Серия конспектов по развитию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) по теме
Мы предлагаем серию конспектов занятий по формированию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Серия представляет разные виды занятий, задания в которых дополняют друг друга, но не повторяются. Конспекты объединены единым персонажем. Упражнения предлагаемые детям направлены не только на формирование собственно фразовой речи детей, но и на развитие высших психических функций.
Каждый конспект сопровождается соответствующим наглядным материалом.
Занятия разработаны логопедами-практиками: Харитоновой Натальей Юрьевной, стаж работы 16 лет, высшая квалификационная категория и Шахватовой Галиной Владимировной, стаж работы 11 лет, вторая квалификационная категория. Занятия апробированы нами в I и II младших группах МКДОУ «Детский сад № 1» г. Саров Нижегородской обл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pustoy.doc | 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект № 1.
Тема: Рассматривание игрушки.
Цель: Развитие фразовой речи.
Задачи: 1.Учить рассматривать предметы, отмечать их особенности в речи.
2. Обогащать и активизировать словарь.
3. Упражнять в употреблении фраз с простыми предлогами.
4. Воспитывать навыки организованного поведения, доброе отношение к животным.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: игрушка «кошка»; коллаж для работы над многозначностью слова «усы»; бусы или бусины, стул, стол, коробка, корзина, коврик.
- Раздаточный материал: карточки, простые карандаши.
Словарная работа: бусины, бусы, цвета, усы, усики .
Предварительная работа: сравнение предметов по длине, обследование предметов с разной фактурой(мягкие, твёрдые, гладкие, пушистые), разучивание физминутки .
Ход занятия:
I. Орг.момент.(сидя)
Мягкие лапки,
В лапках царапки,
Молочко пьёт,
Песенки поёт.
-Кто это? (кот)
-А ласково как скажем? (котик)
II. Работа по теме.
- Д. у. «Рассматривание игрушки»
-Вот сегодня в гостях у нас котик.
-Посмотрите на котика: вот у котика (жест)…голова.
-А на голове что? (уши)
-У котика два уха. Покажите и скажите: два уха.
-А это что? (глаза) Сколько глаз, сосчитаем: один, два. Два глаза. Покажите пальчиками и скажите: два глаза.
-Посмотрите: на что похожи глаза? (показать бусы или бусины)
-Похожи на бусинки. Повтори...(предложить повторить по-очереди двум детям)
-Бусинки круглые и глаза (жест)….(круглые).
-Бусинки чёрные и глаза…(чёрные).
-А ещё что? Называйте (жест)… (нос, рот), длинные…(усы).
-Усы, а ласково как скажем? (усики).
-У кого усики? (коллаж)
-А вот у котика туловище. А внизу что?
-А ноги у котика называются – лапки. Скажем вместе: внизу у котика лапки.
-А сзади (жест)…(хвост). Да, сзади пушистый хвост.
-Послушайте:
Вот котик. У котика голова. На голове два уха, два глаза, нос, рот, длинные усы. Вот туловище. Внизу лапки, а сзади хвост.
III. Физминутка.
Вот какой коташка-
Круглая мордашка,
А на каждой лапке
Коготки-царапки.
Всё ему игрушки:
Кубик и катушки.
Котик, словно мячик,
По квартире скачет.
IV. Продолжение работы по теме.
1.Р.и. «Куда спрятался котик»
-Я знаю, вы любите играть. И котик любит играть. Поиграем с котиком. (перемещать игрушку, взаимодействуя с подготовленными для занятия предметами)
-Где сидит котик? (Котик сидит на стуле, на столе, на коврике, в коробке, в корзине)
2.Работа с карточками.
-Котик играл с нами и проголодался. Покормим котика: приведите дорожку от котика к тому, что он любит.
-Скажем:
Котик, на молоко. Котик, пей молоко.
Котик, на рыбу. Котик, ешь рыбу.
V. Итог.
Конспект № 2.
Тема: Рассказывание сказки «Кот озорник».
Цель: Развитие фразовой речи.
Задачи: 1. Учить слушать сказку, понимать её содержание, отвечать на вопросы по
содержанию.
2. Расширять и активизировать предикативный словарь.
3. Обогащать жизненный опыт детей, способствуя их социализации.
4. Учить строить грамматически правильное предложение.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: мягкая игрушка – кошка, картинка к рассказу из пособия Е.Ф. Бортниковой «Тетрадь для занятий взрослых с детьми “Составляем рассказы по картинкам», односюжетные картинки для составления предложений.
