Серия конспектов по формированию правильного произношения
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Цветкова Нина Алексеевна

В данной публикации представлена серия занятий по формированию правильного произношения на примере работы над произношением звука К во второй младшей группе.. Данный материал состоит из трех конспектов занятий поэтапной работы над звукопроизношением. Первый этап подготовительный: конспект№ 1, второй этап - этап появления звука: конспект № 2,третий этап - этап усвоения звука: конспект № 3. Также представляю приложение, в котором представлены игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, интонационной выразительности. Конспект игрового занятия по уточнению произношения отдельных звуков по подражанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_konrolnaya_2.docx32.64 КБ
Файл itogovaya_rabota.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Конспект занятия № 1.

Тема занятия: « Уточнение движений языка, необходимых для правильного произношения звука К».

Цель занятия: Добиваться от каждого ребенка умения выгибать спинку языка при опущении вниз кончика языка.

   

                                               Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям научить наш Веселый язычок (занятие по ознакомлению с органами артикуляционного аппарата) новой песенке. Что это за песенка они сейчас узнают. В гости к ним пришла кошка Мурка (воспитатель показывает кошку, спящую в корзинке).

 - Это кошка Мурка, она живет в деревне у бабушки. По утрам Мурка любит смотреть в окно:

        Смотрит Мурка из окна:

        На дворе уже зима,

        Холод, стужу и мороз

        Ветер северный принес.

        И деревья голые стоят,

        На ветру качаются, скрипят.

 - Как скрипят деревья? К – к – к – к- к!

Сегодня мы научимся петь такую песенку. Но сначала Мурка предлагает Веселому язычку сделать гимнастику вместе с ней.

Артикуляционная гимнастика:

« Киска лакает молоко». Рот раскрыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед – назад.

Упражнение способствует динамике движений кончика языка внутри рта.

« Киска кушает колбаску». Рот открыт. Губы в улыбке. Покусывать кончик языка.

Упражнение улучшает нервную проводимость и усиливает кровоснабжение мышц языка.

« Киска ест рыбку». Рот открыт. Губы в улыбке. Покусывать середину языка. Упражнение помогает расслаблению мышц языка.

Воспитатель следит за выполнением артикуляционных упражнений, хвалит  или поправляет тех у кто выполняет упражнение неточно.

 - Веселый язычок сделал гимнастику и теперь он готов учиться произносить новую песенку. Сейчас мы будем играть в игру, она называется «Прятки». Но прятаться будем не мы, а ваши язычки.

Дети сидят лицом  к воспитателю.

 - Посмотрите, как прячется мой язычок, вы его даже не увидите (показывает). А сейчас, дети, откройте рот так, чтобы мы видели язык у нижних зубов, а теперь спрячьте язык далеко, далеко, а рот не закрывайте.

Воспитатель проверяет выполнение упражнения по подгруппам, чтобы увидеть всех детей.

Упражнение « Прятки» направлено на развитие подвижности корня языка, необходимого для произношения заднеязычных звуков ( г, к. х).

 - Вот теперь язычок готов петь новую песенку:

 - К – к – к – к . (дети произносят вместе, а затем воспитатель просит детей произнести звук индивидуально).

 - Мы споем эту песенку еще раз после того, как немного отдохнем. Давайте поиграем.

Пальчиковая игра « Птичек стайка»:

Пойка, подпевай - ка: десять птичек стайка.

Эта птичка – соловей (мизинец).

Голосистый журавель (безымянный).

Это - грач, ходит важно он, как врач (большой палец поднять).

Это - лебедь (средний), это гусь (указательный).

Это - аист, день - деньской на ноге стоит одной.

Это – цапля, наугад ищет в речке лягушат.

А вот это весь дворец, во дворце живет певец, а зовут его? (скворец).

( из пальцев правой и левой руки сделать домик).

Воспитатель предлагает повторить песенку с новым звуком, который научился петь Веселый язычок: К – к – к – к.

Для закрепления произношения проводится игра – чистоговорка:

 -Кошка Мурка очень любит спать у бабушки на печке.

        Ечка – ечка – ечка – в домике есть печка.  Дети хлопают в ладоши.

        Ечке – ечке – ечке – подойду я к печке.       Поочередно выставляют вперед то одну, то другую руку.

        Ечку – ечку – ечку – заберусь на печку.        Сжимают и разжимают пальцы.

