Серия конспектов логоритмических занятий по ознакомлению с гласными буквами А, У, О, И.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Серия конспектов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с гласными буквами с использованием логопедической ритмики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seriya_konspektov_logoritmicheskikh_zanyatiy_po_oznakomleniyu_s_glasnymi_zvukami.docx | 41.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия конспектов логоритмических занятий по ознакомлению с гласными звуками А, У, О, И.
1. В гостях у звука А.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей со звуком и буквой А.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
- Работать над речевым дыханием, продолжительностью речевого выдоха.
- Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять задания совместно с другими детьми (ходьба в колонне, пение хором, игра в мяч).
Оборудование: на доске изображение звука А, вокруг него картинки с предметами на звук А (арбуз, астра, абажур и т.д.) зеркала на стене зала, мяч, стол для выкладывания счётных палочек, счётные палочки.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Дети входят в зал. Логопед сообщает о том, что дети едут в гости к звуку А.
Упражнение «Поезд». Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Дети под музыку «едут» по залу «паровозиком», логопед называет различные гласные звуки, когда услышат звук А – остановиться.
- Упражнение «На что похожа буква А?» Знакомство с буквой А, развитие воображения.
Логопед показывает детям букву А. Дети отвечают, на что она похожа.
- Координация речи с движением «Буква А».
А – начало алфавита руки на поясе – повороты в одну и в другую стороны
Тем она и знаменита,
А узнать её легко – разводят руки в стороны
Ноги ставит широко. Руки складывают на уровне груди «полочкой», ноги
прыжком на ширине плеч, как бы изображая букву А.
- Уточнение артикуляции звука А.
Логопед предлагает детям подойти к зеркалам и выполнить упражнение «Окошко» (широко открыть и закрыть рот). Уточняет правильное произношение звука А (рот широко открыт, язычок спокойно лежит и т.д.). Объясняет, что звук А – гласный, его можно петь, обозначается красным цветом. Предлагает детям пропеть звук А.
- Упражнение «Кто дольше?» Развитие продолжительного речевого выдоха.
Дети садятся на стульчики. По очереди пропевают звук А. Логопед считает, сколько секунд ребёнок может протянуть звук.
- Распевка – чистоговорка.
(мелодия по выбору логопеда)
А – а – а – новая игра.
А – а – а – я цветок нашла.
А – а – а – Машенька мала.
- Упражнение «Доскажи словечко».
Логопед рассказывает стихотворение, а ребёнок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой, как мяч футбольный, руки – полукругом перед собой.
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус, поглаживают правой рукой животик.
И зовут его - …(арбуз).
- Игра с мячом «Назови слово». Развитие слухового внимания, фонематических представлений.
Дети стоят в кругу. Под музыку передают друг другу мяч, как только заканчивается музыка, ребёнок, у которого в руках мяч – называет слово на звук А.
- Игра «Прошагай слова». Слоговой анализ слов, начинающихся на звук А.
Логопед вместе с детьми передвигается по кругу, называя слова (один шаг на каждый слог слова).
Ар-буз, ар-ка, а-ист, а-пель-син, а-на-нас, аб-ри-кос, ав-то-ма-ши-на и т.п.
- Выкладывание из палочек буквы А.
Дети подходят к столу и складывают из счётных палочек букву А. Задания: сложи букву а из трёх палочек, из пяти палочек и т.п.
- Координация речи с движением «Аист».
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придёшь домой!
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
- Подведение логопедом итога занятия. Дети «уезжают на поезде» в группу.
2. В гостях у звука У.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей со звуком и буквой У.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
- Работать над речевым дыханием, продолжительностью речевого выдоха.
- Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять задания совместно с другими детьми (ходьба в колонне, пение хором, игра в мяч).
Оборудование: на доске изображение звука У, вокруг него картинки с предметами на звук У (утка, уши и т.д.) зеркала на стене зала, мяч, стол для выкладывания счётных палочек, счётные палочки, картинка с изображением воющего волка.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Дети входят в зал. Логопед сообщает о том, что дети едут в гости к звуку У.
Упражнение «Поезд». Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Дети под музыку «едут» по залу «паровозиком», логопед называет различные гласные звуки, когда услышат звук У – остановиться.
- Упражнение «На что похожа буква У?» Знакомство с буквой У, развитие воображения.
Логопед показывает детям букву У. Дети отвечают, на что она похожа.
