Серия конспектов логоритмических занятий по ознакомлению с гласными буквами А, У, О, И.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Рябцева Анна Александровна

Серия конспектов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с гласными буквами с использованием логопедической ритмики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия конспектов логоритмических занятий по ознакомлению с гласными звуками А, У, О, И.

1. В гостях у звука А.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить детей со звуком и буквой А.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
  • Работать над речевым дыханием, продолжительностью речевого выдоха.
  • Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение выполнять задания совместно с другими детьми (ходьба в колонне, пение хором, игра в мяч).

 

     Оборудование: на доске изображение звука А, вокруг него картинки с предметами на звук А (арбуз, астра, абажур и т.д.)  зеркала на стене зала,  мяч, стол для выкладывания счётных палочек, счётные палочки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

   Дети входят в зал. Логопед сообщает о том, что дети едут в гости к звуку А.

Упражнение «Поезд».  Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

   Дети под музыку «едут» по залу «паровозиком», логопед называет различные гласные звуки, когда услышат звук А – остановиться.

  1. Упражнение «На что похожа буква А?» Знакомство с буквой А, развитие воображения.

   Логопед показывает детям  букву А. Дети отвечают, на что она похожа.

  1. Координация речи с движением «Буква А».

А – начало алфавита        руки на поясе – повороты в одну и в другую стороны

Тем она и знаменита,

А узнать её легко –         разводят руки в стороны

Ноги ставит широко.      Руки складывают на уровне груди «полочкой», ноги                  

                                                 прыжком на ширине плеч, как бы изображая букву А.

  1. Уточнение артикуляции звука А.

   Логопед предлагает детям подойти к зеркалам и выполнить упражнение «Окошко» (широко открыть и закрыть рот). Уточняет правильное произношение звука А (рот широко открыт, язычок спокойно лежит и т.д.). Объясняет, что звук А – гласный, его можно петь, обозначается красным цветом. Предлагает детям пропеть звук А.

  1. Упражнение «Кто дольше?» Развитие продолжительного речевого выдоха.

Дети садятся на стульчики. По очереди пропевают звук А. Логопед считает, сколько секунд ребёнок может протянуть звук.

  1. Распевка – чистоговорка.

(мелодия по выбору логопеда)

А – а – а – новая игра.

А – а – а – я цветок нашла.

А – а – а – Машенька мала.

  1. Упражнение «Доскажи словечко».

Логопед рассказывает стихотворение, а ребёнок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой, как мяч футбольный,       руки – полукругом перед собой.

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус,                          поглаживают правой рукой животик.

И зовут его - …(арбуз).

  1. Игра с мячом «Назови слово». Развитие слухового внимания, фонематических представлений.

Дети стоят в кругу. Под музыку передают друг другу мяч, как только заканчивается музыка, ребёнок, у которого в руках мяч – называет слово на звук А.

  1. Игра «Прошагай слова». Слоговой анализ слов, начинающихся на звук  А.

Логопед вместе с детьми передвигается по кругу, называя слова (один шаг на каждый слог слова).

Ар-буз, ар-ка, а-ист, а-пель-син, а-на-нас, аб-ри-кос, ав-то-ма-ши-на и т.п.

  1. Выкладывание из палочек буквы А.

Дети подходят к столу и складывают из счётных палочек букву А. Задания: сложи букву а из трёх палочек, из пяти палочек и т.п.

  1. Координация речи с движением «Аист».

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой!

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

  1.  Подведение логопедом итога занятия. Дети «уезжают на поезде» в группу.

2. В гостях у звука У.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить детей со звуком и буквой У.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
  • Работать над речевым дыханием, продолжительностью речевого выдоха.
  • Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение выполнять задания совместно с другими детьми (ходьба в колонне, пение хором, игра в мяч).

 

Оборудование: на доске изображение звука У, вокруг него картинки с предметами на звук  У (утка, уши и т.д.)  зеркала на стене зала,  мяч, стол для выкладывания счётных палочек, счётные палочки, картинка с изображением воющего волка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

   Дети входят в зал. Логопед сообщает о том, что дети едут в гости к звуку У.

Упражнение «Поезд».  Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

   Дети под музыку «едут» по залу «паровозиком», логопед называет различные гласные звуки, когда услышат звук У – остановиться.

  1. Упражнение «На что похожа буква У?» Знакомство с буквой У, развитие воображения.

   Логопед показывает детям  букву У. Дети отвечают, на что она похожа.

  1. Пальчиковая гимнастика «Зайки».

