Серия конспектов по развитию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) по теме

     Мы предлагаем серию конспектов занятий по формированию речемыслительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Серия представляет разные виды занятий, задания в которых дополняют друг друга, но не повторяются.  Конспекты объединены единым персонажем. Упражнения предлагаемые детям направлены не только на формирование собственно фразовой речи детей, но и на развитие высших психических функций.

     Каждый конспект сопровождается соответствующим наглядным материалом.

     Занятия разработаны логопедами-практиками: Харитоновой Натальей Юрьевной, стаж работы 16 лет, высшая квалификационная категория и Шахватовой Галиной Владимировной, стаж работы 11 лет, вторая квалификационная категория. Занятия апробированы нами в I и II  младших группах МКДОУ «Детский сад № 1» г. Саров Нижегородской обл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pustoy.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Конспект № 1.

                                                

Тема: Рассматривание игрушки.

Цель: Развитие фразовой речи.

Задачи: 1.Учить рассматривать предметы, отмечать их особенности в речи.

               2. Обогащать и активизировать словарь.

               3. Упражнять в употреблении фраз с простыми предлогами.

               4. Воспитывать навыки организованного поведения, доброе отношение к животным.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал: игрушка «кошка»; коллаж для работы над многозначностью слова «усы»; бусы или бусины, стул, стол, коробка, корзина, коврик.
  2. Раздаточный материал: карточки, простые карандаши.

Словарная работа: бусины, бусы, цвета, усы, усики .

Предварительная работа: сравнение предметов по длине, обследование предметов с разной фактурой(мягкие, твёрдые, гладкие, пушистые), разучивание физминутки .

                                Ход занятия:

I. Орг.момент.(сидя)

                                           Мягкие лапки,
                                          В лапках царапки,
                                          Молочко пьёт,

                                           Песенки поёт.

-Кто это? (кот)

-А ласково как скажем? (котик)

     II. Работа по теме.

  1. Д. у. «Рассматривание игрушки»

-Вот сегодня в гостях у нас котик.

-Посмотрите на котика: вот у котика (жест)…голова.

-А на голове что? (уши)

-У котика два уха. Покажите и скажите: два уха.

-А это что? (глаза) Сколько глаз, сосчитаем: один, два. Два глаза. Покажите пальчиками и скажите: два глаза.

-Посмотрите: на что похожи глаза? (показать бусы или бусины)

-Похожи на бусинки. Повтори...(предложить повторить по-очереди двум детям)

-Бусинки круглые и глаза (жест)….(круглые).

-Бусинки чёрные и глаза…(чёрные).

-А ещё что? Называйте (жест)… (нос, рот), длинные…(усы).

-Усы, а ласково как скажем? (усики).

-У кого усики? (коллаж)

-А вот у котика туловище. А внизу что?

-А ноги у котика называются – лапки. Скажем вместе: внизу у котика лапки.

-А сзади (жест)…(хвост). Да, сзади пушистый хвост.

-Послушайте:

           Вот котик. У котика голова. На голове два уха, два глаза, нос, рот, длинные усы. Вот туловище. Внизу лапки, а сзади хвост.

     III. Физминутка.

                                          Вот какой коташка-

                                          Круглая мордашка,
                                         А на каждой лапке

                                          Коготки-царапки.

                                         Всё ему игрушки:

                                         Кубик и катушки.

                                         Котик, словно мячик,

                                         По квартире скачет.

      IV. Продолжение работы по теме.

                               1.Р.и. «Куда спрятался котик»

-Я знаю, вы любите играть. И котик любит играть. Поиграем с котиком. (перемещать игрушку, взаимодействуя с подготовленными для занятия предметами)

-Где сидит котик? (Котик сидит на стуле, на столе, на коврике, в коробке, в корзине)

                               2.Работа с карточками.

-Котик играл с нами и проголодался. Покормим котика: приведите дорожку от котика к тому, что он любит.

                                                                               

                                        

-Скажем:

Котик, на молоко. Котик, пей молоко.

Котик, на рыбу. Котик, ешь рыбу.

V. Итог.

                          Конспект № 2.

                                                

Тема: Рассказывание сказки «Кот озорник».

Цель: Развитие фразовой речи.

Задачи: 1. Учить слушать сказку, понимать её содержание, отвечать на вопросы по      

                содержанию.

               2. Расширять и активизировать предикативный словарь.

               3. Обогащать жизненный опыт детей, способствуя их социализации.

               4. Учить строить грамматически правильное предложение.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал: мягкая игрушка – кошка, картинка к рассказу из пособия Е.Ф. Бортниковой «Тетрадь для занятий взрослых с детьми “Составляем рассказы по картинкам», односюжетные картинки для составления предложений.