- Пальчиковая гимнастика «Зайки».
У – как у зайчонка ушки, изображают указательным и средним пальцами
«ушки»
Эти ушки - на макушке.
Зайки белые сидят движения пальчиками в такт стихотворению
И ушами шевелят
Вот так, вот так.
- Уточнение артикуляции звука У.
Логопед предлагает детям подойти к зеркалам и выполнить упражнение «Трубочка». Уточняет правильное произношение звука У . Объясняет, что звук У – гласный, его можно петь, обозначается красным цветом. Предлагает детям пропеть звук У.
- Упражнение «Кто дольше?» Развитие продолжительного речевого выдоха. (Превратились в волка)
Дети садятся на стульчики. По очереди пропевают звук У. Логопед считает, сколько секунд ребёнок может протянуть звук.
- Распевка – чистоговорка.
(мелодия по выбору логопеда)
У – у – у – губки я тяну.
У – у – у – дай скорей трубу.
У – у – у – всех детей зову.
- Упражнение «Доскажи словечко».
Логопед рассказывает стихотворение, а ребёнок выполняет движения руками (руки сложены «лодочкой») и договаривает последнее слово.
Он плывёт по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг –
Электрический…(утюг).
- Игра с мячом «Назови слово». Развитие слухового внимания, фонематических представлений.
Дети стоят в кругу. Под музыку бросают друг другу мяч, как только заканчивается музыка, ребёнок, у которого в руках мяч – называет слово на звук У.
- Игра «Прошагай слова». Слоговой анализ слов, начинающихся на звук У.
Логопед вместе с детьми передвигается по кругу, называя слова (один шаг на каждый слог слова).
У-ли-ца, у-лит-ка, ут-ка, у-сы, у-ши и т.п.
- Выкладывание из палочек буквы У.
Дети подходят к столу и складывают из счётных палочек букву А. Задания: сложи букву а из трёх палочек, из пяти палочек и т.п.
- Упражнение «Качели». Определение направления звука.
Логопед на металлофоне проигрывает быструю мелодию идущую вверх или вниз. Дети определяют направление, а потом пропевают эту мелодию на слоге «У-у-у-х!».
- Координация речи с движением «Грибы».
У опушки две старушки…
Брали грузди и волнушки.
Филин: - У-ух!
Филин: - У-ух!
У старушек замер дух.
- Подведение логопедом итога занятия. Дети «уезжают на поезде» в группу.
В гостях у звука О.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей со звуком и буквой О.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
- Работать над речевым дыханием, продолжительностью речевого выдоха.
- Развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять задания совместно с другими детьми (ходьба в колонне, пение хором, игра в мяч).
Оборудование: на доске изображение звука О, вокруг него картинки с предметами на звук О (оса, облако, ослик и т.д.) зеркала на стене зала, мяч, стол для выкладывания букв из шнурочка, разноцветные шнуры.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Дети входят в зал. Логопед сообщает о том, что дети идут в гости к звуку О.
Упражнение «Поход». Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Дети под музыку идут по залу колонной, меняя направление движения по команде логопеда (когда услышат звук О).
- Упражнение «На что похожа буква О?» Знакомство с буквой О, развитие воображения.
Логопед показывает детям букву О. Дети отвечают, на что она похожа.
- Координация речи с движением «Буква О».
О ужасно удивилась: пожимают плечами изображая удивление
Сушка с маком ей приснилась. ладошки складывают под щёку, изображая сон
«Как похожа на меня! изображают удивление
Может с нею мы родня?»
- Уточнение артикуляции звука О.
Логопед предлагает детям подойти к зеркалам и выполнить упражнение «Бублик» (рот приоткрыт, губы округлены). Уточняет правильное произношение звука О . Объясняет, что звук О – гласный, его можно петь, обозначается красным цветом. Предлагает детям пропеть звук О.
- Упражнение «Кто дольше?» Развитие продолжительного речевого выдоха.
Дети садятся на стульчики. По очереди пропевают звук О. Логопед считает, сколько секунд ребёнок может протянуть звук.
- Распевка – чистоговорка.
(мелодия по выбору логопеда)
О – о – о – я надел пальто.
О – о – о – стало мне тепло.
- Упражнение «Много - один». Игра с мячом. Образование единственного числа имён существительных.
Дети стоят в кругу, логопед бросает мяч ребёнку, называя слово во множественном числе, ребёнок называет слово в единственном числе и бросает мяч обратно логопеду. Слова оканчивающиеся на звук О.