У – как у зайчонка ушки,     изображают указательным и средним пальцами                  

                                               «ушки»

Эти ушки - на макушке.

Зайки белые сидят      движения пальчиками в такт стихотворению

И ушами шевелят

Вот так, вот так.

  1. Уточнение артикуляции звука У.

   Логопед предлагает детям подойти к зеркалам и выполнить упражнение «Трубочка». Уточняет правильное произношение звука У . Объясняет, что звук У – гласный, его можно петь, обозначается красным цветом. Предлагает детям пропеть звук У.

  1. Упражнение «Кто дольше?» Развитие продолжительного речевого выдоха. (Превратились в волка)

Дети садятся на стульчики. По очереди пропевают звук У. Логопед считает, сколько секунд ребёнок может протянуть звук.

  1. Распевка – чистоговорка.

(мелодия по выбору логопеда)

У – у – у – губки я тяну.

У – у – у – дай скорей трубу.

У – у – у – всех детей зову.

  1. Упражнение «Доскажи словечко».

Логопед рассказывает стихотворение, а ребёнок выполняет  движения руками (руки сложены «лодочкой») и договаривает последнее слово.

Он плывёт по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг –

Электрический…(утюг).

  1. Игра с мячом «Назови слово». Развитие слухового внимания, фонематических представлений.

Дети стоят в кругу. Под музыку бросают  друг другу мяч, как только заканчивается музыка, ребёнок, у которого в руках мяч – называет слово на звук У.

  1. Игра «Прошагай слова». Слоговой анализ слов, начинающихся на звук  У.

Логопед вместе с детьми передвигается по кругу, называя слова (один шаг на каждый слог слова).

У-ли-ца, у-лит-ка, ут-ка, у-сы, у-ши  и т.п.

  1. Выкладывание из палочек буквы У.

Дети подходят к столу и складывают из счётных палочек букву А. Задания: сложи букву а из трёх палочек, из пяти палочек и т.п.

  1. Упражнение «Качели». Определение направления звука.

Логопед на металлофоне проигрывает быструю мелодию идущую вверх или вниз. Дети определяют направление, а потом пропевают эту мелодию на слоге «У-у-у-х!».

  1. Координация речи с движением «Грибы».

У опушки две старушки…              

Брали грузди и волнушки.

Филин: - У-ух!

Филин: - У-ух!

У старушек замер дух.

  1.  Подведение логопедом итога занятия. Дети «уезжают на поезде» в группу.

В гостях у звука О.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить детей со звуком и буквой О.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
  • Работать над речевым дыханием, продолжительностью речевого выдоха.
  • Развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки,  координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение выполнять задания совместно с другими детьми (ходьба в колонне, пение хором, игра в мяч).

Оборудование: на доске изображение звука О, вокруг него картинки с предметами на звук О (оса, облако, ослик и т.д.)  зеркала на стене зала,  мяч, стол для выкладывания букв из шнурочка, разноцветные шнуры.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

   Дети входят в зал. Логопед сообщает о том, что дети идут в гости к звуку О.

Упражнение «Поход».  Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

   Дети под музыку идут по залу колонной,  меняя направление движения по команде логопеда (когда услышат звук О).

  1. Упражнение «На что похожа буква О?» Знакомство с буквой О, развитие воображения.

   Логопед показывает детям  букву О. Дети отвечают, на что она похожа.

  1. Координация речи с движением «Буква О».

       О ужасно удивилась:                          пожимают плечами изображая удивление

       Сушка с маком ей приснилась.     ладошки складывают под щёку, изображая сон

      «Как похожа на меня!                     изображают удивление

       Может с нею мы родня?»

  1. Уточнение артикуляции звука О.

   Логопед предлагает детям подойти к зеркалам и выполнить упражнение «Бублик» (рот приоткрыт, губы округлены). Уточняет правильное произношение звука О . Объясняет, что звук О – гласный, его можно петь, обозначается красным цветом. Предлагает детям пропеть звук О.

  1. Упражнение «Кто дольше?» Развитие продолжительного речевого выдоха.

Дети садятся на стульчики. По очереди пропевают звук О. Логопед считает, сколько секунд ребёнок может протянуть звук.

  1. Распевка – чистоговорка.

(мелодия по выбору логопеда)

О – о – о – я надел пальто.

О – о – о – стало мне тепло.

  1. Упражнение «Много - один». Игра с мячом. Образование единственного числа имён существительных.