Словарная работа: озорник, Рыжик, усатый, довольный, сытый.
Предварительная работа: заучивание: потешки «Котик лапкой умывается», физминутки «Три кота»; рассматривание игрушки «кошка».
Ход занятия:
I.Орг.момент.
Игра «Котик»
Отик-отик-отик
В гостях у нас пушистый белый …..(котик)
Котик лапкой умывается Выполнять движения в
Видно в гости собирается: соответствии с текстом.
Вымыл носик, вымыл ротик,
Вымыл хвостик и животик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
II.Работа по теме.
1.Д.у. « Знакомство со сказкой»
а)Рассказывание сказки «Кот озорник»
-Маленький- котик, а большой….(кот).
-Хотите расскажу сказку, называется «Кот озорник».
Жила-была Таня. У неё был кот Рыжик. Рыжик был озорник. Однажды Таня захотела попить молока. Налила в чашку, но тут её позвала мама. Вернулась Таня, смотрит: молоко разлито. А Рыжик сидит на диване довольный и умывается. Догадалась Таня, кто пил молоко!
б) Беседа по содержанию
-У кого был кот?
-Как звали кота?
-Почему его так звали?
-Почему Таня сразу не выпила молоко?
-Так кто же пил молоко?
-Как Таня догадалась?
-А как ещё назвали кота?
-Кто такой озорник?
(Кто хулиганит, не слушается, безобразничает, озорничает – тот озорник.)
-Теперь Таня знает, что нельзя оставлять свои продукты без присмотра.
III.Физминутка.
Шли по крыше три кота
Три кота Василия.
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз
И сказали три кота:
«Красота, красота!»
IV.Продолжение работы по теме.
1.Реч.упр. «Красивые слова»
-Скажем коту красивые слова.
-Кот по цвету какой?
-А если погладить кота, он какой?
-Если кот ласкается, значит?
-У кота усы, значит какой? (и так далее)
*белый
*мягкий
*пушистый
*ласковый
*усатый
*игривый
*хитрый
*сытый
*довольный
2.Реч.упр. « Придумай предложение»
-Скажем про кота красиво, помогут картинки.
( Кот лакает молоко. Кот спит на коврике….и т.п.)
V.Итог.
Конспект № 3.
Тема: Рассматривание сюжетной картины «Кот и мышонок» .
Цель: Развитие речемыслительной деятельности.
Задачи: 1. Учить внимательно рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по её содержанию.
2. Активизировать собственные речевые высказывания детей.
3. Развивать зрительную память, внимание к речи педагога.
4. Воспитывать взаимоуважение, умение работать в коллективе.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: сюжетная картина из пособия Е.Ф. Бортниковой «Тетрадь для занятий взрослых с детьми “Составляем рассказы по картинкам», звуковая панель «голоса домашних животных».
- Раздаточный материал: картинки: кот, мышь, сыр, палка, стул, кукла.
Словарная работа: хитрость, пушистый, Пушок.
Предварительная работа: обговаривание и обыгрывание действий «прищурился, подглядывает».
Ход занятия:
I.Орг.момент.
1, 2, 3, 4, 5
Будем с вами мы играть.
Будем с вами мы играть-
Друг за другом повторять.
На меня все посмотрите
И хлопочки повторите:
II, II-I, I-II, II-II.
II. Работа по теме.
- Д. у. «Рассматривание картины»
-Я приготовила картину. (повёрнута обратной стороной)
-Послушайте и узнаете, кто там нарисован: (звуковая панель-«мяу»)
-Кто это? (мама кошка, а папа? КОТ)
-Кто боится кота? (мама мышка, а сынок? МЫШОНОК)
-Молодцы, ребята, угадали (повернуть картину):
вот кот, а вот и мышонок.
-Придумаем коту кличку. Как можно назвать кота?
-Если кот чёрный, назовём его Черныш.
-А если рыжий, то …(Рыжик)
-А наш кот был пушистый. Как его звали? (Пушок)
-Пушок спит?
-Пушок не спит; посмотрите: Пушок прищурился и подглядывает.
-За кем?
-Задумал хитрость, хочет выманить мышонка из норки.
-Чем?
-Положил сыр и притворился, будто…(спит).
-А мышонок что делает?
-Почему мышонок не вышел из норки?
-Вот какой умный мышонок: и сыр съел, и коту не попался!
-Умный может всё! Кто хорошо занимается, старается, тот станет умным и у него всё получится!
III. Физминутка.
Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Зубки белые, глазки смелые.