Стёкла – стекло, сёдла - …, окна - …, крылья - …, перья - …, колёса - …
- Игра «Прошагай слова». Слоговой анализ слов, начинающихся на звук О.
Дети стоят шеренгой. Каждый придумывает слово на звук О и проходит вперёд столько шагов, сколько слогов в слове.( на полу ориентиры, чтобы шаги были одинаковой длины).
- Выкладывание из шнурка буквы О.
Дети подходят к столу и выкладывают из шнурков букву.
- Координация речи с движением «Буква О».
В этой букве нет угла, повороты головой из стороны в сторону
Оттого она кругла. изображают поднятыми руками букву О
До того она кругла,
Покатиться бы смогла. бегут по кругу, держась за руки
- Подведение логопедом итога занятия. Дети уходят в группу.
В гостях у звука И.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей со звуком и буквой И.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое внимание, фонематический слух, совершенствовать навык слогового анализа слов.
- Работать над речевым дыханием, продолжительностью речевого выдоха.
- Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять задания совместно с другими детьми (ходьба в колонне, пение хором, игра в мяч).
Оборудование: на доске изображение звука И, вокруг него картинки с предметами на звук И (ива, игра, индюк и т.д.) зеркала на стене зала, мяч, стол для выкладывания буквы из счётных палочек.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Дети входят в зал. Логопед сообщает о том, что дети идут в гости к звуку И.
Упражнение «Прогулка по лесу». Развитие слухового внимания, переключаемости движений.
Дети под музыку идут по залу колонной, меняя характер движения (марш – ходьба, тихая музыка – ходьба на носочках, быстрая – лёкгий бег).
- Упражнение «На что похожа буква И?» Знакомство с буквой И, развитие воображения.
Логопед показывает детям букву И. Дети отвечают, на что она похожа.
- Пальчиковая гимнастика. «Буква И».
Буква И – как три иголки.
Три иголки очень тонки.
Поочерёдное соединение пальчиков с большим сначала на одной руке, на вторую строчку – на другой.
- Уточнение артикуляции звука И.
Логопед предлагает детям подойти к зеркалам и выполнить упражнение «Улыбочка» (рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку). Уточняет правильное произношение звука И . Объясняет, что звук И – гласный, его можно петь, обозначается красным цветом. Предлагает детям пропеть звук И.
- Упражнение «Кто дольше?» Развитие продолжительного речевого выдоха.
Дети садятся на стульчики. По очереди пропевают звук И. Логопед считает, сколько секунд ребёнок может протянуть звук.
- Распевка – чистоговорка.
(мелодия по выбору логопеда)
И-и-и – ротик растяни.
И-и-и – хорошо сиди.
И-и-и – песенку тяни.
- Упражнение «Один - много». Игра с мячом. Образование единственного числа имён существительных.
Дети стоят в кругу, логопед бросает мяч ребёнку, называя слово в единственном числе, ребёнок называет слово во множественном числе и бросает мяч обратно логопеду. Слова оканчивающиеся на звук И.
Утюг – утюги, сапог – сапоги, носок -…, паук - …, замок - …, комок- …
- Игра «Прошагай слова». Слоговой анализ слов, начинающихся на звук И.
Дети стоят шеренгой. Каждый придумывает слово на звук И и проходит вперёд столько шагов, сколько слогов в слове.( на полу ориентиры, чтобы шаги были одинаковой длины).
- Выкладывание из счётных палочек буквы И.
Дети подходят к столу и выкладывают из палочек букву. Задание: сложи И из трёх палочек, из шести.
- Координация речи с движением «Индюк».
Индюк из города идёт, импровизация движений в такт стихотворения
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Игрушка расписная.
- Подведение логопедом итога занятия. Дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.
Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...
"Логоритмические занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ТНР"
Логоритмические занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Логопедическое занятие-презентация на тему: "Гласные буквы" подготовительная группа
Логопедическое занятие направлено на закрепление зрительных образов гласных букв, на формирование умения читать сочетания гласных букв, формирование звукового анализа и синтеза, слухового вниман...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: " Гласная буква О, гласный звук О"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Гласная буква «У»» (подготовительная группа)
Конспектнепрерывной образовательной деятельности Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А. Лыковой.Возрастная...
"Логоритмические занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ТНР"
Логоритмические занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжелыми нарушениями речи...