Интегрированное занятие «В тереме – светлице» Старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
-1-
Ход занятия:
- Дети входят в группу, где создан уголок русской избы: печь, стол, накрытый скатертью, самовар, прялка, чугунок, ухват, колыбель, корыто. Их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм.
Хозяюшка Марья: Я - хозяюшка Марья.
Приглашаю вас в терем– светлицу!
Веселья вам да радости!
Давно я вас жду- поджидаю,
Праздник без вас не начинаю.
Припасла я для вас забавушек на всякий вкус:
Кому загадку, кому- правду, кому- песенку.
Дети садятся.
Хозяюшка Марья: Всем ли места хватило?
Всем ли слышно, всем ли видно?
Саша: Гостям- то, известное дело, хватило места, не тесновато ли хозяевам?
Хозяюшка Марья: В тесноте, да не в обиде!
2. Беседа.
Хозяюшка Марья: Загадаю вам загадки, кто смышленей, погляжу.
ЗАГАДКИ.
Если работает она,
Не будет голодной семья. (Печь).
Алена: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет.
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля-…(Чугунок).
Алина: В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили.
Хозяюшка Марья: Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар).
Алина: Сверху пар, снизу жар- кипит русский самовар.
Хозяюшка Марья: Однорук, зато рогат,
Он в семье первейший хват. (Ухват).
Матвей: Чугунок очень рад, что его схватил ухват.
Хозяюшка Марья: Оно, ложась на чьи-то плечи
Носило воду в дом из речки. (Коромысло).
-2-
Хозяюшка Марья: А что на ноги обували? (Лапти).
Даша: Лапти, лапти, лапоточки, из лыка да бересты плетеные, легкие да просторные.
Хозяюшка Марья: ( показывает рисунок): На онучи их надевали. Онучи - это ткань для обмотки ноги до колена. Оборами подвязывали. Оборы - это подвязки.
А это люлька- кроватка для младенца. Она крепилась к потолку. (Звучит плач ребенка) Кто тут плачет, слезы льет?(Достает из люльки куклу). Да это малец - удалец. Сегодня родился да рассердился. Лиза, возьми его на руки, покачай, он и успокоится.
Хозяюшка Марья: С давних пор так повелось: ребенок рождается, его именем нарекают. Давайте дадим ему имя, да не модное заграничное, а старинное русское. Для этого посмотрим в специальную книгу - святцы. В феврале именины у Егора. Человек растет, и имя его растет. Пока он кроха, его все будут называть ласково - Егорушка. Подрастет малыш, станут Егором звать. А как повзрослеет, Егором Ивановичем будут величать. А как вас будут звать, когда вы станете взрослыми?
Хозяюшка Марья: Молодцы! Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена. А вы знаете, что означает имя Егор? Егор- хозяин земли. Когда родители называли ребенка этим именем, они мечтали о том, что когда вырастет сын, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.
Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы. (Показ уголька, зерна, монеты). Как вы думаете, для чего они младенцу?
Во времена ваших прапрабабушек и прапрадедушек уголек, зерно и монеты клали в корыто с водой, где ребенка в первый раз купали. Когда клали уголек, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу».
Ребенок кладет уголек и повторяет слова.
Хозяюшка Марья: А когда клали зерно, говорили: «Будь всегда сыт».
Ребенок повторяет действие.
Хозяюшка Марья: Кто из вас догадается, для чего клали монетки, и какие слова при этом говорили?
Правильно, Вика, положи монетку в воду со словами: «Будь всегда богат».
Вместе с ребенком купаем куклу.
Тили- тили, тили-тили,
А мы по воду ходили.
Воды для Егорки
Полное ведерко.
Мыли- мыли, мыли-мыли,
Бело- набело отмыли.
Лишь головка одна,
Как была, черным - черна!
Алена помоги мне вытереть Егора, подай полотенце.
Полотенце вышито и бело,
Вытирай- ка малыша умело.
-3-
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш!
Мы искупали, вытерли Егорку, а что теперь делать?
Дети: Его надо запеленать, одеть.
Хозяюшка Марья: Заворачивали ребенка в отцову рубаху, чтоб он был похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как и он. Соня, помоги мне.
Соня: Расти, малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают.
Хозяюшка Марья: Пора Егорушку стать уложить. Что это в люльке? (Вынимает хлеб и соль). Зачем они тут? (Предположения детей). На Руси не только долгожданных гостей, но и новорожденных встречали хлебом- солью. Приговаривали: «Наконец- то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!».
Хозяюшка Марья: Вот и уснул Егорка. У него сегодня именины. Пока в свой первый день ребенок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Как вы думаете, что можно подарить младенцу?
Старались родные. Кто сошьет рубашечку, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и мы сделаем куклу- оберег: вы для себя, а я для Егорушки. Куклу- оберег делают без ножниц и иголок. Ей не рисуют лицо, чтобы злая сила не навредила младенцу.
- Практическая работа.
Посмотрите, сколько разноцветных лоскутков я для вас приготовила. Вы уж постарайтесь, сделайте кукол яркими и нарядными. Но сначала приготовим пальцы к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Я колышки тешу, Движение «строгаем»
Огород я горожу, Сплетаем пальцы в «замок»
Я капусту сажу, Соединяем пальцы, мягко надавливая
друг на друга
Сажу беленькую, Поглаживаем пальцы
Развеселенькую. Обхватываем поочередно руки
Хозяюшка Марья: В старину говорили: «С песней и труд спорится». Подпевайте мне.
Исполнение песни «Золотая прялица».
Хозяюшка Марья: Хорошие вы обереги сделали. Свой я подарю Егорушке, пусть
хранит его и защищает.
4. Хоровод.
Хозяюшка Марья: На именинах надобно веселиться, хоровод водить, в игры играть. Становитесь- ка в хоровод.
Инсценировка хоровода «Пошла млада за водой».
-4-
5. Итог.
Хозяюшка Марья: Что вам больше всего понравилось? Какие обычаи вам показались наиболее интересным?
Литература:
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.
- Ребенок в детском саду. -ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». -№1,2012.
-5-
Интегрированное занятие
«В тереме – светлице»
Старшая группа
Составила и провела для
воспитателей МДОУ
д/с №43 «Рябинка»
воспитатель Фирсова М. А
Коломна 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Как устроить праздник" (старшая группа)
Цель: Развитие познавательного интереса старших дошкольников к социальному окружению через интеграцию детских видов деятельности.Задачи:- Познакомить детей с тем, как можно самим подготовить праздник...
Открытое интегрированное занятие «Зимняя сказка» в старшей группе.
Задачи:Обобщить представления детей о зиме.Актуализировать знания детей о сезонных изменениях в природе зимой.Закрепить знания о характерных признаках зимы.Продолжать развивать памят...
Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе "Тайны моря"
Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе....
Конспект интегрированного занятия "Хороший день" в старшей группе
Обобщить знания детей о писателе С.Я. Маршаке, его произведениях...
Интегрированное занятие по ФГТ в старшей группе "Школа дорожной азбуки"
Занятие составлено по ФГТ, включает в себя 10 образовательных областей....
Интегрированное занятие по ПДД в старшей группе.
Тема: «Путешествие по городу»Цели:Закрепить основы правил движения транспорта и пешеходов.Дать представление о том, как важно уметь правильно ходить и ездить по городу.Расширять представления де...
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе по программе "Детство"
Сюжетное занятие морской тематики...