        Чко – чко – чко – выпью молочко.                  Делают наклоны головой вперед – прямо.

Дети провожают кошку Мурку:

        Мурка греется у печки,

        Хвостик завернет колечком,

        Во весь рот она зевнет,

        Песню – муркалку споет.

Мурка отправляется к бабушке в деревню.

Занятие окончено.

Анализ занятия.

Занятие оказалось сложным для небольшой подгруппы детей, т.к. корень языка меньше подвижен чем, например, кончик. Требуется работа по развитию подвижности различных частей языка, для этого провожу артикуляционную гимнастику, игры и упражнения для развития речевой моторики. Большая часть группы с заданием справлялась достаточно хорошо.

                                    Конспект занятия № 2.

Тема занятия: « Поможем курочке вспомнить ее песенку».

Цель занятия: Уточнение произнесения звука К. Добиваться четкого правильного произнесения звука К в звукоподражаниях. Работать над интонационной выразительностью речи, отрабатывать дикцию с помощью речевого материала.

Методические указания: В звукоподражаниях произносить четко звук К, выделяя голосом гласный звук.

Предварительная работа: Проведены игры для уточнения движений языка, необходимых для правильного  произнесения звука К.

Материал к занятию. Озвученная игрушка курочка. Картинки с изображением петушка, кукушки, цыплят, утки, гусыни.

                                             Ход  занятия.

Организационный момент. Дети играют в игру « Вышла курочка гулять».

         - Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

        А за ней ребятки, желтые цыплятки.

        Ко – к о - ко , ко – ко – ко не ходите далеко,

        Лапками гребите, зернышки ищите.

Появляется курочка, воспитатель обращает внимание детей, что она грустная.

Оказывается, что у курочки тоже есть цыплятки и она хотела их позвать, но забыла, как звучит песенка. Ребята подсказывают курочке, что она звучит так: ко – ко – ко. Но курочка не умеет повторять, у нее не получается как у ребят.

Воспитатель предлагает ребятам отправиться туда, где живет курочка с цыплятками и помочь ей их позвать. Ребята идут к фланелеграфу  на котором изображен деревенский двор.

Детей и курочку встречает петушок:

        Ку – ку, ку – ку, спел петух кукареку.

        Ки – ки, ки – ки, эту песню повтори.

Дети здороваются с петушком, повторяя его песенку,  идут дальше.

Воспитатель выставляет картинку кукушки:

У леса на опушке с утра поет кукушка:

Ку – ку, ку – ку – ку (тихо),

Ку – ку, ку – ку –ку (громче).

Она села на забор, грач завел с ней разговор:

Кра – кра – кра (тихо),

Кра – кра – кра (громко).

Дети повторяют, как кукует кукушка и кричит грач. Воспитатель обращает внимание на силу голоса при выполнении звукоподражания.

Речевая моторика.

        Десять маленьких грачат рты разинули, кричат.      ( широко раскрывать и закрывать рот).

        Вот летит грачиха – мать,                                             ( рот широко открыт, языком двигать вперед – назад, упираться языком в щеки).

        Залетела в гнездышко,                                                    ( язык чашечкой)

        Притащила червяков и на всех обед готов .                  ( губы хоботком смыкаются и размыкаются).                  

Воспитатель говорит, что песенку кукушки услышала лягушка (выставляет картинку с изображением лягушки) и тоже захотела спеть свою песенку для курочки. Она просит, чтобы все повторяли за ней:

        Ква -  ква,  - урчит квакушка.

        Ку – ку! – кричит кукушка,

        День целый по леску:

        Ква – ква – ква!

        Ку – ку – ку – ку!

Навстречу детям выходят утка и гусыня (воспитатель выставляет картинки с их изображением). Дети выполняют упражнение для интонационной выразительности речи:

Курочка – рябушечка, куда  пошла?

Гусочка -  гусынюшка, куда пошла?

Уточка -  крякушечка, куда пошла? На речку.

Курочка – рябушечка, зачем шла? За водичкой.

Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка? Цыпляток поить.

Речевая моторика: Птицы зернышки клюют и водичку в луже пьют,  

                                 Кря – кря – кря   мы пришли не зря.  (при произнесении сильно опускать нижнюю челюсть).

Ребята с курочкой идут дальше. Во двор слетелись воробьи, они захотели поздороваться с курочкой и зачирикали:

Чик – чирик, чик – чирик!

Воспитатель предлагает детям ответить воробышкам на их «языке», дети повторяют звукоподражание.