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
Пошёл кот под мосток,
Поймал рыбку за хвосток.
Пошёл кот во лесок,
Нашёл кот поясок.
А на дорожке купил себе сапожки: вот!
IV. Продолжение работы по теме.
1.Д.и. «Знакомство с рассказом»
- Послушайте какой рассказ получился про кота и мышонка.
Жил-был кот Пушок. А за стеной в норке жил мышонок. Захотел кот поймать мышонка. И задумал хитрость. Положил кусочек сыра и притворился будто спит.
Выглянул мышонок из норки, увидел сыр, а рядом кот спит. Взял палочку и достал сыр.
Открыл кот глаза: сыра нет и мышонка нет.
-Почему же Пушок не поймал мышонка?
-Что мы сказали: «Умный может всё!» Мышонок и сыр съел, и коту не попался, значит он какой?
2.Д.у. «Подговаривание рассказа».
-А теперь вместе расскажем про кота и мышонка, помогайте:
-Жил-был кот….(и так далее)
3.Работа с картинками.
-Ещё раз внимательно посмотрите на картину и запомните всё, что нарисовано.
(перевернуть картину)
-А теперь выберите только то, что было на картине.
-Проверим, правильно выбрали картинки.
(повернуть картину)
V. Итог.
-Все картинки выбрали правильно, думали, старались - и всё у вас получилось.
- А значит вы какие? (умные)
Конспект № 4.
Тема: Знакомство с рассказом «Умный мышонок».
Цель: Развитие фразовой речи.
Задачи: 1. Учить слушать рассказ, понимать его содержание, отвечать на вопросы по
тексту рассказа.
2. Обогащать и активизировать словарь.
3. Развивать слуховое внимание, мышление.
4. Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: серия сюжетных картин «Умный мышонок» из пособия “Истории в картинках», полоска бумаги, картинки: «кошка», «мышка», «молоко», «сыр» (по две каждой).
- Раздаточный материал: полоски бумаги, картинки: «кошка», «мышка», «молоко», «сыр» (по две каждой).
Словарная работа: горница, умный, хитрый, рыжий, ловкая, Быстрая, встал, достал, опустил, выпил.
Предварительная работа: сравнение табуретки и стула, сравнение длинной макаронины с трубочкой для коктейля.
Ход занятия:
I.Орг.момент.
Игра «Кот и мыши»
Спит на печке Васька серый,
До мышей ему нет дела.
Мыши в горнице резвятся,
Мыши Ваську не боятся.
Вдруг открылся жёлтый глаз,
Кот поймает всех сейчас!
II.Работа по теме.
1.Д.у. « Рассказывание рассказа»
-Ребята, я вам расскажу рассказ, который называется «Умный мышонок».
Однажды кот спал.
А рядом стояла тарелка с молоком.
Увидел мышонок молоко и захотел его выпить, но побоялся кота.
Стал думать мышонок: «Что делать?».
Думал-думал и придумал.
Встал на табуретку и достал длинную макаронину.
Опустил макаронину в тарелку и выпил молоко.
Проснулся кот, а молока нет.
А умный мышонок весело смеялся.
2.Д.у. « Беседа по содержанию»
-Понравилась вам история?
-Про кого рассказ?
-Что делал кот?
-Что было у кота в тарелке?
-Кто захотел выпить молоко?
-Мышонок стал пить молоко?
-Почему? Кого побоялся?
-Мышонку очень хотелось молочка. Вот он и стал думать. Думал-думал и что он придумал?
-А потом, что он сделал?
-Вот какой умный мышонок.
-Когда кот проснулся, он обрадовался?
-А кто обрадовался?
-А кот? Посмотрите не него…он что?
-Покажите, как он удивился.
Умный мышонок даже у кота молоко может выпить. Умный может всё! Чтобы стать умным, надо учиться, заниматься. Вот и вы, ребята, занимаетесь хорошо и будете умными. И тогда у вас всё-всё получится.
III.Физминутка.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз
И сказали три кота:
«Красота, красота!»
IV.Продолжение работы по теме.
1.Р.у. « Подбери определение»
-Про кого был наш рассказ?
-А мышонок был какой, раз он придумал как выпить молоко?
-Что значит умный?
-Если он перехитрил кота, значит он какой?
-Хитрый как кто? Кто в сказках самый хитрый?
-А по размеру, какой?
-А по цвету?
-Если он быстро бегает, значит какой?
-Если ловко прячется в норку, значит какой?
