | Разноцветные картинки, два кубика (цветной и с точками). |
14 | 2 | Найди елочки (величина) | Учить детей использовать промежуточное средство – мерку – при определении высоты предметов. | Набор из пяти полосок (оранжевого цвета) длина полос (мерок) постепенно уменьшается от 25 до 5 см, пять елочек, высота также постепенно уменьшается. |
15 | 3 | Магазин (форма) | Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. От детей требуется развернутое словесное объяснение своих действий. | Оборудование для «магазина»: шкаф с сумками, в которые дети складывают покупки; прилавки с разными отделами; «товары»: конфеты(круглой, прямоугольной, овальной формы), печенье (квадратной формы) и т. д.; халаты для работников магазина, касса, весы, чеки (карточки, на которых нарисованы круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). |
16 | 4 | На рисунок посмотри, фигуру там скорей найди (форма) | Учить находить заданную геометрическую фигуру на рисунке. Развивать память, мышление, речь. | Карточки с изображением на левом поле геометрических фигур и с рисунком на карточке определенного сюжета. |
Январь | ||||
17 | 1 | Расставь мебель (величина) | Учить детей выделять знакомые измерения величины в конкретных предметах и соотносить по памяти предметы по этим измерениям. Обследование предметов носит уже более комплексный характер: надо определить измерения величины предметов и описать их словами. | Три набора кукольной мебели (два одинаковых, третий отличающийся от них): шкаф прямоугольной формы разной высоты и ширины, столики разной формы и ширины, стулья разной формы и величины, кроватки детские высокие и низкие, зеркало овальной и прямоугольной формы, большое и маленькое и т. п. |
18 | 2 | Окраска воды (цвет) | Дать детям представление об оттенках цветов (3 градации цвета), показать способ их получения, учить получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: темный, светлее, самый светлый. | Стеклянные мензурки по три штуки на каждого ребенка, гуашевые краски шести цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая). Кисточка для размешивания красок в воде. |
19 | 3 | Поручения (форма) | Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму. В этой игре дети впервые подбирают предметы, пользуясь не реальными геометрическими образцами, а представлениями об основных вариантах формы. | Комплект игрушек разной формы (круглой, квадратной, треугольной). |
20 | 4 | Цветной диск (величина) | Учить детей определять на глаз предметы, одинаковые по высоте. | Деревянный диск с отверстиями (диаметр отверстия – 7 мм). Отверстия идут от центра к внешней части круга по радиусу. В каждом ряду три отверстия. В отверстия вставляется по 8 цилиндров каждого цвета: высота красных цилиндров – 6 см, высота желтых цилиндров – 5 см, высота зеленых цилиндров – 4 см. |
Февраль | ||||
21 | 1 | Путешествие по групповой комнате (форма) | Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму. Усложнение задачи в том, что в число подбираемых детьми предметов наряду со специально подготовленными игрушками включаются и другие вещи, находящиеся в групповой комнате. | Разнообразные предметы и игрушки различных форм. |
22 | 2 | Цветной волчок (цвет) | Учить детей получать различные оттенки цвета за счет увеличения и уменьшения белого сектора в круге. Основное внимание уделить обозначениям «самый темный», «самый светлый». | Катушки из - под ниток, разрезанные пополам (волчки), - 8 штук. В катушку вставляется заостренная с одного конца палочка. Кружки из бумаги (диаметр 4 см) красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов с отверстиями в центре и разрезанные по радиусу. При наложении цветного и белого кружков уменьшить или увеличить белый просвет. |
23 | 3 | Красивый узор (величина) | Учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов. | Большие и маленькие плоскостные геометрические фигуры. |
24 | 4 | Окраска воды по замыслу детей (цвет) | Упражнять детей в самостоятельном получении новых цветовых тонов путем смешивания двух цветов. Игра закрепляет знания и умения, полученные в предыдущих играх и упражнениях на смешение цветов. | Стеклянные мензурки по три штуки на каждого ребенка, гуашевые краски трех цветов спектра (красная, желтая, синяя). Кисточка для размешивания красок в воде. |
Март | ||||
25 | 1 | Завяжем мишкам банты (величина, цвет) | Упражнять детей выделять параметры величины предметов. | Игрушки мишек разной величины, банты разной длины и разного цвета. |
26 | 2 | Найди то, что спрятано (форма) | Учить детей самостоятельно определять и называть форму предметов. Игра подводит к обобщению предметов по признаку формы. | Предметы прямоугольной формы: носилки, поднос, бруски, фонарики, щетка для волос, зеркало. Обруч. Деревянные фигурки деревьев (елочка, березка, тополь, дубок) на подставках. |