Воспитатель проводит игру « Воробьи».

        Несли в кульке крупу. А в кульке дырка. Просыпалась крупа из кулька. Налетели воробьи: клюют, радуются. Как клюют воробышки зерна?: клю – клю – клю.

Дети повторяют вместе с воспитателем.

 - Но если воробышки склюют все зернышки, то ничего не останется цыпляткам. Давайте прогоним воробьев: кыш – кыш – кыш ( все повторяют).

 - Ну где же цыплятки? Нужно их позвать. Давайте позовем их : цып – цып – цып.

 - Курочка, попробуй ты позвать своих цыплят: Ко – ко – ко . Курочка сама зовет цыплят, вот и вспомнила свою песенку. ( Воспитатель включает игрушку с записанным звукоподражанием)

  - Куда убежали твои цыплята ? Спроси.

Курочка кудахчет и ей помогают дети: Куд – куда, Куд – куда?

Появляются игрушки цыплята. Дети рады, что помогли маме курочке найти своих цыплят.

Воспитатель предлагает еще раз поиграть в подвижную игру «Курочка и цыплята», но теперь зовет цыплят сама курочка (включить игрушку).

Анализ занятия. Занятие для детей младшей группы не является сложным. Дети справились с поставленными заданиями, звукоподражания даются легко за исключением звука Р в первой чистоговорке. Занятие прошло с большой заинтересованностью детей, эмоционально. Дети очень удивились «говорящей» курочке, это повысило активность и заинтересованность.

                                   Конспект занятия № 3.

Тема занятия: « Магазин игрушек».

Цель занятия: Упражнять детей в отчетливом произношении звука К в словах и фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи, активизировать словарь, закреплять умение договаривать отдельные слова и словосочетания.

Предварительная работа: Уточнено произнесение звука К, заранее разучены стихотворения.

Оборудование: витрина магазина, игрушки – солдатики, машины, зайчик с барабаном, мишка, утята, кукла, мячик, паровоз, мартышка, погремушка,матрешки.  

                                 Ход занятия.

Организационный момент: игра « Дождик».

Вспомним стихотворение:

        Капля раз, капля два,

        Капли медленно сперва –

        Кап, кап, кап, кап.

( Дети сопровождают эти слова медленными хлопками).

        Стали капли поспевать,

        Капля каплю подгонять –

        Кап, кап, кап, кап. ( хлопки учащаются.)

        Зонтик поскорей раскроем,

        От дождя себя укроем.  

( Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик.)

Воспитатель говорит, что сегодня мы все отправляемся в магазин игрушек.

        Посмотрите, в магазине

        Все игрушки на витрине:

        Заводные зайчики,

        Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата –

Все на полочках сидят,

На нас внимательно глядят.

Воспитатель обращает внимание на витрину, дети повторяют название игрушек, четко выделяя звук К.

        Хоть красиво в магазине

        Всем игрушкам на витрин.

        Стало скучно им стоять,

        Захотелось поиграть.

Ребенок рассказывает стих про игрушку, затем дети повторяют все вместе, одновременно со словами выполняют различные движения.

        Вот солдатики стоят, начинается парад.

        Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы шагать.

         - Ура!      ( шаг марша).

        Вот бегут машины, шуршат своими шинами

        Желтые и красные – все такие разные.

         - Ш – ш – ш…       ( топающий шаг).

        Бум – бум! Тра – та – та! Барабан гремит с утра –

        Зайчики играют, лапкой ударяют.

        Бум!  ( прыжки с ноги на ногу, имитируя игру на барабане.)

        Медвежонок взял гармошку, поиграть решил немножко.

( разводить руки в стороны, имитируя игру на гармошке).

        Раз, два поворот, он танцует и поет.

        У – у!    (кружение на «пружинке».

Вот матрешки – крошки, пестрые одежки. ( «пружинка» со взмахом руки вверх).

Яркие платочки, розовые щечки. Ах!

        

        Вот утята – малыши, тоже очень хороши. (наклоны вперед).

        Желтые головки, наклонили ловко.

         - Кря!

        Эй, скорее посмотри, куклы танцевать пошли.

        Ножки выставляют, в гости приглашают.

         -Эх!  (выставление ног на пятку, руки, согнутые в локтях вверх).

         Вот какой веселый мячик, так и скачет, так и скачет!( прыжки на двух ногах).