-Мышонок маленький, а кот какой?
-Мышонок серый, а кот….
2.Д.у. « Работа на карточках»
-Я приготовила для вас интересное задание, проходите за столы.
-У меня полоска и картинки.
-Назовите, что здесь?
-А что у вас?
-И у вас есть на тарелочке такие же картинки и полоски. Положите перед собой полоски и подвиньте тарелочки.
-Выложите на полоску кошку. Выкладывать будем от вертикальной синей линии, слева - на право. Чем угостим кошку: молоком или сыром?
-Выкладывайте.
-Дальше положите мышку. Чем угостим мышку? Выкладывайте.
-А теперь продолжите ряд. (один ребёнок выполняет у доски).
-Ребята, давайте проверим.
-Смотрите, помогайте мне: кошка-молоко, мышка-сыр, кошка-молоко, мышка-сыр.
-Кто сделал также, улыбнитесь мне.
V.Итог.
-Вы сегодня хорошо занимались, старались и стали ещё умнее, чем были. Вы сегодня молодцы!
Конспект № 5.
Тема: Заучивание диалога “Киска».
Цель: Развитие фразовой речи.
Задачи: 1. Обучать навыкам диалога.
2. Обогащать и активизировать предикативный словарь.
3. Развивать языковое чутьё.
4. Воспитывать доброе отношение к животным.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: карточка для проведения орг.момента «кто что ест», мягкая игрушка – кошка, бантик на ниточке, предметные картинки к речевой игре: кошка, сосиски, миска, ириска.
Словарная работа: ириска, больно, неприятно, обижать, заботиться, приласкать.
Предварительная работа: рассматривание предметных картинок: миска, ириска, сосиска.
Ход занятия:
I.Орг.момент.(сидя)
-Кто любит косточку?
-А молоко?
-Как ещё кошку назовём?
-Послушайте, как я скажу: киска.
-Можно кошку так назвать?
II.Работа по теме.
1.Чтение диалога с элементами инсценирования.
-Здравствуй, киска.
Как дела?
Почему от нас ушла?
-Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить-
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете.
2.Заучивание диалога.
-Как мы поздороваемся? (Здравствуй, киска.)
-Спросите: как дела? Почему от нас ушла? (дети повторяют)
-Что ответила киска? (Не могу я с вами жить)
-Почему так сказала киска: хвостик….(негде положить)
-Ходите, зеваете, на хвостик…..(наступаете)
3.Совместное проговаривание диалога.
-Давайте расскажем про киску. Помогайте мне.( проговаривают)
4.Инсценирование диалога детьми.
III.Физминутка.
-А сейчас мы с вами будем кисками.
Остренькие ушки,
На лапках подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днём на коврике лежит,
Сладко спит.
Ночью бродит-
На охоту ходит.
IV.Продолжение работы по теме.
1.Беседа.
-Нравится киске, если ей на хвост наступают?
-Киске больно? Скажем: киске больно.
-Киске больно, неприятно. Нельзя обижать животных: наступать на хвостик. Надо животных жалеть, заботиться о них. Как?
-Если голодные, что сделать? (покормить)
-А ещё?(жест) (погладить, приласкать)
-Можно с бантиком (показать бантик на ниточке)…(поиграть)
2.Р.и. «Дружные слова».
-Вы играете, дружите. И слова дружатся, звучат похоже, рифмуются.
-Послушайте: киска-миска (показ пары картинок), звучат похоже?
-Повтори (предложить повторить двум детям по-очереди).
-А теперь вы называйте: киска…(жест на вторую картинку в паре)
V.Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
ЦЕЛЬ: вызвать у детей интерес к глине как художественному материалу; учить правильно работать с нею; познакомить со свойствами глины: мягкая, можно отрывать куски от большого кома, соединять их в одно...
Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Игра - естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Именно через нее он осваивает, изучает окружающий мир. Очень важно не оставлять его в одиночестве, а изучать этот мир вместе с ним, его глаз...
Особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (3 -4 года).
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выпо...
Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию, музыкальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста «Музыкальный теремок»
Цель: развивать музыкальные способности детей младшего дошкольного возраста через музыкально – игровую деятельность, в непроизвольной форме сохранять и укреплять здоровье....
Статья "Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей"
В статье представлен опят работы по развитию игровой деятельности младших дошкольников в процессе взаимодействия с родителями....
Методическая разработка «Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»
Лего - конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Особенность Лего - конструирования заключается в том, что оно является уникальным инструментом для увлекательно...