Словарная работа: озорник, Рыжик, усатый, довольный, сытый.

Предварительная работа: заучивание: потешки «Котик лапкой умывается», физминутки «Три кота»; рассматривание игрушки «кошка».

                                Ход занятия:

I.Орг.момент.

Игра «Котик»

Отик-отик-отик

В гостях у нас пушистый белый …..(котик)

 

Котик лапкой умывается                        Выполнять движения в

Видно в гости собирается:                        соответствии с текстом.

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл хвостик и животик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

II.Работа по теме.

1.Д.у. « Знакомство со сказкой»

а)Рассказывание сказки «Кот озорник»

-Маленький- котик, а большой….(кот).

-Хотите расскажу сказку, называется «Кот озорник».

     Жила-была Таня. У неё был кот Рыжик. Рыжик был озорник. Однажды Таня захотела    попить молока. Налила в чашку, но тут её позвала мама. Вернулась Таня, смотрит: молоко разлито. А Рыжик сидит на диване довольный и умывается. Догадалась Таня, кто пил молоко!

б) Беседа по содержанию

-У кого был кот?

-Как звали кота?

-Почему его так звали?

-Почему Таня сразу не выпила молоко?

-Так кто же пил молоко?

-Как Таня догадалась?

-А как ещё назвали кота?

-Кто такой озорник?

(Кто хулиганит, не слушается, безобразничает, озорничает – тот озорник.)

-Теперь Таня знает, что нельзя оставлять свои продукты без присмотра.

III.Физминутка.

Шли по крыше три кота

Три кота Василия.

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз

И сказали три кота:

«Красота, красота!»

IV.Продолжение работы по теме.

1.Реч.упр. «Красивые слова»

-Скажем коту красивые слова.

-Кот по цвету какой?

-А если погладить кота, он какой?

-Если кот ласкается, значит?

-У кота усы, значит какой? (и так далее)

         *белый

*мягкий

*пушистый

*ласковый

*усатый

*игривый

*хитрый

*сытый

*довольный

2.Реч.упр. « Придумай предложение»

-Скажем про кота красиво, помогут картинки.

( Кот лакает молоко. Кот спит на коврике….и т.п.)

V.Итог.

                 

                                                           Конспект № 3.

                                                                 

Тема: Рассматривание сюжетной картины  «Кот и мышонок» .

Цель: Развитие речемыслительной деятельности.

Задачи: 1. Учить внимательно рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по           её содержанию.

               2. Активизировать собственные речевые высказывания детей.

               3. Развивать зрительную память, внимание к речи педагога.

               4. Воспитывать взаимоуважение, умение работать в коллективе.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал: сюжетная картина из пособия                           Е.Ф. Бортниковой «Тетрадь для занятий взрослых с детьми “Составляем рассказы по картинкам», звуковая панель «голоса домашних животных».
  2. Раздаточный материал: картинки: кот, мышь, сыр, палка, стул, кукла.

Словарная работа: хитрость, пушистый, Пушок.

Предварительная работа: обговаривание и обыгрывание действий «прищурился, подглядывает».

                                Ход занятия:

I.Орг.момент.

                        1, 2, 3, 4, 5

Будем с вами мы играть.

                        Будем с вами мы играть-

                        Друг за другом повторять.

                        На меня все посмотрите

                        И хлопочки повторите:

II,  II-I,  I-II,  II-II.

II. Работа по теме.

                        

  1.                 Д. у. «Рассматривание картины»

-Я приготовила картину. (повёрнута обратной стороной)

-Послушайте и узнаете, кто там нарисован: (звуковая панель-«мяу»)

-Кто это? (мама кошка, а папа? КОТ)

-Кто боится кота? (мама мышка, а сынок? МЫШОНОК)

-Молодцы, ребята, угадали (повернуть картину):

                вот кот, а вот и мышонок.

-Придумаем коту кличку. Как можно назвать кота?

-Если кот чёрный, назовём его Черныш.

-А если рыжий, то …(Рыжик)

-А наш кот был пушистый. Как его звали? (Пушок)

-Пушок спит?

-Пушок не спит; посмотрите: Пушок прищурился и подглядывает.

-За кем?

-Задумал хитрость, хочет выманить мышонка из норки.

-Чем?

-Положил сыр и притворился, будто…(спит).

-А мышонок что делает?

-Почему мышонок не вышел из норки?

-Вот какой умный мышонок: и сыр съел, и коту не попался!

-Умный может всё! Кто хорошо занимается, старается, тот станет умным и у него всё получится!

     III. Физминутка.

Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Зубки белые, глазки смелые.

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл.

Пошёл кот под мосток,

Поймал рыбку за хвосток.