        Мне б скорей его поймать, чтобы снова поиграть

         - Бам!

        Вот забавная мартышка, обезьянка – шалунишка.

        Раз и два, опять наклон! Хочет поиграть хвостом!  (сидя наклоны вправо – влево, руки согнуты в локтях, ладони подняты к плечам, пальцы раздвинуты).

        Всех красивей паровоз, две трубы и сто колес.

        Ну а едут в нем игрушки – куклы, зайчики, петрушки.

        Чух! Чух!  (дробный шаг, работая согнутыми в локтях руками).

Дети оставили  игрушки на витрине, садятся на стульчики. Воспитатель предлагает поиграть в интересную игру, нужно внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Игра « Подскажи словечко»

Цель: Приучать детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Способствовать правильному произношению звука К в словах. Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука К.

Воспитатель предлагает подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

        Я сегодня утром рано умывался из – под …(крана).

        Спи мышонок до утра, дам тебе я … (комара).

        Целый день поет щегол в клетке на …(окошке),

        Третий год ему пошел, а он боится…(кошки).

        Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно… (карандаш).

         Не хотел котенок мыться, убежал он из …(корытца).

        Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой…(кошки).

        Эй, не стойте слишком близко! Я тигренок, а не …(киска).

        Захотела кошка спать, вот и лезет на …(кровать).

Воспитатель показывает куклу и предлагает отправиться к ней в гости.

        Кукла в гости приглашает,

        Сладким чаем угощает:

        «Приходите все, игрушки!

        Будут тортик вам и плюшки».

Артикуляционная гимнастика: 1. Упражнение « Вкусное варенье» (облизовать губы).

2. Упражнение « Подуй на чай».  ( длительный выдох).

3. Упражнение « Покатай во рту конфетку» ( на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта). Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается движение языком вверх – вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

Мимическое упражнение:

Мишка пьет горячий чай

И сосет конфетку.

Не облейся невзначай,

Завяжи салфетку.

Дети мимикой показывают, как мишка ест лимон, соленый огурец, вкусную конфету, торт. ( чтобы не было затруднений воспитатель показывает мимические движения).

Динамическая пауза:  Кукла и мишка полечку пляшут

                                      И всем рябишкам ручками машут

                                      Полечку эту мы слышим сейчас

                                       И сами, наверное, пустимся в пляс.

Дети выполняют движения под музыку.

        Кукла упала,

        Платье замарала.

Пальчиковая игра « Не плачь, куколка моя».

Не плачь, куколка   моя,  (имитировать укачивание куклы)

Останешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

(далее воспитатель выставляет картинки с изображением одежды по тексту, вызванный ребенок называет предмет, дети выполняют движения пальчиками).

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток.

В таз насыплю порошок.

Имитировать движения, описанные в стихотворении.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко.

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю.

Ветерком все просушу.

Утюгом туда – сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

Положить руки на колени.

Игра « Загадки».

Цель:  Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Способствовать четкому произношению звука К в словах.

Воспитатель предлагает отгадать загадки:

Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (курица).

Я умею чисто мыться: не водой, а язычком.Мяу!

Как мне часто снится блюдце с теплым молочком. (кошка)

Полем идет, травку жует. Мычит «Му – у «, а кто не пойму. (корова)

         Мы весело играли

        И немножечко устали.

        Посмотрели на часы –

        В группу нам пора идти.

        Едет, едет паровоз –

        Деток в садик он повез.

Дети становятся друг за другом «паровозиком»:

Паровоз кричит: «Ду – ду!

Я иду. Иду, иду!»

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так – так так! Так- так – так!

Так – так – так! Так – так – так!

Дети  «паровозиком» уезжают из группы. Занятие окончено.

Анализ занятия. Занятие для детей оказалось не очень сложным. Однако в группе есть дети с ФФН (фонетико – фонематическим недоразвитием речи), для этих детей занятие следует повторить. В основном поставленные задачи на занятии решены, дети с удовольствием занимались, не устали. В этом помогало разнообразие заданий с разнообразными заданиями.

        

        

 

                                

       

 

 

        

        

   

                                               



Предварительный просмотр:

                              РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

План серии занятий по формированию правильного звукопроизношения.

Работа над произношением звука К.

  1. Подготовительный этап. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата

Занятия для подготовки артикуляционного аппарата, способствующие правильному произношению звука.

