Интегрированное занятие «В тереме – светлице» Старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Фирсова Маргарита Анатольевна

интегрированное занятие для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svetlica_3.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

-1-

Ход занятия:

  1. Дети входят в группу, где создан уголок русской избы: печь, стол, накрытый скатертью, самовар, прялка, чугунок, ухват, колыбель, корыто. Их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм.

Хозяюшка Марья:    Я - хозяюшка Марья.

                                   Приглашаю вас в терем– светлицу!

                                   Веселья вам да радости!

                                   Давно я вас жду- поджидаю,

                                   Праздник без вас не начинаю.

                                   Припасла я для вас забавушек на всякий вкус:

                                   Кому загадку, кому- правду, кому- песенку.

Дети садятся.

 Хозяюшка Марья:  Всем ли места хватило?

                                   Всем ли слышно, всем ли видно?

                                                                   

Саша:   Гостям- то, известное дело, хватило места, не тесновато ли хозяевам?

Хозяюшка Марья:  В тесноте, да не в обиде!

2. Беседа.

Хозяюшка Марья:   Загадаю вам загадки, кто смышленей, погляжу.

 ЗАГАДКИ.

                                   Если работает она,

                                   Не будет голодной семья. (Печь).

Алена:                        Русской печки нет добрее,

                                    Всех накормит, обогреет.

                                     Варежки сушить поможет,

                                    Деток спать уложит.

                                   Книзу узок, верх широк,

                                   Не кастрюля-…(Чугунок).

Алина: В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили.

 Хозяюшка Марья:          Стоит толстячок,

                                          Подбоченивши бочок,

                                          Шипит и кипит,

                                          Всем чай пить велит. (Самовар).

Алина: Сверху пар, снизу жар- кипит русский самовар.

Хозяюшка Марья:         Однорук, зато рогат,

                                        Он в семье первейший хват. (Ухват).

Матвей: Чугунок очень рад, что его схватил ухват.

Хозяюшка Марья: Оно, ложась на чьи-то плечи

                                Носило воду в дом из речки. (Коромысло).

-2-

Хозяюшка Марья: А что на ноги обували? (Лапти).

Даша: Лапти, лапти, лапоточки, из лыка да бересты плетеные, легкие да просторные.

Хозяюшка Марья: ( показывает рисунок): На онучи их надевали. Онучи - это ткань для обмотки ноги до колена. Оборами подвязывали.  Оборы - это подвязки.

А это люлька- кроватка для младенца. Она крепилась к потолку. (Звучит плач ребенка) Кто тут плачет, слезы льет?(Достает из люльки куклу). Да это малец - удалец. Сегодня родился да рассердился. Лиза, возьми его на руки, покачай, он и успокоится.

Хозяюшка Марья: С давних пор так повелось: ребенок рождается, его именем нарекают. Давайте дадим ему имя, да не модное заграничное, а старинное русское. Для этого посмотрим в специальную книгу - святцы. В феврале именины у Егора. Человек растет, и имя его растет. Пока он кроха, его все будут называть ласково - Егорушка. Подрастет малыш, станут Егором звать. А как повзрослеет, Егором Ивановичем будут величать. А как вас будут звать, когда вы станете взрослыми?

Хозяюшка Марья: Молодцы! Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена. А вы знаете, что означает имя Егор? Егор- хозяин земли. Когда родители называли ребенка этим именем, они мечтали о том, что когда вырастет сын, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.

Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы. (Показ уголька, зерна, монеты). Как вы думаете, для чего они младенцу?

Во времена ваших прапрабабушек и прапрадедушек уголек, зерно и монеты клали в корыто с водой, где ребенка в первый раз купали. Когда клали уголек, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу».

Ребенок кладет уголек и повторяет слова.

Хозяюшка Марья: А когда клали зерно, говорили: «Будь всегда сыт».

Ребенок повторяет действие.

Хозяюшка Марья: Кто из вас догадается, для чего клали монетки, и какие слова при этом говорили?

Правильно, Вика, положи монетку в воду со словами: «Будь всегда богат».

      Вместе с ребенком купаем куклу.

      Тили- тили, тили-тили,

      А мы по воду ходили.

      Воды для Егорки

      Полное ведерко.