Пошёл кот во лесок,

Нашёл кот поясок.

А на дорожке купил себе сапожки: вот!

      IV. Продолжение работы по теме.

                               1.Д.и. «Знакомство с рассказом»

- Послушайте какой рассказ получился про кота и мышонка.

   

        Жил-был кот Пушок. А за стеной в норке жил мышонок. Захотел кот поймать мышонка. И задумал хитрость. Положил кусочек сыра и притворился будто спит.

        Выглянул мышонок из норки, увидел сыр, а рядом кот спит. Взял палочку и достал сыр.

        Открыл кот глаза: сыра нет и мышонка нет.

-Почему же Пушок не поймал мышонка?

-Что мы сказали: «Умный может всё!» Мышонок и сыр съел, и коту не попался, значит он какой?

                        

2.Д.у. «Подговаривание рассказа».

-А теперь вместе расскажем про кота и мышонка, помогайте:

                 -Жил-был кот….(и так далее)

                        3.Работа с картинками.

-Ещё раз внимательно посмотрите на картину и запомните всё, что нарисовано.

                                (перевернуть картину)

-А теперь выберите только то, что было на картине.

-Проверим, правильно выбрали картинки.

                                (повернуть картину)

V. Итог.

-Все картинки выбрали правильно, думали, старались - и всё у вас получилось.

- А значит вы какие? (умные)

                                                         Конспект № 4.

                                                

Тема: Знакомство с рассказом «Умный мышонок».

Цель: Развитие фразовой речи.

Задачи: 1. Учить слушать рассказ, понимать его содержание, отвечать на вопросы по      

                тексту рассказа.

               2. Обогащать и активизировать  словарь.

               3. Развивать слуховое внимание, мышление.

               4. Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал: серия сюжетных картин «Умный мышонок» из пособия “Истории в картинках», полоска бумаги, картинки: «кошка», «мышка», «молоко», «сыр» (по две каждой).
  2. Раздаточный материал: полоски бумаги, картинки: «кошка», «мышка», «молоко», «сыр» (по две каждой).

Словарная работа: горница, умный, хитрый, рыжий, ловкая, Быстрая, встал, достал, опустил, выпил.

Предварительная работа: сравнение табуретки и стула, сравнение длинной макаронины с трубочкой для коктейля.

                                Ход занятия:

I.Орг.момент.

Игра «Кот и мыши»

Спит на печке Васька серый,
До мышей ему нет дела.
Мыши в горнице резвятся,
Мыши Ваську не боятся.
Вдруг открылся жёлтый глаз,
Кот поймает всех сейчас!

II.Работа по теме.

1.Д.у. « Рассказывание рассказа»

-Ребята, я вам расскажу рассказ, который называется «Умный мышонок».

        Однажды кот спал.

        А рядом стояла тарелка с молоком.

        Увидел мышонок молоко и захотел его выпить, но побоялся кота.

        Стал думать мышонок: «Что делать?».

        Думал-думал и придумал.

        Встал на табуретку и достал длинную макаронину.

        Опустил макаронину в тарелку и выпил молоко.

        Проснулся кот, а молока нет.

        А умный мышонок весело смеялся.

2.Д.у. « Беседа по содержанию»

-Понравилась вам история?

-Про кого рассказ?

-Что делал кот?

-Что было у кота в тарелке?

-Кто захотел выпить молоко?

-Мышонок стал пить молоко?

-Почему? Кого побоялся?

-Мышонку очень хотелось молочка. Вот он и стал думать. Думал-думал и что он придумал?

-А потом, что он сделал?

-Вот какой умный мышонок.

-Когда кот проснулся, он обрадовался?

-А кто обрадовался?

-А кот? Посмотрите не него…он что?

-Покажите, как он удивился.

Умный мышонок даже у кота молоко может выпить. Умный может всё! Чтобы стать умным, надо учиться, заниматься. Вот и вы, ребята, занимаетесь хорошо и будете умными. И тогда у вас всё-всё получится.

III.Физминутка.

                        

                        Шли по крыше три кота,
                        Три кота Василия.
                        Поднимали три хвоста
                        Прямо в небо синее.
                        Сели киски на карниз,
                        Посмотрели вверх и вниз
                        И сказали три кота:
                        «Красота, красота!»

IV.Продолжение работы по теме.

1.Р.у. « Подбери определение»

-Про кого был наш рассказ?

-А мышонок был какой, раз он придумал как выпить молоко?

-Что значит умный?

-Если он перехитрил кота, значит он какой?
-Хитрый как кто? Кто в сказках самый хитрый?

-А по размеру, какой?

-А по цвету?

-Если он быстро бегает, значит какой?

-Если ловко прячется в норку, значит какой?

-Мышонок маленький, а кот какой?