27 | 3 | Сенсорные таблицы (многофункциональное пособие) (форма, величина, цвет) | Закрепление свойств геометрических фигур (сенсорные эталоны). Ориентировка на листе в клетку. Развитие устойчивого внимания. Укрепление памяти. Активизация мыслительных процессов. | Игровая карта для каждого ребенка. Она имеет 5 столбцов и 10 рядов, что составляет 50 клеток. В каждой клетке произвольно размещены геометрические фигуры, разные по форме, цвету, размеру. |
28 | 4 | Подбери себе товарищей (цвет) | Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету. | Цветные бумажные флажки основных цветов спектра и оттенков (по одному на каждого ребенка). |
Апрель | ||||
29 | 1 | Разложим мишкам мисочки (величина) | Упражнять в понимании отношений по величине между объемными и плоскостными предметами. | Игрушки мишек и мисок разной величины, мишки и миски плоскостные разной величины. |
30 | 2 | Волшебные резиночки (цвет) | Развитие мелкой моторики рук, фантазия, воображение, внимание, усидчивость | Планшет из фанеры с гвоздиками, разноцветные резиночки. Карточки с изображением разных геометрических фигур. |
31 | 3 | Составь целое из частей (форма) | Учить детей зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять ее из таких же частей. Ребенок оперирует геометрическими фигурами. | Образцы – плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник). В конвертах находятся такие же фигуры, разрезанные на две и на четыре части. С одной стороны все фигуры окрашены одинаково – в красный цвет, с другой – круг и его части – в желтый цвет; квадрат и его части – в синий, а прямоугольник и его части – в зеленый. На каждого ребенка приходится по набору плоскостных геометрических фигур и частей. |
32 | 4 | Неразбериха (форма) | Учить детей зрительно расчленять геометрическую фигуру на равные части, составлять ее из таких же частей. Ребенок оперирует геометрическими фигурами (дополнительно даются новые геометрические фигуры: круг, овал). | 5 карт-образцов (10 х 10 см), на которых изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; 20 карточек (5 х 5 см) с изображением ¼ части названных выше геометрических фигур; фишки для поощрения детей за быстроту и правильность выполнения задания. |
Май | ||||
33 | 1 | Подбери себе товарищей (цвет) | Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету. | Цветные бумажные флажки основных цветов спектра и их оттенков (по одному на каждого ребенка). |
34 | 2 | Какого цвета предметы в нашей группе? (цвет) | Учить детей называть цветовой тон с указанием его признака. | Интерьер группы (мебель, посуда и другие вещи). |
35 | 3 | Что изменилось? (форма) | Учить детей запоминать взаимное расположение геометрических фигур в сложном целом (узоре, конструкции). | Несколько наборов плоскостных форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) для составления узора. |
36 | 4 | Какого цвета не стало? (цвет) | Учить детей самостоятельно определять и называть цвет предметов с указанием признака (светло-зеленый, темно-синий и т. д.). | Набор разноцветных шаров (по три оттенка каждого цвета спектра, черный, белый, серый). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по сенсорному развитию детей младшего и среднего дошкольного возпраста
Перспективное планирование по сенсорному развитию для детей младшего и среднего дошкольного возраста...
Перспективное планирование "Познавательное развитие детей посредством электронного конструктора"
Актуальность изучения электроники в современном мире и потребность дошкольников к расширению познавательных интересов определили направление моей работы:...
Перспективное планирование образовательной деятельности по сенсорному развитию детей 2 младшей группы через дидактические игры .
Перспективное планирование на год по сенсорике для детей 2 младшей группы....
Перспективное планирование образовательной деятельности по сенсорному развитию детей 1младшей группы через дидактические игры .
Перспективное планирование на год по сенсорному развитию для детей 1 младшей группы....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Пояснительная запискаВозможность познания окружающего мира у детей дошкольного возраста в большей степени связаны с сенсорным развитием и тем видом ведущей деятельности, который характерен для данного...
Перспективное планирование по сенсорному развитию детей раннего возраста
Перспективное планирование по сенсорному развитию детей раннего возраста...
Перспективное планирование воспитателя по сенсорному развитию детей на 2021-2022 учебный год
Перспективное планирование воспитателя по сенсорному развитию детей на 2021-2022 учебный год...