Цель – тренировка движений артикуляционного аппарата. Уточнение в игровой форме определенных движений и положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Занятие №1. Тема занятия: «  Уточнение движений языка, необходимых для правильного произношения звука К.

                       Цель занятия: Добиваться от каждого ребенка умения выгибать спинку языка при опущении вниз кончика языка.

Упражнение « Прятки». Артикуляционная гимнастика: « Киска лакает молоко», « Киска кушает колбасу», « Киска ест рыбку».

Речевая моторика « Десять маленьких грачат».

Мелкая моторика рук « Птичек стайка».

Предварительная работа. Игры для развития умения удерживать кончик  языка: « Кто умеет улыбаться?», « Лошадки», « волшебный сундучок».

Игры для выработки подъема задней части языка вверх: «Чей это голос?»,

« Губы круглые, как бублик», « Поезд», « Кто как кричит».

        2.Этап появления звука. Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Занятия для уточнения произнесения данного звука.

Цель: Уточнение произношения данного звука (для детей у которых он есть), вызывание звука по звукоподражанию ( если его нет). Использовать способность ребенка к подражанию. Подбирать звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.

Занятие № 2. Тема занятия : « Поможем курочке вспомнить ее песенку».

                        Цель: Уточнение произнесения звука К. Добиваться четкого правильного произнесения звука К в звукоподражаниях. Работать над интонационной выразительностью речи, отрабатывать дикцию с помощью речевого материала.

Чистоговорки : «Ку – ку – ку, спел петух кукареку. Ки – ки – ки, эту песню повтори».

«У леса на опушке с утра поет кукушка: ку – ку , ку – ку – ку (тихо)

                                                                      Ку – ку, ку – ку – ку (громче)

Она села на забор, грач завел с ней разговор: кра – кра – кра (тихо)

                                                                              Кра – кра кра (громко).

« Иску – иску – иску – не хочу ириску .      Дети качают головой вправо -                            

                                                                                                   Влево

Иска – иска – иска – вот вкусная сосиска.  Сжимают и разжимают пальцы.

Иске – иске – иске – подойду я к миске.      Мягкими движениями выдвигают вперед то одну руку, то другую.

Ко – ко – ко – а где же зерно?                         Пожимают плечами.

Упражнение для интонационной выразительности речи:

« Курочка – рябушечка, куда пошла?

Гусочка – гусынюшка, куда пошла?

Уточка – крякушечка, куда пошла? На речку.

Курочка – рябушечка, зачем шла? За водичкой.

Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка? Цыпляток поить.

Речевая моторика:  « птицы зернышки клюют и водичку в луже пьют,

Кря – кря – кря мы пришли не зря. (сильно опускать нижнюю челюсть).

          3.Этап усвоения звука (правильное  произношение звука в речи). Уточнение правильного произношения звука.

Занятия для закрепления произношения данного звука.

Цель: а) уточнение произношения данного звука в словах, б) улучшение словопроизношения у детей, в) увеличение активного словаря детей.

Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах.

        Занятие №3. Тема занятия: « Магазин игрушек».

                            Цель занятия: Упражнять детей в отчетливом произношении звука К в словах и фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи, активизировать словарь, закреплять умение договаривать отдельные слова и словосочетания.

Предварительная работа: с детьми уточнено произнесение звука К, заранее заучены  стихотворения.

Занятие № 4. Конспект игрового занятия по уточнению звукопроизношения « Мы любим путешествовать»

Конспект игрового занятия по уточнению произношения отдельных звуков по звукоподражанию.

                             « Мы любим путешествовать».

 Цель: Добиваться четкого правильного произнесения звуков в звукоподражаниях.

                              Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. Дети вспоминают, как они ходили летом в лес. Педагог предлагает повторить путешествие и отправиться в лес всем вместе.

Но до леса очень далеко добираться, придется даже ехать на поезде.

 - Сначала мы все поедем на машине. Все садятся в машину, приготовились , поехали – В – в – в – в (дети озвучивают как едет машина).

 - Приехали на железнодорожный вокзал, дальше мы поедем на поезде.

 - Слышите, как гудит паровоз?

 - Дети отвечают звукоподражанием – У – у – у – у!

 - Все сели в вагон, поезд отправился: чух – чух – чух -   чух – звукоподражание сопровождается движением рук, темп сначала убыстряется, затем замедляется.

Приехали, выходим из вагона. Дальше мы будем добираться на лошадке. За нами на телеге, запряженной лошадкой, приехал дедушка Егор.