-Мышонок серый, а кот….

2.Д.у. « Работа на карточках»

-Я приготовила для вас интересное задание, проходите за столы.

-У меня полоска и картинки.

-Назовите, что здесь?

-А что у вас?

-И у вас есть на тарелочке такие же картинки и полоски. Положите перед собой полоски и подвиньте тарелочки.

-Выложите на полоску кошку. Выкладывать будем от вертикальной синей линии, слева - на право. Чем угостим кошку: молоком или сыром?

-Выкладывайте.

-Дальше положите мышку. Чем угостим мышку? Выкладывайте.

-А теперь продолжите ряд. (один ребёнок выполняет у доски).

-Ребята, давайте проверим.

-Смотрите, помогайте мне: кошка-молоко, мышка-сыр, кошка-молоко, мышка-сыр.

-Кто сделал также, улыбнитесь мне.

V.Итог.

-Вы сегодня хорошо занимались, старались и стали ещё умнее, чем были. Вы сегодня молодцы!

                  Конспект № 5.

Тема: Заучивание диалога “Киска».

Цель: Развитие фразовой речи.

Задачи: 1. Обучать навыкам диалога.

               2. Обогащать и активизировать предикативный словарь.

               3. Развивать языковое чутьё.

               4. Воспитывать доброе отношение к животным.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал: карточка для проведения орг.момента «кто что ест», мягкая игрушка – кошка, бантик на ниточке, предметные картинки к речевой игре: кошка, сосиски, миска, ириска.

Словарная работа: ириска, больно, неприятно, обижать, заботиться, приласкать.

Предварительная работа: рассматривание предметных картинок: миска, ириска, сосиска.

                                Ход занятия:

I.Орг.момент.(сидя)

                        

                                                                                                                                             

                                                                       

  -Кто любит косточку?

  -А молоко?

-Как ещё кошку назовём?

-Послушайте, как я скажу: киска.

-Можно кошку так назвать?

     II.Работа по теме.

                          1.Чтение диалога с элементами инсценирования.

-Здравствуй, киска.

Как дела?

Почему от нас ушла?

-Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить-

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете.

                         2.Заучивание диалога.

-Как мы поздороваемся? (Здравствуй, киска.)

-Спросите: как дела? Почему от нас ушла? (дети повторяют)

-Что ответила киска? (Не могу я с вами жить)

-Почему так сказала киска: хвостик….(негде положить)

-Ходите, зеваете, на хвостик…..(наступаете)

                        3.Совместное проговаривание диалога.

-Давайте расскажем про киску. Помогайте мне.( проговаривают)

                        4.Инсценирование диалога детьми.

     III.Физминутка.

-А сейчас мы с вами будем кисками.

                                Остренькие ушки,

                                На лапках подушки,

                                Усы, как щетинка,

                                Дугою спинка.

                                Днём на коврике лежит,

                                Сладко спит.

                                Ночью бродит-

                                На охоту ходит.

                        

    IV.Продолжение работы по теме.

                             1.Беседа.

-Нравится киске, если ей на хвост наступают?

-Киске больно? Скажем: киске больно.

-Киске больно, неприятно. Нельзя обижать животных: наступать на хвостик. Надо животных жалеть, заботиться о них. Как?

-Если голодные, что сделать? (покормить)

-А ещё?(жест) (погладить, приласкать)

-Можно с бантиком (показать бантик на ниточке)…(поиграть)

                        2.Р.и. «Дружные слова».

-Вы играете, дружите. И слова дружатся, звучат похоже, рифмуются.

-Послушайте: киска-миска (показ пары картинок), звучат похоже?

-Повтори (предложить повторить двум детям по-очереди).

-А теперь вы называйте: киска…(жест на вторую картинку в паре)

                                                                                           

                                                             

                                                                        

                                                                        

V.Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ: вызвать у детей интерес к глине как художественному материалу; учить правильно работать с нею; познакомить со свойствами глины: мягкая, можно отрывать куски от большого кома, соединять их в одно...

Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Игра - естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Именно через нее он осваивает, изучает окружающий мир. Очень важно не оставлять его в одиночестве, а изучать этот мир вместе с ним, его глаз...

Особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (3 -4 года).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выпо...

Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию, музыкальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста «Музыкальный теремок»

Цель: развивать музыкальные способности детей младшего дошкольного возраста через музыкально – игровую деятельность, в непроизвольной форме сохранять и укреплять здоровье....

Статья "Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей"

В статье представлен опят работы по развитию игровой деятельности младших дошкольников в процессе взаимодействия с родителями....

Методическая разработка «Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»

Лего - конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Особенность Лего - конструирования заключается в том, что оно является уникальным инструментом для увлекательно...