      Мыли- мыли, мыли-мыли,

      Бело- набело отмыли.

      Лишь головка одна,

      Как была, черным - черна!

Алена помоги мне вытереть Егора, подай полотенце.

      Полотенце вышито и бело,

      Вытирай- ка малыша умело.

-3-

      Будет чистеньким малыш,

      Вырастет у нас крепыш!

Мы искупали, вытерли Егорку, а что теперь делать?

Дети: Его надо запеленать, одеть.

Хозяюшка Марья: Заворачивали ребенка в отцову рубаху, чтоб он был похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как и он. Соня, помоги мне.

Соня: Расти, малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают.

Хозяюшка Марья: Пора Егорушку стать уложить. Что это в люльке? (Вынимает хлеб и соль). Зачем они тут? (Предположения детей). На Руси не только долгожданных гостей, но и новорожденных встречали хлебом- солью. Приговаривали: «Наконец- то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!».

Хозяюшка Марья: Вот и уснул Егорка. У него сегодня именины. Пока в свой первый день ребенок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Как вы думаете, что можно подарить младенцу?

Старались родные. Кто сошьет рубашечку, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и мы сделаем куклу- оберег: вы для себя, а я для Егорушки. Куклу- оберег делают без ножниц и иголок. Ей не рисуют лицо, чтобы злая сила не навредила младенцу.

  1. Практическая работа. 

Посмотрите, сколько разноцветных лоскутков я для вас приготовила. Вы уж постарайтесь, сделайте кукол яркими и нарядными. Но сначала приготовим пальцы к работе.

                                   Пальчиковая гимнастика.

Я колышки тешу,                                  Движение «строгаем»

Огород я горожу,                                  Сплетаем пальцы в «замок»

Я капусту сажу,                                     Соединяем пальцы, мягко надавливая

                                                                 друг на друга

Сажу беленькую,                                   Поглаживаем пальцы

Развеселенькую.                                    Обхватываем поочередно руки

Хозяюшка Марья: В старину говорили: «С песней и труд спорится». Подпевайте мне.

Исполнение песни «Золотая прялица».

Хозяюшка Марья: Хорошие  вы обереги сделали. Свой я подарю Егорушке, пусть

 хранит его и защищает.

4. Хоровод.

Хозяюшка Марья: На именинах надобно веселиться, хоровод водить, в игры играть. Становитесь- ка в хоровод.

 Инсценировка хоровода «Пошла млада за водой».

-4-

5. Итог.

Хозяюшка Марья: Что вам  больше всего понравилось? Какие обычаи вам показались наиболее интересным?

 

Литература:

  1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.
  2. Ребенок в детском саду. -ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». -№1,2012.

  1. http://kidportal.ru/zagadki/str18.html

  1. http://www.prozagadki.ru/510-zagadki-pro-samovar-dlja-razvitija-vashego-rebenka.html

-5-

Интегрированное занятие

«В тереме – светлице»

Старшая группа

                                                      Составила и провела для

                                                      воспитателей МДОУ

                                                      д/с №43 «Рябинка»

                                                 воспитатель Фирсова М. А

                                                     

Коломна 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Как устроить праздник" (старшая группа)

Цель: Развитие познавательного интереса старших дошкольников к социальному окружению через интеграцию детских видов деятельности.Задачи:- Познакомить детей с тем, как можно самим подготовить  праздник...

Открытое интегрированное занятие «Зимняя сказка» в старшей группе.

Задачи:Обобщить представления  детей о зиме.Актуализировать знания детей о сезонных изменениях в природе зимой.Закрепить   знания о характерных признаках зимы.Продолжать развивать памят...

Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе "Тайны моря"

Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе....

Конспект интегрированного занятия "Хороший день" в старшей группе

Обобщить знания детей о писателе С.Я. Маршаке, его произведениях...

Интегрированное занятие по ФГТ в старшей группе "Школа дорожной азбуки"

Занятие составлено по ФГТ, включает в себя 10 образовательных областей....

Интегрированное занятие по ПДД в старшей группе.

Тема: «Путешествие по городу»Цели:Закрепить основы правил движения транспорта и пешеходов.Дать представление о том, как важно уметь правильно ходить и ездить по городу.Расширять представления де...