Садимся на телегу, поехали! Чтобы лошадка пошла дедушка говорит ей: Но –о .( Дети повторяют.).

 -Как лошадка цокает копытами  - цок – цок – цок – цок.

 (как вариант произношения – цокание язычком).

 - Лошадка бежит быстро и вот мы приехали.

 - Дедушка Егор останавливает лошадку : Тпру – у – у.

Дети повторяют « кучерское «р», сопровождая движением рук, как будто натягивают поводья. Упражнение « кучерское р» выполняется при сильном выдохе, вибрируют расслабленные губы.

 - Все слезли с телеги, дальше пойдем пешком.

 - Хорошо в лесу, под ногами шуршит трава: ш – ш – ш .

 - Над головой поют птички. Как?

 - Чик – чирик, чик – чирик.

 - Где – то далеко кукует кукушка: ку – ку – ку – ку.

        Там вдали за рекой, раздается порой:

        Ку – ку – ку – ку.

        Это птичка кричит у зеленых ракит.

        Ку – ку – ку –ку.

        Мы по лесу гуляли, цветы собирали,

        Слыхали там кукушку:

        Ку – ку –ку –ку.

        Мы зайчика видали, его бы мы поймали –

        Кукушка испугала: Ку – ку – ку – ку!

Идем дальше. Под ногами зафыркал ежик: Ф – ф – ф – ф.

 - А высоко на дереве «заухал» филин: ух – ух – ух – ух.
- Его, наверное, испугал дятел: На сосне высокой дятел ,  

                                                  Белке домик конопатил.

 - Тук – тук – тук – тук.

 - Что – то зашуршало в траве, наверно это змея: ш – ш – ш – ш.

 -Скорее побежали: (произносим быстро) хр – хр – хр –хр .

 - Выбежали на лесную полянку. Как красиво кругом: ярко светит солнце, цветут полевые цветы.

 - Давайте понюхаем, как пахнут цветочки (дыхательное упражнение). Глубокий вдох носом.

 - А над цветами вьются пчелки, слышите? З – з – з – з –з. Они собирают цветочный нектар, будет мед.

 - Любите мед? Артикуляционное упражнение « вкусный мед» (облизывание губ).

 - Вдруг кто – то завыл: У – у – у – у.

 - Ой, как страшно. Наверно это волк. Нужно уходить из леса.

  - Но вот мы слышим: Иго – го, иго – го.

 - Кто это? Это за нами приехал дедушка Егор. Скорее отправляемся домой!

Занятие окончено.

Анализ занятия.

Занятие, проведенное в игровой форме, очень хорошо воспринимается детьми. С поставленной задачей по отработке звуков  по звукоподражанию дети справляются. При повторении занятия дети принимают участие в составлении сюжета, они самостоятельно придумывают объекты для звукоподражания. Стараюсь занятие проводить эмоционально и интонационно выразительно, это очень заинтересовывает детей. Они легче вовлекаются в игру, результат достигается быстрее.

                                        

 .

                                         ПРИЛОЖЕНИЕ.

 Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности.

Предлагаю по нескольку игр для каждого раздела работы.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

  1. « Тихо – громко».

Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование: Бубен. Тамбурин.

Описание игры: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети должны выполнять движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут.

  1. « Скажи, что ты слышишь?»

Цель: Развитие фразовой речи, обогащение словаря.

Описание игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали ( щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д) Дети должны ответить целым предложением. Игру можно проводить на прогулке

  1. « Скажи, что звучит».

Цель:  развитие слухового внимания.

Описание игры: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

  1. « Улавливай шепот».

Цель: развивать остроту слуха.

Описание игры: Дети сидят полукругом. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое  - нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен это выполнять. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

  1. « Улиточка».

Цель: Узнать товарища по голосу.

Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

        Улиточка, улиточка,

        Высунь – ка рога.

        Дам тебе я сахару,

        Кусочек пирога,

        Угадай, кто я?

Тот, чей голос улитка узнала. Сам становится улиткой.

  1. « Угадай, кто это».

Цель: Воспитание слухового внимания.

Описание игры: Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее установленным образом: кукареку, мяу, ав – ав. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг: тот, кого узнали, будет водящим.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА .

  1. « Красный – белый».

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: По два кружка на каждого ребенка, красный и белый.

Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук.

Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять красный кружок, если нет – белый.

  1. « Кто больше».