Дети стоят в кругу, логопед бросает мяч ребёнку, называя слово во множественном числе, ребёнок называет слово в единственном числе и бросает мяч обратно логопеду. Слова оканчивающиеся на звук О.

Стёкла – стекло, сёдла - …, окна - …, крылья - …, перья - …, колёса - …

  1. Игра «Прошагай слова». Слоговой анализ слов, начинающихся на звук  О.

Дети стоят шеренгой. Каждый придумывает слово на звук О и проходит вперёд столько шагов, сколько слогов в слове.( на полу ориентиры, чтобы шаги были одинаковой длины).

  1. Выкладывание из шнурка буквы О.

Дети подходят к столу и выкладывают из шнурков букву.

  1. Координация речи с движением «Буква О».

В этой букве нет угла,     повороты головой из стороны в сторону

Оттого она кругла.            изображают поднятыми руками букву О

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.    бегут по кругу, держась за руки

  1.  Подведение логопедом итога занятия. Дети уходят в группу.

В гостях у звука И.

 

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить детей со звуком и буквой И.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховое внимание, фонематический слух, совершенствовать навык слогового анализа слов.
  • Работать над речевым дыханием, продолжительностью речевого выдоха.
  • Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение выполнять задания совместно с другими детьми (ходьба в колонне, пение хором, игра в мяч).

Оборудование: на доске изображение звука И, вокруг него картинки с предметами на звук И (ива, игра, индюк и т.д.)  зеркала на стене зала,  мяч, стол для выкладывания буквы из счётных палочек.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

   Дети входят в зал. Логопед сообщает о том, что дети идут в гости к звуку И.

Упражнение «Прогулка по лесу».  Развитие слухового внимания, переключаемости движений.

   Дети под музыку идут по залу колонной,  меняя характер движения (марш – ходьба, тихая музыка  – ходьба на носочках, быстрая – лёкгий бег).

  1. Упражнение «На что похожа буква И?» Знакомство с буквой И, развитие воображения.

   Логопед показывает детям  букву И. Дети отвечают, на что она похожа.

  1. Пальчиковая гимнастика. «Буква И».

       Буква И – как три иголки.

       Три иголки очень тонки.

Поочерёдное соединение пальчиков с большим сначала на одной руке, на вторую строчку – на другой.

  1. Уточнение артикуляции звука И.

   Логопед предлагает детям подойти к зеркалам и выполнить упражнение «Улыбочка» (рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку). Уточняет правильное произношение звука И . Объясняет, что звук И – гласный, его можно петь, обозначается красным цветом. Предлагает детям пропеть звук И.

  1. Упражнение «Кто дольше?» Развитие продолжительного речевого выдоха.

Дети садятся на стульчики. По очереди пропевают звук И. Логопед считает, сколько секунд ребёнок может протянуть звук.

  1. Распевка – чистоговорка.

(мелодия по выбору логопеда)

И-и-и – ротик  растяни.

И-и-и – хорошо сиди.

И-и-и – песенку тяни.

  1. Упражнение «Один - много». Игра с мячом. Образование единственного числа имён существительных.

Дети стоят в кругу, логопед бросает мяч ребёнку, называя слово в единственном числе, ребёнок называет слово во множественном числе и бросает мяч обратно логопеду. Слова оканчивающиеся на звук И.

Утюг – утюги, сапог – сапоги, носок -…, паук - …, замок - …, комок- …

  1. Игра «Прошагай слова». Слоговой анализ слов, начинающихся на звук  И.

Дети стоят шеренгой. Каждый придумывает слово на звук И и проходит вперёд столько шагов, сколько слогов в слове.( на полу ориентиры, чтобы шаги были одинаковой длины).

  1. Выкладывание из счётных палочек буквы И.

Дети подходят к столу и выкладывают из палочек букву. Задание: сложи И из трёх палочек, из шести.

  1. Координация речи с движением «Индюк».

Индюк из города идёт,    импровизация движений в такт стихотворения

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая –

Игрушка расписная.

  1.  Подведение логопедом итога занятия. Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

"Логоритмические занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ТНР"

Логоритмические занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Логопедическое занятие-презентация на тему: "Гласные буквы" подготовительная группа

Логопедическое занятие направлено на закрепление зрительных образов гласных букв, на формирование умения читать сочетания гласных букв, формирование звукового анализа и синтеза,  слухового вниман...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Гласная буква «У»» (подготовительная группа)

Конспектнепрерывной образовательной деятельности Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А. Лыковой.Возрастная...

"Логоритмические занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ТНР"

Логоритмические занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с тяжелыми нарушениями речи...