Цель: нахождение звука в названиях предмета по картине.

Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры: Педагог показывает картину. После рассмотрения картины педагог предлагает назвать предметы с заданным звуком. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

  1. « Поймай рыбку».

Цель: Активизация словаря, автоматизация отдельных звуков.

Оборудование: Предметные картинки с прикрепленными к ним скрепками, удочка с магнитом.

Описание игры: Дети по очереди вылавливают удочкой различные картинки. Называют их, определяют наличие или отсутствие в названии заданного звука. За правильный ответ ребенок получает балл, выигрывает тот, кто наберет  больше баллов.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.

  1. « Игра в хоккей».

Цель: Активизация мышц языка.

Описание игры: Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог: « дети , вы знаете, как играют в хоккей? (объясняет). Вот сейчас мы с вами поиграем в хоккей. Только клюшкой будет язычок, шайбой – фасоль. Гонять по полю (рту) клюшкой – язычком.

Педагог показывает, как нужно производить упражнение. Раздает фасолинки. Начинает игру. Кто быстрее гоняет шайбу.

  1. « Слоники».

Цель: Активизация мышц губ.

Описание игры: Дети сидят полукругом, лицом к педагогу. Он показывает им картинку, на которой нарисован слон и говорит: «Видите, какой у слоника хоботок. А кто из вас может вытянуть губки хоботком (дети вытягивают губы при сжатых челюстях). А теперь наши слоники  будут «пить воду» своими хоботками ( при вдохе пьют воду). Набрали воды, а теперь « побрызгали себя водичкой». При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя пропускание воды.

  1. « Эхо».

Цель: Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.

Описание игры: Педагог распределяет детей на две группы, одна группа говорит:          

         Мы в лес пойдем,

        Грибов найдем,

        Ребят мы громко позовем: Ау! Ау! Ау!

        Никто не отзывается,

        Лишь эхо откликается.

Вторая группа после этого говорит очень тихо: АУ, АУ, АУ. Потом дети меняются ролями.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

  1. « Определи место игрушки».

Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.

Оборудование: Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла.

Описание игры: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, спрашивает у него: « Между какими игрушками стоит пирамида?»  Ребенок должен дать полный ответ: « Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух – трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

  1. « Приятный запах».

Цель: Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование: Фрукты: мандарин, яблоко, лимон.

Описание игры: Дети по очереди подходят к вазочке с фруктами и нюхают их. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: « Хорошо, очень хорошо. Очень приятный запах. Очень ароматный мандарин.

Первоначально детям предлагают предложения. Потом они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

  1. « Повар».

Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Оборудование: Поварской колпак.

Описание игры: Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

        Будем в повара играть,

        Никому нельзя зевать.

        Если повар будешь ты.

        То скорей кругом ходи.

После последних слов водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА.

  1. « Успокой куклу».

Цель: Развитие тембра голоса.

Описание игры: Дети сидят на стульчиках полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: « Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать ( укачивает, негромко напевая на звуке А мотив колыбельной песни). А теперь покачайте вы» . Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук А.

  1. « Перебежки».

Цель: Развитие силы голоса.

Оборудование: Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки). По сигналу воспитателя один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя», и они быстро меняются местами. Тогда Вова выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами.

  1. « Волк и семеро козлят».

Цель: Развитие высоты голоса и выразительности речи.

Оборудование: Маски животных.

Описание игры: Дети должны быть предварительно знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, и ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли  и раздает маски. Начинается игра – инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом  - более высоким.

  1. « Кто кого».

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Описание игры: Педагог вызывает двух детей и ста вит их лицом друг к другу. По сигналу дети произносят протяжно тихо, а затем громко гласные звуки. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Педагог следит, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не напрягали мышцы шеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения.

Информация для родителей (в прикреплённом файле)...

формирование правильного произношения звуков

в статье описано поэтапное формирование звукопроизношения...

СООБЩЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ»

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»

Тема:   «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах;  различать звонкие и глухие согласные; опреде...

Серия "Говорящий карандашик" Автор: Н.Гальская Серия изданий по закреплению правильного произношения звуков предназначена для детей дошкольного возраста и включает в себя 7 тетрадей, которые помогу логопедам, воспи

Серия "Говорящий карандашик"Автор: Н.ГальскаяСерия изданий по закреплению правильного произношения звуков предназначена для детей дошкольного возраста и включает в себя 7 тетрадей, которые п...